ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-893/18 от 16.07.2018 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 2–893/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2018 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Лебедевой О.Ю.,

при секретаре Котовой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Шевцова А.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области о признании приказов о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей незаконными, взыскании надбавок и доплат, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Шевцов А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (далее – Главное управление МЧС России по Томской области) о признании приказов о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей незаконными, взыскании надбавок и доплат, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных исковых требований указывает, что с 13.05.2011 является начальником федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МСЧ России по Томской области» (далее – ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области»). На основании приказа начальника Главного управления МЧС России по Томской области ФИО2 от 15.01.2018 № 8-НС в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 74 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на период проведения служебной проверки был отстранен от должности начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» с 15.01.2018. Приказом от 02.04.2018 № 48-НС первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Томской области ФИО1 в соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 74 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на период исполнения дисциплинарного взыскания, наложенного по результатам служебной проверки (увольнение со службы в федеральной противопожарной службе) был временно отстранен от должности начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» с 15.03.2018. Полагает, что данные приказы являются незаконными, не соответствуют требованиям закона и направлены на ущемление его прав и законных интересов. Приказ от 15.01.2018 № 8-НС не содержит указание на основания для временного отстранения от должности, также в приказе отсутствует указание на то, какое именно грубое нарушение служебной дисциплины вменяется. Согласно приказу от 02.04.2018 № 48-НС основанием для временного отстранения является рапорт ФИО3 от 14.03.2018. В силу п. 7 Приказа МЧС России от 26.04.2017 № 192 приказ о временном отстранении сотрудника издается в течение суток с момента принятия руководителем решения о временном отстранении, однако приказ издан спустя 17 дней. Приказы о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей ущемляют права и законные интересы истца, поскольку прекращены выплаты надбавок и доплат. Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, выразившийся в наличии чувства тревоги за свое будущее, бессоннице, ухудшении здоровья, которые оценивается истцом в размере 40000 руб.

Увеличив заявленные исковые требования, истец просит признать незаконным приказ от 15.01.2018 № 8-НС начальника Главного управления МЧС России по Томской области полковника внутренней службы ФИО2; признать незаконным приказ от 02.04.2018 № 48-НС первого заместителя начальника Главного управления МСЧ России по Томской области полковника внутренней службы ФИО1; взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства – надбавки и доплаты, которых истец был лишен в связи с отстранением от должности в размере 176352,10 руб., компенсацию морального вреда в размере 40000 руб.

Истец Шевцов А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования, с учетом их увеличения, поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также в дополнениях к нему.

Представитель истца Шевцова А.В. – Аржанникова О.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что ответчиком не представлено доказательств законности проведения служебной проверки, документ о назначении служебной проверки, также истцу не было разъяснено, что в отношении него проводится служебная проверка, его права. Из материалов проверки не усматриваются факты грубого нарушения истцом служебной дисциплины, следовательно, временное отстранение истца от выполнения служебных обязанностей является незаконным. Ответчиком также нарушен срок проведения служебной проверки.

Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Томской области – Горбулева М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что вынесенные приказы о временном отстранении истца от исполнения должностных обязанностей законны и обоснованы, следовательно, оснований для взыскания надбавок и доплат, а также компенсации морального вреда не имеется. Дополнительно пояснила, что истец занимал должность начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области», компетенция которого включает в себя, в том числе персональную ответственность за выполнение функций и задач возложенных на учреждение. Приказом Главного управления от 15.01.2018 № 8-НС истец временно был отстранен от исполнения должностных обязанностей на период служебной проверки по факту его недобросовестного отношения к своим должностным обязанностям. Основанием для принятия начальником Главного управления решения об отстранении Шевцова А.В. является рапорт заместителя начальника Главного управления по анктикризисному управлению ФИО3 от 12.01.2018, написанный по итогам проведения штабной тренировки по теме «Организация приведения Главного управления МЧС России по Томской области и подчиненных подразделений в степени готовности (боевой готовности)» 11.01.2018. В рапорте ФИО3 от 12.01.2018 отражены недостатки в работе ЦУКС, выявленные в ходе штабной тренировки 11.01.2018. Также в рапорте отражено, что слабая подготовка ЦУКС к штабной тренировке объясняется невыполнением Шевцовым А.В. требований п. 2.4 Организационных условий по подготовке и проведению штабной тренировки, поступивших в ЦУКС 09.01.2018, которые содержали ряд поручений необходимых к исполнению начальниками подразделений. Данные задачи начальником ЦУКС Шевцовым А.В. в полном объеме выполнены не были, что является грубым нарушением служебной дисциплины и относится к совершению сотрудником виновного бездействия, повлекшего за собой создание помех в работе, что могло привести к приостановлению деятельности подразделения. Также в отношении истца проводилась служебная проверка по факту нарушения антикоррупционного законодательства. Заключение обеих проверок утверждены начальником Главного управления 14.03.2018. Полковник ФИО3 14.03.2018 обратился к начальнику Главного управления с рапортом, содержащим ходатайство об отстранении Шевцова А.В. от выполнения служебных обязанностей начальника ЦУКС на период исполнения дисциплинарного взыскания, наложенного по результатам служебной проверки (увольнение со службы). Резолюция начальника Главного управления на рапорте наложена 14.03.2018. Данный рапорт по упущению полковника ФИО3 поступил в отдел кадров Главного управления только 02.04.2018, за что начальником Главного управления ФИО3 было объявлено устное замечание. На основании указанного рапорта был издан приказ Главного управления от 02.04.2018 № 48-НС, которым Швецов А.В. был отстранен от должности начальника ЦУКС с 15.03.2018 на период исполнения дисциплинарного взыскания, наложенного по результатам служебной проверки (увольнение со службы). Приказом МЧС России от 04.04.2018 № 44-нс контракт с Шевцовым А.В. расторгнут, Шевцов А.В. уволен со службы в федеральной противопожарной службе по п. 13 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ (в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 84 Федерального закона) без указания даты увольнения. В период с 10.04.2018 по 10.05.2018 Шевцов А.В. находился в отпуске по личным обстоятельствам. Приказом Главного управления МСЧ России по Томской области от 07.05.2018 № 67-НС по личному составу Шевцов А.В. уволен с 10.05.2018 по п. 13 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ (в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 84 Федерального закона). Приказом Главного управления от 21.06.2018 № 98-НС внесены изменения в приказ Главного управления от 07.05.2018 № 98-НС, изменена дата увольнения Шевцова А.В. с 10.05.2018 (последний день отпуска) на 11.05.2018 (первый рабочий день после окончания отпуска).

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Международный пакт 1966 года об экономических, социальных и культурных правах, вступивший в силу для СССР 03.01.1976 и обязательный для России как правопреемника бывшего Союза ССР по международным договорам, в статье 6 предусматривает, что участвующие в указанном Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.

В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, признаются, в том числе, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в числе прочего, федеральными законами, содержащими нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ).

Отношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника противопожарной службы, урегулированы Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).

Согласно ст. 2 данного закона в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что истец Шевцов А.В. на основании приказа Главного управления МЧС России по Томской области от 13.05.2011 № 34-нс назначен начальником государственного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Министертсва Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области». 29.12.2017 с полковником внутренней службы Шевцовым А.В. заключен контракт о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, согласно которому последний обязуется выполнять обязанности по должности начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области».

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, органами повседневного управления единой системы на региональном уровне являются центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, следовательно, на территории Томской области органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) является ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области», что также отражено в Уставе ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» (далее - Устав).

В соответствии с п. 2.1 Устава целями деятельности учреждения, в том числе являются обеспечение функционирования органов управления областной территориальной подсистемы РСЧС, управления их силами и средствами при ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) регионального и межмуниципального характера; оповещение, контроль наличия и готовности сил и средств оперативного реагирования МЧС России к действиям при ЧС мирного и военного времени на территории Томской области; обеспечение оповещения и информирования органов управления и сил областной территориальной подсистемы РСЧС о ЧС мирного и военного времени на территории Томской области; осуществление в пределах своей компетенции своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывая людей, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий на территории Томской области; сбор и обработка информации в области гражданской обороны обеспечения в установленном порядке непрерывного управления силами и средствами гражданской обороны при переходе с мирного на военное время, в том числе передачи сигналов о приведении системы гражданское обороны в соответствующие степени готовности на территории Томской области.

Пунктом 3.12 Устава установлена компетенция начальника Учреждения, которая включает в себя, в том числе персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на учреждение; организацию контроля за деятельностью структурных подразделений Учреждения; проведение работы по отбору, расстановке кадров, их профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.

Согласно ч. 1 ст. 48 Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей на сотрудника федеральной противопожарной службы налагаются взыскания, предусмотренные ст. 49 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ.

В силу положений ст. 49 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ на сотрудника федеральной противопожарной службы в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; ) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе; 6) увольнение со службы в федеральной противопожарной службе.

Порядок наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника федеральной противопожарной службы определен в ст. 51 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ.

Дисциплинарные взыскания на сотрудников федеральной противопожарной службы налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, за исключением перевода на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе и увольнения со службы в федеральной противопожарной службе сотрудника, замещающего должность в федеральной противопожарной службе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в федеральной противопожарной службе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности обязан проинформировать Президента Российской Федерации.

Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника федеральной противопожарной службы необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).

Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка и не учитывает обстоятельства, при которых он был совершен (ч.ч. 3, 4, 5 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

Приказом МЧС России от 17.10.2016 № 550 утвержден Порядок проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Порядок проведения служебной проверки), согласно которому основанием для проведения служебной проверки является наличие достаточных данных, указывающих на нарушение сотрудником установленного порядка и правил при выполнении возложенных на него обязанностей и осуществлении имеющихся у него правомочий в ходе служебной деятельности, а также происшествия с его участием. Поводом для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке руководству МЧС России, начальнику (руководителю) подразделения МЧС России или его заместителю информация о дисциплинарном проступке сотрудника или происшествии с его участием, которая может содержаться в обращениях граждан и организаций, сообщениях судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, заявлениях (рапортах) федеральных государственных служащих и работников подразделений МЧС России, а также в публикациях средств массовой информации.

Исходя из указанного следует, что федеральная противопожарная служба является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов в области пожарной безопасности, гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц. При наличии оснований полагать, что сотрудником федеральной противопожарной службы допущены нарушения при исполнении возложенных на него обязанностей, может быть назначена служебная проверка.

Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по подразделению МЧС России о проведении служебной проверки комиссией (п. 12 Порядка проведения служебной проверки).

Пунктом 14 Порядка проведения служебной проверки установлено, что должностному лицу не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии следующих оснований: если он является подчиненным по службе сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка; если он состоит в близком родстве или свойстве с сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка; если имеются иные обстоятельства, дающие основания предполагать его прямую или косвенную заинтересованность в исходе служебной проверки.

Согласно ч. 2 ст. 74 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы может быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей в случае:

1) уголовного преследования сотрудника без применения мер, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, - до прекращения уголовного преследования по основаниям, дающим право на реабилитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) назначения служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей, - на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания;

3) возникновения конфликта интересов - до его урегулирования.

Приказом МЧС России от 26.04.2017 № 192 утвержден Порядок временного отстранения сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы от выполнения служебных обязанностей.

Решение о временном отстранении сотрудника от выполнения служебных обязанностей в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 74 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принимается: министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в отношении всех сотрудников Министерства; руководителями (начальниками) территориальных органов МЧС России - в отношении сотрудников территориального органа МЧС России и подведомственных ему учреждений и организаций; руководителями (начальниками) учреждений и организаций МЧС России, в которых предусмотрено прохождение службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы - в отношении сотрудников, назначаемых указанными руководителями (начальниками) на должность (п. 2 Порядка).

Согласно п.п. 3, 4 указанного Порядка в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 74 Федерального закона, основанием для временного отстранения сотрудника является рапорт прямого или непосредственного руководителя (начальника), содержащий ходатайство о временном отстранении сотрудника. Решение о временном отстранении сотрудника в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 74 Федерального закона, оформляется приказом.

Приказ о временном отстранении сотрудника должен содержать следующие сведения: основание для временного отстранения сотрудника и указание на норму Федерального закона, в соответствии с которой сотрудник временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей; дату, с которой сотрудник временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей (п. 8 Порядка).

Приказом начальника Главного управления МЧС России по Томской области полковником внутренней службы ФИО2 от 15.01.2018 № 8-НС в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 74 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на период проведения служебной проверки полковник внутренней службы Шевцов А.В. временно отстранен от должности начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» с 15.01.2018.

Из пояснений ответчика, а также из материалов дела следует, что основанием для отстранения начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» Шевцова А.В. от должностных обязанностей послужил рапорт заместителя начальника Главного управления (по антикризисному управлению) полковника ФИО3 поданный на имя начальника Главного управления МЧС России по Томской области, содержащий резолюцию начальника Главного управления от 15.01 о проведении ФИО3 разбирательства, об отстранении Шевцова А.В. на период разбирательства от исполнения служебных обязанностей. Из содержания указанного рапорта следует, что 10 – 11 января, в соответствии с планом основных мероприятий Главного управления на 2018 год, проводились тактико-строевые занятия по теме: «Организация приведения Главного управления МЧС России по Томской области и подчиненных подразделений в степени готовности (боевой готовности)». В ходе тренировки в ЦУКС Главного управления был выявлен ряд недостатков, а именно:

Истец в свою очередь ссылается на то, что указанный рапорт не может являться основанием его отстранения от исполнения должностных обязанностей, поскольку данный рапорт датирован 07.02.2018, в то время как приказ о временном его отстранении от исполнения должностных обязанностей издан 15.01.2018, что подтверждается представленным истцом рапортом заместителя начальника главного управления (по антикризисному управлению) полковника ФИО3 содержащий штамп «ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» вх. № 253 07.02.2018», а также журналом регистрации входящих документов.

Как следует из рапорта младшего инспектора аналитического отдела старшего сержанта внутренней службы ФИО4 от 30.05.2018, она (ФИО4) 05.02.2018 от и.о. начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» ФИО5 получила устное распоряжение в период с 06.02.2018 по 09.02.2018 исполнять обязанности старшего инспектора по основной деятельности канцелярии ФИО6, на время ее отсутствия. 07.02.2018 в канцелярию ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» обратился Шевцов А.В. и представил копию рапорта заместителя начальника главного управления МЧС России по Томской области (по антикризисному управлению) полковника ФИО3 Шевцов А.В. сказал зарегистрировать данную копию рапорта в журнале регистрации входящих документов № 1-24 (том 1), поставить на нем синюю печать входящих документов ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» (№ 253 от 07.02.2018) и сделать в верхней части рапорта надпись: «Доведено до Шевцова 07.02.2018» с ее подписью и расшифровкой.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО3 суду показал, что занимает должность . 11.01.2018 проводились тактико-строевые занятия, по итогам которых в связи с выявлением существенных недостатков 12.01.2018 он (ФИО3) подал рапорт на имя начальника Главного управления, также указал на необходимость временного отстранения Шевцова А.В. от исполнения должностных обязанностей, в связи с наличием ненадлежащего исполнения им (Шевцовым А.В.) должностных обязанностей. Начальником Главного управления принято решение о проведении служебной проверки, также на период ее проведения отстранение Шевцова А.В. от исполнения должностных обязанностей. 15.01.2018 на селекторном совещании начальник Главного управления озвучил, что Шевцов А.В. на период проведения служебной проверки временно отстранен от исполнения служебных обязанностей. Шевцов А.В. присутствовал на совещании. Проведении служебной проверки начальник Главного управления поручил ему (ФИО3). Учитывая, что Шевцов А.В. значительное время находился на больничном, служебная проверка в срок установленный законом проведена на была, в связи с чем, на основании его (ФИО3) рапорта, срок проведения проверки был продлен. Шевцов А.В. знал о проведении в отношении него служебной проверки, ему были разъяснены его права, также Шевцов А.В. давал устные объяснения, в письменной форме объяснения не давал. Отсутствие даты на рапорте поданного на имя начальника Главного управления о выявленных недостатках, при проведении тактико-строевых занятий, объясняет личным упущением.

Наличие установленных нарушений в ходе проведения тактико-строевых занятий, а также подачу 12.01.2018 по итогам их проведении рапорта заместителем начальника Главного управления (по антикризисному управлению) ФИО3 также подтверждается показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 допрошенных в ходе судебного разбирательства.

Показания указанных свидетелей полны, последовательны, согласуются между собой и сматериалами дела, в связи с чем, у суда нет оснований не доверять им.

Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований сомневаться, что рапорт заместителя начальника Главного управления (по антикризисному управлению) ФИО3 является достаточным основанием для проведения служебной проверки и для временного отстранения Шевцова А.В. от исполнения должностных обязанностей, у суда не имеется. Порядок назначения служебной проверки соблюден.

Как следует из материалов дела, начальником Главного управления МЧС России по Томской области полковником внутренней службы ФИО2 09.01.2018 утвержден план проведения штабной тренировки по боевой готовности с Главными управлениями МЧС России по Томской области и подчиненными подразделениями на 11.01.2018. Темой является организация приведения Главного управления МСЧ России по Томской области и подчиненных подразделений в степени готовности (боевой готовности). Также установлены учебные цели: проверить реальность плана приведения Главного управления МЧС России по Томской области в степени готовности (боевой готовности); совершенствовать навыки личного состава в выполнении своих функциональных обязанностей при приведении Главного управления МЧС России по Томской области в степени готовности (боевой готовности); проверить организацию оповещения и сбора состава по сигналам боевого управления; проверить уровень готовности ППУ (ЗПУ). Время проведения установлено 07.30 – 17.00 11.01.2018, место проведения – пункты управления в местах постоянной дислокации, ППУ (ЗПУ). На тренировку привлечено, в том числе ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области».

Также штабная тренировка с ГУ МЧС России по Томской области по теме: «Перевод ГУ МСЧ России по Томской области в высшие степени готовности» сроком исполнения 11.01.2018, установлена планом основных мероприятий ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» на январь 2018 год, утвержденным заместителем начальника Главного управления (по антикризисному управлению) полковником ФИО3 21.12.2017, планом основных мероприятий ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» на 2018 год, утвержденным заместителем начальника Главного управления (по антикризисному управлению) полковником ФИО3 29.12.2017.

Приказом ГУ МЧС России по Томской области от 18.01.2016 № 11 «Об организации работы оперативного штаба Главного управления МЧС России по Томской области на период непосредственной подготовки к переводу и перевода на работу в условиях военного времени и в военное время» ответственность за подготовку подчиненного личного состава к выполнению своих функциональных обязанностей в составе ОШ ВВ, его своевременное прибытие при развертывании ОШ ВВ, а также на инструктажи и занятия возложена на руководителей соответствующих подразделений Главного управления и ЦУКС.

Указанным приказом на начальника ЦУКС Главного управления возложены обязанности организовать в том числе:

Главным управлением МЧС России по Томской области направлены организационные указания по подготовке и проведению штабной тренировки с личным составом Главного управления МЧС России по Томской области и подчиненных ему подразделениях, которые поступили в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» 09.01.2018.

Согласно организационным указаниям 11.01.2018 под руководством начальника Главного управления проводится штабная тренировка по теме: «Организация приведения Главного управления МЧС России по Томской области и подчиненных ему подразделений в степени готовности (боевой готовности)». Начальникам подразделений, подчиненных Главному управлению поручено:

В целях исполнения данных организационных условий начальником ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» Шевцовым А.В. дано поручение его заместителю ФИО13 , о чем имеется резолюция Шевцова А.В. на сопроводительном письме от 09.01.2018.

Согласно рапорту заместителя начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» подполковника внутренней службы ФИО13 поданного на имя начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» в рамках проведения тренировки 11.01.2018 под руководством Главного управления были организованы и проведены следующие мероприятия:

Допрошенный в судебном заседании ФИО13 суду показал, что занимает должность . 11.01.2018 в день проведения тренировки от начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» Шевцова А.В. поступило поручение о проведении корректировки боевого расчета и обеспечении готовности личного состава к тренировке. Шевцов А.В. пригласил его (ФИО13) в кабинет и поручил ему собрать личный состав, произвести корректировку боевого расчета и провести строевой смотр личного состава. Указанные задания ФИО13 исполнены в полном объеме, а именно: произведена корректировка боевого расчета, собран личный состав, проведена готовность личного состава к тренировке в виде внешнего облика: наличие тревожной сумки и способность по команде к убытию, о чем было доложено Шевцову А.В., каких-либо дополнительных задач перед ним (ФИО13) поставлено не было, замечаний от Шевцова А.В. не поступало. Задачи, установленные организационными условиями, поставленные перед начальниками подразделений ФИО13 для исполнения не поручались.

Как указывалось выше, в ходе проведения штабной тренировки с личным составом ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» заместителем начальника Главного управления (по антикризисному управлению) ФИО3 выявлены ряд недостатков, которые связывает с халатным отношением к своим служебным обязанностям, слабую подготовку к проведению тактико-строевых занятий и самоустранения от проведения занятий с подчиненным личным составом начальником ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» Шевцовым А.В.

Наличие выявленных недостатков в ходе проведения штабной тренировки также подтверждается рапортами ФИО9, ФИО12, ФИО14, ФИО8, ФИО10, ФИО7, ФИО15, ФИО16 Из которых следует, что с нарушениями, изложенными в рапорте полковника ФИО3 согласны, указывают, что причиной послужило не проведение занятий руководством ЦУКС.

О предстоящей штабной тренировке было известно заблаговременно до начала ее проведения, что подтверждается имеющимися в материалах дела планами основных мероприятий ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области», утвержденных в декабре 2017 года, организационные указания по подготовке и проведению штабной тренировки с личным составом поступили в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» 09.01.2018. Вместе с тем, начальником ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» Шевцовым А.В. не принято достаточных мер для подготовки личного состава к предстоящим плановым штабным тренировкам в соответствии с организационными указаниями, поскольку при ее проведении установлен ряд недостатков.

Таком образом, учитывая выявленные в ходе проведения штабной тренировки недостатки, указывающие на слабую подготовку к предстоящей тренировке со стороны начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» Шевцова А.В., что является грубым нарушением служебной дисциплины и относится к совершению виновного бездействия, повлекшего за собой создание помех в работ, что могло привести к приостановлению деятельности подразделения, принимая во внимание персональную ответственность начальника Шевцова А.В. за выполнение возложенных на него задач, начальник Главного управления МЧС России по Томской области обязан был временно отстранить начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» Шевцова А.В. от исполнения должностным обязанностей на период проведения служебной проверки, что им и было сделано путем издания приказа от 15.01.2018 № 8-НС. Отсутствие в приказе указаний на основания временного отстранения от исполнения должностных обязанностей, при указании на норму федерального закона в соответствии с которой сотрудник временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей, не является основанием для отмены приказа от 15.01.2018.

Стороной ответчика заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд.

В силу положений ч. 4 ст. 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Приказ о временном отстранении истца от должности издан 15.01.2018, учитывая, что истец присутствовал на совещании 15.01.2018, где начальником Главного управления МЧС России по Томской области было объявлено о вынесении данного приказа, что было подтверждено в судебном заседании свидетельскими показаниями ФИО3, течение срока начинается на следующий день, то есть с 16.01.2018, с настоящим исковым заявлением истец обратился 16.04.2018, что подтверждается штампом общественной приемной Ленинского районного суда г. Томска, следовательно, в срок, установленный законом.

Довод истца о том, что ему не было известно о проведении служебной проверки, не были разъяснены его права, суд считает несостоятельным, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 7 ст. 53 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы, в отношении которого проводится служебная проверка: обязан давать объяснения в устной или письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; имеет право: а) представлять заявления, ходатайства и иные документы; б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и (или) иную охраняемую законом тайну; г) обжаловать заключение по результатам служебной проверки в соответствии со статьей 73 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в Порядке проведения служебной проверки в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном приказом МЧС России от 17 октября 2016 года N 550.

Из указанных нормативных правовых актов, а также Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ не следует, что на работодателя возложена обязанность по извещению истца о проведении служебной проверки и ее предмете.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО3 суду показал, что Шевцов А.В. знал о проведении в отношении него служебной проверки, ему были разъяснены его права, также Шевцов А.В. давал устные объяснения, в письменной форме объяснения не давал.

Из представленного акта от 06.02.2018, составленного ФИО3, ФИО17, ФИО18 следует, что начальник ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» Шевцов А.В. отказался от объяснений.

Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что Шевцову А.В. достоверно было известно о проведении служебной проверки, разъяснения его прав, подтверждается показаниями свидетеля ФИО3, оснований не доверять которым у суда не имеется.

Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 53 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника федеральной противопожарной службы, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам. В случае выявления в ходе служебной проверки обстоятельств, влияющих на объективность результатов служебной проверки, руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченный руководитель, принявшие решение о проведении служебной проверки, могут продлить срок ее проведения, но не более чем на 30 дней.

14.02.2018 на имя начальника Главного управления МЧС России по Томской области заместителем начальника Главного управления (по антикризисному управлению) ФИО3 направлен рапорт о продлении служебной проверки по факту недобросовестного отношения к своим служебным обязанностям начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» Шевцова А.В. Указанный рапорт согласован, следовательно, срок проведения проверки продлен.

Заключение служебной проверки утверждено начальником Главного управления МЧС России по Томской области 14.03.2018, факты нарушения требований, изложенных в абзаце 6 пункта 3.12 Устава ЦУКС о персональной ответственности за выполнение задач и функций, возложенных на ЦУКС, полковником внутренней службы Шевцовым А.В. установлены. За допущенные нарушения полковник внутренней службы Шевцов А.В. заслуживает привлечения к дисциплинарной ответственности в виде «строгого выговора». Служебная проверка по факту недобросовестного отношения к своим служебным обязанностям начальником ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по » Шевцовым А.В. окончена.

Приминая во внимание, что служебная проверка начата 15.01.2018, 14.02.2018 срок проведения служебной проверки продлен, 14.03.2018 проверка окончена, суд приходит к выводу, что срок проведения служебной проверки, установленный законом, ответчиком нарушен не был.

Также в судебном заседании установлено, что в Главное Управление МЧС России по Томской области поступило представление прокуратуры Томской области об устранении антикоррупционного законодательства в отношении начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» Шевцова А.В. от 05.03.2018, содержащее ряд требований, обязательных к исполнению Главным управлением, а именно: по факту нарушения закона, изложенному в представлении, организовать проведение проверки; принять конкретные меры по устранению причин и условий, способствовавших допущенным нарушениям закона; рассмотреть вопрос об увольнении Шевцова А.В. с государственной службы в связи с допущенным им нарушением требований антикоррупционного законодательства.

06.03.2018 начальником ОКВРППиПО Главного управления МЧС России по Томской области ФИО17 на имя начальника Главного управления МЧС России по Томской области направлен рапорт, согласно которого ходатайствует о поручении проведения служебной проверки в отношении начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» полковника внутренней службы Шевцова А.В. по факту нарушения им требований антикоррупционного законодательства главному специалисту отдела (по вопросам противодействия коррупции на территории Томской области) СРЦ МЧС России подполковнику внутренней службы ФИО18 Полагает, что проведение служебной проверки в отношении Шевцова А.В. силами отдела кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления невозможным, так как ОКВРППиПО осуществлял прием сведений от сотрудников, в том числе от Шевцова А.В., о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера. Резолюцией начальника Главного управления от 06.03.2018 проведение служебной проверки поручено ФИО18

По итогам проведения служебной проверки по факту нарушения закона начальником ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области», начальником Главного управления МЧС России по Томской области генерал-майором внутренней службы ФИО2 14.03.2018 утверждено заключение, согласно которого предложено проверку считать законченной; ходатайствовать об увольнении начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» полковника внутренней службы Шевцова А.В. по пп. 1 ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ (в связи с утратой доверия) за нарушение требований: ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; приказа МЧС России от 03.11.2011 № 668 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»; постановления ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»; подп. 13 ч. 1, ч.ч. 3 и 4 ст. 72 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; пп. «к» и «л» п. 2.1 Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС РФ от 07.07.2011 № 354. Начальнику ОКВРППиПО Главного управления подготовить и направить в МЧС России документы на увольнение Шевцова А.В.

Согласно приказу МЧС России от 10.05.2017 № 209 «Об утверждении полномочий должностных лиц в системе МЧС России по назначению на должности, переводу по службе и прекращению службы сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы», полномочиями по изданию приказов по прекращению службы лиц в звании «полковник» наделен Министр МЧС России.

Приказом первого заместителя начальника Главного управления полковника внутренней службы ФИО1 от 02.04.2018 № 48-НС в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 74 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на период исполнения дисциплинарного взыскания, наложенного по результатам служебной проверки (увольнение со службы в федеральной противопожарной службе) полковник внутренней службы Шевцов А.В. временно отстранен от должности начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» с 15.03.2018. Основание: рапорт ФИО3 от 14.03.2018.

Пунктом 7 Порядка временного отстранения сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы от выполнения служебных обязанностей, утвержденного приказом МЧС России от 26.04.2017 № 192, установлено, что приказ о временном отстранении сотрудника издается в течение суток с момента принятия руководителем, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, решения о временном отстранении в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 74 Федерального закона.

Из представленного рапорта заместителя начальника Главного управления (по антикризисному управлению) ФИО3 от 14.03.2018 об отстранении от выполнения служебных обязанностей начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» полковника внутренней службы Шевцова А.В., в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 74 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ, на период исполнения дисциплинарного взыскания, наложенного по результатам служебной проверки (увольнение со службы в федеральной противопожарной службе), следует, что резолюция начальника Главного управления МЧС России по Томской области на указанном рапорте «НОК (начальник отдела кадров) в приказ» датирована 14.03., в то время как данный рапорт потупил в отдел кадров 02.04.2018.

Из пояснений представителя ответчика следует, что рапорт заместителя начальника Главного управления (по антикризисному управлению) ФИО3 от 14.03.2018 по упущению последнего поступил в отдел кадров Главного управления 02.04.2018, за что начальником Главного управления ФИО3 было объявлено устное замечание.

Принимая во внимание, что начальником Главного управления МЧС России по Томской области решение о временном отстранении начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» полковника внутренней службы Шевцова А.В. принято 14.03.2018, в то время как приказ о временном отстранении сотрудника в нарушении п. 7 Порядка временного отстранения сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы от выполнения служебных обязанностей, издается письменно только 02.04.2018, суд считает установленным, что в период с 15.03.2018 по 01.04.2018 имеются нарушения прав и законных интересов истца, вызванные прекращением выплат надбавок и доплат, которые (права и законные интересы) подлежат восстановлению путем удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца денежных средств – надбавок и доплат, которых истец был лишен в период 15.03.2018 по 01.04.2018.

Согласно справке ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Томской области» от 10.07.2018 общая сумма надбавок и выплат, которых лишен Шевцов А.В., за период с 15.03.2018 по 01.04.2018 составила 19752,90 руб. Представленный расчет судом проверен и признан верным.

Таким образом, с ответчика Главного управления МЧС России по Томской области в пользу истца Шевцова А.В. подлежат взысканию надбавки и доплаты за период с 15.03.2018 по 01.04.2018 в размере 19752,90 руб.

Учитывая, что приказ от 02.04.2018 № 48-НС об отстранении от должности издан на период исполнения дисциплинарного взыскания, наложенного по результатам служебной проверки (увольнение со службы в федеральной противопожарной службе); документы на увольнение полковника внутренней службы Шевцова А.В., а именно рапорт начальника Главного управления, лист беседы, представление, расчет выслуги лет, представление прокуратуры об устранении нарушений, заключение по результатам проверки, акт об отказе от ознакомления с представлением, были направлены Главным управлением в Департамент кадровой политики МЧС России ; заместителю начальника Главного управления (по антикризисному управлению) ФИО3 за несвоевременную передачу решения о временном отстранении (в данном случает рапорт от 14.03.2018) в отдел кадров для издания приказа, объявлено устное замечание, принимая во внимание, что в данном случае вопрос об оспаривании увольнения не рассматривается, суд полагает возможным восстановление прав и законных интересов истца путем взыскания с ответчика в пользу истца денежных средств (надбавок и доплат), которых истец был лишен в период 15.03.2018 по 01.04.2018, полагая возможным не отменять приказ от 02.04.2018 № 48-НС.

Принимая во внимание, что компенсация морального вреда Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ не урегулирована, подлежат применению нормы трудового законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 237 названного Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

Поскольку при рассмотрении дела судом установлен факт нарушения прав и законных интересов истца, суд приходит выводу о необходимости компенсации Шевцову А.В. причиненного ему морального вреда.

При определении размера денежной компенсации морального вреда судом принимаются во внимание фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, степень нравственных страданий, причиненных истцу, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости.

Учитывая вышеизложенное, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, в сумме 3 000 руб.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 1090,11 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шевцова А.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области о признании приказов о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей незаконными, взыскании надбавок и доплат, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (ИНН 7017106784) в пользу Шевцова А.В. в счет компенсации неполученных надбавок и доплат за период с 15.03.2018 по 01.04.2018 в размере 19752,90 руб., в счет компенсации морального вреда денежные средства в размере 3000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области(ИНН 7017106784) государственную пошлину в размере 1090,11 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: О.Ю. Лебедева