ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-893/18 от 25.05.2018 Усольского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Медведева П.В., при секретаре Богдановой Е.К., с участием помощника прокурора г. Усолье-Сибирское Юнг С.В., представителя ответчика ФИО4, третьего лица Лесничего Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-893/2018 по иску прокурора города Усолье-Сибирское в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Новомальтинского муниципального образования о признании действий и распоряжения незаконными, понуждении расторгнуть трудовой договор,

установил:

Прокурор города Усолье-Сибирское в обоснование своих требований указал, что прокуратурой года при рассмотрении обращения депутатов Новомальтинского муниципального образования выявлены нарушения трудового законодательства при назначении Лесничего Е.А. на должность директора МУП «Эльбрус».

Установлено, что 16.10.2017г. распоряжением главы администрации сельского поселения Новомальтинского муниципального образования ФИО1-р на должность директора МУП «Эльбрус» назначен ФИО5, с ним заключен трудовой договор.

Из представленных администрацией документов следует, что ФИО5 имеет среднее профессиональное образование, т.е. не имеет высшего образования. ФИО5 в период с 16.08.2000г. по 30.08.2004г. работал в ГУ ГО и ЧС старшим инспектором, в период с 16.07.2011г. по 17.08.2011г. и с 30.09.2011г. по 31.10.2011г. работал в ООО «РН-Пожарная безопасность» пожарным четвертого разряда.

В соответствии с разделом 1 квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998г. № 37) в качестве требований к квалификации генерального директора установлены: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы не руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия не менее 5 лет.

По выявленному нарушению 16.11.2017г. в адрес главы сельского поселения Новомальтинского муниципального образования ФИО1 прокуратурой города вынесено представление об устранении нарушений. Однако, законные требований прокурора ответчиком не исполнены.

В решение Верховного суда РФ от 25.05.2015г. № АКПИ 15-388 указано, что Справочник носит рекомендательный характер для работодателей, когда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (абзац третий части второй статьи 57). При этом в статье 21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» на руководителя наложены ограничения, поэтому квалификационные требований для него обязательны.

Таким образом, ответчиком на должность директора МУП «Эльбрус» назначен ФИО5, который не имеет необходимого образования и опыта работы, с ним незаконно заключен трудовой договор.

Постановлением мирового судьи по 98 судебному участку г. Усолье-Сибирское от 05.03.2018г. глава сельского поселения ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 17.7. КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа.

Кроме того, государственная инспекция труда Иркутской области ФИО1 признан виновным по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

На основании изложенного, прокурор г. Усолье-Сибирское просит признать действия администрации сельского поселения Новомальтинского муниципального образования в части заключения трудового договора от 17.10.2017г. с ФИО5, издания распоряжения от 16.10.2017г. -р незаконными; признать распоряжение главы администрации сельского поселения Новомальтинского муниципального образования от 16.10.2017г. -р «О назначении на должность директора МУП «Эльбрус» незаконным; обязать администрацию сельского поселения Новомальтинского муниципального образования расторгнуть с Лесничим трудовой договор от 17.10.2017г. за .

В судебном заседании помощник прокурора города Усолье-Сибирское Юнг С.В. исковые требований поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ФИО4 возражает против заявленных требований, пояснив, что квалификационный справочник носит рекомендательный характер, ФИО5 принят на работу на законных основаниях.

Третье лицо ФИО5 с иском не согласен, с должностными обязанностями он справляется.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что распоряжением администрации сельского поселения Новомальтинского муниципального образования от 16.10.2017г. -Р ФИО5 назначен директором муниципального унитарного предприятия «Эльбрус» с 17.10.2017г.

С ФИО5 заключен трудовой договор от 17.10.2017г. (л.д. 8-11).

Согласно Уставу основными видами деятельности МУП «Эльбрус» являются организация работ по эксплуатации, содержанию и ремонту жилого и нежилого фонда, управление жилым и нежилым фондом, объектами жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Предприятие возглавляет директор, который назначается распоряжением главы администрации Новомальтинского муниципального образования (л.д. 31, 32, 36).

Согласно материалам дела ФИО5 имеет среднее профессиональное образование по специальности «Пожарная безопасность», квалификация техник пожарной безопасности (л.д. 13).

Представление прокурора города Усолье-Сибирское от 16.11.2017г. в адрес главы сельского поселения Новомальтинского муниципального образования ФИО1 об устранении нарушений трудового законодательства и расторжении трудового договора с ФИО5, оставлено без удовлетворения (л.д. 14).

В обоснование исковых требований, прокурор ссылается на Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, предусматривающий в качестве требований к квалификации руководителя наличие высшего профессионального (технического или инженерно-экономического) образования и стажа работы на руководящих должностях в соответствующей профилю организации отрасли не менее 5 лет.

Из постановления Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37 и преамбулы Справочника следует, что он разработан Институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации, рекомендуется для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров, рационального разделения труда, создания действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников, соблюдения единых принципов тарификации работ. На основе содержащихся в Справочнике квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов.

Таким образом, Справочник носит для работодателя не обязательный, а рекомендательный характер.

Действительно, абзацем третьим части второй статьи 57 ТК РФ предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Вместе с тем, профессиональный стандарт к должности «руководитель муниципального унитарного предприятия" в области жилищно-коммунального хозяйства, не установлен, Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» также не содержит обязательных требований к квалификации руководителя предприятия (статья 21). Не имеется квалификационных требований к директору и в Уставе предприятия.

Должностной инструкцией директора МУП «Эльбрус» от 11.01.2018г. установлено, что на должность директора предприятия назначается лицо с высшим профессиональным, техническим, инженерно-техническим или средне-профессиональным образованием (л.д. 73).

В связи с чем, ФИО5, имея среднее профессиональное образование, был вправе занимать должность директора МУП «Эльбрус».

Как следует из представленных документов, ФИО5 положительно характеризуется по месту работы, должностные обязанности исполняет добросовестно, на высоком профессиональном уровне, под руководством Лесничего Е.А. предприятие смогло существенно поднять доходы, собираемость платы за коммунальные услуги, улучшить качество предоставляемых услуг (л.д. 56, 57). Допрошенные судом свидетели – главный бухгалтер ФИО2 и мастер ФИО3 подтвердили данные обстоятельства.

Пунктом 10 «Общих положений» Справочника предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Аналогичные положения приведены в пункте 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 9 (зарегистрирован в Минюсте России 9 марта 2004 г. N 5628), которые указываю на то, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Учитывая вышеприведенные положения, ответчик не лишен возможности провести аттестацию Лесничего Е.А. в целях проверки соответствия занимаемой им должности.

Таким образом, оценив представленные суду доказательства, суд считает действия и распоряжение ответчика, связанные с назначением Лесничего Е.А. на должность МУП «Эльбрус» соответствующими требованиям трудового законодательства. Оснований для возложения на администрацию сельского поселения обязанности по расторжению трудового договора с ФИО5 не имеется.

В связи с чем, суд отказывает прокурору в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора города Усолье-Сибирское в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Новомальтинского муниципального образования о признании действий и распоряжения незаконными, понуждении расторгнуть трудовой договор, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: