ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8944/2022 от 01.08.2022 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело №2-8944/2022

...

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 августа 2022 года г. Набережные Челны РТ

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в лице председательствующего судьи - Виноградовой О.А.,

при секретаре – Канашкиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны об отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, возложении обязанности по выплате премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, отмененной приказом,

установил:

ФИО1 (далее - истец) обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны (далее – ответчик) в вышеуказанной формулировке, указав, что до 26.04.2022 года он работал в отделе полиции № 2 «Комсомольский» Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны в должности начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, был назначен приказом ... л/с от ....

Приказом начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны ... л/с от 05.03.2022 года к истцу было применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нарушение статьи 5 «Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 ..., в части ненадлежащего исполнения обязанностей по организации работы по выявлению и раскрытию превентивных составов преступлений, за отсутствие должной организации работы по административному надзору по результатам работы за 2021 год, системные нарушения учетно-регистрационной дисциплины.

Считает приказ о применении дисциплинарного взыскания необоснованным и незаконным.

Оснований для привлечения к ответственности не было, так как истец законодательство РФ, дисциплинарный устав ОВД РФ (в том числе статью 5), должностной регламент (должностную инструкцию), правила внутреннего служебного распорядка ОВД не нарушал, ограничения и запреты (предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ), правила поведения, связанные с прохождением службы, обязательства, предусмотренные контрактом, служебные обязанности, приказы и распоряжения прямого и непосредственного руководителей соблюдал. Считает, что для определения наличия в его действиях (бездействии) дисциплинарного проступка для необходимости выявления факторов и обстоятельств дисциплинарного проступка, вины, причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных согласно статье 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ перед наложением на него дисциплинарного взыскания должна была быть назначена служебная проверка, однако служебная проверка не назначалась.

Согласно пункту 8 статьи 51 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органа внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме либо составлен акт об отказе дать объяснение, но от истца объяснения никто не требовал, он от дачи каких-либо объяснений по данному факту не отказывался, никто не сообщил о решении привлечь к дисциплинарной ответственности, рапорт о согласии с наложением дисциплинарного взыскания без проведения служебной проверки он не писал, тем самым нарушено право, предусмотренное законодательством.

Согласно пункту 11 статьи 51 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ уполномоченный руководитель обязан был в течение трех рабочих дней ознакомить истца под расписку с приказом о наложении дисциплинарного взыскания, что не сделано до настоящего времени. Для ознакомления с приказом о наказании и материалами служебной проверки он в конце марта 2022 года обращался в отдел кадров Управления МВД России по городу Набережные Челны, где сообщили, что сотрудник, занимающийся подготовкой и утверждением приказа о привлечении меня к ответственности находится в отпуске и ознакомление с приказом под роспись не требуется, так как приказ о привлечении меня к дисциплинарной ответственности отправлен по системе электронного документооборота, служебная проверки не проводилась, так как решение о привлечении к дисциплинарной ответственности принято на основании протокола итогового совещания ОВД за 2021 год от 21.01.2022 года и утверждено приказом начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны ... л/с от 03.02.2022.

Ознакомившись с протоколом и приказом о привлечении его к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по организации работы по выявлению и раскрытию превентивных составов преступлений, за отсутствие должной организации работы по административному надзору по результатам работы за 2021 год, системные нарушения учетно-регистрационной дисциплины не согласен, так как:

-служебная проверка и проверка эффективности деятельности подразделения по основным показателям работы для выявления недостатков (определению показателей) ненадлежащего исполнения мной обязанностей по организации работы по выявлению и раскрытию превентивных составов преступлений (в соответствии с критериями Приказа МВД России от 31.12.2013 года № 1040) и проверка организации моей работы по административному надзору по результатам работы за 2021 год не проводилась, поэтому вывод о наличии недостатков, отсутствии должной организации в работе не аргументирован, не доказан.

-системные нарушения учетно-регистрационной дисциплины мной допущены не были, привлечение к ответственности за данное нарушение считает необоснованным и незаконным,

-при принятии решения о привлечении к ответственности по итогам работы за 2021 год руководителем не было учтено время нахождения им в занимаемой должности, так как в данной должности в 2021 году он проработал менее 6 месяцев с учетом времени нахождения в отпуске (ранее с января по июль 2021 года должность была вакантной);

-кроме того, нарушений служебной дисциплины, предусмотренных статьей 50 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3, допущено не было, имел 2 дисциплинарных взыскания (замечание объявленное приказом начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны ... от 30.09.2021; выговор, объявленный приказом начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны ...), поэтому привлечение к строгой дисциплинарной ответственности (в том числе виде предупреждения о неполном служебном соответствии) также необоснованно и незаконно.

Просит отменить дисциплинарное взыскание, наложенное приказом начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны ... от 05.03.2022 года в виде предупреждения о неполном служебном соответствии и обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны выплатить премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей, отмененную приказом начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны ... от

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Признал, что нарушения, в том числе учетно-регистрационной дисциплины были, связано это с нагрузкой, а также нехваткой участковых уполномоченных полиции. Он неоднократно привлекался за нарушения, которые были допущены им лично. В данном случае его привлекают за нарушения, которые были допущены его подчиненными, с чем не согласен.

Представитель ответчика Управления МВД Российской Федерации по г.Набережные Челны по доверенности Г. иск не признала по указанным в возражении основаниям (л.д.32-38), указав, в частности, что решение о привлечении истца к дисциплинарной ответственности было принято 21.01.2022 на оперативном совещании при заместителе министра внутренних дел по Республике Татарстан «Об итогах оперативно-профилактической деятельности Управления за 2021 год и задачах на последующий период». В ходе данного совещания с отчетом «О состоянии организации работы подразделения Набережночелнинского гарнизона по выявлению и раскрытию превентивных составов преступлений» выступал заместитель начальника полиции Управления подполковник полиции К.. Из его доклада следовало, что показатели по выявлению и направлению преступлений превентивной направленности во всех отделах полиции, кроме отдела полиции № 2 «Комсомольский» Управления неудовлетворительные. Однако при рассмотрении в разрезе показателей среди отделов полиции Управления наименьшая доля участия в выявлении и раскрытии преступлений данной категории за службой ОУУП и ПДН ОП № 2 «Комсомольский» Управления- 49, где руководителем службы был истец. Доля участия в раскрытии преступлений данной категории преступлений подразделением ОУУП и ПДН ОП № 2 «Комсомольский» составила всего лишь 28 % от общего числа совершенных преступлений.

Кроме того, в докладе с неудовлетворительной стороны отмечена организация работы по установлению административного надзора в отношении лиц, имеющих на то основания, так, самые низкие результаты работы в отделе полиции № 2 «Комсомольский» Управления, то есть за службой ОУУП и ПДН, которыми в отношении лишь 66 лиц установлен административный надзор.

В докладе начальника Управления полковника полиции З. Н.Д. прозвучала критика относительно состояния учетно-регистрационной дисциплины в отделе полиции № 2 «Комсомольский» Управления, и с неудовлетворительной стороны отмечена организация работы по данной линии и отсутствие контроля со стороны руководителя службы ОУУП и ПДН 0П№ 2 «Комсомольский» Управления, которые в 2021 году были на «особом контроле» МВД по РТ.

С учетом выступления руководителей Управления, в целях повышения эффективности противодействия преступности было и принято решение о привлечении ряда руководителей к дисциплинарной ответственности.

Относительно доводов истца о том, что он привлечен к дисциплинарной ответственности без проведения служебной проверки, сообщила, что вопрос о назначении и о проведении служебной проверки принимает руководитель Управления. Поскольку вина истца, как руководителя подразделения, допустившего снижение показателей и отсутствие должного контроля за состоянием учетной регистрационной дисциплины была очевидна, служебная проверка по данному факту не инициировалась.

Выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, выслушав прения сторон, суд приходит к следующему.

Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, порядок применения мер дисциплинарного характера урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342- ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ).

В целях обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации Указом Президента РФ от 14.10. 2012 N 1377 утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно статье 5 Дисциплинарного Устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14,10.2012 № 1377 сотрудник обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав…

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; знать и исполнять должное гной регламент (должностную инструкцию) и положение иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации; соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах,

исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей, не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника и другое.

В силу статьи 49 Федерального закона № 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должное гной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Согласно статье 50 Федерального закона № 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях предусмотренных федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел. За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 342-ФЭ).

В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона N 342-Ф3 дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В укачанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт (ч. 8 ст. 51 Федерального закона № 342-Ф3).

Согласно части 8 статьи 51 Федерального закона № 342-Ф3 перед наложением дисциплинарногоо взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящей Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

В соответствии с частью 9 статьи 51 Федерального закона № 342-Ф3 о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федеральногоо органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки.

В соответствии со статьей 13 Приказа МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также заявление сотрудника.

По настоящему делу установлено следующее.

Согласно приказу от 19.07.2021 ...л/с Управления МВД Российской Федерации по городу Набережные Челны подполковник полиции ФИО1 назначен на должность начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № 2 «Комсомольский» (л.д.8).

С ФИО1 19.07.2021 заключен контракт по этой должности (л.д.9).

Из должностного регламента начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № 2 «Комсомольский» Управления МВД России по г.Набережные Челны подполковника полиции ФИО1 следует, что в его обязанности входит непосредственное руководство участковыми уполномоченными полиции, он направляет и координирует их деятельность по профилактике преступлений и административных правонарушений, участию в охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, подводит итоги их работы…; проводит ежеквартальную проверку ведения (полноту заполнения, регулярность пополнения, а также достоверность (путем выборочной сверки) вносимых сведений) участковыми уполномоченными полиции Сервиса обеспечения охраны общественного порядка на базе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации…; контролирует своевременное и качественное рассмотрение участковыми уполномоченными полиции заявлений или сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; ведет учет поступивших и рассмотренных материалов проверки; осуществляет контроль и учет деятельности по соблюдению участковыми уполномоченными полиции законности при рассмотрении заявлений или сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях…; осуществляет контроль за проведением участковыми уполномоченными полиции профилактического обхода закрепленных административных участков; ведет журнал учета учетно-профилактических дел на лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений и т.д. (л.д.11-15).

...

Из выступления начальника Управления МВД России по городу Набережные Челны З.2 «Об итогах оперативно-служебной деятельности Управления МВД России по города у Набережные Челны за 2021 год и задачах на последующий период» следует, что были отмечены волокита и формализм при вынесении процессуальных решений. Наибольшее количество нарушений допущено УУП К...

Из протокола проведения итогового совещания органов внутренних дел города Набережные Челны по результатам оперативно-служебной деятельности за 2021 год от 21 января 2022 года решено привлечь к дисциплинарной ответственности за снижение эффективности работы по выявлению и раскрытию превентивных составов преступлений, за отсутствие должной организации работы по административному надзору по результатам работы за 2021 год, за системные нарушения учетно-регистрационной дисциплины – начальника ОУУПиПДН отдела полиции № 2 «Комсомольский» Управления ФИО1 (л.д.18-20).

Согласно письму заместителя министра МВД по Республике Татарстан генерала-майора внутренней службы З.1 следует, что в соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность наложения дисциплинарного взыскания без проведения служебной проверки не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка.

В связи с изложенным предлагал исключить практику проведения служебных проверок в случаях, если вина сотрудника является очевидной и отсутствует необходимость в установлении причин и условий совершения дисциплинарного проступка (л.д.73).

Согласно приказу от 05 марта 2022 года ... Управления МВД Российской Федерации по городу Набережные Челны постановлено за нарушение статьи 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, в части ненадлежащего исполнения обязанностей по организации работы по выявлению и раскрытию превентивных составов преступлений, за отсутствие должной организации работы по административному надзору по результатам работы за 2021 год, системные нарушения учетно-регистрационной дисциплины, полковника полиции ФИО1, начальника отдела УУПиПДН отдела полиции № 2 «Комсомольский» Управления МВД России по г.Набережные Челны предупредить о неполном служебном соответствии.

Бухгалтерии Управления премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей ФИО1 не выплачивать в течение одного месяца со дня привлечения к дисциплинарной ответственности (л.д.24).

05 марта 2022 года составлен акт об отказе от дачи письменного объяснения подполковником полиции ФИО1 (л.д.81).

Приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности направлен истцу по электронному документообороту 09.03.2022, открыт 17.03.2022 (л.д.78).

10 марта 2022 года составлен акт об отказе ознакомления с приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности подполковника ФИО1 (л.д.80).

...

...

...

...

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска ФИО1

В ходе судебного разбирательства сам ФИО1 признал, что нарушения, в том числе учетно-регистрационной дисциплины были, связано это с нагрузкой, а также нехваткой участковых уполномоченных полиции. Он неоднократно привлекался за нарушения, которые были допущены им лично. В данном случае истец привлечен за нарушения, которые были допущены его подчиненными, с чем не согласен.

Вместе с тем, данный довод подлежит отклонению, так как непосредственное руководство участковыми уполномоченными полиции, координацию их деятельности организует начальник службы, то есть истец, именно за недостаточную работу как руководила возглавляемого им подразделения истец привлечен к дисциплинарной ответственности.

Из должностного регламента начальника отдела участковых уполномоченных полиции видно, что он осуществляет непосредственное руководство участковыми уполномоченными полиции, направляет и координирует их деятельность по профилактике преступлений и административных правонарушений.

Многочисленные нарушения в работе подразделения участковых уполномоченных полиции были выявлены, озвучены на итоговом совещании органов внутренних дел города по итогам 2021 года. Руководители подразделений МВД после тщательного анализа указали на недостатки в работе, в том числе конкретно подразделения УУП, которым руководил истец. Пояснения допрошенных сотрудников МВД, исследованный доклад начальника УМВД РФ по г.Набережные Челны З.2 позволяет прийти к выводу, что 2021 год Отдел полиции «Комсомольский», а в частности подразделение УУП и ПДН закончили с наихудшими показателями в работе.

С учетом этих обстоятельств по итогам совещания органов внутренних дел города Набережные Челны по результатам оперативно-служебной деятельности за 2021 год от 21.01.2022 года было решено привлечь ряд руководителей Управления МВД к дисциплинарной ответственности.

Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности была соблюдена, сроки привлечения к дисциплинарной ответственности с учетом нахождения истца на промежуточной аттестации в Казанском юридическом институте МВД России с 11.01.2022 по 01.03.2022 не нарушены.

Учтены факты привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушения служебной дисциплины к замечанию (л.д.16), выговору (л.д.17).

Служебная проверка не назначалась ввиду очевидности нарушения по результатам анализа работы за год руководителями УМВД.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении иска ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны об отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, возложении обязанности по выплате премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, отмененной приказом - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан.

Судья: «подпись» Виноградова О.А.

Решение15.08.2022