ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-894/2013 от 13.09.2013 Усманского районного суда (Липецкая область)

Дело №2-894/2013 г.                                    

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2013 года      г. Усмань

Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего                 Пироговой М.В.

при секретаре                     Ждановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным ответа ОМВД России по Усманскому району Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в допуске к осуществлению контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания,

УСТАНОВИЛ:   

    ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным ответа ОМВД России по Усманскому району Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано в дежурную часть ОМВД России по Усманскому району Липецкой области заявление с требованием о предоставлении допуска к проведению проверки соблюдения прав человека лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания (ИВС). ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в указанном допуске, что не соответствует положениям Федерального закона от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Являясь экспертом общероссийского общественного движения «За права человека», он имеет право осуществлять контроль от имени общества за действиями представителей власти, в связи с чем просит суд признать незаконным отказ ОМВД России по Усманскому району Липецкой области в его допуске к осуществлению контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и обязать устранить допущенное нарушение.

    В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленное требование, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дополнительно объяснив, что к нему неоднократно обращались граждане, содержащиеся в ИВС ОМВД России по Усманскому району, с жалобами на нарушение их прав со стороны сотрудников полиции. В этой связи у него, как эксперта общественного движения «За права человека», возникла необходимость осуществить общественный контроль за соблюдением прав человека в ИВС ОМВД России по Усманскому району, с целью оказания правовой помощи лицам, содержащимся в ИВС.

    Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Усманскому району по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения заявленного требования, объяснив, что общественный контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания осуществляется наблюдательными комиссиями, образуемы в субъектах Российской Федерации, и их членами. Общественные объединения оказывают содействие указанным лицам в порядке и формах, установленных Федеральным законом от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». ИВС ОМВД России по Усманскому району является режимным объектом, допуск на который осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами МВД России. ФИО1 не является членом наблюдательной комиссии и не уполномочен осуществлять общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

    Заслушав лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является экспертом Общероссийского общественного движения «За права человека» (удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ в ОМВД России по Усманскому району поступило заявление ФИО1 с просьбой организовать ему свободный доступ на территорию ИВС для осуществления контроля за соблюдением прав человека.

В ответе ОМВД России по Усманскому району Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в удовлетворении его заявления со ссылкой на нормы законодательства.

По утверждению заявителя, он как эксперт Общероссийского общественного движения «За права человека» наделен правом осуществлять общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.     Однако суд не может согласиться с указанным доводом заявителя, поскольку он не соответствует нормам действующего законодательства.

Согласно ст.50 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", общественный контроль за деятельностью полиции осуществляют непосредственно граждане, общественные объединения, а также Общественная палата Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии и общественные советы, формируемые при МВД России и его территориальных органах.

Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

В соответствии со ст.5 Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" общественный контроль осуществляют: общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах Российской Федерации, и члены общественных наблюдательных комиссий.

Правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии обладает общероссийское, межрегиональное или региональное общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет со дня его создания, уставной целью или направлением деятельности которого является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Руководящий коллегиальный орган общественного объединения может выдвинуть не более двух кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии. В течение 10 дней со дня принятия советом Общественной палаты решения о назначении члена общественной наблюдательной комиссии в порядке, определяемом советом Общественной палаты, члену общественной наблюдательной комиссии выдается мандат члена общественной наблюдательной комиссии (ч.ч.2,7 ст.10 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ).

Приказом МВД РФ от 6 марта 2009 г. N 196 "О порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий" утверждено Положение, согласно которому администрация места принудительного содержания осуществляет допуск членов комиссии на территорию места принудительного содержания по предъявлении ими мандата установленного образца и документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации.

Анализ вышеуказанного законодательства позволяет сделать вывод о том, что не каждый член общественного объединения наделен правом осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, а лишь тот, чья кандидатура в установленном законом порядке включена в состав общественной наблюдательной комиссии с выдачей мандата установленного образца.

Учитывая, что ФИО1 не является членом общественной наблюдательной комиссии, следовательно, не вправе осуществлять общественный контроль в соответствии с Федеральным законом "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

Таким образом, ОМВД России по Усманскому району обоснованно отказало ФИО1 в допуске на территорию изолятора временного содержания.

Ссылку заявителя на ст.21 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ суд находит несостоятельной ввиду того, что положения данной статьи предоставляют общественным объединениям возможность оказания содействия (а не осуществления контроля) лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в вопросах обеспечения благоприятных условий их содержания, создания условий для их адаптации к жизни в обществе, в формах и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        Формы содействия общественных объединений лицам, находящимся в местах принудительного содержания, перечислены в ст.22 вышеуказанного Федерального закона.

При этом для оказания содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, общественные объединения обязаны согласовывать с администрациями мест принудительного содержания планируемые мероприятия, сроки их проведения и указывать персональные данные (фамилия, имя, отчество) участвующих в них представителей общественных объединений.

    При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным ответа ОМВД России по Усманскому району Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

В силу изложенного и руководствуясь ст.ст.258, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным ответа ОМВД России по Усманскому району Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в допуске к осуществлению контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания отказать.

    Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Председательствующий:              М.В. Пирогова

Мотивированное решение изготовлено 18.09.2013 года

Судья:                    М.В. Пирогова