ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-894/2018 от 25.04.2018 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-894/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2018г. г. Биробиджан ЕАО

Биробиджанский районный суд ЕАО

в составе судьи Лаврущевой О.Н.

с участием помощника прокурора Волохович А.Д.

представителя ответчика ФИО2

при секретаре Ханиной Н.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Надеждинское сельское поселение» Еврейской автономной области об обязании разработать проект планировки территории села, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Биробиджанского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику об обязании разработать проект планировки территории села. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения градостроительного законодательства при утверждении и реализации правил землепользования и застройки территории. В ходе проверки установлено, что решением Собрания депутатов МО «Биробиджанский муниципальный» район» от 20.04.2017 № 25 утверждены Правила землепользования и застройки части территории МО «Надеждинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района. До настоящего времени администрацией МО «Надеждинское сельское поселение» не разработан проект планировки территории села Надеждинское. Учитывая, что обязанность по разработке проектов указанных документов территориального планирования Надеждинского сельского поселения в силу закона возложена на органы местного самоуправления, неисполнение данной обязанности ответчиком нарушает права неопределенного круга лиц в сфере земельного и градостроительного законодательства.

Просил суд: обязать администрацию муниципального образования «Надеждинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального образования разработать проект планировки территории села Надеждинского муниципального образования «Надеждинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Волохович А.Д. доводы и требования иска поддержала. Суду пояснила, что к видам документации по планировке территории ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит проект планировки территории. Ответчиком не разработан проект планировки территории села Надеждинское. Неисполнение данной обязанности нарушает права неопределенного круга лиц в сфере земельного и градостроительного законодательства. В прокуратуре нет доказательств ведения ответчиком деятельности по комплексному и устойчивому развитию села (поселения), размещению объекта капитального строительства в случаях указанных в ч.3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что требования прокурора не соответствуют закону и не целесообразны. Муниципальное образование «Надеждинское сельское поселение» является дотационным, денег не хватает на ежедневные нужды, имеется дефицит бюджета. Выделением земельных участков под «Дальневосточный гектар» по Федеральному закону № 119-ФЗ занимается администрация района, а не поселения.

Подготовка проекта планировки территории осуществляется с целю строительства конкретного объекта. Только в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории является обязательной, в остальных случаях он не требуется. Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки готовят лица, заинтересованные в строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства. Кроме того, частью 1.2. статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованные лица подготавливают проект планировки за свой счет самостоятельно.

Подготовка проекта планировки осуществляется на основании генерального плана поселения (населенного пункта). На с.Надеждинское есть генеральный план 1975 года. В настоящее время он не актуален, изменилась численность населения и т.д.. Генеральный план изготавливается на 20 лет. Отсутствие необходимости подготовки нового генерального плана в настоящее время подтверждено решением Собрания депутатов муниципального образования «Надеждинское сельское поселение» от 16.06.2017 № 225. Таким образом в связи с отсутствием перспективы развития сельского поселения и перспективы строительства объектов федерального, регионального и местного значения нет необходимости подготовки проекта планировки территории села.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, свидетеля, считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования «Надеждинское сельское поселение» действуют правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми утверждены различные зоны застройки имеется карта градостроительного зонирования.

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Надеждинское сельское поселение» от 16.06.2017 № 225 принято решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В соответствии ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из положений ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ч. 1).

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи (ч.2).

В силу части 3 указанной статьи подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:

1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;

4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);

5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2)проект межевания территории.

В силу ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10 ст.46 Градостроительного кодекса РФ).

Исходя из системного толкования названных норм права, проект планировки территории является градостроительным документом, который разрабатывается на основании генерального плана территории, правил землепользования и застройки на территорию квартала, микрорайона, а также других территорий, являющихся элементами планировочной структуры, которые подлежат освоению.

Подготовка документации по планировке территории является обязательной только в связи с наступлением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено доказательств наступления таких случаев. Помимо этого суд учитывает, что в силу ч.1.1. ст.45 Градостроительного кодекса РФ подготовить проект планировки территории могут иные лица будучи заинтересованными в строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства.

Органы местного самоуправления подготавливают проект планировки только в случае размещения объекта местного значения поселения, финансирование строительства которого осуществляется за счет средств местного бюджета поселения. При этом изготавливается проект планировки не села, а территории определенного объекта. Однако в суд не представлены доказательства строительства ответчиком объекта местного значения поселения.

Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердила свидетель ФИО1

Так свидетель ФИО1 суду пояснила, что работает консультантом отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Биробиджанский муниципальный район». Проект планировки территории в обязательном порядке требуется только при строительстве капитального объекта в случаях предусмотренных ч.3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ и при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории. В МО «Надеждинское сельское поселение» не ведутся работы по комплексному и устойчивому развитию территории, муниципальное образование не строит объекты капитального строительства. При строительстве линейных объектов (дороги, трубопроводы, высоковольтные линии) проект планировки территории разрабатывает орган или организация принявшие решение о строительстве.

Частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий если:

1) не предполагается изменение существующего использования
территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его
комплексного социально-экономического развития;

2) документами территориального планирования Российской
Федерации, документами территориального планирования субъекта
Российской Федерации, документами территориального планирования
муниципального района не предусмотрено размещение объектов
федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного
значения муниципального района на территории этого поселения.

На основании этого Собрание депутатов муниципального образования «Надеждинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО приняло решение от 16.06.2017 № 225 «Об отсутствии необходимости подготовки генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования «Надеждинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области.

То есть, Собрание депутатов Надеждинского сельского поселения документально подтвердило, что отсутствует программа комплексного социально - экономического развития этого поселения, подтвердило, что документами территориального планирования не предусмотрено размещение объектов федерального и регионального, местного значения на территории сельского поселения и генеральный план не требуется. Таким образом подготовка проекта планировки при отсутствии генерального плана, предусматривающего строительство объектов федерального, регионального либо муниципального значения, не требуется.

Наличие генерального плана с.Надеждинское от 1975 года не влияет на необходимость изготовления проекта планировки. В силу ч.11 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений, утверждаются на двадцать лет. Следовательно, в настоящее время генеральный план не актуален, в разработке нового пока нет необходимости.

Красная линия это граница застройки, в Надеждинском сельском поселении - это заборы. Красные линии могут корректироваться, для этого нет необходимости разрабатывать проект планировки территории. Если же красные линии необходимо изменить при размещении объекта капитального строительства, то нужно разработать проект планировки территории. При этом проект планировки территории разрабатывает застройщик за свой счет.

При выделении земельного участка в порядке Федерального закона №119- ФЗ, в пределах населенного пункта, свидетель в составе комиссии администрации района, выезжает на место. В конкретном населенном пункте комиссия устанавливает какой участок гражданин желает получить и можно ли его предоставить с учетом имеющейся застройки. Таким образом, для предоставления земельного участка под «Дальневосточный гектар» проект планировки территории не требуется.

Суд принимает показания свидетеля, так как они логичны последовательны и подтверждаются материалами дела.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению. В суд не представлено доказательств осуществления ответчиком деятельности по комплексному и устойчивому развитию села (поселения), размещению объекта капитального строительства в случаях указанных в ч.3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Надеждинское сельское поселение» Еврейской автономной области об обязании разработать проект планировки территории села, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд.

Судья О.Н. Лаврущева