дело № 2-894/2018 25 апреля 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска
в составе председательствующего судьи Симоновой И.А.,
при секретаре Макуриной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии. В обоснование требований указал, что 10.08.2017 обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии. В назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы с особыми условиями труда (по Списку № 2). Из стажа с особыми условиями труда исключены периоды его работы в ОАО «Соломбальский ЦБК» с 13.05.1996 по 24.05.2006, с 26.05.2006 по 12.11.2006 в должности слесаря по ремонту оборудования котельного цеха. Полагает, что должность истца соответствует поименованной в Списке № 2 1991 года (позиция 2140000а-18455), его рабочее место находилось в котлотурбинном цехе ТЭЦ-1. Истец работал в течение полного рабочего дня, выполнял обязанности слесаря по ремонту котельного оборудования. С учетом включения в стаж спорных периодов, исчисления периодов, приходящихся до 2002 года в полуторном размере, у истца будет достаточно стажа для назначения пенсии. Просит обязать ответчика включить в стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с 13.05.1996 по 24.05.2006, с 26.05.2006 по 12.11.2006, назначить пенсию по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 20.08.2017.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали требования по указанным основаниям. Пояснили, что для назначения пенсии по профессии слесаря по ремонту котельного оборудования не требуется соблюдения условия о ремонте оборудования, работающего на твердом топливе. Данное условие предусмотрено для должности слесаря по ремонту оборудования топливоподачи. Между тем, это две разные должности, что следует из штатных расписаний. Истец не занимался ремонтом оборудования топливоподачи в спорные периоды. Доводы ответчика о том, что невозможно определить, ремонтом какого оборудования занимался истец не состоятельны, так как из наименования должности истца, а также с учетом наличия в штатном расписании двух должностей (слесарь по ремонту оборудования котельного цеха, слесарь по ремонту оборудования топливоподачи) следует, что истец был занят на ремонте котельного оборудования. В спорные периоды истец осуществлял капитальный ремонт котлов. На другие работы и должности не переводился. Работодатель своей справкой от 31.05.2017 подтвердил, что истец выполнял работу по должности, предусмотренной Списком № 2 позиция 2140000а-18455.
Представитель ответчика с иском не согласился, указав, что специальный стаж для назначения пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» у истца не установлен. Требуется 12 лет 06 месяцев. Спорные периоды не подлежат включению в стаж, так как не представляется возможным определить вид оборудования, ремонтом которого занимался истец, занятость истца на ремонте котельного оборудования в течение 80% рабочего времени не доказана. Полагает, что требование о работе ремонтируемого оборудования на твердом топливе обязательно для всех слесарей.
Представитель третьего лица ОАО «Соломбальский ЦБК» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
По определению суда, с учетом мнения истца, представителей истца и ответчика, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.
Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы отказного пенсионного дела истца, обозрев материалы гражданского дела № 2-572/2017 по иску З. к ГУ УПФ РФ в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о назначении пенсии, суд установил следующее.
09.02.2016 истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
Решением от 13.11.2017 в назначении пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа в размере 12 лет 06 месяцев. Специальный стаж у истца не установлен.
Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13.11.2017, оспариваемые истцом периоды исключены из специального стажа.
В соответствии со ст.12, 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст.56, 57 указанного кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно трудовой книжке, с 1987 истец работал в ОАО «Соломбальский ЦБК», 13.05.1996 переведен в цех капитального ремонта энергооборудования и коммуникаций слесарем по ремонту оборудования котельного цеха, 03.01.2003 переведен в ремонтно-механический цех слесарем по ремонту оборудования котельного цеха, 01.08.2005 переведен в том же цехе слесарем по ремонту оборудования котельного цеха 5 разряда участка по ремонту энергооборудования, 13.11.2006 переведен в ТЭЦ-1 слесарем по ремонту оборудования топливоподачи. С указанной даты исключение периодов работы из специального стажа не оспаривается истцом.
В соответствии с п.1 ст.1 ФЗ «О страховых пенсиях» основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании п.1 ст.8 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 указанной статьи установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч. 4 названной статьи периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно ч. 2 ст. 33 ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 утверждены Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях и Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 02.10.91 № 517 утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, вводятся в действие с 01.01.1992.
Оспариваемые истцом периоды приходятся на период действия Списка № 2, утвержденного 26.01.91.
В соответствии разделом XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании, ремонте, котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления) и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Согласно разъяснениям «О порядке применения Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 25.02.1994 № 18, пенсию следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования
Таким образом, требование о работе оборудования на твердом топливе должно быть соблюдено с целью назначения пенсии по должностям рабочих, занятых на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи.
Для назначения льготной пенсии слесарям, занятым на ремонте котельного оборудования соблюдение указанного условия не требуется.
Суд приходит к выводу, что оспариваемые истцом периоды работы в должности слесаря по ремонту оборудования котельного цеха подлежат включению в стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в силу следующего.
В трудовой книжке истца, в личной карточке истца, в кадровых приказах его должность в спорные периоды поименована как «слесарь по ремонту оборудования котельного цеха». При этом в спорные периоды истцу были присвоены разряды от 3 до 5.
Само по себе наименование должности истца свидетельствует о занятости истца на ремонте котельного оборудования.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 16.01.1985 № 18/2-55 утверждены разделы «Эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии», «Ремонт оборудования электростанций и сетей» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 9.
Согласно указанному ЕТКС профессии «слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов» и «слесарь по ремонту оборудования топливоподачи» являются разными профессиями рабочих.
Как следует из характеристики работ слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов 3, 4, 5 разрядов, в обязанности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, в зависимости от разряда рабочего, входят работы по ремонту, разборке, реконструкции, сборке, испытаниям, регулировке, наладке различной сложности деталей и механизмов основного и вспомогательного оборудования котлов, механизмов подъема, в том числе механизмов топливоподачи.
При этом исходя из характеристик и видов работ, приведенных в ЕТКС по данным профессиям, в обязанности слесаря по ремонту оборудования котельного цеха входит ремонт тех механизмов, которые, как элементы котельного оборудования, предназначены для приемки топлива. Поскольку котел работает на определенном виде топлива, в устройстве котла должны быть предусмотрены механизмы, предназначенные для подачи в него топлива. Следовательно слесарь, занятый на ремонте котлов, будет занят и на ремонте оборудования подачи топлива в котел, как элементов котла.
Вместе с тем, оборудование, в том числе оборудование топливоподачи котла, ремонтируемое слесарем по ремонту оборудования котельного цеха, принципиально отличится от оборудования, которое ремонтируется слесарем по ремонту оборудования топливоподачи.
Так согласно видам и характеристикам работ по данной профессии, слесарь по ремонту оборудования топливоподачи 3, 4, 5 разряда осуществляет ремонт различной сложности механизмов и узлов транспортировки, подъема и подачи топлива. При этом в перечень механизмов, которые подлежат ремонту рабочими указанной профессии входят транспортировочные ленты, вагоноопрокидыватели, тележки крановые, дробилки, кран-балки, лебедки и т.д., то есть оборудование, связанное с транспортировкой топлива по трубопроводным линиям, помещениям топливоподачи и вне их.
Данное обстоятельство подтверждается и документами, имеющимися в материалах гражданского дела № 2-572/2017 по иску З.
Так согласно справке работодателя от 21.11.2016 (дело № 2-572/2017 т. 1 л.д. 134-135) в состав оборудования котельного цеха входило непосредственно оборудование котлов, в том числе трубопроводы (пара, мазута и т.п.) в пределах установки котлоагрегатов.
Таким образом, оборудование подачи топлива в сам котел, расценивается как составляющая часть котельного оборудования и не относится к оборудованию топливоподачи (под которым подразумевается оборудование транспортировки топлива, в том числе по цеху до котла).
Из пояснений истца, должностной инструкции по должности слесаря по ремонту оборудования котельного цеха, не следует, что истец был занят работами по ремонту оборудования топливоподачи (оборудования, предназначенного для транспортировки топлива).
ОАО «Соломбальский ЦБК» предоставлены штатные расписания за оспариваемые истцом периоды.
При этом штатные расписания предоставлены в различном объеме, по разным подразделениям за каждый год. Так, например, суду предоставлены штатные расписания за 2001 год по разным подразделениям, из которых следует, что в одном штатном расписании указана только должность слесаря по ремонту котельного оборудования, во втором варианте штатного расписания имеется указание на наличие двух должностей.
При таких обстоятельствах, отсутствие указания в штатных расписания за 1996-1999 годы на наличие двух профессий в штате комбината не свидетельствует о том, что фактически истец не был занят по профессии слесаря по ремонту котельного оборудования.
В штатных расписаниях за 2000, 2001, 2003, 2005, 2006 годы (т. 1 л.д. 182-185, 191-194, 195-198, 199-202, 203-206) усматривается наличие у работодателя как должности слесаря по ремонту котельного оборудования, так и должности слесаря по ремонту оборудования топливоподачи.
Также в материалы дела предоставлены Списки профессий и должностей АО «Соломбальский ЦБК», работа в которых дает право на государственное пенсионное обеспечение на льготных условиях и в льготных размерах по ТЭЦ-1 (т. 1 л.д. 177-181) и по ТЭЦ-2 (т. 1 л.д. 188-190). Оба Списка утверждены руководителем АО «Соломбальский ЦБК» в 1996 году.
Список профессий по ТЭЦ-1 содержит указание на наличие права на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 как по профессии слесаря по ремонту оборудования котельного цеха, так и по профессии слесаря по ремонту оборудования топливоподачи.
Список профессий по ТЭЦ-2 содержит указание на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 профессий слесарь по ремонту оборудования, слесарь по ремонту оборудования цеха топливоподачи и котельного цеха.
Истец работал в ТЭЦ-1, в котором согласно названному Списку должности слесаря по ремонту оборудования котельного цеха и слесаря по ремонту оборудования топливоподачи указаны как различные.
Вместе с тем и формулировку наименования должности, указанную в Списке по ТЭЦ-2 можно толковать как указание общего наименования профессии «слесарь» с уточнением различного характера работы по данным должностям (ремонт оборудования котельного цеха и ремонт оборудования топливоподачи).
Таким образом, в ОАО «Соломбальский ЦБК» в спорные периоды имелись и выделялись работодателем как разные профессии слесаря по ремонту котельного оборудования и слесаря по ремонту оборудования топливоподачи.
Доводы истца о занятости на ремонте только котельного оборудования подтверждаются и фотографией рабочего дня истца за 20, 21, 22 июня 2000 года (т. 1 л.д. 111-112, 113, 114-115), из которых следует, что истец был занят на ремонте оборудования котла, при этом ремонт осуществлялся непосредственно в топке котла.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истцом доказан факт занятости на ремонте именно котельного оборудования, а не оборудования топливоподачи.
Доводы ответчика о том, что работодатель исключил ранее переданный код льготной работы из лицевого счета истца, откорректировав данные сведения после проверки, проведенной пенсионным органом, и отозвал справку, уточняющую особый характер работы, судом не могут быть прияты в силу следующего.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика, ранее работодатель ежегодно подтверждал право лиц, работающих по профессии слесаря по ремонту оборудования котельного цеха (котельного оборудовании) на льготное пенсионное обеспечение.
Будучи действующим юридическим лицом, непосредственно в период работы истца, при наличии производственных документов, работодателем передавались за каждый год сведения о льготной работе истца по Списку № 2.
Указанные сведения были исключены по требованию пенсионного органа только в 2017 году.
Как следует из пояснительных писем работодателя в отношении юридического лица с 19.08.2015 введена процедура банкротства – конкурсное производство, штат сотрудников, в том числе работавших вместе с истцом, сокращен, документы в архивах находятся не в полном объеме.
Судом принимается во внимание, что пенсионный орган ежегодно при предоставлении информации о льготной работе истца работодателем достоверность переданных сведений не проверял. Генеральный директор АО «Соломбальский ЦБК» не принимал решение об исключении сведений о льготной работе истца в спорные периоды. Корректировка произведена конкурсным управляющим, который сам подтверждает, что в архиве отсутствуют в полном объеме документы, необходимые для проверки условий работы истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исключение конкурсным управляющим сведений о льготной работе истца из системы персучета не отражает действительный характер работы истца, при том что действующий работодатель непосредственно в оспариваемые периоды подтверждал льготный характер работы истца.
Судом принимается во внимание, что Р., работавшему в АО «Соломбальский ЦБК» с 13.05.1996 по 20.11.2002 в должности слесаря по ремонту оборудования котельного цеха пенсионным органом назначена пенсия по Списку № 2. При этом пенсионным органом была принята справка, уточняющая особый характер работы, выданная работодателем, и сведения персучета, в которых отражен код льготной работы по Списку № 2 (позиция 2140000а-18455).
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в оспариваемые истцом периоды он работал в должности и условиях, соответствующих указанным в Списке № 2 1991 года (слесарь по ремонту котельного оборудования), в связи с чем оспариваемые истцом периоды с 13.05.1996 по 24.05.2006, с 26.05.2006 по 12.11.2006 подлежат включению в стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании ч. 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом положений ст. 94 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» спорные периоды, подлежащие включению в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», приходящиеся на период до 01.01.2002, учитываются в льготном полуторном исчислении.
При включении в стаж указанных периодов и исчислении приходящихся до 2002 года периодов работы в полуторном исчислении, стаж истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» составит более требуемых 12 лет 6 месяцев.
Ответчиком не оспаривается наличие достаточного страхового стажа и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для назначения пенсии по указанному основанию, в том числе с учетом снижения возраста назначения пенсии в порядке, установленном ч. 2 ст. 33 ФЗ «О страховых пенсиях», до 50 лет.
Истец обратился в пенсионный орган 10.08.2017. Возраста 50 лет истец достиг 20.08.2017.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно п.19 Правил заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Таким образом, требования истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» с 20.08.2017 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом положений ст.ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о включении периодов работы в стаж и назначении страховой пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске включить в стаж работы ФИО1 по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с 13.05.1996 по 24.05.2006, с 26.05.2006 по 12.11.2006, назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 20.08.2017.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей 00 копеек (Триста рублей 00 копеек).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Симонова