РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2022 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Бездетнова А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Жигало И.В.,
с участием представителя истца адвоката Пыткиной Ю.В., представителя ответчика Мартыновой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД № 71RS0028-01-2022-001089-71 (производство № 2-894/2022) по иску Варламова С.С. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области (далее ГУ-ОПФР по Тульской области) о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста,
у с т а н о в и л :
Варламов С.С. обратился в суд с иском к ГУ-ОПФР по Тульской области о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста. В обоснование иска ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на основании ст. 28.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении такой пенсии истцу было отказано ввиду недостижения возраста выхода на пенсию исходя из принятых к учету периодов проживания в зоне радиоактивного загрязнения. С данными выводами истец не согласен, поскольку в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал и состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – по адресу: <адрес>А, <адрес>. Просила суд признать его право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста, обязать ответчика назначить ему страховую пенсию с даты наступления права на пенсию – с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец Варламов С.С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Его представитель адвокат Пыткина Ю.В. заявленные истцом требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ-ОПФР по Тульской области по доверенности Мартынова О.Н. в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, полагала, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено обоснованно, поскольку на дату обращения за назначением пенсии право отсутствует.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально -экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория <адрес> отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Действующим в настоящее время Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, территория <адрес> также отнесена к зонам с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно пункту 7 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и" пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и ПФР от ДД.ММ.ГГГГ№па, к заявлению о назначении пенсии по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, должны быть приложены документы о проживании или работе в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
П. 100 Перечня от 28.11.2014 № 958н указано, что в качестве документов, подтверждающих проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, принимаются: удостоверения установленного образца, документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания).
Как следует из паспорта истца Варламова С.С., он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован в <адрес> по месту жительства, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – по адресу: <адрес>А, <адрес>.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной Администрацией МО <адрес>, Варламов С.С. был зарегистрирован по месту жительства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – по адресу: <адрес>, а согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией МО <адрес>, Варламов С.С. был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ) местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 2 этого же Закона место жительства было определено как жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 г. № 146-О).
Основанием для отказа ответчика в назначении пенсии на льготных условиях послужило то обстоятельство, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал на территории Украины в Веселовской средней школе (<адрес>), что следует из представленных справок о работе, а также в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в организациях, расположенных в <адрес> и <адрес>, что следует из сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, и исключает, по мнению ответчика, проживание истца по месту регистрации. В связи с этим к зачету ответчиком приняты только периоды проживания за исключением вышеназванных периодов работы.
Суд не может согласиться со всеми указанными выводами.
Согласно данным трудовой книжки истца, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в ООО «Девис-2000» в должностях охранника, организация зарегистрирована в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ООО ЧОП «Служба безопасности строительства», зарегистрированной в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ООО ЧОП «Девис-2000», зарегистрированной в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ООО ЧОП «Хаммер 5», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ООО ЧОП «АБ-Сафети», зарегистрированном в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ООО ЧОП «Конд», зарегистрированном в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ООО ЧОП «Паритет», зарегистрированном в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по дату выдачи копии трудовой книжки (ДД.ММ.ГГГГ) – в ООО ЧОП «Эксперт-Плюс», зарегистрированной в г. Туле.
Согласно копии трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, а также справки, выданной ООО ЧОП «Легион-С», истец работал в указанной частной охранной организации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, свои трудовые обязанности выполнял в течение 24 часов в соответствии с графиком сменности (сутки через двое, сутки через трое), жильем на период работы не обеспечивался.
Согласно справке, выданной ООО ЧОО «Кагорта-7», истец работал в указанной частной охранной организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с непрерывным циклом работы исполнял свои трудовые обязанности в течение 24 часов, с графиком: с 08.00 час до 08.00 час. следующего дня через двое суток.
В соответствии со статьей 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 г. №2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон) частный охранник работаетпо трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и Законом.
В ЧОО вводится сменная работа, то есть работа в две, три или четыре смены (ст.103 ТК РФ), в тех случаях, когда в договоре с заказчиком услуг есть требования непрерывности охраны, т.е. длительность пребывания работника на рабочем месте превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного оказания услуг. При сменной работе каждая группа работников должна трудиться в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Максимальная длительность смены 24 часа (ст. 99 и ст.103 ТК РФ).
При условии круглосуточной охраны могут быть установлены три варианта смен: 24 часа; 12 часов дневная смена и 12 часов ночная смена; 8 часов дневная смена, 8 часов вечерняя смена и 8 часов ночная смена.
При любой из вышеперечисленных смен выполнить условие нормальной продолжительности рабочего времени, которая должна составлять не больше 40 часов в неделю, не представляется возможным. В связи с этим устанавливается суммированный учет рабочего времени с установлением учетного периода (месяца, квартала, максимум года).
В ходе судебного разбирательства представитель истца утверждала, что с учетом особенностей работы частного охранника в частной охранной организации время отдыха после смены составляет несколько суток, что не требовало пребывания истца по месту нахождения рабочего места в <адрес> и <адрес>, в связи с чем после окончания рабочей смены истец возвращался по месту своего жительства, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ (с момента приобретения в собственность) - в принадлежащую ему квартиру по адресу: <адрес>А, <адрес>.
Давая оценку данным доводам представителя истца, суд соглашается с ними в силу следующего.
В статье 110 ТК прописана продолжительность еженедельного непрерывного отдыха (выходные дни) не менее сорока двух часов – чуть меньше двух суток (отсчет времени начинается с момента окончания рабочей смены в канун выходного дня – и заканчивается временем выхода на работу). Наиболее распространены типовые графики при продолжительности смен 12 и 24 часа - такие, как сутки через двое или два дня по 12 часов/два дня отдыха (в том числе при чередовании в «рабочих» сутках дневных и ночных смен: после двух выходных дней охранник работает строго в дневную смену, сдав ее, отдыхает сутки и «выходит» в ночь.
При таких обстоятельствах доводы представителя истца о том, что работа истца в должности частного охранника в указанные периоды позволяла ему не заботиться о месте временного пребывания на период исполнения работы, и он возвращался по месту своего жительства по окончании смены, заслуживают внимания. При этом суд учитывает и то обстоятельство, что никаких сведений о наличии у истца другого места жительства либо места пребывания в спорные периоды работы истца в должностях частного охранника в частных охранных организациях в ходе судебного разбирательства не добыто и ответчиком в подтверждение своих доводов не представлено. При этом по смыслу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ проживание в зоне радиоактивного загрязнения является самостоятельным условием для предоставления льгот, в том числе, в виде снижения общеустановленного пенсионного возраста, независимо от места исполнения работы.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали основания для исключения из подсчета периодов проживания истца в зоне радиоактивного загрязнения периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Из пенсионного дела Варламова С.С. следует, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР (ГУ) в г. Туле с заявлением о назначении пенсии, приложив необходимые документы, требуемого возраста он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем пенсия ему может быть назначена с даты наступления права на пенсию.
Руководствуясь положениями ст. ст. 192-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд:
р е ш и л :
исковые требования Варламова С.С. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста удовлетворить.
Признать за Варламовым С.С. право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ в по Тульской области назначить Варламову С.С. пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца с момента провозглашения путем подачи жалобы в Советский районный суд г. Тулы.
Председательствующий