ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-895 от 28.11.2011 Угличского районного суда (Ярославская область)

                                                                                    Угличский районный суд Ярославской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Угличский районный суд Ярославской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-895/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«28» ноября 2011 г. г. Углич

Угличский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Акутиной Н.Ю. единолично,

при секретаре Васильевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Угличского межрайонного прокурора о признании нормативного правового акта Администрации городского поселения Углич противоречащим закону и недействующим со дня принятия,

у с т а н о в и л :

Угличской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности постановления администрации городского поселения Углич (далее Администрация г/п Углич) от 25.08.2011 г. № 182, которым утвержден Порядок предоставления и расходования субсидии из бюджета городского поселения Углич на возмещение недополученных доходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора (далее Порядок предоставления субсидии). Постановление является нормативным правовым актом, распространяется на неопределенный круг лиц, опубликовано в официальном средстве массовой информации - газете «Угличанин» от 31.08.2011 г. и вступило в силу с момента официального опубликования.

И.о. Угличского межрайонного прокурора обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта Постановления Администрация г/п Углич от 25.08.2011 г. № 182 об утверждении Порядка предоставления субсидии противоречащим закону и не действующим со дня его принятия.

Постановлением Администрации г/п Углич от 27.10.2011 г. внесены изменения в Постановление от 25.08.2011 г. № 182 в части утверждения Порядка предоставления субсидии в новой редакции.

Угличский межрайонный прокурор с учетом изменений нормативного правового акта и новой редакции Порядка предоставления субсидии стал просить признать Постановление Администрация г/п Углич от 25.08.2011 г. № 182 (в редакции от 27.10.2011 г. № 246) противоречащим закону и не действующим со дня его принятия. В заявлении указано, что Постановление не соответствуют ст. 78 п. 2 Бюджетного кодекса РФ, т.к. решение о бюджете г/п Углич, утвержденное муниципальным Советом 22.12.2010 г. № 126 с изм., не предусматривает случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе, на сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) и мусора. Кроме того, п. 1 ст. 78 БК РФ предусмотрено предоставление субсидий в связи с возмещением затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В п. 2.9 Порядка предоставления субсидии установлено, что субсидия предоставляется в целях возмещения части затрат, возникших вследствие вывоза ТБО и мусора, объем которого определяется как разница между фактическим объемом ТБО и мусора, вывезенных исполнителем услуги с территории г. Углича, и объемом, вывезенным в рамках заключенных договоров с организациями, индивидуальными предпринимателями и населением. Производить выплату субсидий в связи с тем, что объем вывозимого объема ТБО от населения реально больше, в том числе, из-за низкого охвата договорами по сбору и вывозу ТБО и мусора от населения, проживающего в индивидуальных жилых домах, в рамках ст. 78 БК РФ незаконно, так как по существу орган местного самоуправления принимает на себя расходы населения, не исполняющего требования законодательства. Расходы на сбор и вывоз ТБО и мусора, которые образуются от населения, не подлежат финансированию из местного бюджета. Но организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в силу ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относится к вопросам местного значения поселения, поэтому орган местного самоуправления должен организовать его решение. Получателем бюджетных средств, направленных на решение вопросов местного значения, должно являться лицо, осуществляющее сбор и вывоз ТБО и мусора, выбор которого должен производиться путем проведения торгов, выбора муниципального подрядчика и финансирования его из бюджета в рамках соответствующей статьи расходов в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Выполнение данных работ должно обеспечиваться за счет средств бюджета г/п Углич. Кроме того, оспариваемое Постановление противоречит ст. 15 ч. 1 абз. 2 ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», оно ограничивает осуществление деятельности хозяйствующих субъектов, т.к. получателем субсидии может быть только юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, предоставляющие услуги по сбору и вывозу ТБО и мусора на территории г. Углича. По мнению прокурора, оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, организацию сбора и вывоза ТБО и мусора с территории г. Углича. Кроме того, его принятием нарушается экономическая основа местного самоуправления, т.к. допускается финансирование расходов, не предусмотренных бюджетом муниципального образования, и с нарушением единого порядка размещения заказов для муниципальных нужд.

В судебном заседании заместитель Угличского межрайонного прокурора Елисеева Н.М. заявление о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия Постановления Администрации г/п Углич и утвержденного им Порядка предоставления субсидии поддержала по указанным в заявлении основаниям.

Представитель Администрации г/п Углич ФИО1, выступающая по доверенности, с доводами заявления Угличского межрайонного прокурора не согласилась. Она пояснила, что оспариваемое Угличским межрайонным прокурором Постановление Администрации г/п Углич и утвержденный им Порядок предоставления субсидии не противоречит требованиям законодательства. Основная деятельность органов местного самоуправления по организации сбора и вывоза ТБО и мусора заключается в создании на своей территории таких условий, при которых будет возможна деятельность субъектов, предоставляющих услуги по сбору и вывозу ТБО и мусора. Поскольку у населения г. Углич, проживающего в частном секторе, в большинстве случаев отсутствуют договоры со специализированными организациями на вывоз ТБО и мусора, но мусор от данной категории жителей г. Углича все равно собирается и вывозится специализированными организациями, то и был принят стимулирующий указанные организации Порядок предоставления субсидии. При этом одним из критериев предоставления субсидии является количество вновь заключенных договоров с физическими лицами на вывоз ТБО и мусора (п. 6 абз. 8, 9 и 13 Порядка). Поэтому данный Порядок носит временный характер до периода, когда всеми жителями частного сектора будут заключены договоры со специализированными организациями на вывоз ТБО и мусора. Оспариваемый нормативный акт не противоречит и ст. 78 БК РФ, т.к. решение о бюджете г/п Углич на 2011 г. и принятые нормативные акты предусматривают порядок и случаи предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе, на сбор и вывоз ТБО и мусора. Субсидия юридическим лицам по расходам на вывоз ТБО и мусора отражена в решении о бюджете по бюджетной классификации р. 05 03 600 05 00006 (подраздел благоустройство). Вывод прокурора о недопустимости принятия на себя органом местного самоуправления расходов населения по сбору и вывозу ТБО противоречит его утверждению, что осуществление сбора и вывоза ТБО должно осуществляться путем размещения заказа и заключения муниципального контракта за счет средств местного бюджета. Вывод прокурора о нарушении постановлением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду необоснован, т.к. оспариваемый нормативный акт направлен как раз на соблюдение указанного права неопределенного круга лиц.

Выслушав прокурора Елисееву Н.М., представителя Администрации г/п Углич ФИО1, свидетеля ФИО 1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Угличского межрайонного прокурора.

Суд установил, что Постановление Администрации г/п Углич от 25.08.2011 г. № 182, которым утвержден Порядок предоставления и расходования субсидии из бюджета городского поселения Углич на возмещение недополученных доходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, является нормативным правовым актом. Оно издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, им установлены правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений. Постановление в первоначальной редакции опубликовано в официальном средстве массовой информации - газете «Угличанин» от 31.08.2011 г., а в новой редакции - в газете «Угличанин» от 02.11.2011 г.. При принятии Администрацией г/п Углич оспариваемого Постановления не были нарушены полномочия, установленные ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.ст. 21, 28 и 29 Устава городского поселения Углич.

На основании ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Суд не соглашается с доводами прокурора, что Постановление Администрации г/п Углич от 25.08.2011 г. № 182 с изм. и утвержденный им Порядок предоставления субсидии противоречит ст. 78 БК РФ.

Решением Муниципального Совета городского поселения Углич от 22.12.2010 г. № 126 принято решение «Об утверждении бюджета городского поселения Углич на 2011 г. и плановые периоды 2012 и 2013 годов» (с изм.). В п. 23 Решения установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются в порядке, установленном администрацией городского поселения Углич. В приложении 3.1. Решения предусмотрены субсидии на мероприятия в области жилищного хозяйства, в том числе, субсидии юридическим лицам на благоустройство (код бюджетной классификации расходов 05 03600 05 00 006).

Аналогичная норма содержится в ст. 15 Положения о бюджетном процессе в городском поселении Углич, утвержденном решением Муниципального Совета городского поселения Углич от 24.04.2008 г. № 175 (с изм.).

Глава городского поселения Углич принял Постановление № 181 от 25.09.2008 г. (с изм.) «О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из бюджета городского поселения Углич». Данным Постановлением утверждены Критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (приложение 1), Цели и условия предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из бюджета городского поселения Углич (приложение 2), Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из бюджета городского поселения Углич и возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (приложение 3).

Таким образом, решение о бюджете Муниципального Совета городского поселения Углич и принятые в соответствии с ним нормативные акты предусматривают случаи, порядок, цели и условия предоставления юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам субсидий, в том числе, на сбор и вывоз ТБО и мусора.

Порядок предоставления и расходования субсидии из бюджета городского поселения Углич на возмещение недополученных доходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, утвержденный Постановлением Администрации г/п Углич от 25.08.2011 г. № 182, не противоречит ни ст. 78 БК РФ, ни приведенным выше нормативным правовым актам. В нем конкретизирован порядок предоставления указанной субсидии.

При этом суд также находит несостоятельным довод прокурора, что Решением о бюджете г/п Углич предусмотрено предоставление субсидий только юридическим лицам, но не индивидуальным предпринимателям, т.к. данная категория лиц не указана в Приложении 3.1. к Решению о бюджете от 22.12.2010 г. № 126.

Так, в Приказе Минфина РФ от 03.05.2011 г. № 57 н код 810 называется Субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и т.д., а в тексте этого раздела указано, что по данной подгруппе отражаются расходы федерального бюджета на предоставление субсидий организациям любой формы собственности, кроме государственных учреждений, а также индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Поэтому в этой части суд также не находит противоречий оспариваемого прокурором нормативного акта ст. 78 БК РФ.

Суд не соглашается с доводами прокурора, что Постановление Администрации г/п Углич от 25.08.2011 г. № 182 и Порядок предоставления субсидии противоречит ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в той части, что орган местного самоуправления выделяя указанную субсидию принимает на себя расходы населения. К вопросам местного значения в силу ст. 14 п. 18 ФЗ № 131-ФЗ, действительно, относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Но в силу ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, размещение отходов производства и потребления, является платным. П. 7.3 Правил благоустройства и санитарного содержания территории и т.д., утвержденных Решением Муниципального совета г/п Углич от 20.07.2011 г. № 155, установлена обязанность, в том числе, и владельцев частных домовладений, осуществлять сбор и вывоз мусора на полигоны (свалки) своими силами либо посредством заключения договора со специализированной организацией.

По мнению суда, орган местного самоуправления в силу своих полномочий должен создать на своей территории условия для сбора и вывоза ТБО и мусора всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. При этом всеми этими лицами должен исполняться закон «Об охране окружающей среды». Так, для выполнения работ по сбору и транспортировке ТБО и мусора с общегородских территорий и бункерных площадок уполномоченным органом Администрации г/п Углич заключаются муниципальные контракты на сбор и вывоз определенного объема ТБО и мусора. Плата за вывоз и утилизацию ТБО и мусора населения, проживающего в многоквартирных домах, является составной частью платы за содержание жилого помещения. Лица, проживающие в индивидуальных домах, также обязаны исполнять закон «Об охране окружающей среды». Отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу бытовых отходов регулируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. № 155. Именно для выполнения обязанности по организации сбора и вывоза ТБО и мусора и принято оспариваемое прокурором Постановление и Порядок предоставления субсидии. При этом суд учитывает, что указанный порядок предоставления субсидии носит временный характер, его действие ограничено во времени – до момента заключения договоров специализированными организациями с владельцами частных домов.

Суд не соглашается с доводами прокурора, что выполнение работ по сбору и вывозу ТБО и мусора является потребностью органа местного самоуправления – г/п Углич, т.е. муниципальной нуждой, и что выполнение данных работ должно обеспечиваться за счет средств бюджета г/п Углич. Под муниципальными нуждами в силу ст. 3 ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Как уже указал суд выше, сбор и вывоз ТБО и мусора, в том числе, от населения должны осуществляться за счет самих граждан – потребителей услуг.

Утверждение прокурора, что сбор и вывоз ТБО и мусора со всей территории г/п Углич должны осуществляться согласно ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» путем проведения торгов, выбора муниципального подрядчика в целях заключения государственных контрактов и за счет средств бюджета городского поселения Углич суд находит несостоятельными. В этом случае, прокурор как раз и предлагает органу местного самоуправления принять на себя расходы населения по сбору и вывозу ТБО и мусора.

Суд также находит несостоятельным довод прокурора, что оспариваемое Постановление и Порядок предоставления субсидии противоречит ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в той части, что ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов, поскольку не проводятся торги на заключение муниципального контракта. Между тем, в п. 3 Порядка предоставления субсидии указано, что получателем субсидии может быть юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, предоставляющие услуги по сбору и вывозу ТБО и мусора на территории г. Углича. П. 2 Порядка предусмотрено, что субсидия выделяется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора, в целях возмещения части затрат, возникших вследствие вывоза ТБО и мусора, объем которого определяется как разница между фактическим объемом ТБО и мусора, вывезенного исполнителем услуги с территории г. Углич, и объемом, вывезенным в рамках заключенных договоров с организациями, индивидуальными предпринимателями и населением. Логично предположить, что организации, не занимающиеся сбором и вывозом ТБО и мусора на территории г/п Углич, не имеют право на получение указанной субсидии, т.к. не собирают и не вывозят мусор с указанной территории. В этой части суд не находит противоречий оспариваемых нормативных правовых актов ФЗ № 135-ФЗ.

По мнению прокурора, оспариваемым Постановлением Администрации г/п Углич нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, организацию сбора и вывоза ТБО и мусора с городских территорий. Суд же приходит к выводу, что указанный нормативный правовой акт как раз и направлен на защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на обеспечение надлежащего санитарного состояния городских территорий, поскольку предусматривает уборку не только мусора, который должен собираться и вывозиться в силу заключенных муниципальных контрактов и от многоквартирных домов, но и тот, который образуется от владельцев частных домов г. Углича.

По мнению прокурора, оспариваемым нормативным правовым актом нарушается экономическая основа местного самоуправления, т.к. допускается финансирование расходов, не предусмотренных бюджетом муниципального образования, и с нарушением единого прядка размещения заказов для муниципальных нужд.

Суду представлена справка Управления экономики и муниципального контроля Администрации г/п Углич от 25.11.2011 г., в соответствии с которой по графику планируемый охват договорами частного сектора г. Углич с 01.09.2011 г. по 01.01.2012 г. - 1394 дома. Результатом проводимой работы должен стать 100 % охват населения города договорами на вывоз ТБО и мусора, что позволит сократить расходы бюджета на эти цели до 5 млн. руб. в год.

Указанные обстоятельства и обстоятельства принятия оспариваемых Постановления и Порядка предоставления субсидии подтвердила в судебном заседании свидетель ФИО 1.

По выше изложенным основаниям суд не соглашается с доводом прокурора, что Постановлением Администрации г/п Углич от 25.08.2011 г. № 182 и утвержденным им Порядком предоставления субсидии нарушается экономическая основа г/п Углич.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Угличского межрайонного прокурора о признании противоречащим закону и не действующим со дня его принятия Постановления Администрация г/п Углич от 25.08.2011 г. № 182 (в редакции от 27.10.2011 г. № 246) и утвержденного им Порядка предоставления субсидии.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 253, 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Угличского межрайонного прокурора отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Судья Н.Ю. Акутина