Дело № 2-895/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тейково Ивановской области 24 декабря 2020 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Макаровой Е.А.
при секретаре Михайловой Н.С.,
с участием истицы ФИО3, представителей ответчика Администрации г.о. Тейково ФИО4, ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тейково гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации городского округа Тейково Ивановской области, председателю Территориального общественного самоуправления «Первомайский» ФИО7 о признании решения администрации о размещении детской площадки незаконным, обязании перенести детский игровой комплекс
установил:
ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что ей на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Осенью 2020 года вблизи данного земельного участка ответчиками возведен детский игровой комплекс. При принятии решения об устройстве детской площадки мнение жителей <адрес> г.о. Тейково принято во внимание не было, хотя жители были против. Более того, на данной улице практически не проживает семей с детьми. Вследствие устройства детского комплекса под окнами всегда шум, нарушено право истицы на отдых. По мнению истицы, установление игрового комплекса в частном секторе незаконно и лишает жителей спокойной жизни.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истица просит суд: признать незаконным решение администрации г.о. Тейково об установлении игрового комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, дома с № по №; обязать администрацию г.о. Тейково провести демонтаж и перенести игровой комплекс ближе к многоквартирным домам и домам частного сектора <адрес>.
Протокольным определением от 27 октября 2020 года привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11
Протокольным определением от 09 декабря 2020 года привлечено третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации г.о. Тейково.
Истица ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и с учетом пояснений, ранее данных в судебных заседаниях. Обратила внимание суда на то, что администрацией истребуемые документы предоставляются несвоевременно, что свидетельствует о их фальсификации. Также полагала, что администрация все делает так, как им удобно, а не для людей. Детская площадка установлена на улице, где практически не проживают дети, а в близлежащих домах живут пожилые люди, которым мешает дополнительный шум. Фактически под окнами истицы из-за шума детей теперь невозможно нормально отдыхать, нарушено право истицы на благоприятную окружающую среду и отдых. Просила иск удовлетворить.
Представители ответчика Администрации г.о. Тейково: ФИО4, ФИО5, ФИО6 возражали по иску, указав, что решение о возведении детской площадки принято в соответствии с обращениями жителей ТОС «Первомайский», так как на данной территории ни одной игровой площадки нет. При решении вопроса о том, на какой именно улице возводить площадку, проверялись обстоятельства наличия инженерных коммуникаций. Также учтено то, что именно на <адрес> обычно проводятся праздники ТОСа «Первомайский». Площадка возведена без нарушений действующих правил землепользования и застройки, а также правил благоустройства. Полагали иск необоснованным.
Ответчик ФИО7 в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (том 1 л.д. 221). Ранее пояснил, что жители ТОСа «Первомайский» в начале 2020 года обращались к нему с просьбой ходатайствовать перед администрацией об устройстве детской площадки. В феврале 2020 года он и архитектор ФИО6 вместе с депутатом ФИО ездили по улицам ТОСа и выбирали подходящее место для застройки. <адрес> достаточно широкая, нет коммуникаций, поэтому и было выбрано место возле домов № и №. Фактически с конца февраля 2020 ответчик перестал быть председателем ТОС.
Третье лицо – ФИО12 в судебном заседании участия не принимала, представив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (том 1 л.д. 220). Ранее пояснила, что она не против самой детской площадки, но опасается за безопасность детей, поскольку рядом находятся два брошенных дома, где бурьян и навалы мусора. Дети бегают по этим брошенным участкам, что небезопасно.
Представитель третьего лица КУМИ – ФИО13 в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что по иску возражает (том 2 л.д. 13).
Третьи лица: ФИО8, ФИО9, ФИО11 извещались в порядке главы 10 ГПК РФ, в судебных заседаниях участия не принимали.
Учитывая надлежащее извещение участников процесса, суд считает возможным рассмотрение гражданского дела при данной явке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства, имеющиеся в деле, в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что ФИО3 на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 26-30). При этом по состоянию на 22 октября 2020 года площадь земельного участка, принадлежащего истице составляла 734 +/- кв.м, а по состоянию на 16 ноября 2020 года площадь участка увеличилась до 821 кв.м (за счет присоединения земельного участка по фасаду дома с учетом палисадника)/том 1 л.д. 230-231/.
Также участниками процесса не оспаривалось, что в сентябре 2020 года между домами № и № по <адрес> г.о. Тейково силами администрации городского округа Тейково произведено устройство детской игровой площадки.
Постановлением Администрации г.о. Тейково № от 28.07.2020г. «О выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута» постановлено выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями разрешение на использование земельного участка ориентировочной площадью 41 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в государственной собственности, в целях размещения детской площадки (том 1 л.д. 232). Также администрацией выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГг. КУМИ г.о. Тейково на использование земельного участка с местоположением <адрес>, из категории земель: земли населенных пунктов, кадастровый квартал 37:26:010275, площадью предполагаемой для использования 41 кв.м, согласно схеме границ для размещения детской площадки сроком на 10 лет (том 1 л.д. 234-235).
Согласно муниципальному контракту № от 27.08.2020г., заключенному между МКУ г.о. Тейково «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» (подрядчик), подрядчик принял обязательство по приобретению и установке детской игровой площадки по адресу: <адрес>, между д. № и №, согласно локальному сметному расчету. Окончание работ запланировано 15 сентября 2020 года (том 1 л.д. 50-57). 27 октября 2020 года между сторонами подписан приемо-сдаточный акт объекта основных средств (том 1 л.д. 240-241)
Ввиду исполнения работ по данному муниципальному контракту детская игровая площадка по адресу: <адрес> между домами № и № включена в реестр муниципального имущества и передана на праве оперативного управления в МКП «<данные изъяты>» (том 2 л.д. 9-12).
Обращаясь в суд с иском, ФИО3 привела доводы о том, что администрацией не согласовано устройство площадки с жителями частного сектора, а сама детская игровая площадка установлена с нарушениями: не соблюдены нормы расстояний до жилых домов, площадка располагается в месте коммуникаций водоснабжения и электричества; вследствие устройства детской площадки под окнами истицы постоянный шум, она не имеет возможности отдыхать; также нарушены планы истицы по подключению водоснабжения, поскольку теперь ей негде установить колодец.
Анализируя указанное обоснование иска, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО3 необоснованны, а само обращение в суд не связано целью защиты нарушенного права.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Исходя из положений статьи 304 ГК Российской Федерации (собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения) в её системной взаимосвязи с положениями пункта 45 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются: принадлежность имущества истцу на праве собственности, факт нарушения права действиями ответчика. При этом бремя доказывания этих обстоятельств, в том числе реальности угрозы нарушений прав собственника, не связанных с лишением владения, лежит именно на ФИО3.
Истицей данная обязанность не исполнена, достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих нарушение ее права собственности действиями ответчиков, в материалы дела не представлено и судом не добыто.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (п. 3); создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры (п. 17); создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (п. 20); утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (п. 25); организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в муниципальном, городском округе (п. 34).
Таким образом, вопросы благоустройства территории и организации детского досуга находятся в ведении городского округа Тейково в силу закона.
Из дела следует, что в границах городского округа Тейково в пределах улиц частного сектора: <адрес> на западе, <адрес> на востоке, <адрес> на юге и <адрес> на севере решением Городской Думы г.о. Тейково от 26 апреля 2013 года № утверждены границы действия совета территориального общественного самоуправления «Первомайский» (том 1 л.д. 237-239).
Согласно Уставу Территориального общественного самоуправления «Первомайский», одним из основных направлений деятельности ТОС является внесение предложений в соответствующие органы муниципального образования по вопросам, затрагивающим интересы жителей, в том числе: по использованию земельных участков, расположенных в пределах ТОС, под строительство, созданий детских и оздоровительных площадок, скверов, стоянок автомобилей, гаражей, площадок для выгула собак и для других общественно-полезных целей /подпункт 8 пункта 2.5/ (том 1 л.д. 98-103).
Из пояснений ответчика ФИО7 (бывшего председателя ТОС) следует, что в месте, где в настоящее время установлена детская игровая площадка жители ТОС «Первомайский» обычно организуют массовые мероприятия в связи с государственными либо народными праздниками; зимой 2020 года при проведении праздника «Масленница» несколько жителей ТОСа устно обратились к ответчику, чтобы он ходатайствовал перед Администрацией г.о. Тейково об установке в данном месте детской площадки.
Указанное обстоятельство также подтверждено: протоколом встречи депутата Городской думы г.о. Тейково ФИО с избирателями избирательского округа № и коллективным обращением, подписанным 12-тью жителями данного района, адресованным Депутату Ивановской областной Думы ФИО1 (том 1 л.д. 186-187, 202-204).
Результатом указанных встреч и обращений явилось ходатайство Депутата Ивановской областной думы ФИО1 на имя руководителя фракции «Единая Россия» ФИО2, содержащее просьбу о внесении изменений в Закон Ивановской области «Об утверждении перечня наказов избирателей на 2020 год» (том 1 л.д. 184-185, 188).
В соответствии с Перечнем наказов избирателей депутатам Ивановской областной думы, требующих расходования средств областного бюджета в 2020 году, утвержденным Законом Ивановской области от 29.11.2019г. № 66-ОЗ "Об утверждении перечня наказов избирателей на 2020 год" (с изменениями, внесенными Законом Ивановской области от 27.03.2020г. № 12-ОЗ), по городскому округу Тейково среди прочего запланировано: приобретение и установка детской игровой площадки по адресу: <адрес>, между <адрес>.
Таким образом, доводы истицы относительно незаконности размещения спорной детской площадки опровергаются указанной совокупностью письменных доказательств: Постановлением Администрации г.о. Тейково № от 28.07.2020г., разрешением № от 28 июля 2020г. на использование земельного участка, обращением жителей ТОС «Первомайский» на имя депутата ФИО1, а также протоколом встречи избирателей с депутатом ФИО
При этом суд отмечает, что поскольку спорная детская площадка размещена на земельном участке, находящемся в государственной собственности, то полномочия по определению судьбы данного участка находятся в компетенции Администрации городского округа Тейково силу положений главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, подпунктом 6 пункта 1 ст. 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях: размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014г. № 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" в данный перечень включены: элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (п. 4); нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения….танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 19).
Тем самым, суд приходит тик выводу, что оспариваемые истицей акты администрации г.о. Тейково (постановление № от 28.07.2020г. и разрешение № от 28.07.2020г.), согласно которым вблизи домов 4 и 6 по <адрес> выделен участок площадью около 41 кв.м для устройства детской площадки в связи с реализацией Закона Ивановской области от 29.11.2019 N 66-ОЗ "Об утверждении перечня наказов избирателей на 2020 год" приняты без нарушений действующего земельного законодательства и в пределах компетенции администрации, поскольку вопросы благоустройства городского округа отнесены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения.
Также суд считает необоснованными доводы истицы о том, что спорная детская площадка возведена с нарушением правил землепользования и застройки территории г.о. Тейково.
Решением муниципального горсовета городского округа Тейково от 24.11.2006г. № 164 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тейково (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с пунктом 1 ст. 8.1 Правил землепользования и застройки решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с документами территориального планирования, включая Генеральный план городского округа Тейково, документацией по планировке территории и на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости, независимо от форм собственности.
Аллеи, скверы, объекты благоустройства (в том числе площадки для выгула собак, палисадники, площадки для мусоросборников и озеленения, малые архитектурные формы (в том числе городская мебель, биотуалеты, ограды)), элементы дизайна, скульптурные композиции, объекты декоративно-монументального искусства, в том числе на территориях общего пользования, а также отделения милиции, пункты оказания первой медицинской помощи, объекты пожарной охраны (гидранты, резервуары, противопожарные водоемы), объекты инженерной инфраструктуры, рекламные конструкции, антенны сотовой, спутниковой и интернет связи, банкоматы, строительные площадки, площадки для временного складирования грунта разрешены в любой территориальной зоне при соблюдении требований безопасности и законодательства Российской Федерации (п. 6 ст. 8.1).
Участниками процесса не оспаривалось, что детская площадка возведена в частном секторе, отнесенном согласно разделу 7 Правил землепользования и застройки к зоне Ж-1. Вместе с тем, учитывая, что детская площадка является объектом благоустройства города, то ее устройство в данной жилой зоне допускается с соблюдением требований безопасности.
Ответчиком (администрацией г.о. Тейково) в материалы дела представлен акт замеров расположения спорной детской площадки по отношению к близлежащим жилым домам (том 1 л.д. 97). До каждого из 4-х домов (дома №№ №) расстояние до детской площадки составляет от 10 до 19 метров.
Решением городской Думы городского округа Тейково от 27.10.2017г. № утверждены Правила благоустройства городского округа Тейково Ивановской области.
Согласно статье 5.11 Правил благоустройства г.о. Тейково на территории муниципального образования предусматриваются следующие виды площадок: для игр детей, отдыха взрослых, занятий спортом, установки мусоросборников, выгула и дрессировки собак, стоянок и парковок автомобилей. Размещение площадок в границах охранных зон зарегистрированных памятников культурного наследия и зон особо охраняемых природных территорий согласовывается с уполномоченными органами охраны памятников, природопользования и охраны окружающей среды.
В соответствии с подпунктом 5.11.1.1. названных правил детские площадки предназначены для игр и активного отдыха детей разных возрастов: преддошкольного (до 3 лет), дошкольного (до 7 лет), младшего и среднего школьного возраста (7 - 12 лет). Площадки организуются в виде отдельных площадок для разных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам. Если плотность городской застройки позволяет, то для детей и подростков (12 - 16 лет) организуются спортивно-игровые комплексы (микроскалодромы, велодромы и т.п.) и оборудуются специальные места для катания на самокатах, роликовых досках и коньках.
Подпунктом 5.11.1.2. Правил благоустройства предусмотрено, что расстояние от окон жилых домов и общественных зданий до границ детских площадок дошкольного возраста принимается не менее 10 м, младшего и среднего школьного возраста - не менее 20 м, комплексных игровых площадок - не менее 40 м. Детские площадки для дошкольного и преддошкольного возраста размещают на участке жилой застройки, площадки для младшего и среднего школьного возраста, комплексные игровые площадки размещают на озелененных территориях микрорайона, спортивно-игровые комплексы и места для катания - в парках жилого района.
Учитывая данные требования к устройству детских площадок, применительно к имеющемуся акту замеров от местоположения спорной детской площадки до близлежащих жилых домов, принимая во внимание, что возведенная детская площадка предназначена для детей от 6 лет, суд полагает, что устройство детской площадки произведено без нарушений действующих правил землепользования и застройки и благоустройства г.о. Тейково.
Доводы истицы о том, что детская площадка находится в зоне инженерных коммуникаций также опровергаются имеющимися в деле сообщениями ООО «<данные изъяты>» (том л.д. 171), ООО «<данные изъяты>» (том 1 л.д. 223), АО «<данные изъяты>» (том 1 л.д. 224), АО «<данные изъяты>» (том 1 л.д. 226).
Также суд не может согласиться с доводами истицы о неприемлемом уровне шума, возникшего в связи с устройством детской площадки, поскольку в материалах дела относимых и допустимых доказательств в подтверждение таких доводов ФИО3 не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО3 о признании решения администрации г.о. Тейково о предоставлении земельного участка для устройства детской площадки и о переносе детской площадки удовлетворению не подлежат, поскольку их законность и обоснованность не подтверждена надлежащей совокупностью доказательств, отвечающих требованиям ГПК Российской Федерации, и не нашла подтверждения в материалах дела.
При этом суд учитывает, что иск заявлен собственником жилого дома и земельного участка в связи с нарушением прав, не связанных с лишением владения. Нарушений каких-либо прав истицы, как собственника домовладения по адресу: <адрес>, не установлено: доступ к жилому дому и земельному участку не перекрыт, истица имеет возможность пользования как своим земельным участком, так и участком, прилегающим к ее домовладению, находящимся в государственной собственности, каких-либо препятствий в осуществлении права пользования земельным участком с кадастровым № ответчиками истице не создано.
Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований ФИО3 надлежит отказать в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 к Администрации городского округа Тейково Ивановской области, председателю Территориального общественного самоуправления «Первомайский» ФИО7 о признании решения администрации о размещении детской площадки незаконным, обязании перенести детский игровой комплекс оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Макарова
Мотивированное решение составлено 30 декабря 2020 года.