ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-895/20 от 24.12.2020 Тейковского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2-895/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тейково Ивановской области 24 декабря 2020 года

Тейковский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Макаровой Е.А.

при секретаре Михайловой Н.С.,

с участием истицы Захаровой Л.В., представителей ответчика Администрации г.о. Тейково Касаткиной Е.М., Генераловой Ю.О., Иванова А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тейково гражданское дело по иску Захаровой Л.В. к Администрации городского округа Тейково Ивановской области, председателю Территориального общественного самоуправления «Первомайский» Кувшинову А.М. о признании решения администрации о размещении детской площадки незаконным, обязании перенести детский игровой комплекс

установил:

Захарова Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что ей на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Осенью 2020 года вблизи данного земельного участка ответчиками возведен детский игровой комплекс. При принятии решения об устройстве детской площадки мнение жителей <адрес> г.о. Тейково принято во внимание не было, хотя жители были против. Более того, на данной улице практически не проживает семей с детьми. Вследствие устройства детского комплекса под окнами всегда шум, нарушено право истицы на отдых. По мнению истицы, установление игрового комплекса в частном секторе незаконно и лишает жителей спокойной жизни.

Ссылаясь на данные обстоятельства, истица просит суд: признать незаконным решение администрации г.о. Тейково об установлении игрового комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, дома с по ; обязать администрацию г.о. Тейково провести демонтаж и перенести игровой комплекс ближе к многоквартирным домам и домам частного сектора <адрес>.

Протокольным определением от 27 октября 2020 года привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Маслова З.Н., Федосова В.А., Зайцева (Донцова)О.Б., Погодины Т.Н., Д.М., К.М.

Протокольным определением от 09 декабря 2020 года привлечено третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации г.о. Тейково.

Истица Захарова Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и с учетом пояснений, ранее данных в судебных заседаниях. Обратила внимание суда на то, что администрацией истребуемые документы предоставляются несвоевременно, что свидетельствует о их фальсификации. Также полагала, что администрация все делает так, как им удобно, а не для людей. Детская площадка установлена на улице, где практически не проживают дети, а в близлежащих домах живут пожилые люди, которым мешает дополнительный шум. Фактически под окнами истицы из-за шума детей теперь невозможно нормально отдыхать, нарушено право истицы на благоприятную окружающую среду и отдых. Просила иск удовлетворить.

Представители ответчика Администрации г.о. Тейково: Касаткина Е.М., Генералова Ю.О., Иванов А.П. возражали по иску, указав, что решение о возведении детской площадки принято в соответствии с обращениями жителей ТОС «Первомайский», так как на данной территории ни одной игровой площадки нет. При решении вопроса о том, на какой именно улице возводить площадку, проверялись обстоятельства наличия инженерных коммуникаций. Также учтено то, что именно на <адрес> обычно проводятся праздники ТОСа «Первомайский». Площадка возведена без нарушений действующих правил землепользования и застройки, а также правил благоустройства. Полагали иск необоснованным.

Ответчик Кувшинов А.М. в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (том 1 л.д. 221). Ранее пояснил, что жители ТОСа «Первомайский» в начале 2020 года обращались к нему с просьбой ходатайствовать перед администрацией об устройстве детской площадки. В феврале 2020 года он и архитектор Иванов А.П. вместе с депутатом ФИО ездили по улицам ТОСа и выбирали подходящее место для застройки. <адрес> достаточно широкая, нет коммуникаций, поэтому и было выбрано место возле домов и . Фактически с конца февраля 2020 ответчик перестал быть председателем ТОС.

Третье лицо – Донцова (Зайцева) О.Б. в судебном заседании участия не принимала, представив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (том 1 л.д. 220). Ранее пояснила, что она не против самой детской площадки, но опасается за безопасность детей, поскольку рядом находятся два брошенных дома, где бурьян и навалы мусора. Дети бегают по этим брошенным участкам, что небезопасно.

Представитель третьего лица КУМИ – Калинкин А.А. в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что по иску возражает (том 2 л.д. 13).

Третьи лица: Маслова З.Н., Федосова В.А., Погодины Т.Н., Д.М., К.М. извещались в порядке главы 10 ГПК РФ, в судебных заседаниях участия не принимали.

Учитывая надлежащее извещение участников процесса, суд считает возможным рассмотрение гражданского дела при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства, имеющиеся в деле, в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что Захаровой Л.В. на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 26-30). При этом по состоянию на 22 октября 2020 года площадь земельного участка, принадлежащего истице составляла 734 +/- кв.м, а по состоянию на 16 ноября 2020 года площадь участка увеличилась до 821 кв.м (за счет присоединения земельного участка по фасаду дома с учетом палисадника)/том 1 л.д. 230-231/.

Также участниками процесса не оспаривалось, что в сентябре 2020 года между домами и по <адрес> г.о. Тейково силами администрации городского округа Тейково произведено устройство детской игровой площадки.

Постановлением Администрации г.о. Тейково от 28.07.2020г. «О выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута» постановлено выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями разрешение на использование земельного участка ориентировочной площадью 41 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в государственной собственности, в целях размещения детской площадки (том 1 л.д. 232). Также администрацией выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГг. КУМИ г.о. Тейково на использование земельного участка с местоположением <адрес>, из категории земель: земли населенных пунктов, кадастровый квартал 37:26:010275, площадью предполагаемой для использования 41 кв.м, согласно схеме границ для размещения детской площадки сроком на 10 лет (том 1 л.д. 234-235).

Согласно муниципальному контракту от 27.08.2020г., заключенному между МКУ г.о. Тейково «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» (подрядчик), подрядчик принял обязательство по приобретению и установке детской игровой площадки по адресу: <адрес>, между д. и , согласно локальному сметному расчету. Окончание работ запланировано 15 сентября 2020 года (том 1 л.д. 50-57). 27 октября 2020 года между сторонами подписан приемо-сдаточный акт объекта основных средств (том 1 л.д. 240-241)

Ввиду исполнения работ по данному муниципальному контракту детская игровая площадка по адресу: <адрес> между домами и включена в реестр муниципального имущества и передана на праве оперативного управления в МКП «<данные изъяты>» (том 2 л.д. 9-12).

Обращаясь в суд с иском, Захарова Л.В. привела доводы о том, что администрацией не согласовано устройство площадки с жителями частного сектора, а сама детская игровая площадка установлена с нарушениями: не соблюдены нормы расстояний до жилых домов, площадка располагается в месте коммуникаций водоснабжения и электричества; вследствие устройства детской площадки под окнами истицы постоянный шум, она не имеет возможности отдыхать; также нарушены планы истицы по подключению водоснабжения, поскольку теперь ей негде установить колодец.

Анализируя указанное обоснование иска, суд приходит к выводу, что исковые требования Захаровой Л.В. необоснованны, а само обращение в суд не связано целью защиты нарушенного права.

В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Исходя из положений статьи 304 ГК Российской Федерации (собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения) в её системной взаимосвязи с положениями пункта 45 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются: принадлежность имущества истцу на праве собственности, факт нарушения права действиями ответчика. При этом бремя доказывания этих обстоятельств, в том числе реальности угрозы нарушений прав собственника, не связанных с лишением владения, лежит именно на Захаровой Л.В..

Истицей данная обязанность не исполнена, достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих нарушение ее права собственности действиями ответчиков, в материалы дела не представлено и судом не добыто.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (п. 3); создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры (п. 17); создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (п. 20); утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (п. 25); организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в муниципальном, городском округе (п. 34).

Таким образом, вопросы благоустройства территории и организации детского досуга находятся в ведении городского округа Тейково в силу закона.

Из дела следует, что в границах городского округа Тейково в пределах улиц частного сектора: <адрес> на западе, <адрес> на востоке, <адрес> на юге и <адрес> на севере решением Городской Думы г.о. Тейково от 26 апреля 2013 года утверждены границы действия совета территориального общественного самоуправления «Первомайский» (том 1 л.д. 237-239).

Согласно Уставу Территориального общественного самоуправления «Первомайский», одним из основных направлений деятельности ТОС является внесение предложений в соответствующие органы муниципального образования по вопросам, затрагивающим интересы жителей, в том числе: по использованию земельных участков, расположенных в пределах ТОС, под строительство, созданий детских и оздоровительных площадок, скверов, стоянок автомобилей, гаражей, площадок для выгула собак и для других общественно-полезных целей /подпункт 8 пункта 2.5/ (том 1 л.д. 98-103).

Из пояснений ответчика Кувшинова А.М. (бывшего председателя ТОС) следует, что в месте, где в настоящее время установлена детская игровая площадка жители ТОС «Первомайский» обычно организуют массовые мероприятия в связи с государственными либо народными праздниками; зимой 2020 года при проведении праздника «Масленница» несколько жителей ТОСа устно обратились к ответчику, чтобы он ходатайствовал перед Администрацией г.о. Тейково об установке в данном месте детской площадки.

Указанное обстоятельство также подтверждено: протоколом встречи депутата Городской думы г.о. Тейково ФИО с избирателями избирательского округа и коллективным обращением, подписанным 12-тью жителями данного района, адресованным Депутату Ивановской областной Думы ФИО1 (том 1 л.д. 186-187, 202-204).

Результатом указанных встреч и обращений явилось ходатайство Депутата Ивановской областной думы ФИО1 на имя руководителя фракции «Единая Россия» ФИО2, содержащее просьбу о внесении изменений в Закон Ивановской области «Об утверждении перечня наказов избирателей на 2020 год» (том 1 л.д. 184-185, 188).

В соответствии с Перечнем наказов избирателей депутатам Ивановской областной думы, требующих расходования средств областного бюджета в 2020 году, утвержденным Законом Ивановской области от 29.11.2019г. № 66-ОЗ "Об утверждении перечня наказов избирателей на 2020 год" (с изменениями, внесенными Законом Ивановской области от 27.03.2020г. № 12-ОЗ), по городскому округу Тейково среди прочего запланировано: приобретение и установка детской игровой площадки по адресу: <адрес>, между <адрес>.

Таким образом, доводы истицы относительно незаконности размещения спорной детской площадки опровергаются указанной совокупностью письменных доказательств: Постановлением Администрации г.о. Тейково от 28.07.2020г., разрешением от 28 июля 2020г. на использование земельного участка, обращением жителей ТОС «Первомайский» на имя депутата ФИО1, а также протоколом встречи избирателей с депутатом ФИО

При этом суд отмечает, что поскольку спорная детская площадка размещена на земельном участке, находящемся в государственной собственности, то полномочия по определению судьбы данного участка находятся в компетенции Администрации городского округа Тейково силу положений главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, подпунктом 6 пункта 1 ст. 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях: размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014г. № 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" в данный перечень включены: элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (п. 4); нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения….танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 19).

Тем самым, суд приходит тик выводу, что оспариваемые истицей акты администрации г.о. Тейково (постановление от 28.07.2020г. и разрешение от 28.07.2020г.), согласно которым вблизи домов 4 и 6 по <адрес> выделен участок площадью около 41 кв.м для устройства детской площадки в связи с реализацией Закона Ивановской области от 29.11.2019 N 66-ОЗ "Об утверждении перечня наказов избирателей на 2020 год" приняты без нарушений действующего земельного законодательства и в пределах компетенции администрации, поскольку вопросы благоустройства городского округа отнесены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения.

Также суд считает необоснованными доводы истицы о том, что спорная детская площадка возведена с нарушением правил землепользования и застройки территории г.о. Тейково.

Решением муниципального горсовета городского округа Тейково от 24.11.2006г. № 164 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тейково (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с пунктом 1 ст. 8.1 Правил землепользования и застройки решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с документами территориального планирования, включая Генеральный план городского округа Тейково, документацией по планировке территории и на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости, независимо от форм собственности.

Аллеи, скверы, объекты благоустройства (в том числе площадки для выгула собак, палисадники, площадки для мусоросборников и озеленения, малые архитектурные формы (в том числе городская мебель, биотуалеты, ограды)), элементы дизайна, скульптурные композиции, объекты декоративно-монументального искусства, в том числе на территориях общего пользования, а также отделения милиции, пункты оказания первой медицинской помощи, объекты пожарной охраны (гидранты, резервуары, противопожарные водоемы), объекты инженерной инфраструктуры, рекламные конструкции, антенны сотовой, спутниковой и интернет связи, банкоматы, строительные площадки, площадки для временного складирования грунта разрешены в любой территориальной зоне при соблюдении требований безопасности и законодательства Российской Федерации (п. 6 ст. 8.1).

Участниками процесса не оспаривалось, что детская площадка возведена в частном секторе, отнесенном согласно разделу 7 Правил землепользования и застройки к зоне Ж-1. Вместе с тем, учитывая, что детская площадка является объектом благоустройства города, то ее устройство в данной жилой зоне допускается с соблюдением требований безопасности.

Ответчиком (администрацией г.о. Тейково) в материалы дела представлен акт замеров расположения спорной детской площадки по отношению к близлежащим жилым домам (том 1 л.д. 97). До каждого из 4-х домов (дома №№ ) расстояние до детской площадки составляет от 10 до 19 метров.

Решением городской Думы городского округа Тейково от 27.10.2017г. утверждены Правила благоустройства городского округа Тейково Ивановской области.

Согласно статье 5.11 Правил благоустройства г.о. Тейково на территории муниципального образования предусматриваются следующие виды площадок: для игр детей, отдыха взрослых, занятий спортом, установки мусоросборников, выгула и дрессировки собак, стоянок и парковок автомобилей. Размещение площадок в границах охранных зон зарегистрированных памятников культурного наследия и зон особо охраняемых природных территорий согласовывается с уполномоченными органами охраны памятников, природопользования и охраны окружающей среды.

В соответствии с подпунктом 5.11.1.1. названных правил детские площадки предназначены для игр и активного отдыха детей разных возрастов: преддошкольного (до 3 лет), дошкольного (до 7 лет), младшего и среднего школьного возраста (7 - 12 лет). Площадки организуются в виде отдельных площадок для разных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам. Если плотность городской застройки позволяет, то для детей и подростков (12 - 16 лет) организуются спортивно-игровые комплексы (микроскалодромы, велодромы и т.п.) и оборудуются специальные места для катания на самокатах, роликовых досках и коньках.

Подпунктом 5.11.1.2. Правил благоустройства предусмотрено, что расстояние от окон жилых домов и общественных зданий до границ детских площадок дошкольного возраста принимается не менее 10 м, младшего и среднего школьного возраста - не менее 20 м, комплексных игровых площадок - не менее 40 м. Детские площадки для дошкольного и преддошкольного возраста размещают на участке жилой застройки, площадки для младшего и среднего школьного возраста, комплексные игровые площадки размещают на озелененных территориях микрорайона, спортивно-игровые комплексы и места для катания - в парках жилого района.

Учитывая данные требования к устройству детских площадок, применительно к имеющемуся акту замеров от местоположения спорной детской площадки до близлежащих жилых домов, принимая во внимание, что возведенная детская площадка предназначена для детей от 6 лет, суд полагает, что устройство детской площадки произведено без нарушений действующих правил землепользования и застройки и благоустройства г.о. Тейково.

Доводы истицы о том, что детская площадка находится в зоне инженерных коммуникаций также опровергаются имеющимися в деле сообщениями ООО «<данные изъяты>» (том л.д. 171), ООО «<данные изъяты>» (том 1 л.д. 223), АО «<данные изъяты>» (том 1 л.д. 224), АО «<данные изъяты>» (том 1 л.д. 226).

Также суд не может согласиться с доводами истицы о неприемлемом уровне шума, возникшего в связи с устройством детской площадки, поскольку в материалах дела относимых и допустимых доказательств в подтверждение таких доводов Захаровой Л.В. не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Захаровой Л.В. о признании решения администрации г.о. Тейково о предоставлении земельного участка для устройства детской площадки и о переносе детской площадки удовлетворению не подлежат, поскольку их законность и обоснованность не подтверждена надлежащей совокупностью доказательств, отвечающих требованиям ГПК Российской Федерации, и не нашла подтверждения в материалах дела.

При этом суд учитывает, что иск заявлен собственником жилого дома и земельного участка в связи с нарушением прав, не связанных с лишением владения. Нарушений каких-либо прав истицы, как собственника домовладения по адресу: <адрес>, не установлено: доступ к жилому дому и земельному участку не перекрыт, истица имеет возможность пользования как своим земельным участком, так и участком, прилегающим к ее домовладению, находящимся в государственной собственности, каких-либо препятствий в осуществлении права пользования земельным участком с кадастровым ответчиками истице не создано.

Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований Захаровой Л.В. надлежит отказать в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Захаровой Л.В. к Администрации городского округа Тейково Ивановской области, председателю Территориального общественного самоуправления «Первомайский» Кувшинову А.М. о признании решения администрации о размещении детской площадки незаконным, обязании перенести детский игровой комплекс оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Макарова

Мотивированное решение составлено 30 декабря 2020 года.