ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-895/2016 от 16.04.2016 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2016 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего Холкиной О.А.

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ТСЖ «Ленина 78» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ТСЖ «Ленина 78» о защите прав потребителей. В обосновании иска указано, что она является собственником жилого помещения 45 в <адрес> в г.Мурманске. В обосновании указав, что управление МКД осуществляет ТСЖ «Ленина 78». В июле 2012 года была плановая остановка ТЭЦ, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подогрев воды не осуществлялась. Несмотря на это в платежном документе истцу произведено начисление в размере <данные изъяты> рублей за подогрев. Кроме того, истец оплатил показания по счетчикам, но по холодной воде, поскольку подогрева воды не получала по факту на тот период остановки ТЭЦ. На сегодняшний день задолженность по подогреву воды составляет 6136,45 рублей, пени 1387,56 рублей. Кроме того, по сообщению ПАО «Мурманская ТЭЦ» узел учета тепловой энергии на базе теплосчетчика СПТ 943.10 в МКД по <адрес> в г.Мурманске допущен к коммерческому учету представителем ПАО «Мурманская ТЭЦ» с ДД.ММ.ГГГГ и полностью удовлетворял требованиям правил учета тепловой энергии и теплоносителя. Однако, в летнее-осенний период 2012 года новым руководителем ТСЖ «Ленина 78» организованы работы по реконструкции теплопункта. Действующий узел учета тепловой энергии разукомплектован, а часть приборов, входящих в его состав, демонтированы. Проект на установку нового узла учета тепловой энергии предоставлен в энергоснабжающую организацию руководством ТСЖ «Ленина 78» позднее, чем установлен сам узел учета тепловой энергии. После устранения ряда недостатков в проекте и многочисленных переделок в схеме установки узла учета тепловой энергии, прибор был допущен к учету с ДД.ММ.ГГГГ с пломбировкой составляющих элементов. При том, что в ПАО «Мурманская ТЭЦ» предоставляются показания общего прибора учета тепловой энергии, в расчет включается и подогрев воды. Начисление за отопление должны производится, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, однако, в нарушение п.42 (1) Правил , такие начисления производились по нормативу. В многоквартирном <адрес> г. Мурманске в теплоцентре установлен теплообменник, через который проходит холодная вода, которая нагревается за счет тепловой энергии (горячей водой поданной из ПАО «Мурманская ТЭЦ»). Оплата тепловой энергии, полученной от ПАО «Мурманская ТЭЦ» производится по общедомовому счетчику. Следовательно, на отопление и на подогрев воды тепловая энергия, поданная из ПАО «Мурманская ТЭЦ», исчисляется одним прибором учета тепла. Но жильцы <адрес> оплачивают в квитанции отдельной строкой как за отопление, так и отдельной строкой за подогрев воды. Никаких других счетчиков по подогреву воды в теплоцентре дома, а также отдельных трубопроводов из ПАО «Мурманская ТЭЦ» на подогрев воды не имеется. Полагает, что отказ ТСЖ «Ленина 78» выполнить перерасчет является незаконным. Просит суд обязать ТСЖ «Ленина 78» произвести истцу перерасчет платы за коммунальную услугу «подогрев воды» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей. Обязать ТСЖ «Ленина 78» произвести перерасчет за подогрев воды с 2012 года по настоящее время с учетом расчета с ПАО «Мурманская ТЭЦ» по показаниям общедомового счетчика. Обязать ответчика не выставлять истцу задолженность и пени за коммунальную услугу «подогрев воды». Обязать ответчика произвести истцу перерасчет платы за коммунальную услуг «отопление» за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Истец в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом, направила в суд своих представителей.

В судебном заседании представители истца ФИО4 и ФИО5 уточнили исковые требования, указав, что истец отказывается от требований в части взыскания платы за коммунальные услуги в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей. Просили суд удовлетворить требования об обязании ответчика не выставлять истцу задолженность и пени за коммунальную услугу «подогрев воды», о перерасчете за услугу отопление и подогрев воды, исходя из показаний ОДПУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Представители ответчика ТСЖ «Ленина 78» ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании возражали против требований истца, пояснив по требованиям о взыскании платы за оплату по подогреву воды в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, что. поскольку у истца установлены счетчики на воду, то начисление производится по показаниям счетчиков, независимо от того, производилась ли плановое отключение горячего водоснабжения. Задолженность истца составляет 6136,45 рублей, пени <данные изъяты> рублей, которая образовалась в связи с тем, что платежи вносились в некоторые периоды нерегулярно, что видно из подробного расчета по лицевому счету, но это не связано с начислением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 580,29 рублей. Также по указанным требованиям истцом пропущен срок исковой давности. В течение года производится начисление жильцам дома услуг «отопление» и «подогрев воды» исходя из количества потребленной горячей воды (или по нормативам при отсутствии счетчиков) и размера отапливаемой площади по нормативам, а МУП «МРИВЦ» производит перерасчет в период плановых отключений. По итогам года вопрос о том, производить ли перерасчет разницы между начисленными жильцам суммами оплаты и фактической оплатой, произведенной ТСЖ «Ленина 78» в пользу ПАО «Мурманская ТЭЦ» по показаниям общедомового прибора учета будет решаться на правлении ТСЖ «Ленина 78», поскольку в целом по дому у собственников жилых помещений имеется большая задолженность по оплате коммунальных услуг. Просят в иске отказать.

Представитель 3-го лица МУП МРИВЦ в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, отзыва по иску не представил.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ, статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Статья 153 Жилищного кодекса РФ устанавливает обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения- <адрес> в г.Мурманске, согласно свидетельству о государственной регистрации права -АВ 142791 (л.д.6).

Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом 78 по <адрес> в г. Мурманске осуществляет ТСЖ «Ленина 78».

Представители истца в судебном заседании просили суд удовлетворить требования об обязании ответчика не выставлять истцу задолженность и пени за коммунальную услугу «подогрев воды», о перерасчете за услугу отопление и подогрев воды, исходя из показаний ОДПУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Вместе с тем, установлено, что задолженность истца составляет <данные изъяты> рублей, и это общая задолженность, а не только по услуге «подогрев воды», которая образовалась в связи с тем, что платежи истцом вносились в некоторые периоды нерегулярно, что видно из подробного расчета по лицевому счету (л.д.91-100, 116), и это не связано с начислением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей по услуге «подогрев воды». В связи с имеющейся задолженностью истцу начислены пени в сумме <данные изъяты> рублей.

Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца в указанной части об обязании ответчика не выставлять истцу задолженность и пени за коммунальную услугу «подогрев воды».

В отношении требований о перерасчете за услугу отопление и подогрев воды, исходя из показаний ОДПУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу п.1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п. 16 указанных Правил).

Согласно пп. 1, 2 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пункты 44 - 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Правила ), закрепляют порядок определения объема таких услуг, их распределения и начисления за них платы потребителям.

Как указано в части 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предписывающей, что расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Закрепленный абзацем вторым пункта 44 Правил порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 названного Федерального закона.

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 данного Кодекса).

Установлено, что в указанном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии Multical 602, прибор был допущен к учету с ДД.ММ.ГГГГ с пломбировкой составляющих элементов.

В соответствии с п.42 «Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, вступивших в силу ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 2 приложения к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги или в соответствии с формулой 3 приложения к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно п.31-Г Правил исполнитель обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление ) установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила ), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление N 354), в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом одной из следующих особенностей.

Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительство Российской Федерации разрешило органам государственной власти субъектов Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила , используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 3 Постановления (абзац третий) утверждены изменения, которые вносятся в Постановление .

Согласно новой редакции этой нормы признается утратившим силу со дня вступления в силу Правил Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», за исключением пунктов 15 - 28 Правил , утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения к данным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с ДД.ММ.ГГГГ

Следует также учесть, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №ГКПИ10-1499 подтверждена законность подпункта 3 пункта 2 приложения к Правилам , предусматривающего корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению.

Таким образом, действующее на момент спорных правоотношений законодательство предусматривает корректировку размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.

Руководствуясь вышеуказанными положениями действующего законодательства, и, установив, что жилой <адрес> в г.Мурманске оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, при этом начисления истцу по оплате отопления и подогреву воды осуществлялись и осуществляются по установленным городским нормативам, однако корректировка размера платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не была проведена, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в части обязании ответчика произвести истцу перерасчет оплаты отопления и подогрева воды за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, исходя из фактических показаний общедомового прибора учета.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истцы были освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ТСЖ «Ленина 78» о защите прав потребителя удовлетворить частично.

Обязать ТСЖ «Ленина 78» произвести ФИО1-собственнику <адрес> в г.Мурманске перерасчет платы за коммунальную услугу «отопление» и «подогрев воды» за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, исходя из фактических показаний общедомового прибора учета.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Взыскать с ТСЖ «Ленина 78» государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере <данные изъяты>) рублей 00 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.А.Холкина