ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-895/2018 от 17.04.2018 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-895/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2018 года город Норильск Красноярского края

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Негуторовой Э.В., с участием старшего помощника прокурора г.Норильска Кузнецовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Норильска к федеральному государственному унитарному предприятию «Заполярное» Федеральной службы исполнения наказаний о признании незаконным использования адреса в качестве места регистрации, понуждении представить в регистрирующий орган документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанные с адресом места нахождения,

установил:

заместитель прокурора г.Норильска Красноярского края Васильева Е.Г. в порядке ст.45 ГПК РФ обратилась в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному государственному унитарному предприятию «Заполярное» Федеральной службы исполнения наказаний о признании незаконным использования адреса в качестве места регистрации, понуждении представить в регистрирующий орган документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанные с адресом места нахождения.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой г.Норильска в соответствии с указанием прокуратуры Красноярского края проверки установлено, что федеральное государственное унитарное предприятие «Заполярное» Федеральной службы исполнения наказаний далее (далее - ФГУП «Заполярное» ФСИН России, Предприятие) зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 23 по Красноярскому краю по адресу: <...>, состоит на налогом учете в Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю. Здание, по которому зарегистрировано ФГУП «Заполярное» ФСИН России, является административным корпусом ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю и филиала по г. Норильску ФГУП «Главное промышленно-строительное управление ФСИН России». По данным Межрайонной ИФНС России № 25 по Красноярскому краю статус юридического лица на 13.02.2018 - действующее. За предприятием числится задолженность в сумме 254 613,14 рублей, в том числе по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 в размере 154 789,57 рублей, переданные после 01.01.2017 Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования РФ в ведение ФНС России. Предприятие в установленные законодательством сроки представляет в Межрайонную инспекцию № 25 налоговую и бухгалтерскую отчетность. Так, последняя отчетность «1151111 расчет по страховым взносам» за 2017 год представлена налогоплательщиком ФГУП «Заполярное» ФСИН России 29.01.2018. При этом имеет просроченную задолженность по заработной плате работников списочного и посписочного состава, включая внесенных совместителей, а также уволенных работников в размере 570 тыс. рублей.

В ходе проверки установлено, что в настоящее время в учредительных документах ФГУП «Заполярное» ФСИН России содержатся заведомо ложные сведения в отношении адреса места регистрации и нахождения, обязанность, возложенную на него Федеральным законом № 129-ФЗ по представлению в Межрайонную ИФНС № 23 по Красноярскому краю сведений об адресе места нахождения постоянно действующего лица не исполнило, по адресу регистрации не находится, сведения о фактическом месте нахождения не представило, что недопустимо и препятствует исполнению налоговым органом налогового контроля за налогоплательщиком, препятствует реализации полномочий, в части обеспечения единства достоверности и сопоставимости содержащихся в ЕГРЮЛ сведений.

Бездействие ФГУП «Заполярное» ФСИН России в части не предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений о месте нахождения юридического лица нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку государственный реестр юридических лиц содержит общедоступную информацию о юридических лицах, с которыми вправе знакомиться любое юридическое и физическое лицо, а также государственные органы для реализации гражданских прав либо контролирующих органов.

Прокурор просил признать незаконным использование ответчиком в качестве адреса места регистрации нахождение адрес: <адрес>, обязать ФГУП «Заполярное» ФСИН России представить в Межрайонную ИФНС России №23 по Красноярскому краю документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанные а адресом места его нахождения, предусмотренные п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник прокурора города Норильска Кузнецова Н.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Ответчик ФГУП «Заполярное» ФСИН России о времени и месте рассмотрения дела извещалось по указанному в иске адресу, представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки представителя не сообщило, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просило, ходатайства об отложении рассмотрения дела от него не поступало.

Третье лицо – Федеральная служба исполнения наказаний России – будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки представителя не сообщило, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просило, ходатайства об отложении рассмотрения дела от него не поступало.

Третье лицо – Межрайонная ИФНС России №23 по Красноярскому краю - будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, начальник инспекции ФИО7 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя налогового органа.

Третье лицо – федеральное казённое учреждение «Объединение исправительных колоний №30 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки представителя не сообщило, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просило, представитель учреждения ФИО8, действующая на основании доверенности от 11.01.2018, представила письменные пояснения на иск, согласно которым ФГУП «Заполярное» является правопреемником ГУП ОИК-3О ГУИН Минюста России па основании приказа ФСИН России от 20 мая 2011 № 316 «О переименовании государственного унитарного предприятия учреждения Объединения исправительных колоний № 30 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю и об утверждении Устава федерального государственного унитарного предприятия «Заполярное» Федеральной службы исполнения наказаний». Все производственные объекты недвижимого имущества находились в собственности ФГУП «Заполярное» на основании договора хозяйственного ведения от 01.05.2002 года, на одном земельном участке - кадастровый . общей площадью 139000 кв.м., по адресу: <адрес>. Так как все производственные мощности находились в собственности ФГУП «Заполярное» на основании договора хозяйственного ведения, для обеспечения занятости осужденных, получения дохода для выплаты заработной платы осужденным руководителями территориального подразделения принято совместное решение о передаче тех производственных мощностей учреждению ОИК-30, деятельность по которым учреждение может осуществлять согласно своего Устава. На производственных мощностях ФГУП «Заполярное» трудились осужденные ОИК-30 по договору о предоставлении рабочей силы до момента передачи и закрепления федерального имущества на праве оперативного управления за ФКУ ОИК-30 по распоряжению управления Росимущества от 18.02.2013 № 07-95р. После проведения передачи имущества в оперативное управление ФКУ ОИК-30 руководство ФГУП «Заполярное» провело процедуру регистрации обособленною подразделения с дислокацией в г. Красноярске. В настоящее время между ФКУ ОИК-30 и ФГУП «Заполярное» нет никаких отношений, сведениями о руководителях предприятия и его местонахождении не учреждение не располагает.

Дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с положениями ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ.

Заслушав представителя процессуального истца, оценив доводы иска, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.2 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Отношения в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии с п. 2 ст. 8 указанного Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пп. "в" п. 1 ст. 5 названного Закона в едином государственном реестре юридических лиц содержится адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

При этом в силу п. 5 ст. 5 этого Закона юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных сведений, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Как установлено при рассмотрении настоящего гражданского дела, ответчик - ФГУП «Заполярное» ФСИН России - зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России по Красноярскому краю.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в качестве адреса регистрации ответчика указано следующее место: <адрес>, сведения внесены 27.10.2008 (л.д.10-15).

Из материалов проверки, проведенной Межрайонной ИФНС России №25 по Красноярскому краю, следует, что по указанному адресу предприятие отсутствует, что выяснилось при проведении осмотра объекта недвижимости 16.10.2017 и подтверждается соответствующим протоколом (л.д.17.18).

Пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Из сообщения Межрайонной ИФНС России №23 по Красноярскому краю, адресованному в прокуратуру г.Норильска (л.д.20), следует, что соответствующее уведомление о недостоверности сведений об адресе регистрации ответчика было направлено руководителю и учредителю юридического лица.

Как видно из Единого государственного реестра юридических лиц, 30.11.2017 регистрирующим органом в него внесена запись о недостоверности содержащихся в сведений о юридическом лице – ФГУП «Заолярное» ФСИН России, касающиеся указанного адреса (л.д.10, строка 11).

Таким образом, до сведения заинтересованных лиц регистрирующим органом доведен факт недостоверности адреса регистрации ответчика, в связи с чем нарушения прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, тем, что в Едином государственном реестре юридических лиц указан недействительный адрес регистрации ответчика, в данном случае, вопреки утверждениям прокурора, не усматривается.

Кроме того, ответчик является юридическим лицом в организационно-правовой в форме государственного унитарного предприятия.

В соответствии с положениями стать 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия (п.1).

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия (п.3).

Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п.7).

В соответствии со ст.9 Закона от 14.11.2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" учредительным документом унитарного предприятия является его устав (п.1).

Уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (п.2).

Устав унитарного предприятия должен содержать указание на место нахождения унитарного предприятия (п.3).

Внесение изменений в устав унитарного предприятия, в том числе утверждение устава в новой редакции, осуществляется по решению государственного органа Российской Федерации.

Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Федерального закона для государственной регистрации унитарного предприятия.

Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (п.7).

Таким образом, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе и в отношении адреса регистрации, в регистрирующий орган представляется решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, которое уполномочен принимать учредитель, то есть уполномоченный государственный орган Российской Федерации, которым, как видно из Устава ответчика, утвержденного приказом ФСИН России от 20.05.2011 №316 (л.д.31-42), выступает Федеральная служба исполнения наказаний.

Данное положение закреплено за ФСИН России и в п.5.1 Устава ответчика.

Поэтому, с учетом того, что место нахождения федерального государственного унитарного предприятия указывается в учредительных документах (уставе), а изменения в учредительные документы предприятия вносятся по решению уполномоченного государственного органа Российской Федерации, которым в данном случае выступает Федеральная служба исполнения наказаний, учитывая, что в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен заявительный порядок представления заявления и соответствующих документов для совершения регистрирующим органом регистрационных действий, при этом представлению в регистрирующий орган сведений об изменения места нахождения федерального государственного унитарного предприятия должно предшествовать принятие учредителем соответствующего решения, доказательств принятия которого Федеральной службой исполнения наказаний России в деле нет.

В п. 1 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Так, в п. 3 ст. 14.25 КоАП предусмотрено, что перечисленные нарушения влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В случае, если нарушения ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" являются грубыми или неоднократными, п. 2 ст. 25 данного Закона предоставляет право регистрирующему органу обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Следовательно, в данном случае законом не предусмотрена возможность возложения на юридическое лицо обязанности по представлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию, документов и сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

При таком положении, принимая во внимание, что исковые требования к Федеральной службе исполнения наказаний прокурором не предъявлялись, правовых оснований для возложения требуемых прокурором обязанностей на ответчика – ФГУП «Заполярное» ФСИН России - суд не находит, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат, как не основанные на законе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований прокурора г.Норильска к федеральному государственному унитарному предприятию «Заполярное» Федеральной службы исполнения наказаний о признании незаконным использования адреса в качестве места регистрации, понуждении представить в регистрирующий орган документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанные с адресом места нахождения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья С.В. Курунин

Мотивированное решение

в окончательной форме составлено 23.04.2018