Дело № 2-895/20520
УИД: 48RS0003-01-2020-000034-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года г. Липецк
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Ситниковой Н.Е.
при секретаре Грибковой М.В.,
с участием представителя истца ФИО1
представителей ответчика Военного комиссариата Липецкой области ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску ФИО4 к Военному комиссариату Липецкой области о взыскании расходов на установку памятника участнику Великой Отечественной войны,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Липецкой области о взыскании расходов на установку памятника участнику Великой Отечественной войны ФИО в сумме <данные изъяты>, судебных расходов в размере <данные изъяты>. В обоснование заявленного требования истец указал, что является сыном ФИО, умершего <данные изъяты> и захороненного на городском общественном кладбище <адрес>. При жизни ФИО имел статус участника Великой Отечественной войны в связи с участием в боевых действиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истцом были понесены расходы на изготовление и установку надгробного памятника в сумме <данные изъяты>. ФИО4 обратился в военный комиссариат Липецкой области с заявлением о возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника умершему ФИО Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Липецкой области было отказано в компенсации расходов на изготовление и установку надгробного памятника со ссылкой на то, что компенсация указанных расходов была выплачена ФИО в ДД.ММ.ГГГГ по повторному свидетельству о смерти. ФИО4 просит суд взыскать с Военного комиссариата Липецкой области за счет средств Министерства обороны компенсацию расходов на изготовление и установку памятника умершему ветерану Великой Отечественной войны ФИО в сумме <данные изъяты>, расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты>.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела судом извещен в установленном законом порядке, о причине неявки суду не сообщил.
В суде интересы истца представляла по доверенности ФИО1, которая поддержала заявленные ФИО4 требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представители ответчика военного комиссариата Липецкой области по доверенности ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражали против иска, указывая, что в ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО4 обратился в Военный комиссариат Липецкой области с заявлением о выплате ему компенсации за изготовление и установку надгробного памятника на могиле его отца, являющегося участником Великой Отечественной Войны. Но при проверке было установлено, что ранее уже компенсация была выплачена ФИО по обращению <данные изъяты>. Поскольку в ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Липецкой области была реализована государственная гарантия в отношении участника ВОВ ФИО, комиссариат Липецкой области не может повторно выплатить компенсацию ФИО4 Представители ответчиков Военного комиссариата Липецкой области просили суд отказать ФИО4 в удовлетворении заявленных исковых требований, а в случае удовлетворения исковых требований, снизить размер судебных расходов. Факт участия ФИО в Великой Отечественной Войне не оспаривали.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Частью 5 ст. 11 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ предусмотрено, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Во исполнение названного закона было принято постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников".
Частью 1 указанного постановления установлено, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется, в частности, погребение ветеранов военной службы; участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
Погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Частью 2 указанного постановления установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения:
погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 28178 рублей;
остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, - до 35171 рублей.
Частью 2.1 указанного постановления установлено, что нормы расходов денежных средств на оплату расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. Размеры выплат подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 января 2020 г. N 61 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году", Правительством Российской Федерации постановлено установить с 1 февраля 2020 г. коэффициент индексации 1,030 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных: статьями 9 и 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле";
Таким образом, максимальный размер компенсации расходов на погребение участника Великой Отечественной войны, проходившего службу в действующей армии составит 36227 руб.
В соответствии с федеральными законами от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" разработан Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденный Приказом Министра обороны РФ от 13 января 2008 г. N 5.
Указанный порядок распространяется, в том числе:
на ветеранов военной службы;
на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы;
В соответствии с Порядком оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета (п.34).
Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации (п.35).
Родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников (п.36).
В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании следующих документов:
заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов;
документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);
свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния;
справка о месте захоронения погибшего (умершего);
удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;
фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле(п. 38).
Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления.
Оплата расходов по установке надгробного памятника производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего).
Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, проходил службу в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании <данные изъяты>, участвовал в боевых действиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ был уволен в запас, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>.
Факт того, что ФИО является участником ВОВ представителями ответчика не оспаривался.
Согласно свидетельства о смерти <данные изъяты>№ выданного ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исходя из вышеприведенного законодательства и установленных судом обстоятельств ФИО, проходивший службу в Вооруженных силах СССР и являвшийся участником Великой Отечественной войны, входит в круг лиц, определенный законодателем, в связи со смертью которых их родственникам возмещаются расходы на изготовление и установку надгробных памятников за счет средств федерального бюджета в пределах установленной нормы.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ведущим инженером отдела эксплуатации <данные изъяты> установлено, что ФИОДД.ММ.ГГГГ захоронен на Городском общественном кладбище <адрес>.
На месте захоронения по заказу ФИО4 ИП ФИОФИО установлен памятник из гранита в виде стелы размером <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты>, подставки размером <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты>, цветника размером <данные изъяты> и <данные изъяты> общей стоимостью <данные изъяты>, гравировкой знаков, креста, ордена, цветов с георгиевской лентой и портрета общей стоимостью <данные изъяты>. За установку памятника уплачено <данные изъяты>. Всего за указанные услуги ФИО4 оплачено ИП ФИО<данные изъяты>, в подтверждение чему представлена квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ и кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>, а также фото надгробного памятника. Указанные обстоятельства не оспариваются представителями ответчиков по делу.
В соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 13 января 2008 г. N 5, 19.09.2019 г.ФИО4. обратился с заявлением в военный комиссариат Липецкой области по вопросу возмещения понесенных расходов за изготовление, установку надгробного памятника умершему ФИО, приложив все документы, установленные Порядком от 13 января 2008 г. N 5.
ДД.ММ.ГГГГ Военный комиссариат Липецкой области возвратил ФИО4 документы на возмещение расходов за изготовление и установленный надгробный памятник без исполнения, поскольку по имеющимся в центре социально обеспечения военного комиссариата липецкой области материалам о ранее реализованных государственных гарантиях по увековечиванию памяти умерших защитников отечества- компенсация за изготовленный и установленный памятник на могиле ФИО произведена <данные изъяты> (список на возмещение расходов №) от ДД.ММ.ГГГГ по обращению ФИО по повторному свидетельству о смерти, выданному ДД.ММ.ГГГГ.
Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований представитель Военного комиссариата Липецкой области указал в письменных возражениях, что ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> был представлен список № из <данные изъяты> на возмещение расходов, связанных с изготовлением и установкой памятникам участникам ВОВ, среди которых значился ФИО Согласно поручению Военного комиссариата Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>№ перечислено на счет <данные изъяты><данные изъяты>, т.е. была реализована государственная гарантия в отношении участника ВОВ ФИО Кроме того, в производстве <данные изъяты> находится уголовное дело № по обвинению ФИО и ФИО в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>. В Военном комиссариате Липецкой области имелся пакет документов, подтверждающий выплату компенсации на установку надгробного памятника ФИО, но указанные документы изъяты и находятся в материалах уголовного дела.
Суд не может согласиться с указанным выводом Военного комиссариата Липецкой области, поскольку для решения вопроса о наличии права у заявителя, обратившегося за возмещением расходов, является подтвержденный соответствующими документами статус умершего лица, позволяющий отнести его к категории лиц, перечисленных в федеральном законе «О погребении и похоронном деле" и в подзаконных актах, в частности, к категории участника ВОВ.
Поскольку имеющимися материалами дела подтвержден тот факт, что ФИО, проходил службу в рядах Вооруженных сил СССР и являлся участником Великой Отечественной войны, а ответчик Военный комиссариат Липецкой области факт участия ФИО в Великой Отечественной Войне не оспаривал, правовых оснований для отказа в возмещении понесенных истцом расходов в пределах установленной нормы <данные изъяты> у ответчика не имелось. Поэтому заявленные требования ФИО4 о взыскании с ответчика подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом, выплата военными комиссариатами денежной компенсации на изготовление и установку надгробного памятника неустановленным лицам по повторному свидетельству о смерти не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимые расходы.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч. 1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО1 был заключен договор об оказании юридических услуг, согласно которому ФИО1 принимает на себя обязательство осуществить комплекс услуг по подготовке искового заявления и представления интересов ФИО4 по вопросу взыскания расходов на изготовление и установку памятника участнику ВОВ ФИО В рамках указанного договора ФИО1 обязуется изучить представленные документы и информировать ФИО4 о возможных вариантах решения вопроса, осуществить представительство интересов ФИО4 во всех необходимых организациях. Стоимость услуг по договору составила <данные изъяты>.
В соответствии с распиской от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получила сумму <данные изъяты> по договору оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ в качестве платы за составление искового заявления и представление интересов в суде от ФИО4
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г.N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В соответствии с 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г.N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Поскольку требования истца судом удовлетворены, суд считает, что подлежат удовлетворению заявление истица о взыскании судебных расходов.
При разрешении вопроса о взыскании расходов на оплату услуг представителя, суд учитывает сложность дела, объем выполненной представителем истца ФИО1 работы (составление искового заявления, представление интересов истца в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ), продолжительность судебного заседания, в ходе которых представитель истца давал суду объяснения, задавал вопросы и отвечал на поставленные перед ним вопросы. Суд, исходя из принципа разумности и справедливости, считает, что расходы ФИО4 по оплате услуг представителя в связи с предъявлением иска к Военному комиссариату Липецкой области, подлежащие взысканию составляют <данные изъяты>(составление искового заявления – <данные изъяты>., участие в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>,). В указанной сумме суд взыскивает расходы с Военного комиссариата Липецкой области в пользу ФИО4
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Взыскать с Военного комиссариата Липецкой области за счет средств Министерства обороны РФ в пользу ФИО4 компенсацию расходов на изготовление и установку памятника умершему участнику Великой Отечественной войны ФИО в размере <данные изъяты>, расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Е.Ситникова
Мотивированное решение изготовлено 27.05.2020 года.