Дело № 2-896 (2020)
32RS0027-01-2019-007275-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 октября 2020 года г.Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Шматковой О.В.,
при секретаре Борисовой Т.В.,
с участием представителя ФИО1 ФИО2, представителя Брянской городской администрации ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Брянской городской администрации об установлении выкупной цены недвижимости, изымаемой для муниципальных нужд, и по иску Брянской городской администрации к ФИО1 о принудительном изъятии объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение (квартира), расположенное <адрес>. В связи с аварийным состоянием объекта недвижимости Брянской городской администрацией принято решение об изъятии земельного участка <адрес>, и объектов недвижимости, находящихся на нем, в том числе, и жилого помещения, принадлежащего истцу, для муниципальных нужд. Согласно п. 1.2 проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд г. Брянска, размер возмещения за изъятие для муниципальных нужд г. Брянска доли в праве на земельный участок и расположенного на нем жилого помещения <адрес>, площадью 52 кв.м., составляет 1 509 134,40 руб. Не согласившись с размером указанного возмещения, истец обратился к независимому оценщику для определения выкупной цены изымаемого имущества. В соответствии с заключением независимой оценочной организации ООО «Эксперт П.В.П.» № 206/э-10-19 от 25.10.2019 г. рыночная стоимость убытков, а именно: размер суммы расходов на возмещение реального ущерба и упущенной выгоды, возникающих вследствие нарушения права владения имуществом – доли в праве на земельный участок и жилое помещение, расположенных <адрес>, в связи с изъятием для муниципальных нужд по состоянию на 21.10.2019 г. составила 2 071 787,96 руб., в том числе, рыночная стоимость изымаемой квартиры – 1 884 000 руб., рыночная стоимость расходов на возмещение реального ущерба и упущенной выгоды, возникающих вследствие нарушения права владения имуществом – 187 787,96 руб. В удовлетворении заявления истца об изменении условий заключаемого с ним соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд г. Брянска, Брянской городской администрацией было отказано.
Истец с учетом уточнения иска на основании проведенной судебной экспертизы просит суд обязать Брянскую городскую администрацию заключить с ним соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд г.Брянска в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости, расположенных <адрес>, в котором установить, что размер возмещения за изъятие для муниципальных нужд г.Брянска доли в праве на земельный участок, площадью 1114 кв.м, с кадастровым №..., расположенный <адрес>, и расположенное на нем жилое помещение – квартира №..., с кадастровым №..., площадью 52 кв.м ( с учетом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе доли в праве общей долевой собственности на изымаемый земельный участок под аварийным домом, с определением размера убытков, указанных в ст. 32 ЖК РФ), составляет 1 762 001 руб.
Брянская городская администрация обратилась в суд с иском к ФИО1, ссылаясь на то, что в соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 04.06.2019 № 1773-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, расположенного <адрес>, для муниципальных нужд г.Брянска», подлежат изъятию земельный участок с кадастровым №..., площадью 1114 кв.м, и жилое помещение - квартира №... площадью 52,0 кв.м с кадастровым №..., принадлежащие на праве собственности ответчику. 11.06.2019 года в соответствии с п.п. 3 п.10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ в адрес ответчика направлено постановление Брянской городской администрации от 04.06.2019 № 1773-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, расположенного <адрес>, для муниципальных нужд г.Брянска». 30.08.2019 года заказным письмом с уведомлением в адрес ФИО1 направлен проект соглашения об изъятии земельного участка (доля в праве общей долевой собственности) и квартиры №..., принадлежащих ему на праве собственности, для муниципальных нужд, расположенных <адрес>, содержащий предложение о размере возмещения за изымаемое имущество в сумме 1 509 134,40 рублей, других условиях выкупа, с приложением отчета о рыночной оценке изымаемого имущества. Корреспонденция получена 20.09.2019. В настоящее время отсутствует соглашение о размере возмещения за изымаемое имущество, срок заключения соглашения истек, ответчик его не подписал.
На основании изложенного Брянская городская администрация просит суд: изъять у ФИО1 для муниципальных нужд квартиру №..., площадью 52,0 кв.м, расположенную <адрес>; определить размер возмещения за изымаемый объект недвижимости (квартиру) с учетом стоимости земельного участка и иные расходы в размере 1 509 134 рубля 40 копеек; прекратить право собственности ФИО1 на квартиру <адрес>, кадастровый №..., площадью 52,0 кв.м; признать право муниципальной собственности «город Брянск» на квартиру <адрес>, кадастровый №..., площадью 52,0 кв.м; признать право муниципальной собственности «город Брянск» на земельный участок площадью 1114 кв.м, расположенный <адрес>, кадастровый №...; установить следующие условия выкупа: возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Брянской городской администрацией либо уполномоченным ею органом (лицом) за счет средств бюджета города Брянска в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда, путем перечисления на расчетный счет ответчика; правообладатель обязан освободить квартиру от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3-х месяцев после получения возмещения стоимости изымаемого имущества. Датой оплаты возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков считается дата списания денежных средств со счета Брянской городской администрации или уполномоченного ею органа; прекратить право пользования ФИО1 квартирой <адрес>.
ФИО1, представители третьих лиц Управления Росреестра по Брянской области, комитета по ЖКХ Брянской городской администрации в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Интересы ФИО1 в суде представляла по доверенности ФИО2, которая заявленных требования ФИО1 с учетом уточнения иска поддержала, просила суд их удовлетворить, исковые требования Брянской городской администрации к ФИО1 не признала в части размера возмещения за изымаемые объекты недвижимости.
Представитель Брянской городской администрации по доверенности ФИО3 поддержал исковые требования Брянской городской администрации о принудительном изъятии у ФИО1 объектов недвижимости, исковые требования, заявленные ФИО1 не признал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.
В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
На основании ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В силу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда, данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. з п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (статья 79 ГПК РФ);
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником квартиры <адрес>, площадью 52 кв.м, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права №... от <дата>.
Согласно Выписке из ЕГРН Управления Росреестра по Брянской области от 22.07.2019 г. земельный участок, расположенный <адрес>, кадастровый №..., площадью 1114 кв.м, имеет вид разрешенного использования – для эксплуатации жилого дома, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные»
Постановлением Брянской городской администрации от 04.06.2019 г. № 1773-п изъяты для муниципальных нужд гор. Брянска земельный участок и объекты недвижимого имущества, находящиеся на нем, расположенный <адрес>.
11.06.2019 г. в соответствии с подпунктом 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в адрес ответчика направлено постановление Брянской городской администрации от 04.06.2019 г. № 1773-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимости имущества, находящегося на нем, расположенного <адрес>, для муниципальных нужд г. Брянска».
30.08.2019 г. посредством почтового отправления ФИО1 направлен проект соглашения об изъятии земельного участка и квартиры №..., для муниципальных нужд, содержащий предложение о размере возмещения за изымаемое имущество в сумме 1 509 134,40 руб.
ФИО1 получен проект соглашения 20.09.2019 г.
Согласно пункту 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если по истечении 90 (девяноста) дней со дня получения ответчиком соглашения об изъятии им не представлено подписанное соглашение об изъятии истец имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Установленные законом 90 дней для ФИО1 истекли 20.12.2019 года, однако подписанные соглашения об изъятии в адрес истца направлено не было.
В обоснование заявленных требований Брянской городской администрацией представлен отчет № 19/110-4 ООО «Оценочная компания «Прогресс»» от 09.08.2019 г., согласно которому размер возмещения за изъятие для муниципальных нужд г. Брянска доли в праве на земельный участок и квартиры составляет 1 509 134,40 руб.
ФИО1 не согласился с размером стоимости изымаемого имущества, представил свой отчет ООО «ЭКСПЕРТ П.В.П.» № 206/э-10-19, согласно которому рыночная стоимость убытков – суммы расходов на возмещение реального ущерба и упущенной выгоды, возникающих вследствие нарушение права владения имуществом – доли в праве на земельный участок и жилое помещение – квартиру, расположенных <адрес>, по состоянию на 21.10.2019 г. составляет 2 071 787,96 руб.
Судом назначена и экспертом ООО «Международный центр оценки и консалтинга» № 05/08 проведена по делу судебная экспертиза по оценке имущества и размера убытков.
В соответствии с заключением эксперта ООО «Международный центр оценки и консалтинга» № 05/08 рыночная стоимость убытков – суммы расходов на возмещение реального ущерба и упущенной выгоды, возникающих вследствие нарушения права владения имуществом – доли в праве на земельный участок и квартиры, расположенной в ветхом аварийном, подлежащем переселению многоквартирном доме, находящемся на земельном участке с кадастровым №..., расположенных <адрес>, с учетом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и доли в праве общей долевой собственности на изымаемый земельный участок под аварийным домом, с определением размера убытков, указанных в ст. 32 ЖК РФ, в связи с изъятием для муниципальных нужд составляет 1 762 001 руб., из которых: итоговая величина рыночной стоимости изымаемой жилой квартиры, площадью 52 кв.м,, расположенной <адрес>, с учетом стоимости общей долевой собственности земельного участка, по состоянию на 10.07.2020 г. в размере 1 582 000 руб., рыночная стоимость суммы расходов на возмещение реального ущерба и упущенной выгоды, возникающих вследствие нарушения права владения имуществом, по состоянию на 10.07.2020 г. в размере 180 001 руб.
Данное заключение проведено в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание проведенного исследования, результаты исследования с указанием примененных методов, является последовательным и полным. Эксперт имеет необходимые для производства подобного рода экспертиз образование, квалификацию. Характеристики земельного участка и жилого дома, в том числе зона их нахождения, определены экспертом на основании сведений об основных характеристиках объектов недвижимого имущества. При определении стоимости эксперт использовал сравнительный подход. При определении результатов расчетов объекта исследования, руководствовался результатами, полученными в рамках сравнительного подхода. При определении стоимости эксперт рассматривал сопоставимые объекты собственности, которые предложены в продажу, произвел поправки на различия, которые существуют между рассматриваемыми и сопоставимыми объектами. Также при выборе объекта-аналога эксперт принимал во внимание объект, сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
Кроме того, эксперту разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ, а также эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложного заключения по ст. 307 УК РФ,
Доказательств, подтверждающих иную стоимость земельного участка, квартиры и убытков, связанных с изъятием земельного участка, в материалы дела сторонами не предоставлено.
Принимая во внимание изложенное, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, проведенной по делу судебной экспертизы, установив, что порядок изъятия земельного участка и находящейся на нем недвижимости не нарушен, распоряжение об изъятии недвижимого имущества принято уполномоченным органом и не противоречит законодательству и, учитывая, что стороны не договорились о стоимости изымаемого имущества, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 и о частичном удовлетворении исковых требований Брянской городской администрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Брянской городской администрации об установлении выкупной цены недвижимости, изымаемой для муниципальных нужд – удовлетворить.
Исковые требования Брянской городской администрации к ФИО1 о принудительном изъятии объектов недвижимости, - удовлетворить частично.
Изъять у ФИО1 для муниципальных нужд квартиру <адрес>.
Определить размер возмещения за изымаемые объекты недвижимости для муниципальных нужд (квартиры, земельного участка, иных расходов) в размере 1 762 001 руб.
Прекратить право собственности ФИО1 на изымаемую для муниципальных нужд квартиру, площадью 52 кв.м. с кадастровым №..., по <адрес>;
Признать право муниципальной собственности «город Брянск» на квартиру №..., площадью 52кв.м., с кадастровым №... и земельный участок, площадью 1114 кв.м., кадастровый №..., расположенных <адрес>.
Установить следующие условия выкупа: возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Брянской городской администрации либо уполномоченным ею органом (лицом) за счет средств бюджета города Брянска в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу, путем перечисления на расчетный счет ответчика; правообладатель обязан освободить квартиру от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3-х месяцев после получения возмещения стоимости изымаемого имущества. Датой оплаты возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков считается дата списания денежных средств со счета Брянской городской администрации или уполномоченного ею органа.
Прекратить право пользования ФИО1 квартирой, расположенной <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через советский районный суд г.Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Шматкова О.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 14 октября 2020 года.