ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8962/20 от 30.10.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2-8962/2020

14RS0035-01-2020-014319-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 30 октября 2020 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Н.В., при секретаре Лыткиной А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов,

установил:

заместитель прокурора г. Якутска обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику, мотивируя тем. что прокуратурой республики проведена проверка деятельности ответчика в части обеспечения исполнения Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории РС(Я), утв. Указом Президента РС(Я) от 30.12.2013 №2433, по результатам которой установлено, что по состоянию на 05.08.2020 капитальный ремонт не проведен в отношении следующих домов: ____, ремонт которых запланирован в 2017-2019гг. согласно приложению №1 к письму НКО «Фонд капремонта РС(Я)» от 05.08.2020 №900/2442. Полагают, что ответчиком в нарушение ч. 1 ст. 182 ЖК РФ, а также установленных РПКР и краткосрочными планами прошлых лет сроков не обеспечено проведение капитального ремонта по 822 конструктивным элементам в 195 МКД ГО «город Якутск». Просили, с учетом уточнения, обязать НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» обеспечить в срок до 01.01.2021 проведение капитального ремонта общего имущества по следующим видам работ многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: ____ – работы по системе водоснабжения, работы по электроснабжению, работы по водоотведению, работы по ремонту крыши, работы по утеплению и ремонту фасада, стыков полносборных зданий, ремонту балконов, лоджий, входных крылец с установкой пандусов, ремонт козырьков входных крылец____ – работы по утеплению и ремонту фасада, стыков полносборных зданий, ремонту балконов, лоджий, входных крылец с установкой пандусов, ремонт козырьков входных крылец________ - работы по утеплению и ремонту фасада, стыков полносборных зданий, ремонту балконов, лоджий, входных крылец с установкой пандусов, ремонт козырьков входных крылец____ - работы по системе водоснабжения, работы по электроснабжению, работы по водоотведению, работы по утеплению и ремонту фасада, стыков полносборных зданий, ремонту балконов, лоджий, входных крылец с установкой пандусов, ремонт козырьков входных крылец; ____ – работы по газоснабжению.

В судебном заседании помощник прокурора г. Якутска Соловьев Т.П. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности ФИО1 с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать, мотивируя следующим. В соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории РС(Я), на период 2016-2017 и 2017-2018гг., утв. приказом Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я) от 28.01.2016 №32-п общая потребность на проведение капремонта составляет 2024, 20 млрд. руб., в т.ч. за счет бюджета РС(Я) 1501, 6 млрд. руб., в т.ч. стоимость капремонта МКД ____, ул. Б/____ составляет 282, 32 тыс.руб., в т.ч. за счет госбюджета 270, 94 тыс. руб. Соглашением №8 от 15.03.2018 из госбюджета РС(Я) на реализацию КПКР №32-п предусмотрено только 273, 6060 млн. руб., дефицит средств составляет 1227, 99 млрд.руб. По итогам 2018г. завершены и приняты работы в 93 МКД на сумму 451, 76 млн.руб., в т.ч. за счет госбюджета 273, 61 млн. руб., т.е. предусмотренные средства полностью задействованы. Ввиду финансовой необеспеченности по источникам финансирования организация ремонта не представляется возможным. В соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории РС(Я), на период 2019-20217, утв. приказом Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я) от 01.02.2019 №57-п общая потребность с учетом остатков за предыдущий период составляет 4458, 32 млрд. руб., в т.ч. за счет госбюджета 2742, 8 млрд. руб., в т.ч. стоимость 5 МКД составляет 17, 627 млн. руб., в т.ч. за счет госбюджета РС(Я) 15,030 млн. руб. Соглашением №9 от 14.03.2019 из госбюджета РС(Я) на реализацию КПКР №32-п предусмотрено только 303,252 млн. руб., дефицит средств составляет 2439, 54 млрд.руб. По итогам 2018г. завершены и приняты работы в 93 МКД на сумму 451, 76 млн.руб., в т.ч. за счет госбюджета 273, 61 млн. руб., т.е. предусмотренные средства полностью задействованы.

В 2019г. работы по капремонту деревянных МКД приостановлены в связи с исполнением п. 2.6 Плана мероприятий по обеспечению в РС(Я) финансовой устойчивости регпрограммы капремонта общего имущества в МКД на период с 2019 по 2021гг., утв. Министерством ЖКХ и энергетики РС(Я) от 13.06.2019 №02/1313 о переносе МКД, капремонт в которых экономически нецелесообразен (дома малой этажности) в подпрограмму, предусматривающую проведение капремонта по сокращенному перечню работ и (или) услуг. В связи с непринятием конкретных решений по данному вопросу Фондом рассматривается вопрос по возобновлению работ по проведению капремонта деревянных домов. По МКД по ____ стоимость работ по КПКР на СМР составляет 445736, 78 руб., а сметная стоимость согласно ПСД – 867970 по состоянию на2-й квартал 2018г. В соответствии с КПКР общего имущества в МКД, расположенных на территории РС(Я), согласно приказу Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я) от 28.10.2020 №513-ОД потребность денежных средств за счет государственного бюджета РС(Я) на 2020 г. составляет 4249862588, 38 руб. при этом фактически в бюджете предусмотрено 165003066, 61 руб., что составляет 4% от общей потребности. Полагает, что Фонд действует в рамках и в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в МКД, которая в свою очередь исполняется в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы капремонта общего имущества в МКД.

Суд, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Указом Президента РС(Я) от 30.12.2013 N 2433 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), согласно которой срок реализации (этапы) программы :2014-2943 годы, ресурсное обеспечение: средства собственников путем внесения взносов, средства государственных бюджета РС(Я) в объемах, предусмотренных законом о государственном бюджете на соответствующий финансовый год. Адресный перечень многоквартирных домов (далее-МКД), расположенных на территории РС(Я), в соответствии с перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД с учетом планового года проведения капитального ремонта указан в приложении №2 к указанной программе. Управлением реализацией Программы осуществляется Фондом, контроль за реализацией Программы осуществляют Правительство РС(Я), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я), Фонд, администрации муниципальных образований и городских округов. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) ежегодно подготавливает годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации Программы и направляет Президенту РС(Я) и Правительству РС(Я) до 01 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Согласно указанной Программы определенные виды работ по капитальному ремонту МКД, расположенных по адресам: РС(Я), ____ (далее-МКД, указанные в иске) запланированы на 2018-2019гг.

Приказом Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) (далее- Министерство ЖКХ) от 01.02.2019 №57-п утвержден краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества а многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), на период 2019-2021годы, согласно которой виды капремонта по МКД, указанным в иске, запланированы на 2019г.

В вышеуказанный приказ Министерства ЖКХ 18.06.2020 приказом №282-ОД внесены изменения, согласно которым сроки проведения отдельных видов капремонта по МКД, указанным в иске, запланированы на 2020г.

Ответчиком проведены следующие организационные действия, по результатам которых проведены аукционы на оценку технического состояния МКД и разработку ПСД, составлены технические заключения в отношении МКД, указанных в иске: МКД по адресу ____ (техническое заключение ООО «Дуолан-Строй» от 2018г., согласно которому проведение капитального ремонта общего имущества в данном МКД является не целесообразным, т.к. физический износ одного из основных строительных конструкций (фундамента, стены, крыши) превышает 70%; МКД по адресу ____ (техническое заключение ООО «Дуолан-Строй» от 2018г., согласно которому проведение капитального ремонта общего имущества в данном МКД является целесообразным, т.к. физический износ одного из основных строительных конструкций (фундамента, стены, крыши) не превышает 70%; МКД по адресу ____ (техническое заключение ООО «Дуолан-Строй» от 2018г., согласно которому проведение капитального ремонта общего имущества в данном МКД является целесообразным, т.к. физический износ одного из основных строительных конструкций (фундамента, стены, крыши) не превышает 70%; МКД по адресу ул. Б/Марлинского, ____ (техническое заключение ООО «Саха-Ремстрой» от 2017г., согласно которому по результатам обследования замена входных крылец с козырьками и окон подъезда, дефекты и повреждения не выявлены, капитальный ремонт не требуется.

В отношении МКД по адресу ____, объявленный ____ аукцион на привлечение подрядной организации для выполнения работ по оценке технического состояния МКД и разработку сметной документации, который в связи с отсутствием заявок на участие не состоялся.

Согласно Соглашению от 30.04.2020 №8, заключенному между Министерством ЖКХ и Фондом, из государственного бюджета в 2020 г. подлежит предоставление субсидии на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД в соответствии с краткосрочным планом реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории РС(Я), на период 2019-2021гг. 21.07.2020 между сторонами заключено дополнительное соглашение №14 к указанному Соглашению, по условиям которого размер субсидии предоставляемой в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству в размере 360000000 руб. снижены до 165003066, 61 руб.

В соответствии с субъекта ч. 16.5 ст. 12, ч. 1, 2 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор капитальному ремонту является юридическим лицом, созданным субъектом РФ в организационно-правовой форме фонда, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии со ст. 179 ЖК РФ имущество регионального оператора формируется за счет: взносов учредителя; платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; других не запрещенных законом источников. Как разъяснено в Письме Минстроя России от 05.08.2015 N 24470-ОД/04 "По вопросу уплаты взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме", собственники помещений в многоквартирных домах обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт вне зависимости от того, был заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором.

В соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются, в том числе, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

Согласно положениям части 2, части 6 статьи 182 ЖК РФ, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

В силу части 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональной программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 5 ст. 178 Жилищного кодекса РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 188 Жилищного кодекса РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с данным кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Как ранее было указано, в рамках данной программы Фондом принимались меры по осуществлению капитального ремонта.

Доводы истца о том, что до настоящего времени капитальный ремонт не проведен не могут являться основанием для повторного возложения на Фонд обязанности провести капитальный ремонт многоквартирных домов, указанных в иске, поскольку ответчик уже является ответственным лицом за проведение таких работ и осуществляет действия по его проведению в срок до конца 2020 года. Иск подан прокуратурой 02.09.2020 до истечения установленного срока на проведение капитального ремонта и является преждевременным.

При таких обстоятельствах, суд полагает целесообразным отказать в удовлетворении требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска заместителя прокурора г. Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в срок до 01.01.2021, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Жиркова