Дело № 2-896/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2018 года г. Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2,
при секретаре Сухановой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску ФИО1 ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних С.А, к администрации города Соликамска Пермского края о признании незаконным решения об исключении семьи из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, восстановлении в списке молодых семей,
у с т а н о в и л :
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации города Соликамска Пермского края о признании незаконным решения об исключении семьи из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, восстановлении в списке молодых семей. В обоснование иска указали, что <дата> их семья в составе ФИО1, ФИО2 и несовершеннолетнего С. была признана участником программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 - 2015 годы» с присвоением личному делу №, что подтверждается письмом-уведомлением управления культуры г. Соликамска № от <дата>.
<дата> они представили пакет документов для подтверждения и обоснованности нахождения граждан на учете нуждающихся в жилых помещениях в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе».
Письмом начальника управления культуры администрации г. Соликамска № от <дата> «Об исключении» нам было сообщено о принятом решении об исключении из списка потенциальных участников Подпрограммы по тем основаниям, что обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений превышает учётную норму на одного члена семьи. При этом в расчет площади жилых помещений было включено жилое помещение, находящееся по адресу : <...>, общей площадью 40,4 кв.м. в размере 1/4 доли в праве собственности, принадлежащей ФИО1 (10,1 кв.м), а также жилое помещение, находящееся по адресу: <...>, общей площадью 61,3 кв.м, в размере 36,78 кв.м, в котором проживает их семья.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на их семью, была определена ответчиком в размере 46,88 кв.м.
Размер общей площади жилых помещений, приходящихся на их семью, был определен ответчиком на дату предоставления пакета документов для подтверждения обоснованности нахождения граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (на <дата>).
ФИО2 принадлежит на праве собственности 98/100 долей в праве собственности на квартиру, находящуюся по адресу <...>, общей площадью 61,3 кв.м. Указанная доля была приобретена на основании договора купли-продажи квартиры от <дата>, с использованием собственных и кредитных денежных средств, предоставленных ПАО «<данные изъяты>» на основании кредитного договора № от <дата> в размере <данные изъяты> рублей.
На момент заключения кредитного договора № от <дата> их семья в количестве 3-х человек была обеспечена жилыми помещениями площадью 29,52 кв.м (по 9,84 кв.м на одного члена семьи) исходя из следующего расчета :
1/4 доля в праве собственности на квартиру, находящуюся в <...>, общей площадью 40,4 кв.м, принадлежащую ФИО1 (10,1 кв.м.).
1/4 доля в праве собственности на квартиру, находящуюся в <...>, общей площадью 77,7 кв.м, принадлежащую ФИО2, (19,42 кв.м.) на основании договора перехода права собственности на квартиру в связи с обменом № от <дата>.
10,1 кв.м + 19,42 кв.м = 29,52 кв.м.
На дату заключения кредитного договора их семья занимала одну комнату в квартире по ул. <...> д. № кв. № и проживала отдельно от других сособственников данной квартиры.
На дату заключения кредитного договора на основании справки ООО «БТИ кадастр» № от <дата> об установлении износа дома № по ул. <...> в размере 73% МУП «ЖПЭТ №» обратился в адрес УГКХ администрации г. Соликамска с письмом о признании названного МКД ветхим (аварийным), подлежащим расселению.
Постановлением администрации г. Соликамска № от <дата> на основании Заключения межведомственной комиссии № от <дата> многоквартирный дом по адресу <...>, д. № был признан аварийным и подлежащим сносу.
В адрес ответчика ими были предоставлены необходимые справки с места проживания на дату заключения кредитного договора.
На дату получения кредитных денежных средств по кредитному договору № от <дата> использованных ФИО2 на приобретение жилого помещения по адресу: <...>. общей площадью 61,3 кв.м, их семья, состоящая из трех человек (ФИО2, ФИО1 и несовершеннолетний С.) являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью менее 30 кв.м., и проживанием в аварийном жилом доме.
Просили признать незаконным решение ответчика об исключении их семьи из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей. Возложить на ответчика обязанность восстановить их семью в списке молодых семей, потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в той очередности, которая существовала на дату исключения, а также взыскать с ответчика в в равных долях расходы по оплате услуг специалиста в сумме 20000 рублей, расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
В судебном заседании истцы на иске настаивали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. Пояснили, что включение в кредитный договор № от <дата> в качестве созаемщиков родителей ФИО1 – В, и Т. носило формальный характер. Родители супруга членами их семьи не являются, совместно с ними не проживают, но приняли участие в оформлении ипотеки с целью оказания им помощи. Обязательства по погашению кредита они с супругом исполняют самостоятельно. Нотариально удостоверенного обязательства об оформлении квартиры по адресу: <...>, в собственность всех членов своей семьи она не давала. До настоящего времени обременение с квартиры не снято, кредит не погашен. С Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования они знакомы.
Ответчик – администрация г. Соликамска Пермского края в судебное заседание явку представителя не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения иска возражало по доводам, изложенным в письменном виде. Поддержала позицию Управления культуры Администрации города Соликамска, изложенную в уведомлении от <дата>№ «Об исключении семьи истцов из числа участников Подпрограммы», в письменном отзыве по иску. Дополнительно указала, что Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 г. утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, направленная на выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Данная программа предусматривает в своем составе Подпрограмму «Обеспечением жильем молодых семей» Федеральной целевой программы Жилище на 2015 - 2020 годы» (далее Подпрограмма), содержащая, в том числе, «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» (Приложение 1, далее Правила). Данные Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Согласно п.п. «е» пункта 2 Правил, социальные выплаты могут быть использованы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы;
а) заявление по установленной форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома;
д) копия кредитного договора (договора займа);
е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта;
ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
В силу пункта 43 Правил, приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи.
В случае использования средств социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами "г" и "е" пункта 2 настоящих Правил, допускается оформление приобретенного жилого помещения или построенного жилого дома в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение или жилой дом, представляет в орган местного самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение или построенный с помощью социальной выплаты жилой дом в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения или жилого дома.
Анализ приведенных норм в совокупности и системной взаимосвязи свидетельствует, что молодая семья — потенциальный участник Подпрограммы, - планирующая использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения, должна отдавать себе отчет в том, что приобретенное за счет социальной выплаты жильё должно быть в обязательном порядке оформлено в собственность всех членов молодой семьи. Только при соблюдении этого условия может быть предоставлена социальная выплата.
В., Т, и истцом ФИО2 за счет заемных (кредитных) средств, предоставленных ПАО «<данные изъяты>» по кредитному договору № от <дата> приобретена квартира общей площадью 61,3 кв.м., расположенная по адресу: <...>.
Согласно п. 1.8 Договора купли-продажи жилого помещения от <дата>, данная квартира, на погашение займа на покупку которой семья истцов планирует использовать социальную выплату, приобретена в собственность всех покупателей со следующим долевым участием:
1/100 доля — В,;
1/100 доля - Т.;
98/100 долей - ФИО2.
В нарушение вышеприведенного п. 43 Правил, В, и Т. членами молодой семьи истцов не являются, а дети истцов - С., <дата> года рождения, и А., <дата> года рождения, в число собственников данной квартиры не включены.
Таким образом, социальная выплата на погашение ипотечного займа, взятого для приобретения жилого помещения, не может быть предоставлена истцам, поскольку квартира не оформлена в собственность всех членов молодой семьи и принадлежит, в том числе, лицам, (В,, Т.), которые членами молодой семьи не являются.
В силу п. 22 Постановления Правительства РФ № 1050, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия, в том числе, являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил.
Полагают, что истцы правомерно исключены из числа участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2015- 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 как не имеющие права на получение социальной выплаты.
3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление культуры администрации г. Соликамска в судебное заседание представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признало по доводам, изложенным в письменном отзыве, где указало, что Управление культуры администрации города Соликамска осуществляет реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», при этом руководствуется основными мероприятиями «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 25.05.2016 № 464, от 26.05.2016 № 466, от 20.05.2016, от 30.12.2017 № 1710), подпрограммой 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014г. № 215-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 29.01.2016 N 31-п, от 20.09.2016 N 762-п, от 03.10.2016 N 854-п, от 26.12.2016 N 1168-п, от 03.04.2017 N 196-п);
подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», утвержденной постановлением администрации города Соликамска от 13.11.2013 г. № 1778-па (в редакции постановления администрации города: 19.10.2017 № 1724-па).
Для участия в основных мероприятиях и для получения свидетельства о праве на приобретение (строительство) жилья молодая семья должна соответствовать ряду условий:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 6, п. 7 мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»).
Обязанности по признанию нуждающимися в улучшении жилищных условий возложены на отдел по жилищной политике администрации города Соликамска, который руководствуется жилищным кодексом РФ, порядком признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п, постановлением администрации города Соликамска от 30.05.2014 № 979-па «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Соликамского городского округа», а также представленными семьей документами.
Семья Р-ных в составе трех человек представила документы для участия в подпрограмме <дата>. На момент предоставления пакета документов для участия в подпрограмме семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (<дата>№).
На основании письма Министерства социального развития Пермского края № СЭД-33-05- 58-1052 от 29.12.2017 г. «О необходимости проведения перерегистрации граждан» Управлением культуры была организована перерегистрация семей, состоящих на учете в качестве молодых семей, для подтверждения обоснованности нахождения семей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Семья Р-ных <дата> представила пакет документов для подтверждения обоснованности нахождения граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе».
Управлением культуры были сделаны запросы в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и отдел по жилищной политике администрации города Соликамска.
Из представленных документов установлено следующее.
<дата> ФИО2 и родителями супруга ФИО1 заключен кредитный договор <***> ПАО «<данные изъяты>» на приобретение жилого помещения по адресу: <...>, общей площадью 61,3 кв. м. Квартира оформлена в долевую собственность ФИО2 (98/100) и родителей супруга (по 1/100 каждому).
Истцы настаивают на расчете уровня нуждаемости в жилом помещении на момент заключения кредитного договора, т.е. на <дата>, что регламентировано пунктом 10 Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей», утвержденной постановлением правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п, но применение пункта указанного закона к данной семье не представляется возможным.
Согласно п. 43 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением РФ от 17.12.2010 № 1050 приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи.
Допускается оформление приобретенного жилого помещения или построенного жилого дома в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение или жилой дом, представляет в орган местного самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение или построенный с помощью социальной выплаты жилой дом в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения или жилого дома.
В связи с тем, что квартира оформлена на третьих лиц, не являющихся членами молодой семьи, семью ФИО2 рассматривали для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий на данный момент.
Согласно справке МУП «ИРЦ» от <дата> ФИО1 зарегистрирован по адресу: <...>, общей площадью 40,4 кв.м, всего в жилом помещении зарегистрировано 4 человека. Данное жилое помещение находится в долевой собственности ФИО1, В,, И., Т. на основании договора купли- продажи квартиры от <дата>.
Согласно справке МУП «ИРЦ» от <дата> ФИО2 с детьми зарегистрированы по адресу: <...>, общей площадью 61,3 кв.м, в жилом помещении зарегистрировано 3 человека. Жилое помещение находится на праве долевой собственности ФИО2, В,, Т., на основании договора купли- продажи от <дата>. u
Порядком признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п регламентированы основания признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Учетная норма площади жилого помещения для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях утверждена постановлением администрации города Соликамска № 979-па от 30.05.2014 г. и составляет 10 кв.м общей площади на одного члена семьи, следовательно, для участия в мероприятии семья может быть обеспечена общей площадью жилого помещения менее 40,0 кв.м.
Кроме того, для участия в мероприятии к молодым семьям применяются нормы статей 31, 51, 53 Жилищного Кодекса РФ. В соответствие со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.
Расчет нуждаемости в улучшении жилищных условий в отношении семьи производился в следующем порядке.
Жилое помещение, расположенное но адресу: <...>, общей площадью 40,4 кв.м:
40,4 кв.м/4* 1 (участник мероприятия) = 10,1 кв.м (занимает как собственник).
Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 61,3 кв.м:
61,3 кв.м/5*3 (участники мероприятия) = 36,78 кв.м (занимают как собственник, как член семьи собственника).
В соответствии с п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
10,1 кв.м +36,78 кв.м = 46,88 кв.м общей площади.
На основании изложенного и в соответствии с п. 17.4 Порядка, семья Р-ных с составом семьи 4 человека по состоянию на <дата> не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается письмом отдела по жилищной политики администрации «О рассмотрении документов» от <дата>№.
Одним из условий для участия в мероприятии является признание молодой семьи по месту постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищных условий. Семья Р-ных не соответствует данному условию (п. 3.1.2. приложения 1 Постановления администрации г.Соликамска от 13.11.2013 № 1778-па, п.4.6, постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 г, № 215-п, п.п. б п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050).
На основании пп. а) п. 22. Правил Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, семья Р-ных не соответствует одному из условий, предъявляемых к потенциальным участникам мероприятия.
Кроме того, семья истцов на <дата> не предоставила каких-либо документов о совместном проживании семьи в том или ином жилом помещении и в действующем законодательстве РФ нет понятия «регистрация без права проживания», соответственно расчет уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществлялся исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Полагают, что решение об исключении семьи Р-ных из списка потенциальных участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей является правомерным, поскольку данная семья не соответствует одному из условий, предъявляемых к потенциальным участникам Подпрограммы.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав доводы истцов в обоснование иска, изучив возражения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 г. утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы", которая в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", согласно которой целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Одним из принципов реализации подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
В соответствии с п. 6 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании данного Постановления на уровне субъекта РФ Пермского края принято Постановление Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. N 1119-П "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", а на местном уровне в Соликамском городском округе - Постановление Администрации г. Соликамска от 25.02.2011 г. N 249-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе на 2011-2015 годы".
На основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Для реализации данной Программы на территории г. Соликамска под учетной нормой жилья понимается норма жилья, применяемая для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, установленная постановлением главы города Соликамска в размере менее 12 квадратных метров.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, не регулируют порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, в том числе в связи с изменением учетной нормы жилой площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
В настоящее время (в том числе на момент принятия оспариваемого решения) на территории Соликамского городского округа Пермского края действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, подпрограмма «Государственная социальная поддержка семей и детей государственной программы «Семья и дети Пермского края, утвержденная Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», утвержденная Постановлением администрации г. Соликамска от 13.11.2013 г. № 1778-па.
Согласно п. 3.1.2. Приложения № 1 к Постановлению Администрации г. Соликамска от 13.11.2013 N 1778-па "Об утверждении муниципальной программы "Социальная поддержка граждан в городе Соликамске на 2014-2016 годы" участницей Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно);
члены молодой семьи постоянно проживают (зарегистрированы) на территории города Соликамска;
наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Условием получения социальной выплаты является наличие у участников Программы дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. В качестве дополнительных средств участницей Программы также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
Согласно статьям 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В судебном заседании установлено, что истцы ФИО3 и ФИО3 (добрачная фамилия – ФИО4) Ю.А. состоят в зарегистрированном браке с <дата>, имеют двоих несовершеннолетних детей: сына С., <дата> года рождения, дочь А., <дата> рождения (л.д. 97-99).
По состоянию на <дата> молодая семья в составе трех человек: ФИО1, ФИО2, несовершеннолетнего С. администрацией г. Соликамска была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения социальных выплат для приобретения жилья, что подтверждается справкой № от <дата> (л.д. 59). В указанный период времени ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <...>, в квартире общей площадью 40,40 кв.м. (зарегистрировано 4 человека) (л.д. 69), при этом доля ФИО1 в праве общей долевой собственности составляла № долю (10,1 кв.м.). Его супруга – ФИО2 и сын – С. имели регистрацию в квартире по адресу: <...>, общей площадью 77,7 кв.м. (зарегистрировано 5 человек), при этом доля ФИО2 в праве общей долевой собственности составляла № долю (19,43 кв.м.). То есть, по состоянию на <дата> на семью Р-ных приходилось 29,53 кв.м. (10,1 + 19,43).
На основании письма Министерства социального развития Пермского края № СЭД-33-05- 58-1052 от 29.12.2017 г. «О необходимости проведения перерегистрации граждан» Управлением культуры администрации г. Соликамска была организована перерегистрация семей, состоящих на учете в качестве молодых семей, для подтверждения обоснованности нахождения семей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
<дата> семья Р-ных представила пакет документов для подтверждения обоснованности нахождения граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе».
Для продолжения участия в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей и получения свидетельства на получение социальной выплаты семья Р-ных должна быть обеспечена общей площадью жилого помещения менее 40 кв. метров (учетная норма на территории г. Соликамска - менее 10 кв.м., постановление администрации города Соликамска от 30.05.2014 № 979-па).
Согласно письму отдела по жилищной политике от 16.02.2018 № 81 «О рассмотрении документов» семья Р-ных в составе четырех человек не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст. ст.51,31,53 Жилищного кодекса РФ (л.д. 83-84).
<дата> Управлением культуры администрации г. Соликамска Пермского края было принято решение, оформленное протоколом комиссии № об исключении молодой семьи ФИО2 в составе четырех человек (ФИО2, ФИО1, А., С.) из списков участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защиты прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края, а также основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 в редакции от 30.12.2017 № 1710 (л.д. 77-80).
Поскольку государство в лице администрации г. Соликамска, включая молодую семью Р-ных в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
Судом установлено, что основанием для исключения Управлением культуры администрации г. Соликамска семьи Р-ных из списков участников Программы, как не соответствующей одному из условий для участия в Программе, послужило письмо отдела по жилищной политике администрации <...> от <дата>№ «О рассмотрении документов», содержащее вывод о том, что семья истцов с составом семьи 4 человека не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку суммарная общая площадь всех занимаемых членами данной семьей жилых помещений составляет 46,88 кв.м. общей площади, что превышает учетную норму, утвержденную постановлением администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014 и составляет 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи. При расчете нуждаемости учитывалось жилое помещение по адресу: <...> общей площадью 40,4 кв.м. и жилое помещение по адресу: <...> общей площадью 61,3 кв.м. (л.д. 83-84)
При этом расчет нуждаемости в улучшении жилищных условий в отношении семьи истцов производился следующим образом:
Жилое помещение, расположенное но адресу: <...>, общей площадью 40,4 кв.м:
40,4 кв.м/4* 1 (участник мероприятия) = 10,1 кв.м (занимает как собственник).
Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 61,3 кв.м:
61,3 кв.м/5*3 (участники мероприятия) = 36,78 кв.м (занимают как собственник, как член семьи собственника).
10,1 кв.м. + 36,78 кв.м. = 46,88 кв.м.
Вместе с тем установлено, что по состоянию на <дата> ФИО1 зарегистрирован в квартире по адресу: <...>, общей площадью 40,4 кв.м, всего в жилом помещении зарегистрировано 4 человека. Данное жилое помещение находится в общей долевой собственности ФИО1, В,, И., Т. на основании договора купли- продажи квартиры от <дата> (по № доли у каждого). Соответственно, принадлежащая ФИО1 доля в праве собственности на жилое помещение составляет 10,1 кв.м. (40,4 :4)
Согласно справке МУП «ИРЦ» от <дата> ФИО2 совместно с несовершеннолетними С., А. зарегистрированы по адресу: <...>, общей площадью 61,3 кв.м, всего в жилом помещении зарегистрировано 3 человека. Данное жилое помещение находится в общей долевой собственности ФИО2 (98/100 доли), В, (1/100 доли), Т. (1/100 доли), на основании договора купли- продажи от <дата>. При этом приходящаяся на ФИО2, С., А. доля составляет 60,07 кв.м. ( 61,3 х 98 %)
Следовательно, общая суммарная площадь жилых помещений, находящихся в пользовании семьи Р-ных по состоянию на <дата> составляет 10,1 кв.м. + 60,07 кв.м. = 70,17 кв.м., что превышает учетную норму, утвержденную постановлением администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014.
Также установлено, что <дата> ФИО2 и родителями ФИО1 – Т. и В, заключен кредитный договор <***> ПАО «Сбербанк России» на приобретение жилого помещения по адресу: <...>, общей площадью 61,3 кв. м. Данная квартира оформлена в общую долевую собственность не только истицы ФИО2 (98/100), но и родителей супруга – В,, Т. (по 1/100 каждому), которые не являются членами молодой семьи.
В связи с тем, что квартира оформлена на третьих лиц, не являющихся членами молодой семьи, вопрос о признании семьи Р-ных нуждающейся в улучшении жилищных условий был правомерно рассмотрен органом местного самоуправления не на дату заключения кредитного договора, а на момент представления повторного пакета документов для подтверждения обоснованности нахождения граждан на учете (на <дата>).
В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), а также п. 2.6.2. Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014г. № 215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013г. N 1322-П» (далее по тексту - Постановление Правительства № 215-п) социальная выплата по выбору молодой семьи может быть направлена для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Согласно пункта 10 «Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п», утвержденного Постановлением Правительства № 215-п молодые семьи, претендующие на участие в Подпрограмме, улучшившие свои жилищные условия посредством приобретения (строительства) жилого помещения с использованием средств, полученных по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, или жилищному займу, признаются органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитных договоров (договоров займа), в том числе ипотечного, на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в случае заключения договора на получение средств по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, или жилищному займу на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Молодые семьи, улучшившие свои жилищные условия посредством приобретения (строительства) жилого помещения с использованием средств, полученных по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, или жилищному займу, представляют документ, указанный в пункте 7.6 настоящего Порядка, с места постоянного проживания на момент подачи документов и с места постоянного проживания на момент заключения договора на получение ипотечного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Доводы Управления культуры о том, что применение положений пункта 10 Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей», утвержденной постановлением правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п, к семье Р-ных в данном случае не представляется возможным, суд находит заслуживающими внимания, так как они соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 43 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением РФ от <дата>№, приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи.
Допускается оформление приобретенного жилого помещения или построенного жилого дома в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение или жилой дом, представляет в орган местного самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение или построенный с помощью социальной выплаты жилой дом в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения или жилого дома.
Оформление приобретенного жилого помещения в собственность третьих лиц, не являющихся членами молодой семьи действующими Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования не предусмотрено.
В нарушение требований пункта 43 Правил, приобретенная за счет ипотечного кредитования квартира оформлена не только в собственность одного из супругов, но также в собственность третьих лиц, которые членами семьи истцов не являются, а дети истцов - С., <дата> года рождения, и А., <дата> года рождения, в число собственников данной квартиры не включены. Нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное жилое помещение в общую собственность всех членов молодой семьи ФИО2 не оформлено.
Соответственно, социальная выплата на погашение ипотечного займа, взятого для приобретения жилого помещения, расположенного в <...>, истцам не может быть предоставлена, поскольку квартира не оформлена в собственность всех членов молодой семьи и принадлежит, в том числе третьим лицам.
Суд считает необходимым указать, что перечисление бюджетных средств, составляющих социальную выплату, в случае предоставления её истцам и членам их семьи будет направлено на погашение задолженности по кредитному договору от <дата>№, в котором ФИО2 и третьи лица – В,, Т. являются солидарными созаемщиками. То есть, средства социальной выплаты будут использованы, в том числе и на исполнение обязательств В,, Т., при этом они не являются участниками Подпрограммы. Таким образом, предоставление указанной социальной выплаты может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств в нарушение одного из принципов бюджетной системы Российской Федерации – принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п. «а» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» для признания членами семьи собственника в отношении родителей и детей достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
При этом отсутствие ведения общего хозяйства между собственником и лицом, вселенным им в жилое помещение, либо прекращение ведения ими общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения ( п. 13 Постановления)
Вселенные собственником жилого помещения члены семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи ( ч.2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).
Одним из условий для участия в Подпрограмме является признание молодой семьи по месту постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищный условий ( п.7 приложения № 3 к Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050).
В соответствии с требованиями п. 17 Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (ред. от 26.12.2016) "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п" орган местного самоуправления отказывает в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в случаях:
17.1. непредставления либо представления не в полном объеме документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, обязанность по предоставлению которых возложена на молодую семью;
17.2. несоответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 12 настоящего Порядка ( п. 17.2);
17.3. недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах;
17.4. если представленные документы не подтверждают право молодой семьи быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Порядка ;
17.5. если не истек пятилетний срок с момента совершения действий, которые привели к ухудшению членами семьи жилищных условий молодой семьи, в результате которых такая молодая семья может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В силу п. 22 Постановления Правительства РФ № 1050, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия, в том числе, являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил.
Порядком признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п регламентированы основания признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Одним из условий для участия в мероприятии является признание молодой семьи по месту постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищных условий. Семья Р-ных данному условию не соответствует (п. 3.1.2. приложения 1 Постановления администрации г.Соликамска от 13.11.2013 № 1778-па, п.4.6 Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п, п.п. «б» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050).
Кроме того, для участия в мероприятии к молодым семьям применяются нормы статей 31, 51, 53 Жилищного Кодекса РФ. В соответствие со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.
На основании пп. «а» п. 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, семья Р-ных не соответствует одному из условий, предъявляемых к потенциальным участникам мероприятия, а именно: не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного, в соответствии с правилами п. 17.4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (ред. от 26.12.2016) "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", семья Р-ных в составе 4 человек по состоянию на <дата> обоснованно не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения (на <дата>) общая суммарная площадь находящихся в пользовании семьи истцов жилых помещений составляла более 10 квадратных метров на одного члена семьи (70,17: 4= 17,54 кв.м. на одного человека), кроме того, жилое помещение, на приобретение которого членам молодой семьи Р-ных может быть предоставлена социальная выплата, находится в том числе, и в собственности иных лиц, не являющихся членами молодой семьи, следовательно, молодая семья Р-ных не отвечает требованиям, которые предъявляются и установлены нормативными актами для молодых семей – участников подпрограммы, решение Управления культуры администрации города Соликамска Пермского края об исключении семьи Р-ных из списка потенциальных участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей на основании п.п. «а» п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, суд находит законным и обоснованным, соответствующим требованиям действующего законодательства.
Кроме того, суд обращает внимание, что оспариваемое решение, оформленное протоколом № от <дата>, принято Управлением культуры администрации города Соликамска Пермского края, обладающим статусом самостоятельного юридического лица, что подтверждается Положением об Управлении культуры администрации г. Соликамска (л.д. 46-50). Однако самостоятельных материально-правовых требований к данному юридическому лицу истцами не заявлено.
В соответствии с правилами ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Предъявление иска к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы истцов о том, что дом № по ул. <...> признан аварийным и подлежащим сносу, правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеют, и не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований. Жилищные права истицы ФИО2, как сособственника жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийном и подлежащим сносу, подлежат восстановлению в порядке статьи 32 Жилищного кодекса РФ с соблюдением процедуры, установленной частью 10 данной статьи.
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2, предъявленных к администрации г. Соликамска Пермского края, о признании незаконным решения об исключении семьи истцов из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, восстановлении в списке молодых семей в той очередности, которая существовала на дату исключения, не имеется.
Соответственно, в соответствии с правилами ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ не имеется оснований для взыскания с ответчика понесенных истцами судебных расходов в размере 20300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних С., А., предъявленные к администрации города Соликамска Пермского края, о признании незаконным решения об исключении семьи из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, восстановлении в списке молодых семей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 20 июня 2018 года.
Судья И.В. Шатуленко