ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-896/18 от 14.08.2018 Канашского районного суда (Чувашская Республика)

Гр.дело №2-896/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Ивановой Т.В.,

при секретаре Алексеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг, судебных расходов,

установил:

Муниципальное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуг отопления <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 49701 руб. 12 коп., пени за несвоевременную оплату услуг отопления <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13084 руб. 79 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 2083 руб. 58 коп. ( л.д. 2-3, 107-108).

В обоснование требований истцом указано, что ответчик ФИО1 является собственником <адрес>, проживает и зарегистрирован по вышеуказанному адресу. Многоквартирный <адрес> подключен к системе централизованного отопления, указанный дом общедомовым прибором учета тепловой энергии не оборудован. Поэтому начисление платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам указанного дома производится в соответствии с требованиями пункта 42.1 Правил №354, исходя из утвержденного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению по формуле №2 приложения №2 к указанным Правилам. Квартира №55 в указанном доме имеет индивидуальный квартирный источник тепловой энергии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ( далее - Правила). Абзацем вторым пункта 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Частью 15 статьи 14Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Как указывает в своем заявлении истец, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможностьперехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством РФ, в чью компетенцию входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 начислялась плата за отопление <адрес> в соответствии с требованиями пункта 42.1 Правил №354 исходя из утвержденного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению по формуле №2 приложения №2 к настоящим Правилам. В связи с систематическим неисполнением ФИО1 платы за указанную коммунальную услугу у последнего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность по оплате коммунальной услуги за отопление в размере 49701 руб. 12 коп., пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляют 13084 руб. 79 коп. ( л.д.2-3, 107-108).

В судебном заседании представители МП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» ФИО2 и ФИО3 иск поддержали по изложенным в заявлении основаниям.

Ответчик ФИО1, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился ( л.д.105).

Представитель ответчика ФИО1 - ФИО4, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

В судебном заседании, имевшем место ДД.ММ.ГГГГ года, представитель ответчика - ФИО4 иск МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» не признал, пояснив, что занимаемая ФИО1 <адрес> имеет индивидуальный квартирный источник тепловой энергии - квартира отапливается газовым котлом. Работы по устройству автономного газового отопления и отключению жилого помещения от центральной системы отопления произведены в ДД.ММ.ГГГГ году в соответствии с проектом газоснабжения котла для квартирного отопления, с разрешения и согласия всех инстанций - МП «УЖКХ <адрес>», ОАО «Чувашсетьгаз», ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Чувашской Республики-Чувашии в г.Канаш», ОГПН г.Канаш и Канашского района Чувашской Республики. ДД.ММ.ГГГГ МП «УЖКХ г. Канаш» выдало ФИО1 технические условия на перевод жилого помещения на индивидуальное отопление. Отопительные приборы в квартире были демонтированы, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт, транзитные вертикальные стояки в квартире были теплоизолированы. Таким образом, тепловая энергия от центрального отопления в квартиру ФИО1 не поступает. Истец - МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирные дома г.Канаш по договору с управляющей компанией - МУП «Чистый город». При этом по договору с этой же компанией истец получил полномочия осуществлять расчеты за тепловую энергию непосредственно с потребителями. В соответствии с ч.7 ст.155 ЖК РФ ( в редакции Федерального закона от 03 апреля 2018 года №59-ФЗ) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171настоящего Кодекса. Таким образом, в соответствии с законом собственники помещений многоквартирного дома, в котором управление осуществляется управляющей компанией, обязаны вносить плату за коммунальные услуги только этой организации, так как решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о внесении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации не имеется. Следовательно, истец - МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики», не оказывающий коммунальных услуг ответчику, не может предъявить ответчику ФИО1 напрямую требование об оплате этих услуг, основывая эти требования договором, заключенным с третьим лицом - МУП «Чистый город» МО «г.Канаш Чувашской Республики», так как ответчик в названном договоре не участвует и никаких обязательств по нему не несет. Кроме того, действующим законодательством РФ не предусмотрена оплата услуг, которые не оказаны, кроме случаев, когда услуги не оказаны по вине заказчика (статья 781 ГК РФ). Следовательно, требования истца на законе не основаны. Кроме того, истцом не представлено доказательств несения расходов на содержание мест общего пользования. В силу п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, несет управляющая организация. Ответчик не имеет задолженности перед управляющей организацией за содержание жилого помещения. Следовательно, доводы истца о том, что ответчик не исполняет свои обязанности по содержанию ( отоплению) мест общего пользования не соответствуют действительности.

3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований - представитель МУП «Чистый город» МО «г.Канаш Чувашской Республики» Алексеев И.В. удовлетворение исковых требований истца оставил на усмотрение суда.

3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований - представитель администрации г.Канаш Чувашской Республики, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

ФИО1 является собственником <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости ( л.д.29).

МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики» является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирный <адрес>.

Многоквартирный жилой <адрес> подключен к системе централизованного отопления.

В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ( далее - Правила).

В подпункте «е» пункта 4 Правил указано, что отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения №1 к настоящим Правилам.

Абзацем вторым пункта 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 42 (1) названных Правил определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом ( нежилом) помещении в многоквартирном доме на основании формул 2, 3 и 3.1 приложения №2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии.

В приложении №2 Правил №307 установлен порядок расчета ежемесячного размера платы за услуги отопления, из которого следует, что плата за услуги по отоплению в многоквартирном доме начисляется всем потребителям в одинаковом порядке, а размер начисленной за один расчетный период платы различным потребителям зависит только от общей площади занимаемых ими помещений.

Указанными Правилами не предусмотрен механизм расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, отдельные помещения которых отключены от централизованной системы отопления.

Таким образом, независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за услуги по отоплению определяется в едином порядке.

Частью 15 статьи 14Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды. Поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.

Таким образом, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.

Поэтому начисление платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться в соответствии с Правилами и установленными им формулами, поскольку действующее законодательство не предусматривает иного порядка (механизма) расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе и в случае перевода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме на индивидуальное газовое отопление.

В соответствии с положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плату за содержание общего имущества дома вносят как собственники, так и наниматели жилых помещений.

Таким образом, начисление ФИО1 платы за коммунальную услугу по отоплению предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома.

В связи с этим освобождение ответчика от платежей за услугу отопления будет противоречить жилищному законодательству, поскольку перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на иных собственников и нанимателей помещений в доме, чем будут нарушаться их права и законные интересы.

Поэтому расчет платы за коммунальную услугу по отоплению без учета площади квартиры ФИО1, переведенной на газовый обогрев, нарушает права иных собственников и нанимателей помещений многоквартирного <адрес>, являющихся потребителями данной коммунальной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению жилых помещений и на общедомовые нужды в большем размере.

Таким образом, установка ответчиком ФИО1 в своей квартире индивидуального источника тепловой энергии не освобождает последнего от оплаты расходов тепловой энергии, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Кроме того, положениями статей 210, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации также не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Поэтому отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения правовым основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению не является.

Расчет задолженности ответчиком ФИО1 не оспорен, относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнут.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации такие действия именуются переустройством жилого помещения, порядок проведения которого регулируется как главой 4 Жилищного кодекса РФ, так и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления.

В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Установка в квартире ответчика газового котла в силу статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации является переустройством квартиры, в связи с чем переход с централизованного отопления на индивидуальное отопление необходимо согласовать с органом местного самоуправления.

Доказательств, подтверждающих получение ответчиком разрешения органа местного самоуправления на переход занимаемой квартиры на индивидуальный источник теплоснабжения в том содержательно-правовом смысле, который придает ему Жилищный кодекс РФ ( часть 1 статьи 26), не имеется, а представленные ответчиком ФИО1 документы (л.д.62-74, 84, 86) не подтверждают переустройство системы отопления в квартире с соблюдением требований законодательства.

Исходя из пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенных на этих сетях.

С учетом того, что при установке индивидуального квартирного источника отопления состав общего имущества в виде внутридомовой системы отопления уменьшится, то в соответствии с частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требуется согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на уменьшение размера общего имущества.

Однако данных о том, что ФИО1 получил такое согласие собственников помещений в многоквартирном доме, не имеется.

Доводы представителя ответчика - ФИО4 о том, что у ФИО1 отсутствует обязанность по оплате коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающей организации, поскольку многоквартирным домом <адрес> управляет МУП «Чистый город» МО «г.Канаш Чувашской Республики», решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о внесении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации не имеется, являются несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

Согласно пункту 13 Правил №354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

В силу пункта 14 Правил №354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с пунктом «б» пункта 17 Правил №354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией.

Таким образом, по смыслу вышеизложенных норм в их взаимосвязи, управляющая организация становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.

Следовательно, МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш Чувашской Республики», как ресурсоснабжающая организация, вправе начислять и взимать с потребителя - ответчика ФИО1 плату за предоставленные коммунальные услуги.

Таким образом, то обстоятельство, что собственники многоквартирного <адрес> не голосовали о переходе на прямые расчеты с МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> Республики», не освобождает ответчика от обязанности оплачивать полученные теплоресурсы, а истца не лишает права предъявлять плату за отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды непосредственно ответчику.

Согласно ч.14 ст.155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Согласно расчету, представленному истцом, размер пени за просрочку платежей по коммунальным услугам ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляют 13084 руб. 79 коп. (л.д.112-115).

Суд проверил произведенный истцом расчет и счел его арифметически правильным, ответчиком контррасчет суду не представлен. С учетом изложенного, установив неисполнение ответчиком обязанности по оплате коммунальных услуг в срок, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с ФИО1 пени за несвоевременную оплату потребленных коммунальных услуг.

В силу п.1 ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. Положения указанной правовой нормы обязывают суд установить баланс между применяемой к нарушителю обязательства мерой ответственности и последствиями нарушения обязательства. При этом, законодатель предоставил суду определенную свободу усмотрения при решении вопроса о применении ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие оснований для снижения пени и определение критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств. Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в п.1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, (а не возможного) размера ущерба. При этом возможность полного освобождения от уплаты неустойки за несвоевременную оплату коммунальных услуг действующим жилищным законодательством не предусмотрена.

Разрешая исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца неустойки за просрочку исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг, суд считает необходимым уменьшить размер подлежащий взысканию неустойки, как явно несоразмерного последствиям нарушения обязательства, снизив её до 6500 руб., данная сумма будет способствовать восстановлению баланса между нарушенными правами истца и мерой ответственности, применяемой к ответчику.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины.

Поскольку исковые требования истца признаны судом обоснованными, судебные расходы в виде государственной пошлины в соответствии со ст.103 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика ФИО1

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г. Канаш Чувашской Республики» удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г.Канаш Чувашской Республики» задолженность по оплате услуг отопления <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 49701 ( сорок девятьсот тысяч семьсот один) руб. 12 коп., пени за несвоевременную оплату услуг отопления <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6500 ( шесть тысяч пятьсот) рублей, всего: 56201 ( пятьдесят шесть тысяч двести один) руб. 12 коп.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «г.Канаш Чувашской Республики» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1886 ( одна тысяча восемьсот восемьдесят шесть) руб. 03 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Т.В.Иванова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.