ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-896/18 от 14.08.2018 Теучежского районного суда (Республика Адыгея)

дело № 2-896/18 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Теучежский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи Бжассо С.Т.,

при секретаре Ереджибок С.Г.,

с участием ФИО1, представляющего интересы ответчика администрации МО «Габукайское сельское поселение» по доверенности № 3 от 14.08.2018г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление по иску Управления лесами Республики Адыгея к администрации МО «Габукайское сельское поселение», ФИО2, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований - филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации по Республике Адыгея, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, об истребовании из чужого незаконного владения ФИО2 земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800007:127, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения в пользу Российской Федерации, признании недействительными сведений государственного кадастра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения,

УСТАНОВИЛ:

Управление лесами Республики Адыгея обратилось в суд с иском к администрации МО «Габукайское сельское поселение», ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения ФИО2 земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800007:127, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения в пользу Российской Федерации, признании недействительными сведений государственного кадастра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800007:127, с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения.

Заявленные требования мотивированы тем, что в результате патрулирования специалистами Красногвардейского лесничества Управления лесами Республики Адыгея в квартале № 84 выделе № 2 Теучежского участкового лесничества подразделения Красногвардейское лесничество Управления лесами Республики Адыгея был выявлен факт самовольного захвата участка земель лесного фонда, о чем было сообщено начальнику Управления лесами Республики Адыгея служебной запиской от 05.03.2018.

Согласно указанной служебной записке имеются нарушения интересов Российской Федерации на землях лесного фонда в части незаконного использования участка земель лесного фонда

В связи с этим Управлением были запрошены сведения об основных характеристиках объекта недвижимости на участок с кадастровым номером . Так, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07.03.2018 правообладателем указанного участка является ФИО2 на основании договора аренды земельного участка от 15.10.2008, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ Категория земель спорного участка - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.

Тем самым лесной участок, расположенный в квартале № 84 выделе №2 Теучежского участкового лесничества подразделения Красногвардейское лесничество Управления лесами Республики Адыгея, выбыл из владения Российской Федерации во владение ФИО2 27.11.2008г.

Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ является информация из государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт- схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.

При этом руководствоваться данными государственного кадастра недвижимости необоснованно ввиду вышеприведенных норм законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно копии планшета лесоустройства, а также таксационным описаниям Теучежского участкового лесничества подразделения «Красногвардейское лесничество», спорный земельный участок находится на землях лесного фонда Российской Федерации.

Таким образом, в материалах лесоустройства различных годов спорный лесной участок, расположенный в квартале № 84, отображен с категорией - земли государственного лесного фонда.

При этом, следует отметить, что при подготовке материалов лесоустройства производилось согласование государственного учёта лесного фонда с земельными комитетами районов, а также республиканским земельным комитетом.

Планшеты масштаба 1:10000 в соответствии с порядком, установленным действующими на момент проведения в различные годы лесоустроительными инструкциями, заверены печатями и подписями уполномоченных должностных лиц Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.

Данные планшеты отображают чёткую Границу земель лесного фонда.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Российской Федерацией на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда общей площадью 8 335 га по адресу: <адрес>, Теучежское лесничество, Тахтамукайское лесничество.

При этом земельный участок с кадастровым номером 11:06:2800007:127 входит в состав земель Теучежского лесничества и, соответственно, земель лесного фонда, право собственности Российской Федерации на которые подтверждается вышеобозначенным свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем данный земельный участок входит в состав ранее учтенных объектов недвижимости.

Таким образом, факт отнесения земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800007:127 к землям лесного фонда подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, а также выпиской из таксационного описания Теучежского лесничества, данными планшета, информацией из государственного лесного реестра, картами-схемами лесничеств, являющимися первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Лесным кодеком Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 и абзацу 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Земельные участки, отнесенные к ограниченным в обороте землям, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Лесной кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации не содержат норм, предусматривающих возможность приобретения в частную собственность лесных участков в составе земель лесного фонда.

При постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка и регистрации права собственности произошло изменение целевого назначения (использования) земельного участка.

При осуществлении такого перевода должны быть соблюдены специальные нормы и условия. В соответствии с действующим законодательством решение об изменении категории земельного участка лесного фонда принимается Правительством Российской Федерации.

На спорном участке осуществлена самовольная рубка лесных насаждений.

Характеристики земельного участка свидетельствуют о принадлежности его к лесным землям, как покрытого лесной растительностью.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800007:127 находится в границах земель лесного фонда Российской Федерации, являющихся федеральной собственностью, он не может являться предметом сделки между физическими лицами.

Просит истребовать из незаконного владения ответчика ФИО2 земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800007:127, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения в пользу Российской Федерации, признать недействительными сведения ГКН на земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800007:127, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Представитель истца, надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, направил в адрес суда заявление, в котором просит принять уточненные исковые требования в следующей редакции: «Истребовать из чужого незаконного владения ФИО2 земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800007:127, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения в пользу Российской Федерации. Признать недействительными сведения ГКН на земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800007:127, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения». Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации МО «Габукайское сельское поселение» ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал и суду показал, что к указанному земельному участку никакого отношения поселение не имеет, так как в 2008 году выбыл из его владения и принадлежат ФИО2

Ответчик ФИО2, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительность неявки суду не сообщил, отзыв суду не предоставил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований филиала Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд не явился.

Представитель третьего лица не заявляющее самостоятельных требований межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просит удовлетворить исковые требования.

Суд, с учетом мнения представителя ответчика, во избежание волокиты по делу, определил рассмотреть исковое заявление без участия представителя истца, ответчика ФИО2 и представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

При этом суд исходит из того, что по смыслу ст.167 ГПК РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, в том числе право личного участия в рассмотрении дела. Распоряжение правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Суд, выслушав представителя ответчика, изучив доводы представителя истца, исследовав представленные материалы, считает, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.

В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в генеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, при этом одной из категорий земель являются земли лесного фонда.

Земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документацией, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственной лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственной лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть обжаловано только в судебном порядке.

Согласно пункту 1 и абзацу 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Земельные участки, отнесенные к ограниченным в обороте землям, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Лесной кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации не содержат норм, предусматривающих возможность приобретения в частную собственность лесных участков в составе земель лесного фонда.

При постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка и регистрации права собственности произошло изменение целевого назначения (использования) земельного участка.

В соответствии с действующим законодательством решение об изменении категории земельного участка лесного фонда принимается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации Управлением лесами Республики Адыгея ведется государственный лесной реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

В силу пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу разъяснений, содержащихся в совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 года в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика (п. 36).

В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с этим Кодексом и федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности помимо прямо названных в этом пункте земельных участков относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).

Право собственности Российской Федерации на лесные участки в границах Теучежского лесничества подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации осуществляет Российская Федерация, от имени которой действуют органы государственной власти (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 125 и пункт 3 статьи 214 ГКРФ).

Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, в результате патрулирования специалистами Красногвардейского лесничества Управления лесами РА в квартале № 84 выделе № 2 Теучежского участкового лесничества подразделения Красногвардейское лесничество Управления лесами РА был выявлен факт самовольного захвата участка земель лесного фонда, о чем было сообщено начальнику Управления лесами Республики Адыгея служебной запиской от 05.03.2018.

Согласно указанной служебной записке имеются нарушения интересов Российской Федерации на землях лесного фонда в части незаконного использования участка земель лесного фонда

В связи с этим Управлением были запрошены сведения об основных характеристиках объекта недвижимости на участок с кадастровым номером Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем указанного участка является ФИО2 на основании договора аренды земельного участка от 15.10.2008, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ \°01-01-05/012/2008-149. Категория земель спорного участка - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.

Лесной участок, расположенный в квартале № 84 выделе №2 Теучежского участкового лесничества подразделения Красногвардейское лесничество Управления лесами Республики Адыгея, выбыл из владения Российской Федерации во владение ФИО2 27.11.2008г.

Отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается информацией из государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт- схемой лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.

При этом руководствоваться данными государственного кадастра недвижимости необоснованно ввиду вышеприведенных норм законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно копии планшета лесоустройства, а также таксационным описаниям Теучежского участкового лесничества подразделения «Красногвардейское лесничество», спорный земельный участок находится на землях лесного фонда Российской Федерации.

В материалах лесоустройства различных годов спорный лесной участок, расположенный в квартале № 84 отображен с категорией - земли государственного лесного фонда.

Планшеты масштаба 1:10000 в соответствии с порядком, установленным действующими на момент проведения в различные годы лесоустроительными инструкциями, заверены печатями и подписями уполномоченных должностных лиц Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.

Данные планшеты отображают чёткую Границу земель лесного фонда.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Российской Федерацией на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда общей площадью 8 335 га по адресу: <адрес>, Теучежское лесничество, Тахтамукайское лесничество.

При этом земельный участок с кадастровым номером 11:06:2800007:127 входит в состав земель Теучежского лесничества и, соответственно, земель лесного фонда, право собственности Российской Федерации на которые подтверждается свидетельством от 03.10.2014, в связи с чем данный земельный участок входит в состав ранее учтенных объектов недвижимости.

Факт отнесения земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800007:127 к землям лесного фонда подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, а также выпиской из таксационного описания Теучежского лесничества, данными планшета, информацией из государственного лесного реестра, картами-схемами лесничеств, являющимися первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

На спорном участке осуществлена самовольная рубка лесных насаждений.

Характеристики земельного участка свидетельствуют о принадлежности его к лесным землям, как покрытого лесной растительностью.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800007:127 находится в границах земель лесного фонда Российской Федерации, являющихся федеральной собственностью, он не может являться предметом сделки между физическими лицами.

Суд считает, что истец представил доказательства в обоснование заявленных требований и эти доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Управления лесами Республики Адыгея удовлетворить.

Истребовать из незаконного владения ФИО2 земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800007:127, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения в пользу Российской Федерации.

Признать недействительными сведения ГКН на земельный участок с кадастровым номером 01:06:2800007:127, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Теучежский районный суд Республики Адыгея в течение одного месяца.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 августа 2018 года.

Председательствующий С.Т. Бжассо