2-896/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2019 года с. Чалтырь Мясниковского района
Ростовской области
Мясниковский районный суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Килафян Ж.В.
при секретаре Гонджиян В.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Ростовской области, заинтересованное лицо - Миллеровская таможня, о признании имущества бесхозяйным,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Росимущества в Ростовской области обратилось в Мясниковский районный суд Ростовской области с вышеназванным заявлением, указав, что, согласно акту приема-передачи задержанных товаров и транспортных средств от 12.08.2019 Миллеровской таможней на основании статьи 320 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», протоколов задержания товаров и документов на них, а также по истечении сроков хранения задержанных товаров, массогабаритные макеты оружия - 59 штук, переданы, а Территориальным управлением приняты (в лице представителя ООО «Дизайн-СЛ», действующего на основании доверенности № Д-13-494/04 от 25.12.2018, выданной Территориальным управлением Росимущества в Ростовской области) на основании уведомления о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации, от 23.07.2019 № 09-24/5220. Указанное имущество имеет режим бесхозяйной вещи и находится на ответственном хранении в организации ООО «Дизайн-СЛ», действующей на основании государственного контракта и доверенности Территориального управления Росимущества в Ростовской области, по адресу: <адрес><адрес>. В целях принятия решений по распоряжению указанным имуществом, оно должно быть обращено в собственность государства. В соответствии с п.5.3 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, утвержденного Приказом Росимущества от 5 марта 2009 года № 63, Территориальное управление Росимущества в Ростовской области уполномочено обращаться с заявлениями о признании движимого имущества бесхозяйным. На основании изложенного, руководствуясь статьями 212, 214, 218, 225 ГК РФ, Территориальное управление Росимущества в Ростовской области просило суд признать бесхозяйным: массогабаритные макеты оружия - 59 штук; признать право собственности Российской Федерации на вышеуказанное имущество.
В судебное заседание представитель заявителя Территориального управления Росимущества в Ростовской области не явился, о времени и месте слушания дела был извещен, в поступившем письменном заявлении заявитель просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Суд полагает возможным рассмотрение настоящего гражданского дела в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя Территориального управления Росимущества в Ростовской области.
Представитель заинтересованного лица Миллеровской таможни в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен, в поступившем письменном заявлении заинтересованное лицо просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Суд полагает возможным рассмотрение настоящего гражданского дела в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя Миллеровской таможни. В суд поступили письменные возражения заинтересованного лица на заявление Территориального управления Росимущества в Ростовской области, согласно которым, Миллеровская таможня считает, что данное заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Дознавателем по ОВД Миллеровской таможни 15.03.2019 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ. Дознавателем по ОВД Миллеровской таможни 31.01.2019 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Изъятые предметы - массогабаритные макеты оружия определено оставить на хранение в Миллеровской таможне до установления собственника. При установлении собственника и предъявлении последним правоустанавливающих документов, возвратить собственнику после таможенного оформления им вышеуказанных предметов. В соответствии с п. 3 ст. 185 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с настоящим Кодексом, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу: решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности; решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности; решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу; решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности. Согласно п. 4 ст. 185 ТК ТС, товары, указанные в пункте 3 настоящей статьи, таможенная декларация в отношении которых не подана в установленный срок, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 145 ТК ТС, при проведении таможенного контроля в случаях, установленных статьями 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 настоящего Кодекса, должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений. 29.09.2017 должностным лицом Краснянского таможенного поста Миллеровской таможни на основании п. 1 ст. 145 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) составлен протокол задержания товаров и документов на них. Имущество было передано на ответственное хранение на склад № Миллеровской таможни (<адрес>). В соответствии с п. 1 ст. 147 ТК ТС, возврат задержанных товаров и документов на них производится декларантам, а если декларирование товаров не производилось - собственникам товаров, а в случаях, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания (далее в настоящей главе - декларант или иные лица), с учетом особенностей, установленных в настоящей статье. В соответствии с п. 4 ст. 145 ТК ТС, при задержании товаров таможенными органами в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи расходы по хранению задержанных товаров возмещаются лицами, указанными в статье 147 настоящего Кодекса, которым фактически возвращаются товары. Расходы по хранению задержанных товаров, не востребованных такими лицами в сроки, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 146 настоящего Кодекса, возмещаются за счет сумм, полученных от реализации указанных товаров, с учетом положении пункта 1 статьи 149 настоящего Кодекса. Согласно пунктов 1, 2 ст. 149 ТК ТС, из сумм, полученных от реализации товаров, указанных в пункте 1 статьи 148 настоящего Кодекса, удерживаются в первую очередь суммы в размере таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным на день задержания этих товаров, во вторую очередь - расходы по транспортировке, хранению товаров и иные расходы, связанные с реализацией этих товаров. Суммы, полученные от реализации товаров, исчисленные с учетом удержаний, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возвращаются декларантам, а если декларирование товаров не производилось - собственникам товаров, при наличии сведений о них у таможенного органа и при условии, что эти лица обратятся в таможенные органы в течение 3 (трех) месяцев со дня, следующего за днем поступления денежных средств от их реализации, в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары. Таможенные органы уведомляют лиц, указанных в части первой настоящего пункта, о наличии подлежащих возврату сумм, полученных от реализации товаров. Аналогичная норма закреплена в статье 383 действующего с 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). В соответствии с п. 1 ст. 382 ТК ЕАЭС, товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 настоящего Кодекса, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 настоящего Кодекса, подлежат реализации, если иное не установлено настоящей статьей. В соответствии с ч. 2 ст. 320 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (действует с 04.09.2018), распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 настоящего Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами. Согласно пунктов 1, 2 ст. 148 ТК ТС, товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 147 настоящего Кодекса, в сроки, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежат реализации, а в случаях, установленных пунктом 3 настоящей статьи, - уничтожению или иному использованию в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны эти товары. Реализация, уничтожение или иное использование товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары, с учетом особенностей, определенных настоящим Кодексом. В соответствии с требованиями статей 190 «Распоряжение товарами, не обращенными в федеральную собственность» и 191 «Распоряжение денежными средствами, вырученными от реализации товаров» Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», распоряжение задержанными товарами осуществляется Росимуществом путем их реализации, уничтожения или переработки (утилизации), а денежные средства, вырученные от реализации таких товаров, подлежат перечислению на счета таможенных органов для осуществления последующих удержаний, предусмотренных статьей 383 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Согласно ч. 2 ст. 191 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ, денежные средства, вырученные от реализации задержанных или изъятых товаров, не позднее трех дней с даты их получения уполномоченным органом перечисляются им на счет Федерального казначейства для распоряжения такими денежными средствами в соответствии со статьей 149 Таможенного кодекса Таможенного союза с одновременным представлением в таможенный орган, осуществивший задержание или изъятие товаров, информации о расходах, связанных с реализацией таких товаров. Задержанное имущество, согласно акту приема-передачи от 12.08.2019 было передано представителем Миллеровской таможни представителю ТУ Росимущества в РО ООО «Дизайн СЛ». Постановлением Правительства РФ от 04.04.2017 № 405 «О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» дополнено подпунктами 5.5(2) - 5.5(2).4 следующего содержания: 5.5(2). в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет: 5.5(2). 1. учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; 5.5(2).2. организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; 5.5(2).3. организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; 5.5(2).4. уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров». Таким образом, Росимущество наделено достаточными полномочиями по распоряжению задержанными товарами, правовые основания для обращения в суд с заявлением о признании таких товаров бесхозяйными у ТУ Росимущества в РО, отсутствуют. На основании изложенного, представитель Миллеросвской таможни просил в удовлетворении иска отказать.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
В судебном заседании установлено, что дознавателем по ОВД Миллеровской таможни 15.03.2019 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ (л.д.81-87). Дознавателем по ОВД Миллеровской таможни 31.01.2019 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Изъятые предметы - массогабаритные макеты оружия определено оставить на хранение в Миллеровской таможне до установления собственника (л.д.88-96).
Согласно акту приема-передачи задержанных товаров и транспортных средств от 12.08.2019 Миллеровской таможней на основании статьи 320 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», протоколов задержания товаров и документов на них, а также по истечении сроков хранения задержанных товаров, массогабаритные макеты оружия в количестве 59 штук, переданы, а Территориальным управлением приняты (в лице представителя ООО «Дизайн-СЛ», действующего на основании доверенности № Д-13-494/04 от 25.12.2018, выданной Территориальным управлением Росимущества в Ростовской области) на основании уведомления о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации, от 23.07.2019 № (л.д.8).
Собственником вышеуказанного имущества по истечении сроков на востребование товара никаких мер по его получению предпринято не было, заявления о продлении срока хранения товара в адрес Миллеровской таможни не поступало. До настоящего времени товар находится в ООО «Дизайн-СЛ», что свидетельствует о том, что своим бездействием собственник имущества фактически от имущества отказался.
Согласно ст.212 ГК РФ, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (п.3 ст.218 ГК РФ).
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1 ст.225 ГК РФ).
Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (ст.226 ГК РФ).
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (ст.236 ГК РФ).
Согласно ст.323 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», товары обращаются в федеральную собственность: 1) на основании решения суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации товаров, изъятых или арестованных в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, со дня вступления в силу указанного судебного решения; 2) на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, со дня вступления в силу судебного акта; 3) на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства со дня передачи таможенным органам товаров.
В соответствии со ст.324 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ, распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность на основании судебного акта, осуществляется путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Товары, обращенные в федеральную собственность на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, подлежат передаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства, за исключением товаров, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен особый порядок распоряжения. Денежные средства, полученные от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, перечисляются в федеральный бюджет.
Материалами дела подтверждается факт оставления движимого имущества: массогабаритных макетов оружия в количестве 59 штук собственником, так как он был уведомлен о задержании товара, однако никаких действий о востребовании данного товара не предпринял. Подобного рода обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник товара отказался от права собственности на транспортное средство, в связи с чем, имущество имеет признаки бесхозяйного имущества и подлежит обращению в федеральную собственность.
Доводы, изложенные в возражениях заинтересованного лица, не могут быть приняты во внимание, так как не свидетельствуют об отсутствии у заявителя права на обращение в суд с настоящими требованиями либо о незаконности требований, заявленных Территориальным управлением Росимущества в Ростовской области.
Часть 1 ст.290 ГПК РФ устанавливает круг субъектов, имеющих право на подачу заявления о признании движимой вещи бесхозяйной. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле: учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров; приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (п.5.13).
В соответствии с п.6.10 вышеуказанного постановления, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
При таких обстоятельствах, заявление Территориального управления Росимущества в Ростовской области суд признает законным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Ростовской области удовлетворить.
Признать бесхозяйным следующее движимое имущество: массогабаритные макеты оружия в количестве 59 штук.
Признать право собственности Российской Федерации на массогабаритные макеты оружия в количестве 59 штук.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 ноября 2019 года.
Судья Килафян Ж.В.