копия
Дело № 2-896/2017
Мотивированное решение
составлено 23.06.2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» июня 2017 года г.Ярославль
Красноперекопский районный суд г.Ярославля в составе:
судьи Исаевой С.Б.,
при секретаре Кулаковой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, обязании выдать разрешение на реконструкцию,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту архитектуры и земельных отношений (далее – ДАЗО) мэрии г. Ярославля с учетом уточнения заявляя требования о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, обязании выдать разрешение на реконструкцию. В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником двух смежных земельных участков расположенных АДРЕС, с кадастровым номером 76:23:040702:64, площадью 257 кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома и с кадастровым номером 76:23:040702:63, площадью 260 кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома. На указанных земельных участках расположен, принадлежащий ей на праве собственности, индивидуальный жилой дом, который находится в ветхом состоянии и требует капитального ремонта, в связи с чем ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию.
Решением ДАЗО мэрии г. Ярославля от 28.03.2017 г. истцу отказано в выдаче разрешения на реконструкцию, в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительных планов земельных участков № RU76301000-5653 и № RU76301000-5834. Принадлежащий Мирзабекян индивидуальный жилой дом находится в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж2). Согласно п.2.1 размещение индивидуальных жилых домов на данном земельном участке относится к условно-разрешенным видам использования земельных участков. Однако решением муниципалитета города Ярославля № 753 от 10.11.2016 г. данный пункт утратил силу. Таким образом, размещение индивидуальных жилых домов в территориальной зоне Ж2, не относится к видам разрешенного использования.
В соответствии с пп.4 ч.1 ст.34 ГрК РФ при подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом существующего землепользования. Данное требование ГрК РФ не было учтено при исключении вида использования земельного участка «для строительства индивидуальных жилых домов» из Правил землепользования и застройки г. Ярославля.
Считает отказ ДАЗО мэрии г. Ярославля незаконным, поскольку он ограничивает права истца, как собственника земельного участка, на реконструкцию принадлежащего ей на праве собственности индивидуального жилого дома, противоречит ст. 209, 260 ГК РФ, ст. 51 ГрК РФ.
Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих реконструкцию индивидуального жилого дома на принадлежащих истцу земельных участках, в установленном законом порядке не зарегистрировано, о чем указано в свидетельствах о праве собственности на земельные участки, градостроительных планах земельных участков № RU76301000-5653 и № RU76301000-5834.
Существующие красные линии, отраженные в ГПЗУ, проходят через земельный участок и находящийся на нем жилой дом. Ранее красные линии проходили за пределами принадлежащего истцу земельного участка. Красная линия была установлена без учета существующих прав заявителей на домовладение, земельный участок, что нарушает ее права по пользованию земельным участком и жилым домом.
В результате отнесения части земельного участка, на котором расположено домовладение АДРЕС, находящееся в собственности истца, к землям общего пользования она лишается права распоряжения, владения и пользования земельным участком и расположенным на нем жилым домом.
Просит признать незаконным отказ в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома АДРЕС, №27-стр от 28.03.2017 г.; обязать ДАЗО мэрии г. Ярославля выдать разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома рассположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 76:23:040702:63 и 76:23:040702:64, АДРЕС.
Истец ФИО1, ее представитель по устному заявлению ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, настаивали на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения в полном объеме.
Представитель ответчика ДАЗО мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения не признала в полном объеме, поддержав представленный ранее в суд отзыв на иск, доводы которого сводятся к следующему.
Рассмотрев заявление ФИО1 о выдаче разрешения на реконструкцию, представленные с ним документы, департамент в соответствии с ч. 11 ст. 51 ГрК РФ выявил несоответствие представленных документов требованиям градостроительных планов земельных участков (далее - ГПЗУ), что в соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ является основанием для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию.
Несоответствие заключается в том, что градостроительным регламентом (правовым режимом земель) территориальной зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж.2), в границах которой согласно Правилам землепользования и застройки г. Ярослаля расположены земельные участки истца, не предусмотрено ни в качестве основных, ни в качестве условно разрешенных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства размещение индивидуальных жилых домов.
Кроме того, согласно представленной проектной документации (схема планировочной организации земельного участка) реконструкция жилого дома предполагается частично за красной линией, обозначающей планируемые границы территории общего пользования, данная территория не обозначена на чертеже ГПЗУ как место допустимого размещения зданий, сооружений.
По первому основанию отказа департамент разъясняет, что согласно Карте градостроительного зонирования г. Ярославля (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201, земельные участки истца расположены в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж.2), градостроительный регламент которой установлен ст. 37 Правил.
В градостроительном регламенте территориальной зоны Ж.2 отсутствуют виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусматривающие размещение индивидуальных жилых домов. Соответственно, согласно вышеперечисленным нормам закона, с учетом положений ч.9 ст.36 ГрК РФ реконструкция индивидуального жилого дома истца не соответствует требованиям ГПЗУ, который в силу норм ст.44 ГрК РФ содержит перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, размещение которых допустимо в границах территориальной зоны Ж.2.
При этом зонирование земельного участка истца установлено с момента утверждения Правил и вступления в силу решения муниципалитета г. Ярославля об их утверждении - то есть задолго до того, как истец стала собственником земельных участков, на которых планируется реконструкция.
Правила землепользования и застройки г. Ярославля в части установления зонирования земельных участков истца, а также ГПЗУ, отражающий перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленный градостроительным регламентом территориальной зоны Ж.2, истцом не оспорены.
Таким образом, уполномоченный орган (департамент) на законном основании установил несоответствие представленных документов требованиям ГПЗУ.
Относительно размещения части земельного участка истца за красной линией сообщают следующее. В рассматриваемом случае часть земельного участка истца находится за утвержденной красной линией, обозначающей планируемые границы территории общего пользования, а именно планируемой территории улицы местного значения - АДРЕС, что подтверждается фрагментом Карты объектов местного значения (Автомобильные дороги местного значения) в составе Генерального плана г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 №226.
Учитывая п.3 ст.9 ГрК РФ, в силу п.п.3, 8 ч.3 ст.44 ГрК РФ сведения о красных линиях были отображены на чертеже ГПЗУ, согласно требованиям которого размещение объектов капитального строительства за красной линией не является местом допустимого размещения зданий, сооружений.
Красные линии, обозначающие планируемые границы территории общего пользования в данном случае утверждены в составе проекта детальной планировки (ПДП) жилого района АДРЕС, утвержденного решением Ярославского городского совета народных депутатов от 16.06.1993 № 182. Данный ПДП не отменен и применяется при регулировании землепользования и застройки в г. Ярославле в силу положений ч.1 ст.3 Правил землепользования и застройки г. Ярославля.
Учитывая изложенное, у Департамента имелись основания для отказа в выдаче заявителю ФИО1 запрашиваемого разрешения на реконструкцию, что в полной мере соответствует ч.13 ст.51 ГрК РФ, а также одному из основных принципов градостроительного законодательства, изложенному в п.п.1, 4 ст.2 ГрК РФ - обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Действуя в рамках закона, в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением установленных сроков департамент выдал оспариваемый отказ, содержание которого соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - ГрК РФ, Генеральному плану г.Ярославля, Правилам землепользования и застройки г.Ярославля. Законные основания для возложения на департамент обязанности выдать разрешение на реконструкцию в рассматриваемом случае отсутствуют, а истцом избран ненадлежащий способ защиты права. На основании изложенного департамент возражает в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Выслушав явившихся истца ФИО4, ее представителя по устному заявлению ФИО2, представителя ответчика по доверенности ФИО3, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 15.05.2013 г., вступившим в законную силу 18.06.2013 г., постановлением мэрии г. Ярославля от 19.11.2013 г., свидетельствами о государственной регистрации права от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, выписками из ЕГРН от 11.05.2017 г., что ФИО1 являлась собственником жилого дома и земельного участка площадью 517 кв.м., расположенных АДРЕС.
Решениями собственника о разделе жилого дома, земельного участка от 26.11.2015 г., от 13.11.2015 г. соответственно, данные жилой дом и земельный участок по указанному адресу разделены на: жилое помещение, назначение жилое, с кадастровым номером 76:23:040705:45 площадью 39,1 кв.м.; жилое помещение, назначение жилое, с кадастровым номером 76:23:040705:46 площадью 45,9 кв.м., а также на два земельных участка: с кадастровым номером 76:23:040702:64 площадью 257 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома; с кадастровым номером 76:23:040702:63, площадью 260 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома.
Истец ФИО1 27.03.2017 г. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства АДРЕС.
Сообщением ДАЗО мэрии г.Ярославля от 28.03.2017 г. № 27-стр ФИО1 отказано в выдаче данного разрешения на основании ч.13 ст.51 ГрК РФ, в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительных планов земельных участков № RU76301000-5653 и № RU76301000-5834, а также по основаниям, изложенным в отзыве ответчика на исковое заявление, приведенным выше.
С данным отказом истец ФИО1 не согласна, в связи с чем обратилась с указанным исковым заявлением в суд.
Частью 1 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию перечислены в ч.3 ст.55 ГрК РФ.
Согласно ч.13 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие гpaдocтpoитeльного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Статьей 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в том числе, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования, установленный градостроительным регламентом.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, а также подтверждается материалами дела, в т.ч., градостроительными планами земельного участка № RU763010005658, № RU763010005834, что указанные земельные участки, принадлежащие истцу на праве собственности, расположенные АДРЕС, расположены в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами Ж.2.
Согласно п.37 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 г. N 201 (в ред. от 10.11.2016) "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ярославля" в градостроительном регламенте территориальной зоны Ж.2 отсутствуют виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусматривающие размещение индивидуальных жилых домов.
Таким образом, реконструкция индивидуального жилого дома истца не соответствует требованиям ГПЗУ, который в силу положений ст.44 ГрК РФ содержит перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, размещение которых допустимо в границах территориальной зоны Ж.2.
Кроме того, в соответствии с пунктами 11, 12 ст.1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу п.3 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования (в том числе генеральные планы городских округов - ст. 18 ГрК РФ) являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Фрагментом Карты объектов местного значения (Автомобильные дороги местного значения) в составе Генерального плана г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 г. № 226 подтверждается, что часть земельного участка истца, расположенного АДРЕС, находится за утвержденной красной линией, обозначающей планируемые границы территории общего пользования, а именно планируемой территории улицы местного значения – АДРЕС.
Красные линии, обозначающие планируемые границы территории общего пользования утверждены в составе проекта детальной планировки (ПДП) жилого района АДРЕС, утвержденного решением Ярославского городского совета народных депутатов от 16.06.1993 № 182. Данный ПДП не отменен и применяется при регулировании землепользования и застройки в г. Ярославле в силу положений ч.1 ст.3 Правил землепользования и застройки г. Ярославля.
Таким образом, отказ ответчика в выдаче заявителю ФИО1 разрешения на реконструкцию является законным и обоснованным, соответствующим нормам действующего законодательства.
При данных обстоятельствах, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 с учетом уточнения в полном объеме. Доказательств для иного вывода суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома АДРЕС, от 28.03.2017 г. № 27-стр; обязании выдать разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 76:23:040702:63 и 76:23:040702:64, АДРЕС, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья (подпись) С.Б.Исаева
Копия верна.
Судья