Дело № 2-896/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2018г. г. Биробиджан ЕАО
Биробиджанский районный суд ЕАО
в составе судьи Лаврущевой О.Н.
при секретаре Ханиной Н.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Птичнинское сельское поселение» Еврейской автономной области об обязании разработать проект планировки территории села, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Биробиджанского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику об обязании разработать проект планировки территории села. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения градостроительного законодательства при утверждении и реализации правил землепользования и застройки территории. В ходе проверки установлено, что решением Собрания депутатов МО «Биробиджанский муниципальный» район» от 24.03.2017 № 12 утвержден генеральный план с. Птичник. До настоящего времени администрацией МО «Птичнинское сельское поселение» не разработан проект планировки территории села Птичник. Учитывая, что обязанность по разработке проектов указанных документов территориального планирования Птичнинского сельского поселения в силу закона возложена на органы местного самоуправления, неисполнение данной обязанности ответчиком нарушает права неопределенного круга лиц в сфере земельного и градостроительного законодательства.
Просил суд: обязать администрацию муниципального образования «Птичнинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального образования разработать проект планировки территории села Птичник муниципального образования «Птичнинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО.
В судебном заседании помощник прокурора Волохович А.Д. доводы и требования иска поддержала. Суду пояснила, что к видам документации по планировке территории ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит проект планировки территории. Ответчиком не разработан проект планировки территории села Птичник. Неисполнение данной обязанности нарушает права неопределенного круга лиц в сфере земельного и градостроительного законодательства. В соответствии законодательством ЕАО и Федеральным законом № 119- ФЗ земельные участки в границах села Птичник могут предоставляться гражданам в качестве «Дальневосточного гектара», а отсутствие «красных линий» и проекта планировки территории села может привести к нарушению прав граждан и незаконному предоставлению земельного участка.
В прокуратуре нет доказательств ведения ответчиком деятельности по комплексному и устойчивому развитию села (поселения), размещению объекта капитального строительства в случаях указанных в ч.3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Птичнинское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен. В суд представил возражения на иск, в которых указал, что с требованиями не согласен. Подготовка проекта планировки территории осуществляется с целью строительства конкретного объекта, а не всего населённого пункта. Только в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории является обязательной, в остальных случаях он не требуется. Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки готовят лица, заинтересованные в строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства. Кроме того, частью 1.2. статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованные лица подготавливают проект планировки за свой счет самостоятельно.
Размещение объекта местного значения поселения на территории муниципального образования не планируется, в связи с этим отсутствует необходимость разработки проекта планировки территории. Программа комплексного и устойчивого развития поселения отсутствует.
Представитель третьего лица администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО ФИО1 с требованиями прокурора не согласился.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, свидетеля, считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования «Птичнинское сельское поселение» действуют правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми утверждены различные зоны застройки имеется карта градостроительного зонирования.
Решением Собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО 24.03.2017 утвержден генеральный план села Птичник.
Согласно п. 20 ч.1, ч.3,ч.4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения администрации района отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исходя из положений ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ч. 1).
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи (ч.2).
В силу части 3 указанной статьи подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:
1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;
3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;
4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);
5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2)проект межевания территории.
В силу ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10 ст.46 Градостроительного кодекса РФ).
Исходя из системного толкования названных норм права, проект планировки территории является градостроительным документом, который разрабатывается на основании генерального плана территории, правил землепользования и застройки на территорию квартала, микрорайона, а также других территорий, являющихся элементами планировочной структуры, которые подлежат освоению.
Подготовка документации по планировке территории является обязательной только в связи с наступлением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено доказательств наступления таких случаев. Помимо этого суд учитывает, что в силу ч.1.1. ст.45 Градостроительного кодекса РФ подготовить проект планировки территории могут иные лица будучи заинтересованными в строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства.
Органы местного самоуправления подготавливают проект планировки только в случае размещения объекта местного значения поселения, финансирование строительства которого осуществляется за счет средств местного бюджета поселения. При этом изготавливается проект планировки не села, а территории определенного объекта. Однако в суд не представлены доказательства строительства ответчиком объекта местного значения поселения.
Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердила свидетель ФИО4
Так свидетель ФИО4 суду пояснила, что работает консультантом отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Биробиджанский муниципальный район». Проект планировки территории в обязательном порядке требуется только при строительстве капитального объекта в случаях предусмотренных ч.3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ и при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории. Администрация МО «Птичнинское сельское поселение» не осуществляет комплексное и устойчивое развитие территории, муниципальное образование не строит объекты капитального строительства. Программа комплексного социально - экономического развития этого поселения отсутствует. При строительстве линейных объектов (дороги, трубопроводы, высоковольтные линии) проект планировки территории разрабатывает орган или организация принявшие решение о строительстве. В случае строительства объекта капитального строительства застройщик оплачивает разработку проекта планировки территории. Так на территории села имеется собственник земельных участков, который желает построить микрорайон, в настоящее время он готовит проект планировки застраиваемой территории. Проект уже поступал в администрацию района для согласования. Застройщику даны указания по доработке проекта.
Красная линия это граница застройки, в Птичнинском сельском поселении - это заборы. Красные линии могут корректироваться, для этого нет необходимости разрабатывать проект планировки территории. Если же красные линии необходимо изменить при размещении объекта капитального строительства, то нужно разработать проект планировки территории. При этом проект планировки территории разрабатывает застройщик за свой счет.
При выделении земельного участка в порядке Федерального закона №119- ФЗ, в пределах населенного пункта, свидетель в составе комиссии администрации района, выезжает на место. В конкретном населенном пункте комиссия устанавливает какой участок гражданин желает получить и можно ли его предоставить с учетом имеющейся застройки. Таким образом, для предоставления земельного участка под «Дальневосточный гектар» проект планировки территории не требуется.
Суд принимает показания свидетеля, так как они логичны последовательны и подтверждаются материалами дела.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению. В суд не представлено доказательств осуществления ответчиком деятельности по комплексному и устойчивому развитию села (поселения), размещению объекта капитального строительства в случаях указанных в ч.3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Птичнинское сельское поселение» Еврейской автономной области об обязании разработать проект планировки территории села, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд.
Судья О.Н. Лаврущева