Дело №2-896/2022
25RS0029-01-2021-012585-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2022 года г. Уссурийск
Уссурийский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Сапаровой Н.А.,
при секретаре Файзуллиной Э.В.,
с участием в судебном заседании помощника военного прокурора Уссурийского гарнизона ФИО1, представителя ответчиков Филиала XXXX ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» и ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» ФИО2, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца войсковой части 59313-46 – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО4 к Филиалу XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» о признании действий незаконными и взыскании недополученной заработной платы, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца войсковая часть 59313-46,
УСТАНОВИЛ:
заместитель военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО4 обратился с иском в суд к ответчикам Филиалу XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» о признании действий незаконными и взыскании недополученной заработной платы. В обоснование исковых требований заместитель военного прокурора указал, что военной прокуратурой Уссурийского гарнизона по заявлению ФИО4 проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности должностных лиц филиала XXXX ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю». ФИО4 трудоустроена в войсковой части 59313-46 в должности маляра отдела ремонта ракетно-артиллерийского вооружения войсковой части 59313-46 в соответствии с трудовым договором № б/н от ДД.ММ.ГГ. Приказом командира войсковой части 59313-46 от ДД.ММ.ГГXXXXФИО4 принята на работу на должность маляра отделения ремонта ракетно-артиллерийского вооружения, ей установлены надбавки: ежемесячная за выслугу лет - 0 % от должностного оклада, ежемесячная за выслугу лет - 0 % от должностного оклада, районный коэффициент - 30 %. Согласно приказам командира войсковой части 59313-46 от ДД.ММ.ГГXXXX, ДД.ММ.ГГXXXX, ДД.ММ.ГГXXXXФИО4 с ДД.ММ.ГГ установлена ежемесячная надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока в размере 10 % к должностному окладу, с ДД.ММ.ГГ установлены процентная надбавка за выслугу лет в Вооруженных Силах Российской Федерации в размере 5 % к должностному окладу и ежемесячная надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока в размере 20 % к должностному окладу, с ДД.ММ.ГГ установлена ежемесячная надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока в размере 30 % к должностному окладу. В войсковой части 59313-46 собственного финансового органа и отдельных лицевых счетов не имеется, в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации ФИО5 от ДД.ММ.ГГXXXX дсп «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», а также договором на обслуживание от ДД.ММ.ГГ-XXXX, воинская часть состоит на финансовом обеспечении в Учреждении, которое осуществляет начисление и выплату всех денежных средств в виде вознаграждения работникам за осуществление трудовой деятельности. Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ ежемесячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 463-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с ДД.ММ.ГГ составлял 12130 руб. в месяц. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 473-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с ДД.ММ.ГГ минимальный размер оплаты труда составляет 12792 руб. в месяц. Между тем, ФИО4 не выплачивается заработная плата в размере минимального размера оплаты труда при условии включения в нее премии, определенной приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГXXXX «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации». Из расчетных листов следует, что в различные периоды времени по настоящее время ФИО4 начислялась премия в соответствии с приказом Минобороны России XXXX. Так, в июне 2020 года ФИО4 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 2400 руб. была начислена заработная плата в размере 13369 руб. 01 коп., которая состояла из должностного оклада 6840 руб., ежемесячной премии 1710 руб. доплаты до МРОТ 1733 руб. 85 коп, районного коэффициента 3085 руб. 16 коп. Считает, что за норму отработанного времени за июнь 2020 года ФИО4 должна была быть начислена заработная плата в размере 15769 руб. (12130 руб. МРОТ + 3639 руб. районный коэффициент) и уже сверх этой суммы должна была быть начислена премия. Таким образом, ФИО4 должно было быть начислено за июнь 20ДД.ММ.ГГ9 руб. (15769 руб. заработная плата + 2400 руб. премия). Фактически ФИО4 было начислено с учетом премии 15769 руб. 01 коп. Таким образом, ФИО4 недоначислено 2399 руб. 99 коп. В июле 2020 года ФИО4 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 2400 руб. была начислена заработная плата в размере 13369 руб. 01 коп., которая состояла из должностного оклада 6840 руб., ежемесячной премии 1710 руб., доплаты до МРОТ 1733 руб. 85 коп., районного коэффициента 3085 руб. 16 коп. За норму отработанного времени за июль 2020 года ФИО4 должна была быть начислена заработная плата в размере 15769 руб. (12130 руб. МРОТ + 3639 руб. районный коэффициент) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. ФИО4 должно было быть начислено за июль 20ДД.ММ.ГГ9 руб. (15769 руб. заработная плата + 2400 руб. премия). Фактически ФИО4 было начислено с учетом премии 15769 руб. 01 коп. Таким образом, ФИО4 недоначислено 2399 руб. 99 руб. В августе 2020 года ФИО4 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 2400 руб. была начислена заработная плата в размере 13369 руб. 01 коп., которая состояла из должностного оклада 6840 руб., ежемесячной премии 1710 руб. доплаты до МРОТ 1733 руб. 85 коп., районного коэффициента 3085 руб. 16 коп. За норму отработанного времени за август 2020 года ФИО4 должна была быть начислена заработная плата в размере 15769 руб. (12130 руб. МРОТ + 3639 руб. районный коэффициент) и уже сверх этой суммы должна была быть начислена премия. ФИО4 должно было быть начислено за август 20ДД.ММ.ГГ9 руб. (15769 руб. заработная плата + 2400 руб. премия). Фактически ФИО4 было начислено с учетом премии 15769 руб. 01 коп. Таким образом, ФИО4 недоначислено 2399 руб. 99 коп. В сентябре 2020 года ФИО4 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 2400 руб. была начислена заработная плата в размере 13369 руб. 01 коп., которая состояла из должностного оклада 6840 руб., ежемесячной премии 1710 руб. доплаты до МРОТ 1733 руб. 85 коп., районного коэффициента 3085 руб. 16 коп. За норму отработанного времени за сентябрь 2020 года ФИО4 должна была быть начислена заработная плата в размере 15769 руб. (12130 руб. МРОТ + 3639 руб. районный коэффициент) и уже сверх этой суммы должна была быть начислена премия. ФИО4 должно было быть начислено за сентябрь 20ДД.ММ.ГГ9 руб. (15769 руб. заработная плата + 2400 руб. премия). Фактически ФИО4 было начислено с учетом премии 15769 руб. 01 коп. Таким образом, ФИО4 недоначислено 2399 руб. 99 коп. В октябре 2020 года ФИО4 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 2400 руб. была начислена заработная плата в размере 6245 руб. 32 коп., которая состояла из должностного оклада 3843 руб. 27 коп., ежемесячной премии 960 руб. 82 коп., районного коэффициента 1441 руб. 23 коп. Также была начислена оплата за ежегодный отпуск в размере 9046 руб. 28 коп. и пособие по больничному листу за счет работодателя в размере 1408 руб. 65 коп. За норму отработанного времени за октябрь 2020 года ФИО4 должна была быть начислена заработная плата в размере 8601 руб. 27 коп. (6616 руб. 36 коп. МРОТ (за фактически отработанное время) + 1984 руб. 91 коп. районный коэффициент) и уже сверх этой суммы должна была быть начислена премия. ФИО4 должно было быть начислено за октябрь 20ДД.ММ.ГГ1 руб. 27 коп. (8601 руб. 27 коп. заработная плата + 2400 руб. премия). Фактически ФИО4 было начислено с учетом премии 8645 руб. 32 коп. Таким образом, ФИО4 недоначислено 2355 руб. 95 коп. В январе 2021 года за декабрь 2020 года ФИО4 была начислена заработная плата в размере 536 руб. 11 коп., которая состояла из должностного оклада 306 руб. 35 коп., ежемесячной премии 76 руб. 59 коп., районного коэффициента 114 руб. 88 коп., северная надбавка 38 руб. 29 коп. За норму отработанного времени за декабрь 2020 года ФИО4 должна была быть начислена заработная плата в размере 738 руб. 35 коп. (527 руб. 39 коп. МРОТ (за фактически отработанное время) + 158 руб. 22 коп. районный коэффициент + 52 руб. 74 коп. северная надбавка). ФИО4 должно было быть начислено за декабрь 2020 года 738 руб. 35 коп. Фактически ФИО4 было начислено 536 руб. 11 коп. Таким образом, ФИО4 недоначислено 202 руб. 24 коп. В январе 2021 года ФИО4 была начислена заработная плата в размере 17372 руб. 69 коп., которая состояла из должностного оклада 7046 руб., ежемесячной премии 1761 руб. 50 коп., районного коэффициента 3722 руб. 72 коп., северная надбавка 1240 руб. 91 коп. За норму отработанного времени за январь 2021 года ФИО4 должна была быть начислена заработная плата в размере 17908 руб. 80 коп. (12792 МРОТ + 3837 руб. 60 коп. районный коэффициент + 1279 руб. 20 коп. северная надбавка). ФИО4 должно было быть начислено за январь 20ДД.ММ.ГГ8 руб. 80 коп., фактически ФИО4 было начислено с 17372 руб. 68 коп. Таким образом, ФИО4 недоначислено 536 руб. 12 коп. Также в январе 2021 года было начислено пособие по больничным листам за счет работодателя в размере 2832 руб. 95 коп. В феврале 2021 года ФИО4 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 2700 руб. была начислена заработная плата в размере 15208 руб. 80 коп., которая состояла из должностного оклада 7046 руб., ежемесячной премии 1761 руб. 50 коп., доплаты до МРОТ 2055 руб. 93 коп., районного коэффициента 3259 руб. 03 коп., северной надбавки 1086 руб. 34 коп. За норму отработанного времени за февраль 2021 года ФИО4 должна была быть начислена заработная плата в размере 17908 руб. 80 коп. (12792 МРОТ + 3837 руб. 60 коп. районный коэффициент + 1279 руб. 20 коп. северная надбавка) и сверх этой суммы должна была быть начислена премия. ФИО4 должно было быть начислено за февраль 20ДД.ММ.ГГ8 руб. 80 коп. (17908 руб. 80 коп. заработная плата + 2700 руб. премия). Фактически ФИО4 было начислено с учетом премии 17908 руб. 80 коп. Таким образом, ФИО4 недоначислено 2700 руб. В марте 2021 года ФИО4 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 2700 руб. была начислена заработная плата в размере 5044 руб. 29 коп., которая состояла из должностного оклада 2882 руб. 45 коп., ежемесячной премии 720 руб. 61 коп., районного коэффициента 1080 руб. 92 коп., северной надбавки 360 руб. 31 коп. Также была начислена оплата за ежегодный отпуск в размере 10075 руб. 39 коп. За норму отработанного времени за март 2021 года ФИО4 должна была быть начислена заработная плата в размере 7326 руб. 33 коп. (5233 руб. 09 коп. МРОТ (за фактически отработанное время) + 1569 руб. 93 коп. районный коэффициент + 523 руб. 31 коп. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна была быть начислена премия. ФИО4 должно было быть начислено за март 20ДД.ММ.ГГ6 руб. 33 коп. (7326 руб. 33 коп. заработная плата + 2700 руб. премия). Фактически ФИО4 было начислено с учетом премии 7744 руб. 29 коп. Таким образом, ФИО4 недоначислено 2282 руб. 04 коп. В апреле 2021 года ФИО4 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 2700 руб. была начислена заработная плата в размере 15208 руб. 80 коп., которая состояла из должностного оклада 7046 руб., ежемесячной премии 1761 руб. 50 коп. доплаты до МРОТ 2055 руб. 93 коп., районного коэффициента 3259 руб. 03 коп., северная надбавка 1086 руб. 34 коп. За норму отработанного времени за апрель 2021 года ФИО4 должна была быть начислена заработная плата в размере 17908 руб. 80 коп. (12792 МРОТ + 3837 руб. 60 коп. районный коэффициент + 1279 руб. 20 коп. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна была быть начислена премия. Е.И. должно было быть начислено за апрель 20ДД.ММ.ГГ8 руб. 80 коп. (17908 руб. 80 коп. заработная плата + 2700 руб. премия). Фактически ФИО4 было начислено с учетом премии 17908 руб. 80 коп. Таким образом, ФИО4 недоначислено 2700 руб. В мае 2021 года ФИО4 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 2700 руб. была начислена заработная плата в размере 5488 руб. 48 коп., которая состояла из должностного оклада 2966 руб. 74 коп., ежемесячной премии 741 руб. 69 коп., выслуги лет за МО 74 руб. 17 коп., районного коэффициента 1134 руб. 78 коп., северной надбавки 571 руб. 10 коп. Также было начислено пособие по больничному листу за счет работодателя в размере 1485 руб. 51 коп. За норму отработанного времени за май 2021 года ФИО4 должна была быть начислена заработная плата в размере 7809 руб. 86 коп. (5386 руб. 11 коп. МРОТ (за фактически отработанное время) + 1615 руб. 83 коп. районный коэффициент + 807 руб. 92 коп. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна была быть начислена премия. ФИО4 должно было быть начислено за май 20ДД.ММ.ГГ9 руб. 86 коп. (7809 руб. 86 коп. заработная плата + 2700 руб. премия). Фактически ФИО4 было начислено с учетом премии 8188 руб. 48 коп. Таким образом, ФИО4 недоначислено 2321 руб. 38 коп. В августе 2021 года ФИО4 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 2700 руб. была начислена заработная плата в размере 14743 руб. 64 коп., которая состояла из должностного оклада 6405 руб. 45 коп., ежемесячной премии 1601 руб. 36 коп., выслуги лет за МО 320 руб. 27 коп., районного коэффициента 2948 руб. 73 коп., северной надбавки 1965 руб. 82 коп. За норму отработанного времени за август 2021 года ФИО4 должна была быть начислена заработная плата в размере 17443 руб. 64 коп. (11629 руб. 09 коп. МРОТ (за фактически отработанное время) + 3488 руб. 73 коп. районный коэффициент + 2325 руб. 82 коп. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна была быть начислена премия. ФИО4 должно было быть начислено за август 20ДД.ММ.ГГ3 руб. 64 коп. (17443 руб. 64 коп. заработная плата + 2700 руб. премия). Фактически ФИО4 было начислено с учетом премии 17443 руб. 64 коп. Таким образом, ФИО4 недоначислено 2700 руб. В сентябре 2021 года ФИО4 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 2700 руб. была начислена заработная плата в размере 12999 руб.27 коп., которая состояла из должностного оклада 5764 руб. 91 коп., ежемесячной премии 1441 руб. 23 коп., выслуги лет за МО 288 руб. 25 коп., доплата до МРОТ 1171 руб. 79 коп. районного коэффициента 2599 руб. 85 коп., северной надбавки 1733 руб. 24 коп. Также было начислено пособие по больничному листу за счет работодателя в размере 1502 руб. 02 коп. За норму отработанного времени за сентябрь 2021 года ФИО4 должна была быть начислена заработная плата в размере 15699 руб. 27 коп. (10466 руб. 18 коп. МРОТ (за фактически отработанное время) + 3139 руб. 85 коп. районный коэффициент + 2093 руб. 24 коп. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна была быть начислена премия. ФИО4 должно было быть начислено за сентябрь 20ДД.ММ.ГГ9 руб. 27 коп. (15699 руб. 27 коп. заработная плата + 2700 руб. премия). Фактически ФИО4 было начислено с учетом премии 15699 руб. 27 коп. Таким образом, ФИО4 недоначислено 2700 руб. В октябре 2021 года ФИО4 без учета премии по приказу Минобороны России XXXX в размере 3200 руб. была начислена заработная плата в размере 15988 руб., которая состояла из должностного оклада 7046 руб., ежемесячной премии 1761 руб. 50 коп., выслуга лет за работу в МО 352 руб. 30 коп. доплаты до МРОТ 1498 руб. 87 коп., районного коэффициента 3197 руб. 60 коп., северная надбавка 2131 руб. 73 коп. За норму отработанного времени за октябрь 2021 года ФИО4 должна быть начислена заработная плата в размере 19188 руб. (12792 руб. МРОТ + 3837 руб. 60 коп. районный коэффициент + 2558 руб. 40 коп. северная надбавка) и уже сверх этой суммы должна быть начислена премия. ФИО4 должно быть начислено за апрель 20ДД.ММ.ГГ8 руб. (19188 руб. заработная плата + 3200 руб. премия). Фактически ФИО4 было начислено с учетом премии 19188 руб. Таким образом, ФИО4 недоначислено 3200 руб. Всего ФИО4 не доплачена заработная плата в размере 33594 руб. 52 коп. Просит признать действия Филиала XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» по включению в состав минимального размера оплаты труда премии, выплачиваемой ФИО4 на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГXXXX в период с июня 2020 года по октябрь 2021 года незаконными, взыскать с Филиала XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу ФИО4 недополученную заработную плату (премию) за период с июня 2020 года по октябрь 2021 года в размере 33594 руб. 52 коп.
В судебном заседании помощник военного прокурора Уссурийского гарнизона ФИО1 уточнил исковые требования и просил взыскать с Филиала XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу ФИО4 недополученную заработную плату за период с июня 2020 года по октябрь 2021 года в размере 30272 руб. 63 коп. Требования в оставшейся части оставил без изменения. Доводы и основания, изложенные в исковом заявлении поддержал, просил требования удовлетворить.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель ответчиков Филиала XXXX ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» и ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что на основании договора на обслуживание от ДД.ММ.ГГXXXX, войсковая часть 59313-46, в которой работает ФИО4, состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю». Филиал XXXX ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» является структурным подразделением вышеназванного Учреждения и выполняет функции по финансовому обеспечению войсковой части 59313-46. при решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем работнику в качестве вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей в конкретном месяце, в том числе выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX. Так, Министром обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX издан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и могут использоваться ими на предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа выплаты премий по результатам работы. Таким образом, в правоотношениях, связанных с оплатой оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Минобороны России, преобладает административно-властный метод, основанный на нормативно-правовом регулировании, в отличие от диспозитивно-договорного метода, преобладающего в коммерческих организациях. Поскольку дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX, входят в состав заработной платы работников, с них уплачиваются страховые взносы во внебюджетные фонды в соответствии с НК РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 255-ФЗ, т.е. они учитываются при расчете выплат в случаях временной нетрудоспособности, в связи с материнством. Тот факт, что дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX, не предусмотрены системой оплаты труда, которая устанавливается приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX, не означает, что данные дополнительные премии не являются вознаграждением за труд и не относятся к заработной плате, определенной статьей 129 ТК РФ, которая должна соответствовать требованиям статьи 133 ТК РФ. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГXXXX-П указывает, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на гарантированном законом уровне. Учитывая изложенное, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации выплаты стимулирующего характера, в том числе дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX, являются частью заработной платы работника, а значит должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы с МРОТ. На основании выше изложенного просит отказать в удовлетворении исковых требований заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона, поданного в защиту интересов ФИО4
Представитель ответчика Филиала XXXX ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» ФИО2 представила дополнительные письменные возражения относительно исковых требований, согласно которым представитель указала, что в спорный период времени ФИО4 выплачивались премия и стимулирующие выплаты, начисляемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX и Указа Президента от ДД.ММ.ГГXXXX. Премия, выплаченная истцу в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX, и стимулирующие выплаты, являются неотъемлемой составной частью заработной платы, а потому не могут не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом минимальному размеру оплаты труда. Совокупный размер оплаты труда истца в спорные месяцы обеспечивался не только до, но и сверх минимального, и не за счет включения в состав оплаты труда районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, что является недопустимым, а за счет соответствующих доплат. Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Учитывая изложенное, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации выплаты стимулирующего характера, в том числе дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX, являются частью заработной платы работника, а значит должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы с МРОТ. На основании вышеизложенного просит отказать в удовлетворении исковых требований заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона, поданного в защиту интересов ФИО4
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца войсковой части XXXX по доверенности ФИО3 не возражала против удовлетворения требований истца, доводы и требования, изложенные заместителем военного прокурора Уссурийского гарнизона поддержала, просила иск удовлетворить.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО4
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с ч.2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
По мнению суда, премия, выплачиваемая на основании приказа от ДД.ММ.ГГXXXX, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала, поскольку является дополнительным материальным стимулированием, о чем также свидетельствует п. 11 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГXXXX, согласно которому к дополнительному материальному стимулированию не представляются лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей;
При этом, Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459 не устанавливает какие-либо дополнительные выплаты военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации и лицам гражданского персонала, а лишь определяет меры по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти.
Поскольку, Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459 к компетенции Министра обороны Российской Федерации отнесено право на сокращение численности военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации и установление порядка расходования высвобождающихся в результате сокращения средств федерального бюджета на материальное стимулирование военнослужащих и лиц гражданского персонала по результатам службы (работы), суд считает, что данные выплаты имеют поощрительную (стимулирующую) природу, в связи с чем не относятся к обязательным дополнительным выплатам, установленным трудовым законодательством и законодательством о статусе военнослужащих.
Таким образом, утвержденный приказом от ДД.ММ.ГГXXXX Порядок не изменяет действующую систему оплаты труда, а определяет использование экономии средств, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, в виде дополнительного материального стимулирования, не предусмотренного системой оплаты труда.
В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно ч.2 ст. 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Минимальный размер оплаты труда установлен ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 № 463-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.01.2020 установлен в сумме 12130 руб. в месяц.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.01.2021 установлен в сумме 12792 руб. в месяц.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 № 406-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.01.2021 установлен в сумме 13890 руб. в месяц.
Согласно ч.2 ст. 146, ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 20.11.1967 № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» на территории Приморского края начисление заработной платы работникам организаций всех форм собственности производится с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока.
При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Соответствующая правовая позиция выражена в п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГ, в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.02.2014, применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П.
Таким образом, взаимосвязанные положения ст.ст. 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации и приказа от 26.07.2010 № 1010 не предполагают включение в состав заработной платы работника материального стимулирования, предусмотренного Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации.
Довод представителя ответчиков Филиала №1 ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» и ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» о том, что выплата премий, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, является составной частью заработной платы работника, входит в систему оплаты труда, суд считает не состоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании приведенных норм, регулирующих спорные правоотношения.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным казенным учреждением «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГ. Местом работы определено расположение войсковой части 59313-46.
Пунктом 4.1 трудового договора определены условия оплаты труда, порядок, место и сроки и выплаты из которых следует, что условия оплаты труда работника, установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» с учетом положения об оплате труда Работодателя), состоящая из: должностного оклада в размере 6840 руб. ежемесячно, с последующей индексацией в соответствии с нормативными документами МО РФ; выплат компенсационного характера; выплат стимулирующего характера.
Выплаты стимулирующего характера состоят из: надбавки за сложность напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы выплачивается при выполнении показателей и критериев оценки эффективности деятельности, выполнение непредвиденных, особо важных и ответственных работ по решению Министра обороны Российской Федерации ежемесячно до 100 % должностного оклада; надбавка за выслугу лет выплачивается при наличии необходимого стажа работы выслуги лет, в соответствии с приказом Минобороны РФ от 2014 г. № 255 (п.36-47) ежемесячно % от должностного оклада; премиальные выплаты по результатам работы за месяц выплачиваются при выполнении показателей и критериев оценки эффективности деятельности в соответствии с пунктом 4.2 настоящего трудового договора ежемесячно в соответствии с положением о премировании работодателя, в пределах средств фонда оплаты труда, 25 % должностного оклада; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам работы за год выплачивается за добросовестное выполнение работником должностных обязанностей в течении календарного года и выполнение показателей и критериев оценки эффективности деятельности при условии качественного выполнения работы, своевременность и оперативность выполнения задач, соблюдение трудовой дисциплины, профессиональной деятельности по итогам работы за год не более двух должностных окладов (п.4.1).
Эффективность деятельности работника оцениваются по количественным и качественным показателям, которые устанавливаются для работника нормативным актом работодателя, исходя, в том числе из следующих критериев: 1) личный вклад работника в обеспечение выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на войсковую часть - максимальный коэффициент значимости -0,10; 2) результаты, достигнутые работником за определенный период работы, с учетом объемов (количества) выполненных документов, заданий, качества и сроков их выполнения - максимальный коэффициент значимости - 0,05; 3) оперативность и профессионализм работника при решении вопросов, входящих в его компетенцию, в подготовке документов, выполнении задач и поручений непосредственного начальника - максимальный коэффициент значимости - 0,05; 4) своевременное, добросовестное и качественное выполнение работником обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией –максимальный коэффициент значимости -0,70; 5) соблюдение требований нормативных документов о работе со сведениями, составляющими государственную служебную тайну, а также отсутствие нарушений в порядке работы со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну –максимальный коэффициент значимости -0,05; 6) соблюдение работником правил внутреннего трудового распорядка - максимальный коэффициент значимости - 0,05; 7) отчетный период для оценки эффективности и результативности деятельности работника устанавливается локальным документом работодателя. Итого суммарный показатель оценки эффективности деятельности - 1,00. (п.4.2).
В соответствии с п. 4.4 установлено, что выплата заработной платы работнику производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях), в сроки и порядке, установленные трудовым договором, коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка: за первую половину месяца - ежемесячно 20 числа данного месяца; за вторую половину месяца - ежемесячно 5 числа следующего месяца. При совпадении дня выплаты заработной платы с выходным или нерабочим праздничным днем, выплата производится накануне этого дня (ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации). Расчёт, выплата заработной платы, работнику производит филиал XXXX УФО МО РФ путем перечисления на указанный работником № банковской карты «МИР».
В соответствии с выпиской из приказа начальника арсенала войсковой части XXXX по строевой части и личному составу ДД.ММ.ГГXXXX, ФИО4 принята на работу на должность маляра ОР РАВ, которой установлен должностной оклад в размере 6840 руб. и соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГXXXX «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлены надбавки: ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 00 % от должностного оклада (выслуга лет 00 лет 00 мес. 00 дней); ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу в южных района Дальнего Востока 00 % оклада (выслуга лет 00 лет 00 мес. 00 дней); районный коэффициент в размере 30 %.
Согласно приказов командира войсковой части XXXX от ДД.ММ.ГГXXXX, ДД.ММ.ГГXXXX, ДД.ММ.ГГXXXXФИО4 с ДД.ММ.ГГ установлена ежемесячная надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока в размере 10 % к должностному окладу, с ДД.ММ.ГГ установлены процентная надбавка за выслугу лет в Вооруженных Силах Российской Федерации в размере 5 % к должностному окладу, и ежемесячная надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока в размере 20 % к должностному окладу, с ДД.ММ.ГГ установлена ежемесячная надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока в размере 30 % к должностному окладу.
ДД.ММ.ГГ между Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» «исполнитель» в лице начальника Управления ФИО8 и войсковой частью 59313-46 «заказчик» в лице начальника арсенала (ракетного и артиллерийского вооружения) войсковой части 59313-46 подполковника ФИО9 заключен договор на обслуживание XXXX, в соответствии с которым заказчик поручил, а исполнитель обязался осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части 59313-46 и других воинских частей (подразделений), состоящих при ней на обеспечении), в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.2 договора на обслуживание XXXX определено, что финансово-экономическое обеспечение включает в себя осуществление Исполнителем операций с денежными средствами, а также ведение учета и составление отчетности в интересах заказчика по следующим направлениям деятельности: планирование и получение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств у вышестоящего распорядителя бюджетных средств для осуществления следующих расходов: денежное довольствие (в отдельных случаях), заработная плата и другие установленные законодательством виды выплат личному составу; командировочные расходы; общехозяйственные расходы (судебные расходы и процессуальные издержки, нотариальное оформление доверенностей, оплата пошлин и сборов при государственной регистрации, лицензировании, аттестации и государственной аккредитации); расходы дошкольных образовательных учреждений (при наличии расходов); начисление и своевременное обеспечение личного состава заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленным в Министерстве обороны Российской Федерации; своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами, составление и представление отчетности; своевременное осуществление предусмотренных законодательством удержаний из заработной платы гражданского персонала и иных выплат личному составу воинской части и перечисление их по принадлежности; ведение бюджетного учета имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни Заказчика в соответствии с представленными Заказчиком первичными учетными документами, формирование и представление бюджетной отчетности; взаимодействие с заказчиком для обеспечения положенными выплатами личного состава; осуществление функции администратора доходов, в соответствии с законодательством Российской Федерации; иную деятельность исполнителя в соответствии со своим функциональным предназначением.
В соответствии с указанными договором и приказами, начисление заработной платы и выплаты денежных средств в виде вознаграждения работника за осуществление трудовой деятельности осуществляет Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», при этом войсковая часть 59313-46 начисление и выплату заработной платы не осуществляет.
Военной прокуратурой Уссурийского гарнизона по обращению ФИО4 проведена проверка, в соответствии с которой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности должностных лиц филиала XXXX ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», выразившиеся в недоплате ФИО4 заработной платы за период с июня 2020 года по октябрь 2021 года в размере 33594 руб. 52 коп., поскольку при начислении заработной платы подлежащие выплате суммы премии, выплачиваемой на основании приказа Минобороны России от ДД.ММ.ГГXXXX, включены Учреждением в состав минимального размера оплаты труда.
Согласно предоставленному ответчиком Филиалом XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» контр расчету сумм МРОТ с учетом премии по пр. XXXX (без РК и ОМ) учета премии по пр. XXXX следует, что ФИО4 не выплачен минимальный размер оплаты труда премии за июнь 2020 года – 2400 руб., за июль 2020 года – 2400 руб., за август 2020 – 2400 руб., за сентябрь 2020 года – 2400 руб., за октябрь 2020 года – 2400 руб., за ноябрь 2020 года – 0,00 руб., за декабрь – 0,00 руб., за январь 2021 года – 0,00 руб., за февраль 2021 года – 2700 руб., за март 2021 года – 2282 руб. 04 коп., за апрель 2021 – 2700 руб., май за 2021 года – 2034 руб. 64 коп., за июнь 2021 года – 0,00 руб., за июль 2021 года – 0,00 руб., за август 2021 года – 2700 руб., за сентябрь 2021 года – 2700 руб., за октябрь 2021 – 3200 руб. Таким образом, ФИО4 недополученна заработная плату за период с июня 2020 года по октябрь 2021 года в размере 30272 руб. 63 коп.
В судебном заседании помощник военного прокурора Уссурийского гарнизона ФИО1 просил принять за основу расчет, представленный ответчиком и взыскать в пользу истца недополученную заработную плату за период с июня 2020 года по октябрь 2021 года в размере30272 руб. 63 коп.
Проверив расчет, представленный ответчиком, суд считает его арифметически верным и принимает за основу вынесения решения, поскольку он соответствует требованиям закона.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Филиалом XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» допущены нарушения по включению в состав минимального размера оплаты труда премии, выплачиваемой ФИО4 на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГXXXX в период с июня 2020 года по октябрь 2021 года, в связи с чем, действия Филиала XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» суд признает незаконными.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и взыскании с ответчика в пользу ФИО4 недополученной заработной платы за период с июня 2020 года по октябрь 2021 года в размере 30272 руб. 63 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО4 к Филиалу XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» о признании действий незаконными и взыскании недополученной заработной платы, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца войсковая часть 59313-46, - удовлетворить.
Признать действия Филиала XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» по включению в состав минимального размера оплаты труда премии, выплачиваемой ФИО4 на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГXXXX в период с июня 2020 года по октябрь 2021 года незаконными.
Взыскать с Филиала XXXX Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу ФИО4 недополученную заработную плату за период с июня 2020 года по октябрь 2021 года в размере 30272 руб. 63 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Сапарова Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2022 года.