Дело № 2-897/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2018 г. г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Якубанец Е.Ю., при секретаре Булыгиной Т.И.,
с участием: представителя истца ФИО2, действующей по доверенности от 12.05.2018г., представителя ответчика ФИО3, действующей по доверенности от 09.01.2018г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» о признании незаконным отказа, возмещении расходов на погребение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском к ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края, Военный комиссариат Кировского и Краснофлотского районов г.Хабаровска, в обоснование указав, что является дочерью ФИО1. 19.11.2001 военным комиссариатом Кировского района г.Хабаровска ее отцу истца было выдано бессрочное, действующее на всей территории РФ удостоверение Ветерана – участника Великой Отечественной войны серии ВВ № 154777.
В период с 20.10.1943 по 05.01.1946 года отец истца – ФИО1 обучался в Хабаровской Школе военных техников (ХШВТ), которая была образована путем реорганизации в соответствии с Секретным Приказом Народного Комиссара Обороны и Народного Комиссара Путей Сообщения СССР №033 «О реорганизации Иннокентьевского, Красноярского, Читинского и Хабаровского ж.д.транспорта в школы военных техников ж.д.транспорта НКПС». Данный приказ был издан во исполнение Постановления Совета Труда и Обороны «О подготовке военизированного инженерно-технического командного состава для Уссурийской, Забайкальской, Восточно-Сибирской и Томской железных дорог» от 10.07.1934г. № К 89сс, в котором указано, что Иннокентьевский, Красноярский, Читинский и Хабаровский техникумы железнодорожного транспорта реорганизовать в школы военных техников ж-д транспорта НКПС. Целевой установкой школы определена подготовка для военизированных железных дорог военных техников, имеющих военную подготовку командира взвода РККА (Рабоче-крестьянская красная армия). Согласно «Временному положению о Красноярской, Хабаровской, Читинской и Иннокентьевской школах военных техников железнодорожного транспорта НКПС» утвержденному Приказом № 033, выпускаемый переменный состав распределялся на работу Отделом подготовки кадров НКПС в звании командира взвода запаса РККА. Школы военных техников укомплектовывались уставами РККА, продовольствием, оборудованием и вооружением по установленным табелям и нормам довольствующими управлениями Наркомата Обороны СССР. Согласно Постановлению Совета Труда и Обороны СССР от 10.07.1934 № К 89сс и письма Министерства путей сообщения РФ от 31.08.2001 № 150/3 1, обучающиеся в школе лица, переведены на положение состоящих в рядах РККА, подсудность военным трибуналам и льготы для военнослужащих, состоящих в рядах РККА, но с оставлением этих лиц на работе и службе на указанных дорогах. Таким образом, учеба в Хабаровской ВШТ приравнивалась к службе РККА, поэтому курсанты, проходившие учебу в Хабаровской ШВТ во время ВОВ в период с 1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, являются военнослужащими, проходившими военную службу в военном-учебном заведении, не входившем в состав действующей армии, следовательно, относятся к категории участников ВОВ из числа лиц, указанных в подп. «з» п.1 ст. 2 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах» («Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период», ее отцу истца было выдано удостоверение «ВОВ» от 19.11.2001.
17.02.2018 отец истца скончался. Расходы по захоронению были произведены истцом собственными средствами в полном объеме на общую сумму 51800 рублей. Из них 18800 рублей потрачено на гроб бархатный, венок, копка могилы, услуги автобуса для пассажиров, и 33 000 на изготовление и установку памятника. Истец обратилась в Военный комиссариат Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска с заявлением о возмещении расходов по ритуальным услугам, изготовлению и установке надгробного памятника отцу истца. Ответом от 20.03.2018 в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на то, что отец истца в период ВОВ на военную службу установленным порядком не призывался, военную присягу не принимал, воинское звание ему не присваивалось. В период с 20.10.1943 по 05.01.1946 проходил обучение в Хабаровской школе военных техников железнодорожного транспорта и находился на положении граждан, состоящих в РККА, но военнослужащим не являлся. Следовательно, законных оснований для выдачи Военным комиссариатом Хабаровского края ФИО1 удостоверения ветерана ВОВ (подп. «з» п.1 ч.2 ст. 17 ФЗ «О ветеранах»), дающего ему право на установленные законодательством льготы и гарантии, не имелось, удостоверение выдано незаконно. Родственники умершего права на оплату ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробного памятника за счет средств Министерства обороны РФ не имеют. Документы были возвращены.
Отец истца до момента смерти пользовался предусмотренными для ветерана- участника ВОВ мерами социальной поддержки, в частности получал денежные выплаты, материальное обеспечение: помимо страховой пенсии по старости получал еще с 01.05.2005г. по 28.022018г. дополнительное ежемесячное материальное обеспечение как военнослужащему с 22.06.41 до 03.09.45, а также ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст.23.1 ФЗ №5 с 31.05.2006 по 28.02.2018г. Это его право при жизни не оспаривалось. Был награжден медалями за доблестный труд в ВОВ 1941-1945, а также юбилейными медалями к 50-1, 60-й, 65-й и 70-й годовщинами победы в ВОВ, о чем имеются удостоверения.
Считает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 мая 1994 года № 460, возмещению подлежит расходы по оплате ритуальных услуг в сумме 18 800 рублей в соответствии с квитанцией-договором на ритуальные услуги АХ № 015214, и расходы на услуги изготовления и ремонта надгробных сооружений в сумме 32803 руб., оплаченные по квитанции АХ №013248 от 19.02.2018г.
Просит признать незаконным отказ Военного комиссариата Кировского и Краснофлотского районов г.Хабаровска в возмещении расходов по ритуальным услугам, изготовлению и установке надгробного памятника умершему ФИО1; обязать ответчика возместить истцу расходы на ритуальные услуги по погребению умершего ФИО1 в размере 51 603 рублей, путем перевода на счет №, открытый в Сбербанке; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1748 рублей, путем перевода на счет №, открытый в Сбербанке.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истцом подано заявление об уточнении требований, дополнительно просит взыскать расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 рублей. От требований к Военному комиссариату Кировского и Краснофлотского районам г.Хабаровска, отказался, производство по делу к данному ответчику прекращено, на основании определения суда от 05.06.2018г.
Согласно поданным письменным возражениям, ответчик не согласен с заявленными требованиями, просил в удовлетворении отказать, указав, что умерший ФИО1, ДАТА.р. в период ВОВ на военную службу, установленным порядком не призывался, военную присягу не принимал, воинское звание в этот период ему не присваивалось. В период с 20.10.1943г. по 05.01.1946г. умерший проходил обучение в ХШВТ железнодорожного транспорта и находился на положении граждан, состоящих в РККА, был на правах военнослужащего, но таковым не являлся. Удостоверение ФИО1 было выдано как ветерану – участнику ВОВ, с предоставлением льгот по ст.17. В феврале 2002г. в военный комиссариат Хабаровского края поступило Разъяснение ГлавФЭУ МО РФ от 16.01.2002г. №180/13/3-60, согласно которому в выслугу лет на военную пенсию не засчитываются периоды обучения, в том числе в ХШВТ железнодорожного транспорта НКПС СССР и других военизированных учебных заведениях, слушатели и курсанты которых числились на положении состоявших в рядах РККА, но военнослужащими не являлись.
Следовательно, законных оснований для выдачи удостоверения ветерана ВОВ, дающего ему право на установленные законодательством льготы и гарантии, не имелось.
Согласно «Временному положению о Красноярской, Хабаровской, Читинской и Иннокентьевской школах военных техников железнодорожного транспорта НКПС», образованных в соответствии с Постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 10 июля 1934 года № К 89сс и приказом Наркома обороны СССР и НКПС СССР от 09 сентября 1934 года № 033, выпускаемый переменный состав распределялся на работу Отделом подготовки кадров НКПС в звании командира взвода запаса РККА. Таким образом, учеба в ХВШТ только приравнивалась к службе в РККА. Возражения основываются на том что,ФИО1 с 1943 года по 1946 года являлся курсантом Хабаровской школы военных техников, учеба в которой только приравнивалась к службе в РККА и курсанты, проходившие учебу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. относились к категории участников ВОВ по пункту «з» п. 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О Ветеранах», как проходившие военную службу в военно-учебных заведениях, не входящих в состав действующей армии, но все же не являлись военнослужащими. В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 2 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к участникам ВОВ относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев.Президиум Верховного Совета СССР в январе 1939 г. утвердил новый текст военной присяги. Военную присягу принимали все военнослужащие по призыву в индивидуальном порядке. Однако, никаких документов, подтверждающих принятие военной присяги ФИО1 в период обучения в Хабаровской школе военных техников не предоставлено, также нет подтверждения, что ФИО1. являясь курсантом, изучал военные и военно-специальные дисциплины, находился на казарменном положении, нес внутреннюю и караульную службу в соответствии с действующими уставами РККА, принимал участие в учениях и т.д. Не представлено также никаких документов подтверждающих, что ФИО1 был призван на военную службу установленным порядком, и ему было присвоено воинское звание.
Также истец неверно трактует нормы расхода денежных средств на изготовление и установку надгробных памятников. В п.2 Постановления Правительства РФ от 6 мая 1994г. №460 установлены нормы расходов денежных средств на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) участникам ВОВ, в том числе инвалидам ВОВ (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 26280 руб. Этим же Постановлением определено, что оплате подлежит перевозка тела (останков) погибшего (умершего) к месту погребения (кремации), услуги пассажирского транспорта для перевози пассажиров в сумме 5500 руб., указанные в квитанции-договоре в перечне услуг, подлежащих оплате не поименованы, и следовательно, оплате не подлежат.
Просит также отказать в возмещении расходов на оплату гос.пошлины, со ссылкой на ст.336.36 НК РФ, согласно которой гос.органы, выступающие в качестве истцом и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ и входят в состав военных округов.
Кроме того, военный комиссариат Хабаровского края является федеральным казенным учреждением, финансирование деятельности осуществляется исключительно в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств МО РФ, своих денежных средств на оплату судебных расходов не имеет. Представителем истца отсутствовала необходимость детального и глубокого изучения нормативно-правовой базы по вопросу оплаты ритуальных услуг и надгробных памятников, поскольку существует единообразная практика данной категорий дел, обстоятельств, затрудняющих рассмотрение дела, не имелось, следовательно, не произведены высокие трудозатраты на подготовку и составление соответствующих документов.
В судебное заседание истец ФИО4 не явилась, о месте и времени слушания дела извещена, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, что суд полагает возможным, в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца ФИО2 заявленные требования поддержала. Суду пояснила, что согласна с возражениями представителя ответчика в части суммы выплаты на изготовление и установку надгробных памятников в размере 26280 руб., а также просит уменьшить сумму требований на 550 руб. за перевозку пассажирским транспортом.
Представитель ответчика ФИО3 иск не признала на основании доводов, изложенных в письменных возражениях. Суду пояснила, что выданное ФИО1 удостоверение, после получения в феврале 2002г. разъяснений, не изымалось, не оспаривалось, выплаты осуществлялись.
Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
ФИО4 является дочерью ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.9).
ФИО1, ДАТА года рождения, умер 17.02.2018г., согласно свидетельству и справке о смерти (л.д.16, 17).
19.11.2001 военным комиссариатом Кировского района г.Хабаровска ФИО1 было выдано удостоверение серии ВВ №154777 ветерана – участника Великой Отечественной войны, имеющего права и льготы, установленные ст.ст. 14, 17 ФЗ «О ветеранах» (л.д.10).
Согласно справке Управление Пенсионного фонда РФ в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 21.03.2018 (л.д.20), ФИО1, ДАТА года рождения состоял на учете и являлся получателем:
- страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.07.1988 по 28.02.2018;
- дополнительного ежемесячного материального обеспечения по категории «Военнослужащие с 22.06.41 до 03.09.45» с 01.05.2005 по 28.02.2018;
- ежемесячной денежной выплаты, в соответствии со ст.23.1 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» с 31.05.2006 по 28.02.2018.
Согласно военному билету ФИО1 (л.д.11-15), в разделе образование указано: общее или специальное - 10 классов, Хабаровская школа военных техников Железнодорожного транспорта в 1945 год.
Как следует из справки от 28.11.2000, ФИО1 обучался в Хабаровской школе военных техников в период с 20.10.1943 по 05.01.1946, обучение является прохождением действительной срочной военной службы (л.д.18).
Из справки от 29.03.2001 выданной военным комиссаром Кировского района г.Хабаровска следует, что ФИО1 относится к категории участников Великой Отечественной войны, указанных в пп. «з» п.1 ч.2 ст.2 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.19)..
Согласно разъяснению Министерство путей сообщения РФ от 31.08.2001, Хабаровская Школа военных техников была образована в соответствии с Постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 10.07.1934 № К-89 с совместным приказом Наркома обороны СССР и НКПС СССР от 09.09.1934 № 033. Так же сообщено, что учеба в Школе военных техников приравнивалась к службе в РККА и курсанты этой школы, проходившие учебу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 относятся к категории участников Великой Отечественной войны по подпункту «з» пункта 1 части второй статьи 2 ФЗ «О ветеранах», как проходившие службу в военно-учебных заведениях, не входящих в состав действующей армии (л.д.26-27).
В сообщении военного комиссариата Хабаровского края от 19.11.2001г. директору департамента социальной защиты населения (л.д.28) указано, что гражданам, проходившим обучение в Хабаровской школе военных техников в годы Вов 1941-1945гг. удостоверение ветерана Вов выдается военными комиссариатами по месту жительства граждан согласно ст.2 п. «з» Закона «О ветеранах», как проходившим военную службу в ВУЗ, не входивших в состав действующей армии.
Из разъяснений Департамента социальной защиты населения хабаровского края от 11.10.2001г. (л.д.30) следует, что учеба в школе военных техников приравнивается к службе в РККА и курсанты этой школы, проходившие службу в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. относятся к категории участников Вов.
27.11.2001г. в адрес руководителей комитетов (отделов) социальной защиты населения администрации городов (районов) края Департаментом социальной защиты населения администрации Хабаровского края было направлено решение военного комиссариата хабаровского края о признании участниками Вов из числа лиц, указанных в подпункте «з» п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах», курсантов ХШВТ, проходивших учебу в данном учебном заведении в период Вов (л.д.29).
Письмом Военного комиссариата Хабаровского края от 20.03.2018 ФИО4 возвращен комплект документов на возмещение расходов по ритуальных услугам, изготовлению и установке надгробного памятника умершему ФИО1, в связи с тем, что умерший ФИО1 в период ВОВ на военную службу установленным порядком не призывался, военную присягу не принимал, воинское звание ему не присваивалось. В период с 20.10.19432 по 5.01.1946 проходил обучение в Хабаровской школе военных техников железнодорожного транспорта и находился на положении граждан, состоящих в РККА, но военнослужащим не являлся. Следовательно, законных оснований для выдачи военным комиссариатом Хабаровского края ФИО1 удостоверения ветерана ВОВ, дающего ему право на установленные законодательством льготы и гарантии, не имелось. (л.д.31).
12 января 1995 г. был принят Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), определивший правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
В статье 1 указанного федерального закона предусмотрены категории ветеранов, на которых распространяется действие данного закона.
Статьями 2 и 4 этого же закона определен круг лиц, относящихся к категориям ветеранов, участников Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
В статье 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов.
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установлен статьями 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах".
Статьей 17 Федерального закона "О ветеранах" также предусмотрены меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, которые статьей 2 применяемого Закона также отнесены в ветеранам – участникам Великой Отечественной войны.
Статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" №5-ФЗ, предусмотрено, что право ежемесячную денежную выплату имеют участники Великой Отечественной войны. Указанная выплата осуществлялась ФИО1 при жизни.
Указом Президента РФ № 363 от 30.03.2005 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945» согласно которому ФИО1 выплачивалось дополнительное материальное обеспечение, установлено с 1 мая 2005 г. дополнительное ежемесячное материальное обеспечение:
а) инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - в размере 1000 рублей;
б) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - в размере 500 рублей.
Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьей 24 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно данной норме закона погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (пункты 1, 2 статьи 24 данного закона).
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
ФИО1 при жизни было присвоен статус ветерана – участника, инвалида Великой Отечественной Войны, до момента смерти он пользовался предусмотренными для данных категорий граждан мерами социальной поддержки, в частности более десяти лет получал денежные выплаты, материальное обеспечение. Это его право при жизни не оспаривалось. В связи с чем, учитывая гарантированное ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1, Конституцией России (статья 39) право на социальное обеспечение в случаях предусмотренных законом, доводы представителя ответчика об отсутствии у ФИО1 права на присвоение статуса ветерана, не могут быть приняты судом и соответственно не подлежат судебной проверке в рамках данного иска.
Нормами ст. 24 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 5 статьи 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", предусмотрено возмещение расходов связанных, с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия при погребении умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны. При этом оснований для возмещения данных расходов по погребению ФИО1 иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, не установлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что отказ ФИО4 в возмещении расходов на погребение ее отца, имевшего статус ветерана, инвалида Великой Отечественной Войны, является незаконным.
Истец просит взыскать расходы в сумме 32803 рублей в соответствии с квитанцией-договором на услуги изготовления и ремонта надгробных сооружений серия АХ № 013248 от 19.02.2018г. и квитанции –договора на ритуальные услуги серии АХ №015214 в сумме 18000 руб.
Согласно представленным квитанции- договор на оказание услуг по изготовлению и ремонту надгробных сооружений оплачено 33000 руб., на ритуальные услуги, выданных ООО «Земля и Люди», ФИО4 при погребении умершего ФИО1 оплачено: за гроб бархатный 4200 руб., венок 1600 руб., копка могилы 7500 руб., услуги автобуса для пассажиров 5500 руб.
Правительством России принято Постановление от 06.05.1994 N 460 (ред. от 25.05.2017) "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников".
Пунктом 1 названного Постановление Правительства России установлено, что оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация). Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 18980 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - 26280 рублей. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 765, от 17.10.2009 N 828, от 20.10.2010 N 847, от 24.03.2011 N 213, от 22.02.2012 N 139, от 04.02.2013 N 76, от 10.03.2014 N 181, от 18.03.2015 N 245, от 10.03.2016 N 176, от 25.05.2017 N 626).
Пунктом 2 данного Постановления установлены нормы расходов денежных средств на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) участникам ВОВ (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 26280 рублей.
С учетом установленных ограничений на возмещение расходов по сумме и видам ритуальных услуг, суд приходит к выводу, что на ответчика подлежит возложению обязанность по оплате истцу расходов на услуги по изготовлению и ремонту надгробных сооружений в сумме 26280 руб., а также суммы в счет возмещения понесённых расходов по оплате ритуальных услуг (гроб, венок, погребение) в сумме 13300 руб. Расходы по услуге автотранспорта для пассажиров в размере 5500 руб. возмещению не подлежат.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в пользу истца подлежит возмещению ответчиком госпошлина пропорционально удовлетворенных требований в размере 783,20 рублей.
Излишне оплаченная гос.пошлина в сумме 964,80 руб., с учетом уточнений представителя истца о взыскании расходов на погребение и установку памятника, подлежит возврату истцу.
Оснований для освобождения ответчика от возмещения понесенных истцом расходов в данной части не имеется.
Статья 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допускает определение судом порядка исполнения решения суда, обеспечения его исполнения.
Истец просит возложить на ответчика обязанность по возмещению расходов по ритуальным услугам и уплаченной госпошлины, путём перечисления денежной суммы на указанный ей расчётный счет в Банке.
В силу ст.ст. 88, 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений в Постановлении Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Истцом в обоснование заявления о возмещении сдобных расходов на оплату услуг представителя ФИО2 представлены договор оказания юридических услуг №15 от 15.04.2018г., расписка от 15.04.2018г. о получении представителем от ФИО4 денежных средств в размере 5000 рублей.
Оснований считать сумму в 5 000 руб. не разумной суд не усматривает, вместе с тем, с учетом частичного удовлетворения исковых требований, суд считает возможным взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 2000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО4 к ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» о признании незаконным отказа, возмещении расходов на погребение – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» в возмещении ФИО4 расходов на погребение умершего 17.02.2018 ФИО1, имевшего статус ветерана Великой Отечественной войны.
Обязать ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» возместить ФИО4 расходы на ритуальные услуги по погребению умершего ветерана Великой Отечественной войны ФИО1 в размере 39580 рублей, путем перевода на счет №, открытый в Дальневосточном банке ПАО «Сбербанк России».
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» в пользу ФИО4 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 783 руб. 20 коп. и расходы по оплате услуг представителя в размере 2000 рублей., путем перевода на счет №, открытый в Дальневосточном банке ПАО «Сбербанк России».
Излишне оплаченную государственную пошлину по чек-ордеру от 12.05.2018г. в сумме 964 (девятьсот шестьдесят четыре ) руб. 80 коп. возвратить ФИО4.
В остальной части иска, отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 25 июня 2018 года.
Судья: /подпись/
Решение не вступило в законную силу
Копия верна, судья: Е.Ю.Якубанец
Подлинник решения находится в материалах дела №2-897/2018 в Кировском районном суде г.Хабаровска
Секретарь: Т.И.Булыгина