Дело № 2-898/2019
64RS0046-01-2019-000383-04
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2019 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Ивакиной Е.А.,
при секретаре Дядченко З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Котовскому району» к ФИО2 о взыскании суммы излишне перечисленных социальных выплат,
установил:
истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит взыскать с ответчика в свою пользу сумму излишне перечисленных социальных выплат в размере 1 458 руб., указав, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, будучи зарегистрированной и проживавшей по адресу: <адрес>, состояла на учете в государственном казенном учреждении «Центр социальной защиты населения по Котовскому району» (далее ТКУ ЦСЗН по Котовскому району), как получатель мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по категории «Лица, работавшие в тылу», последней предоставлялись меры социальной поддержки в соответствии с Законом Волгоградской области от 31.12.2015 №246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области». ФИО1 предоставлялась ежемесячная денежная выплата на компенсацию части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - ЕДВ на оплату ЖКУ). В целях реализации переданных Российской Федерацией полномочий в Волгоградской области принят Закон Волгоградской области от 10.07.2008 №1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (с изменениями на 31.12.2015), которым установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, предоставляются в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно статье 3 Закона Волгоградской области от 10.07.2008 № 1735- ОД - Предоставление мер социальной поддержки осуществляется в порядке, установленном Администрацией Волгоградской области. В соответствии со статьей 7 Закона Волгоградской области от 31.12.2015 №246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области», приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 19.04.2016 № 396, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета (далее - Порядок). Согласно п.2.9 указанного Порядка - ЕДВ на оплату ЖКУ назначается гражданам индивидуально в виде авансовых сумм в размере, определяемом как сумма компенсаций расходов по оплате 50 процентов каждого вида жилищно- коммунальных услуг. В связи с вышеизложенным органы социальной защиты населения осуществляют полномочия по выплате ЕДВ на оплату ЖКУ строго в соответствии с федеральным и региональным законодательством. ЕДВ на оплату ЖКУ ФИО1 назначено и выплачено ежемесячно в период с января 2016 года по июнь 2016 года в сумме 280 руб. В период с июля 2016 года по январь 2017 года назначено и выплачено ежемесячно в сумме 534 руб. Указанные ежемесячные суммы рассчитаны исходя из фактических расходов указанного лица за 2015 год. Всего за указанный период выплачено: 280 руб. х 6 месяцев + 534,00 х 7 месяцев = 5 418 руб. С ДД.ММ.ГГГГ выплата указанных мер социальной поддержки ФИО1 прекращена в связи со смертью получателя мер социальной поддержки 05.02.2017г. В соответствии с пунктом 3.11. Порядка - Центр социальной защиты ежегодно осуществляет перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ (подтверждение ее размера) за предыдущий год на основании представленных гражданином платежных документов и (или) сведений, полученных в рамках информационного взаимодействия. Согласно пункта 3.14. Порядка - Начисленная и недополученная в связи со смертью граждан ЕДВ на оплату ЖКУ подлежит перерасчету и выплачивается в соответствии с нормами статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации. Полученные авансовые суммы ЕДВ на оплату ЖКУ в связи со смертью получателя подлежат перерасчету. Определенные перерасчетом суммы, проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, возмещаются наследниками умерших получателей в соответствии с нормами статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации. Произведен окончательный перерасчет указанной меры социальной поддержки ФИО1 за 2016 год и период январь-февраль 2017 года. По результатам перерасчета выявлено следующее: в период с января по июнь 2016 года сумма мер социальной поддержки положенная к выплате указанному лицу составила 195 руб. В период с июля по декабрь 2016 года сумма мер социальной поддержки положенная к выплате указанному лицу составила 371 руб. В период с января по февраль 2017 года, сумма мер социальной поддержки положенная к выплате указанному лицу составила 282 руб. Всего за период с января 2016 года по февраль 2017 года необходимо было выплатить: 195 х 6 (месяцев) + 371 х 6 (месяцев) + 282 х 2 (месяца) = 3 960 руб., а фактически выплачено 5 418 руб. Таким образом, цена иска складывается из следующего расчета: 5 418,00 - 3 960,00 = 1 458,00 рублей.
Данная расчетная сумма ФИО1 перечислена на почтовое отделение связи №, доставочный участок 001, что подтверждается разделом «История выплаты». Проавансированная ФИО1 сумма мер социальной поддержки в размере 1 458,00 рублей, могла быть учтена в зачет осуществления последующей выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ, однако учесть образовавшуюся переплату в зачет последующей выплаты не представилось возможным в виду смерти получателя, 05.02.2017 года, согласно сведений отдела ЗАГС администрации Котовского муниципального района Волгоградской области, актовая запись от 06.02.2017 № 76. Таким образом, расчетная авансовая сумма ЕДВ на оплату ЖКУ, выплаченная ФИО1, превысила объем мер социальной поддержки, установленный действующим законодательством. Как указано выше, согласно пункта 3.14. Порядка - Определенные перерасчетом суммы, проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, возмещаются наследниками умерших получателей в соответствии с нормами статьи 1175 ГК РФ. Государственным казенным учреждением «Центр социальной защиты населения по Котовскому району», 09.04.2018 № 03/1081 было направлено уведомление с разъяснением об образовавшейся переплате ФИО2 сыну (наследнику) умершей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени вопрос о погашении указанной суммы в добровольном порядке не решен, по причине уклонения ФИО2 (либо его поверенным) от явки в государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по Котовскому району».
Представитель истца, ответчик в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представитель истца просит рассмотреть дело в его отсутствии.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, с учетом неявки ответчика, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 12, 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В целях реализации переданных Российской Федерацией полномочий в Волгоградской области принят Закон Волгоградской области от 10.07.2008 №1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», которым установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, предоставляются в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 3, указанного выше Закона Волгоградской области, предоставление мер социальной поддержки осуществляется в порядке, установленном Администрацией Волгоградской области.
В соответствии со статьей 7 Закона Волгоградской области от 31.12.2015 №246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области», приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 19.04.2016 № 396, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета (далее - Порядок).
Согласно п.2.9., указанного Порядка, ЕДВ на оплату ЖКУ назначается гражданам индивидуально в виде авансовых сумм в размере, определяемом как сумма компенсаций расходов по оплате 50 процентов каждого вида жилищно - коммунальных услуг.
Суммы ЕДВ на оплату ЖКУ, проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, учитываются гражданам в зачет осуществления последующих выплат ЕДВ на оплату ЖКУ.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 состояла на учете в государственном казённом учреждении «Центр социальной защиты населения по Котовскому району» (далее ГКУ ЦСЗН по Котовскому району), как получатель мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по категории «Лица, работавшие в тылу», последней предоставлялись меры социальной поддержки в соответствии с Законом Волгоградской области от 31.12.2015 №246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области». ФИО1 предоставлялась ежемесячная денежная выплата на компенсацию части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - ЕДВ на оплату ЖКУ).
В целях реализации переданных Российской Федерацией полномочий в Волгоградской области принят Закон Волгоградской области от 10.07.2008 №1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», которым установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, предоставляются в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 3, указанного выше Закона Волгоградской области, предоставление мер социальной поддержки осуществляется в порядке, установленном Администрацией Волгоградской области.
В соответствии со статьей 7 Закона Волгоградской области от 31.12.2015 №246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области», приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 19.04.2016 № 396, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета (далее - Порядок).
Согласно п.2.9., указанного Порядка, ЕДВ на оплату ЖКУ назначается гражданам индивидуально в виде авансовых сумм в размере, определяемом как сумма компенсаций расходов по оплате 50 процентов каждого вида жилищно - коммунальных услуг.
Суммы ЕДВ на оплату ЖКУ, проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, учитываются гражданам в зачет осуществления последующих выплат ЕДВ на оплату ЖКУ.
В связи с вышеизложенным органы социальной защиты населения осуществляют полномочия по выплате ЕДВ на оплату ЖКУ строго в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно указанным выше нормативным правовым актам, ЕДВ на оплату ЖКУ ФИО1 назначено и выплачено ежемесячно в период с января 2016 года по июнь 2016 года в сумме 280 руб. В период с июля 2016 года по январь 2017 года назначено и выплачено ежемесячно в сумме 534 руб. Указанные ежемесячные суммы рассчитаны исходя из фактических расходов указанного лица за 2015 год. Всего за указанный период выплачено: 280 руб. х 6 месяцев + 534,00 х 7 месяцев = 5 418 руб. С 01.03.2017 г. выплата указанных мер социальной поддержки ФИО1 прекращена в связи со смертью получателя мер социальной поддержки 05.02.2017г.
В соответствии с пунктом 3.11. Порядка - Центр социальной защиты ежегодно осуществляет перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ (подтверждение ее размера) за предыдущий год на основании представленных гражданином платежных документов и (или) сведений, полученных в рамках информационного взаимодействия.
Согласно пункта 3.14. Порядка - Начисленная и недополученная в связи со смертью граждан ЕДВ на оплату ЖКУ подлежит перерасчету и выплачивается в соответствии с нормами статьи 1183 ГК РФ. Полученные авансовые суммы ЕДВ на оплату ЖКУ в связи со смертью получателя подлежат перерасчету. Определенные перерасчетом суммы, проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, возмещаются наследниками умерших получателей в соответствии с нормами статьи 1175 ГК РФ.
Произведен окончательный перерасчет указанной меры социальной поддержки ФИО1 за 2016 год и период январь-февраль 2017 года. По результатам перерасчета выявлено следующее: в период с января по июнь 2016 года сумма мер социальной поддержки положенная к выплате указанному лицу составила 195 руб. В период с июля по декабрь 2016 года сумма мер социальной поддержки положенная к выплате указанному лицу составила 371 руб. В период с января по февраль 2017 года, сумма мер социальной поддержки положенная к выплате указанному лицу составила 282 руб. Всего за период с января 2016 года по февраль 2017 года необходимо было выплатить: 195 х 6 (месяцев) + 371 х 6 (месяцев) + 282 х 2 (месяца) = 3 960 руб., а фактически выплачено 5 418 руб. Таким образом, цена иска складывается из следующего расчета: 5 418,00 - 3 960,00 = 1 458 руб.
Данная расчетная сумма ФИО1 перечислена на почтовое отделение связи №, доставочный участок 001, что подтверждается разделом «История выплаты».
Из копии наследственного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 умерла.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1175 ГК РФ только наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу.
В силу пункта 1 статьи 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. Из данной правовой нормы следует, что смерть должника влечет прекращение обязательства, если только обязанность его исполнения не переходит в порядке правопреемства к наследникам должника или иным лицам, указанным в законе.
Согласно пункту 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследники, совершившие действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости всего причитающегося им наследственного имущества. При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1, пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из копии наследственного дела, поступившего от нотариуса Котовского района ФИО7, наследство умершей ФИО1 принято ее сыном ФИО2., которому выданы свидетельства о праве на наследство по закону (1/2 доля наследственного имущества), и ее внуком ФИО3, которому выданы свидетельства о праве на наследство по закону (1/2 доля наследственного имущества).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что с ответчика подлежит взысканию 1\2 от 1 458 руб. - суммы излишне перечисленных социальных выплат, то есть 729 руб. в пользу истца
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального бюджета в сумме 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО17 в пользу государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Котовскому району» сумму излишне перечисленных социальных выплат в размере 729 рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО2 в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление о его отмене в течение семи дней со дня получения копии решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае если такое заявление будет подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова.
Судья