ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-898/20 от 11.03.2020 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-898/2020

УИД 55RS0004-01-2020-000648-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

11 марта 2020 года г. Омск

Октябрьский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Поповой Т.В.,

при секретаре Рябовой А.А.,

при помощнике ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к бюджетному образовательному учреждению Омской области дополнительного образования «Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа» о признании незаконным дополнительного соглашения к трудовому договору, возложении обязанности установить стимулирующую надбавку в определенном размере, о взыскании стимулирующих надбавок, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в полном объеме, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с названным требованием, указав, что с 01 августа 2006 года работает тренером-преподавателем у ответчика. 21 января 2020 года ему было предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, по условиям которого с 01 января 2020 года стимулирующая выплата – надбавка за качество выполненных работ (за высокие достижения в работе) установлена в размере 65% оклада. Не согласен с названными условиями, поскольку ранее названная надбавка составляла 170%. В 2019 году дети, тренером которых он является, занимали призовые места, являлись победителями соревнований, поэтому стимулирующая надбавка в 2020 году должна составлять 210% оклада. Просит суд отменить дополнительное соглашение, обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы, установить стимулирующую надбавку, равную 145%, за январь 2020 года, установить стимулирующую надбавку, равной 210% от оклада, взыскать с ответчика компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы, обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы и компенсации за ее задержку.

В судебном заседании истец ФИО2 поддержал заявленные требования, указав, что его воспитанники показали в 2019 году высокие спортивные результаты, поэтому стимулирующая надбавка должна соответствовать названным достижениям. Кроме того, считает, что другие работники школы, не являющиеся тренерами (административный состав) не могут получать стимулирующие надбавки, равные надбавкам тренерского состава.

И.о. директора БОУ «ОблДЮСАШ» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что размер стимулирующей надбавки устанавливается руководителем учреждения, с учетом размера фонда оплаты труда. Более того, в 2019 году учредителем была проведена аудиторская проверка деятельности школы, в соответствии с которой было установлено нарушение финансовой дисциплины, а именно, выплата стимулирующей надбавки тренерам за достижения учащихся, которые числятся в спортивно-оздоровительных группах, поскольку данное направление деятельности в рамках дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта не предусмотрено действующим законодательством. Более того, размер стимулирующей надбавки установлен, исходя из фонда оплаты труда, а также с учетом решения комиссии, определившей размер стимулирующих надбавок всему педагогическому коллективу.

Представитель БОУ «ОблДЮСАШ» ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что истцу установлена стимулирующая надбавка с учетом требований коллективного договора, действующего в учреждении, в размерах, указанных в Приложении № 6 к Положению об оплате труда работников учреждения.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 01 августа 2006 года ФИО2 принят на работу в Государственное образовательное учреждение Омской области дополнительного образования детей «Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа» тренером-преподавателем. Пунктом 6 трудового договора, заключенного между работником и работодателем, предусмотрены условия оплаты труда, а именно установлена тарифная ставка (оклад).

В судебное заседание представлены дополнительные соглашения к трудовому договору, в соответствии с которыми работнику устанавливались, помимо тарифной ставки (оклада) стимулирующие выплаты, в том числе, за высокие достижения в работе: в 2016 году – 120%, в 2017 году – 175%, в 2018 году – 160%, в 2019 году – 170%.

23 сентября 2019 года по итогам проведенного контрольного мероприятия «Проверка бюджетного образовательного учреждения Омской области дополнительного образования «Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа» по вопросу законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2016-2018 гг. в рамках государственной программы Омской области «Развитие физической культуры и спорта и реализация мероприятий в сфере молодежной политики в Омской области» был составлен акт, в котором указано, что в численный состав контингента включены занимающиеся на спортивно-оздоровительном этапе. Данное направление деятельности, в рамках дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта действующим законодательством не предусматривалось требованиями ежегодно доводимых государственных заданий, вместе с тем учитывалось учреждением при формировании отчетных данных. При расчете показателей «количество человек-часов», «доля детей, осваивающих дополнительные образовательные программы в образовательном учреждении» учитывались контингент спортивно-оздоровительных групп. Тренерами-преподавателями осуществлялось оказание услуг дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению, не предусмотренному в 2016-2018 гг. государственным заданием. Расходы на оплату труда данной категории работников производились с учетом оказанной услуги, не предусмотренной заданием для учреждения.

В соответствии со ст. 84 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя: дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы); дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.

На основании ст. 32 Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре в РФ» спортивно-оздоровительный этап реализуется в организациях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется в соответствии с реализуемыми такими организациями дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта, и на этот этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки.

Свидетель ФИО5 показал в судебном заседании, что спортивно-оздоровительное направление деятельности в рамках дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта не предусмотрено действующим законодательством.

В соответствии с п. 2.3 Положения об оплате труда работников бюджетного образовательного учреждения Омской области дополнительного образования «Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа» фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год за счет средств областного бюджета исходя из объема лимитов бюджетных обязательств, а также средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.

По правилам п. 5.1 названного Положения размеры стимулирующих выплат устанавливаются в пределах фонда оплаты труда работников учреждения.

Пунктом 5.4 Положения предусмотрена выплата стимулирующей надбавки к окладу за высокие достижения в работе.

Пунктом 5.6 Положения предусмотрено, что выплата премий работникам учреждения назначается приказом директора в зависимости от объема финансовых средств доведенных учредителем до учреждения и на основании данного Положения по согласованию с комиссией по распределению премий. Премиальная комиссия рассматривает предложения заместителя директора по УВР по конкретному тренеру-преподавателю относительно расчетного размера премии.

В соответствии с п. 5.7 Положения выплаты стимулирующего характера устанавливаются штатным расписанием, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения и осуществляются по решению директора учреждения в пределах фонда оплаты труда.

Приложением № 6 к названному выше Положению об оплате труда предусмотрены размеры надбавки к окладу, ставке заработной платы за высокие достижения в работе работникам учреждения. В частности, надбавки тренерам-преподавателям за высокие достижения воспитанников (призовые места) в соревнованиях различного уровня установлены в процентном соотношении к окладу (ставке) с указанием лишь максимального размера (приведена формулировка «до» и указан процент).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что размер заработной платы тренера-преподавателя ФИО2 напрямую зависит от количества часов (педагогической нагрузки), а также размера стимулирующих и компенсационных выплат.

При этом, размер заработной платы изменяется ежегодно.

26 декабря 2019 года между <данные изъяты> и бюджетным образовательным учреждением Омской области дополнительного образования «Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа» заключено соглашение о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, по условиям которого учреждению предоставлено финансирование на бюджетный 2020 год и на плановый 2021-2022 гг.

30 декабря 2019 года комиссия по распределению стимулирующих надбавок за качество выполненных работ (за высокие достижения в работе за 2019 год) определила размеры стимулирующих выплат для тренеров-преподавателей. В соответствии с протоколом заседания комиссии при определении размера стимулирующих выплат были учтены результаты воспитанников на соревнованиях различного уровня, а также объемы доведенного финансирования.

Тренеру-преподавателю ФИО2 был определен размер стимулирующих надбавок, составляющий 65% от оклада.

При определении размера стимулирующих выплат ФИО2 были учтены спортивные достижения его воспитанников: победа ФИО10 ФИО6 во Всероссийской спартакиаде специальной олимпиады в футболе, установлен размер надбавки 5%, за призовые места ФИО8 в тех же соревнованиях, вид спорта – мини-футбол, установлен размер надбавки 5% (15%+15%+5%+5%+5%+5%+5%+5%+5%=65%). В Приложении № 6 Положения об оплате труда предусмотрена надбавка за участие в официальных соревнованиях до 20%.И.о. директора учреждения издан соответствующий приказ об установлении надбавок.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 191 ТК РФ премирование является одним из видов поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Премия как стимулирующая и поощрительная выплата в силу ч. 1 ст. 192 ТК РФ является составной частью заработной платы. Заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В свою очередь, системы оплаты труда, включая системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ).

В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса РФ - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса РФ - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса РФ - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ - Поощрения за труд).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством премии не являются обязательными, гарантированными и безусловными выплатами, носят стимулирующий характер. Выплата данных сумм работнику является правом работодателя, а не его обязанностью.

В судебном заседании установлено, что работодателем при определении размера стимулирующих выплат истцу были учтены все достижения его воспитанников, размер стимулирующих выплат определен в соответствии с действующим в учреждении локальным нормативным актом, размер надбавки соответствует размеру надбавки за определенные достижения воспитанников. Размер стимулирующей надбавки определен с учетом решения комиссии.

Истец ФИО2 знает, что размер получаемой им заработной платы изменяется ежегодно, поскольку составляющие заработную плату выплаты зависят от нескольких факторов: объема профинансированного фонда оплаты труда, педагогической нагрузки, наличие учеников, показавших высокие результаты на различного уровня соревнованиях, и иные показатели.

Между тем, размер заработной платы истца в спорный период составляет порядка 37 000 рублей, что соответствует размеру его заработной платы в 2019 году.

Проанализировав изложенное в совокупности, суд приходит к выводу о том, что работодателем не допущено нарушений прав истца на получение заработной платы в том размере, который предусмотрен трудовым договором, локальным нормативным актом, действующим законодательством, соответствует его вкладу, объему выполненной трудовой функции, поскольку размер стимулирующей выплаты определен в соответствии с требованиями, закрепленными в Положении об оплате труда, в частности, руководителем учреждения был учтен объем финансирования, мнение комиссии, определившей достижения воспитанников истца, вклад истца. При этом размер выплат полностью соответствует тем размерам, которые содержатся в Приложении № 6 Положения об оплате труда. Все воспитанники-призеры 2019 года, которых тренировал ФИО2, учтены.

Ссылки истца на размер стимулирующих выплат в прошлые периоды суд находит не состоятельными, поскольку в прошлые периоды при определении названного размера учитывались достижения воспитанников спортивно-оздоровительных групп, что недопустимо в соответствии с выше приведенными нормами действующего законодательство, более того, указанное направление не финансировалось и не финансируется учредителем. Учет достижений указанных воспитанников при формировании оплаты труда тренеров-преподавателей отнесено аудиторами к нарушениям финансовой дисциплины.

Ссылки истца на то обстоятельство, что административному составу учреждения, а также техническому персоналу незаконно осуществляются стимулирующие выплаты с учетом спортивных достижений его воспитанников суд также не принимает во внимание, поскольку порядок формирования заработной платы иным сотрудникам закреплен в локальном нормативном акте. Более того, истцом заявлен к разрешению индивидуальный трудовой споро нарушении прав истца на получение заработной платы в более высоком размере.

С учетом изложенных обстоятельств суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку права истца на получение заработной платы в том размере, который предусмотрен трудовым договором, локальными нормативными актами, работодателем не нарушены. Размер стимулирующей надбавки за высокие достижения в работе определен работодателем с учетом всех необходимых показателей.

Основания для возложения обязанности на работодателя определить размер стимулирующей надбавки в отношении каждого достижения воспитанников в максимальном значении, предусмотренном Приложением № 6 Положения об оплате труда, у суда отсутствуют, поскольку право определять размер стимулирующей выплаты в каждом конкретном случае принадлежит исключительно работодателю. Суд обязан проверить законность действий работодателя в части факта назначения (лишения) стимулирующих надбавок. Право вмешиваться непосредственно в хозяйственную либо административную деятельность учреждения у суда отсутствует.

Иных нарушений при формировании заработной платы истца работодателем также не допущено.

Исковые требования об отмене дополнительного соглашения, об установлении стимулирующей выплаты за высокие достижения в работе в большем размере на 2020 год, о взыскании неначисленной, невыплаченной заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования, заявленные ФИО2 к бюджетному образовательному учреждению Омской области дополнительного образования «Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа» о признании незаконным дополнительного соглашения к трудовому договору, возложении обязанности установить стимулирующую надбавку в определенном размере, о взыскании стимулирующих надбавок, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в полном объеме, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Попова Т.В.

Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2020 года.