ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-898/2021270013-01-2021-001487-77 от 05.08.2021 Амурского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-898/2021 27RS0013-01-2021-001487-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05.08.2021

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Лошмановой С.Н.

с участием истца ФИО1,

при секретаре Сизых Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске Хабаровского края гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Почта России» о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного вследствие нарушения сроков пересылки почтового отправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее по тексту ФИО1 истец) обратился в суд с иском к акционерному обществу «Почта России» (далее АО «Почта России», ответчик), указав в исковом заявлении, что он является осужденным и до 17.10.2020 отбывал наказание в ФКУ ИК- 18 УФСИН России по ЯНАО, расположенном в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа.

30.05.2018 Уполномоченный по правам человека в ЯНАО отправил ему- истцу заказное письмо № 62900723588734, которое поступило в доставочное ОПС 08.06.2018 с нарушением контрольного срока пересылки. Установив факт допущенного нарушения, он –истец 07.11.2018 обратился к ответчику с претензией с просьбой признать факт нарушения и компенсировать моральный вред. Решением заместителя директора УФПС ЯНАО от 16.11.2018 № 3.6.11-10/411 ему сообщили, что письмо от уполномоченного по правам человека в ЯНАО пересылалось с нарушением контрольного срока, нарушение составило 4 дня.

31.05.2018 он –истец направил заказное письмо № 62942013033128 в УФПС ЯНАО –филиал АО Почта России, которое поступило в доставочное ОПС 07.06.2018 с нарушением контрольного срока пересылки. Установив факт допущенного нарушения, истец 03.12.2018 обратился к ответчику с претензией, в которой просил выплатить ему неустойку и компенсировать моральный вред. Решением заместителя директора УФПС ЯНАО от 28.12.2018 № 3.6.11-10/559 ему сообщили, что отправленное им письмо пересылалось с нарушением контрольного срока, нарушение составило два дня.

20.11.2018 ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО отправил ему- истцу простое письмо, которое поступило в доставочное ОПС 27.11.2018 с нарушением контрольного срока пересылки. Установив факт допущенного нарушения, истец 04.03.2019 обратился к ответчику с претензией, в которой просил выплатить ему неустойку и компенсировать моральный вред. Решением заместителя директора УФПС ЯНАО от 12.03.2019 № 3.6.11-05/1133 ему сообщили, что данное простое письмо пересылалось с нарушением контрольного срока, нарушение составило два дня.

Просит взыскать с ответчика в его-истца пользу компенсацию морального вреда в размере 60 000 рублей и штраф 30 000 рублей.

В судебное заседание представитель ответчика АО «Почта России» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Участвовавший в судебном заседании посредством системы видео-конференц-связи ФИО1, исковые требования поддержал в заявленном размере, подтвердил изложенные в исковом заявлении обстоятельства.

Заслушав истца, исследовав представленные письменные доказательства и иные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее по тексту ФЗ «О почтовой связи») пользователями услуг почтовой связи признаются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.

Согласно ст.19 ФЗ «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются названным Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.16 ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно. Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции.

В силу ст. 14 ФЗ «О почтовой связи» к основным гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования относится, среди прочих, обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.

Согласно ч.1 ст. 34 ФЗ «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи, либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает, в том числе, за недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений.

Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 (далее по тексту Правила оказания услуг почтовой связи).

В соответствии с п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.

Согласно п.6 приказа Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции», контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:

-между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях согласно приложению № 1 к нормативам. Согласно приложению, контрольный срок определяется в календарных днях на пересечении столбца и строки, в которых указаны города федерального значения, административные центры субъектов Российской Федерации, между которыми осуществляется пересылка письменной корреспонденции;

-на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районо и городских округов 2 календарных дня;

-между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации - 2 календарных дня;

- между административным центром муниципального района, городского округа и поселениями, расположенными на территории данного муниципального района или городского округа - 3 календарных дня.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.

Согласно п.7 названного приказа нормативы, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции могут быть скорректированы оператором почтовой связи по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации при оказании услуг почтовой связи в субъектах Российской Федерации с труднодоступными населенными пунктами, в которых в силу временных периодических метеорологических или постоянных природно-климатических причин или в случае недостаточной развитости транспортной инфраструктуры отсутствует регулярное транспортное сообщение (Приложение № 2 к нормативам). В целях применения указанных нормативов труднодоступными населенными пунктами субъектов Российской Федерации являются населенные пункты, с которыми: круглогодично отсутствует возможность осуществлять чаще чем 2 раза в неделю транспортное сообщение в связи с неразвитой транспортной инфраструктурой (круглогодичная труднодоступность населенных пунктов); временно, в силу природно-климатических причин (разлив рек, ледостав, ледоход, распутица и другие), отсутствует транспортное сообщение в течение определенного периода времени (периодическая (сезонная) труднодоступность населенных пунктов).

В таких случаях частота сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции могут быть увеличены оператором почтовой связи не более чем на 21 календарный день. Оператор почтовой связи обязан информировать пользователей услугами почтовой связи об особенностях оказания услуг связи в труднодоступных населенных пунктах, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе.

Согласно таблице № 5 Приложения № 1 к приказу Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, срок доставки почтового отправления от п. Харп до Салехарда – 5 дней.

В соответствии с приложением № 2 к Приказу Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» ЯНАО относится к субъектам РФ с труднодоступными населенными пунктами, в которых в силу временных периодических метеорологических или постоянных природно-климатических причин или в случае недостаточной инфраструктуры отсутствует регулярное транспортное сообщение.

Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих факт увеличения на какой-либо срок контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции оператором почтовой связи по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации при оказании услуг почтовой связи из п. Харп ЯНАО.

Судом установлено, что 30.05.2018 отправителем – Уполномоченным по правам человека в ЯНАО (г. Салехард») отправлено получателю –ФИО1 заказное письмо № 62900723588734, которое поступило в место вручения п. Харп 08.06.2018.

31.05.2018 отправителем – ФИО1 из п, Харп отправлено получателю – УФПС ЯНАО (г. Салехард) заказное письмо № 62942013033128, которое поступило в место вручения г. Салехард 07.06.2018.

20.11.2018 отправителем – ФБУЗ «Центр гигиены и Эпидемиологии в ЯНАО» ЯНАО (г. Салехард) отправлено получателю –ФИО1 простое письмо, которое поступило в место вручения п. Харп 27.11.2018.

Таким образом контрольный срок доставки заказного письма № 62900723588734 нарушен на 4 дня, контрольный срок доставки заказного письма № 62942013033128 нарушен на 2 дня, контрольный срок доставки простого письма, направленного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе» ФИО1, нарушен на 2 дня.

Согласно письму № 3.6.11-10/411, направленному 16.11.2018 УФПС Ямало-Ненецкого автономного округа филиал ФГУП «Почта России» в адрес ФИО1 (л.д.7) в ответ на претензию ФИО1, последнему сообщают, что заказное письмо № 62900723588734 принято 30.05.2018 г. Салехард, прибыло в место вручения п. Харп 08.06.2018. Контрольный срок пересылки 5 дней, письмо шло 9 дней, нарушение 4 дня. По вопросу выплаты компенсации морального вреда за заявителем остается право обращения в судебные органы.

Согласно письму № 3.6.11-10/559, направленному 28.12.2018 УФПС Ямало-Ненецкого автономного округа филиал ФГУП «Почта России» в адрес ФИО1 (л.д.8) в ответ на претензию ФИО1, последнему сообщают, что заказное письмо № 62942013033128 от 31.05.2018 прибыло 07.06.2018 в место вручения - <...>. Контрольный срок пересылки 5 дней, РПО поступило через 7 дней, нарушение 2 дня. По вопросу выплаты компенсации морального вреда за заявителем остается право обращения в судебные органы.

Согласно письму № 3.6.11-05/1133, направленному 12.03.2019 УФПС Ямало-Ненецкого автономного округа –филиал ФГУП «Почта России» в адрес ФИО1 (л.д.7) в ответ на претензию ФИО1, последнему сообщают, что письмо от 20.11.2018 прибыло в место вручения 27.11.2018, контрольный срок пересылки из г. Салехард в п. Харп составляет 5 дней, письмо шло дней, нарушение 2 дня.

Согласно письму АО «Почта России» от 28.07.2021, ответчик не оспаривает факт нарушения контрольного срока пересылки письма № 62900723588734 на 4 дня.

Суд не соглашается с доводами УФПС Ямало-ненецкого автономного округа, изложенными в возражениях от 14.07.2021 на исковое заявление ФИО1, о том, что нарушение сроков доставки вышеперечисленны почтовых отправлений не нарушен, поскольку это противоречит более ранним письмам УФПС ЯНАО, направленным ответчиком ФИО1; при расчете контрольных сроков в письме от 14.07.2021, по мнению суда, неверно применены положения Приказа Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции».

В соответствии с преамбулой Закона «О защите прав потребителей», потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» содержится разъяснение о том, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом конкретном случае с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Поскольку факт нарушения ответчиком контрольных сроков пересылки почтовых отправлений нашел свое подтверждение, исковые требования о компенсации морального вреда являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Исходя из совокупности вышеуказанных установленных судом фактических обстоятельств, при которых истцу был причинен моральный вред, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, при которых был причинен моральный вред, оценивая степень вины ответчика, нарушившего контрольные сроки пересылки почтовых отправлений ; учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу об обоснованности денежной компенсации причиненного истицу морального вреда в размере 1000 рублей.

Доводы истца о том, что при расчете суммы компенсации морального вреда, им учтены размеры административных штрафов, предусмотренных КоАП за подобные нарушения, не имеют правового значения по делу, размер штрафов не влияет на размер денежной компенсации морального вреда по гражданскому делу. Привлечение либо непривлечение ответчика к административной ответственности не является юридически значимым обстоятельством по делу.

Пунктом 6 статьи 13 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку с ответчика акционерного общества «Почта России» в пользу истца подлежит взысканию сумма 1000 рублей, размер штрафа с данного ответчика в пользу истца составит 500 руб. в соответствие со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с акционерного общества «Почта России» в пользу ФИО1 денежную компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., штраф в сумме 5000 руб.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать

Взыскать с акционерного общества «Почта России» государственную пошлину в размере 300 руб. в доход бюджета Амурского муниципального района Хабаровского края.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения- 12.08.2021 (с учетом выходных дней).

Судья С.Н. Лошманова