ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-898/2021УИД760021-01-2021-000998-89 от 20.09.2021 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2021 года

Дело № 2-898/2021 УИД 76RS0021-01-2021-000998-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2021 года г. Тутаев Ярославской области

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Голубевой А.Е.,

при секретаре Устиновой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области «Тутаевская центральная районная больница» о возложении обязанности,

установил:

Тутаевский межрайонный прокурор Ярославской области в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБУЗ «Тутаевская ЦРБ», Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, просил обязать ответчиков обеспечить <данные изъяты> ФАП ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» медицинским оборудованием в соответствии с требованиями Стандарта оснащения фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденного приложением №14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года №543н, а именно электрокардиографом портативным 3- или 6-канальным; автоматическим дефибриллятором; щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным; одеялом с подогревом, набором для проведения коникотомии одноразовым; тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления.

Требования мотивированы тем, что в результате проведенной проверки соблюдения ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» требований законодательства в сфере охраны здоровья и жизни граждан, выявлены недостатки в оборудовании Осташевского фельдшерско-акушерского пункта, которые частично были устранены. Недостатки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, влекущие нарушения прав неопределенного круга лиц на качественную и доступную медицинскую помощь, явились поводом для обращения в суд с данным иском.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Ленский М.В. исковые требования и доводы иска поддержал в полном объеме, просил установить срок для исполнения обязанности – полтора года.

Представитель ответчика ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» по доверенности И. исковые требования признала частично, не согласившись с необходимостью оборудования ФАП электрокардиографом портативным, автоматическим дефибриллятором, указала на нецелесообразность финансовых затрат на указанное оборудование, поскольку в указанных пунктах нет соответствующих специалистов, при необходимости гражданам оказывается помощь бригадой скорой медицинской помощи либо гражданин доставляется в поликлинику, кроме того, оборудование стоимостью более 100000 руб. приобретается за счет средств бюджета Ярославской области, остальное оборудование подлежит приобретению за счет средств ОМС, не было закуплено в виду тяжелого финансового положения.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве исковые требования не признал, полагал, что департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, в полномочия и функции департамента не входит закупка и установление медицинского оборудования на территории функционально подчиненных ему государственных медицинских организаций Ярославской области.

Представитель третьего лица Департамента финансов Ярославской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что департамент не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу положений ст. 158, 169, 172 БК РФ департамент не наделен функциями в сфере здравоохранения, в связи с чем не является главным распорядителем соответствующих бюджетных средств в указанной сфере. Составление бюджета осуществляется департаментом финансов с учетом соответствующих сведений от главных распорядителей бюджетных средств. Департамент здравоохранения и формации Ярославской области не обращался в департамент финансов о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в отношении ГБУЗ «Тутаевская ЦРБ» для оснащения медицинским оборудованием Осташевского ФАПа.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

На основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медпомощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий.

В силу п. 4 ст. 10, п. 2 ч. 1 ст. 79 указанного Закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года №291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее по тексту – Положение).

В соответствии с пп. «б» п. 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи (пп. «а» п. 5 Положения).

Правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации установлены Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № 1-27 к настоящему Положению.

Стандарт оснащения фельдшерско-акушерских пунктов установлен приложением №14 к указанному Положению.

В ходе проведения прокурорской проверки Осташевского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> установлено отсутствие, в том числе, следующего оборудования: электрокардиографа портативного 3- или 6-канального; автоматического дефибриллятора; щита спинального с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачного, амагнитного; одеяла с подогревом, набора для проведения коникотомии одноразового; тонометра транспальпебрального для измерения внутриглазного давления.

В адрес ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» 18 мая 2020 года было вынесено представление об устранении нарушений закона, которое до настоящего времени в полном объеме не исполнено, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Факт отсутствия в Осташевском ФАП оборудования, указанного в исковом заявлении не оспаривается ответчиком.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается, в том числе, в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

Таким образом, Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утверждено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минздравсоцразвития России и установленные в нем нормы носят не рекомендательный, а обязательный характер для всех медицинских организаций.

Согласно Уставу ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» целью деятельности ответчика является оказание населению первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи.

В соответствии с пунктами 3.3 и 5.5 Положения о Департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства области от 20 марта 2008 года № 52, Департамент здравоохранения и фармации области осуществляет функции и полномочия учредителя, функционально подчиненных департаменту государственных предприятий и государственных учреждений Ярославской области, является главным распорядителем, распорядителем и получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором, администратором доходов областного бюджета; организует и осуществляет исполнение бюджета Ярославской области в соответствии с общими принципами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства области от 14 февраля 2013 года 114-п ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» функционально подчинено Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области.

В соответствии со ст.8 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям субъектов РФ относится составление, утверждение и исполнение бюджета РФ, установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ.

В статье 31 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип самостоятельности бюджета, в силу которого право определять нормы и направления расходования средств бюджета предоставлено органам государственной власти.

В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте финансов Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства области от 29 февраля 2008 года №36 «Об утверждении Положения о департаменте финансов Ярославской области и о признании утратившим силу постановления Администрации области от 13 июня 2007 года №188», департамент финансов является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики, по управлению государственными финансами Ярославской области.

Оценив представленные доказательства, приведенные выше положения закона, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является ГБУЗ «Тутаевская ЦРБ», поскольку именно указанный ответчик является самостоятельным юридическим лицом, ведет финансово-хозяйственную деятельность, осуществляет деятельность по оказанию медицинской помощи, в том числе в Осташевском фельдшерско-акушерском пункте, обязан обеспечить ведение деятельности в соответствии с положениями приведенного Стандарта.

Доводы о наличии Тарифного соглашения и возможности приобретения дорогостоящего оборудования только за счет средств областной субсидии не свидетельствуют о том, что у ГБУЗ «Тутаевская ЦРБ» отсутствует обязанность обеспечить ФАП указанным оборудованием. ГБУЗ «Тутаевская ЦРБ» в соответствии с приведенным соглашением вправе получать субсидии на приобретение соответствующего оборудования. Из объяснений представителя ГБУЗ «Тутаевская ЦРБ» следует, что письменной заявки на выделение бюджетных ассигнований для целей приобретения указанного оборудования в департамент не подавалось.

Срок, для исполнения обязанности по обеспечению фельдшерско-акушерского пункта соответствующим оборудованием, предложенный прокурором, является разумным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области удовлетворить частично.

Обязать ГБУЗ «Тутаевская ЦРБ» в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ФИО1 ФАП ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» медицинским оборудованием в соответствии с требованиями Стандарта оснащения фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденного приложением №14 к Положению об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012года №543н, а именно электрокардиографом портативным 3- или 6-канальным; автоматическим дефибриллятором; щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным; одеялом с подогревом, набором для проведения коникотомии одноразовым; тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления.

В удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.Е.Голубева