Дело № 2-8991/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.
при секретаре Абрамовой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 декабря 2013 года гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства юстиции РФ по Республике Коми о признании незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления от ** ** ** года о несоблюдении ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в сфере противодействия коррупции,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Министерства юстиции РФ по Республике Коми о признании незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления от ** ** ** года о несоблюдении ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с 06.09.2008г. по 29.10.2012г. она занимала должность в Управлении Минюста РФ по РК в отделе по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния. В декабре 2012г. ею успешно сдан экзамен на право прохождения стажировки у нотариуса. По результатам экзамена издано совместное решение Управления и Нотариальной Палаты РК, на основании которого Нотариальной Палатой с ней заключен трудовой договор от ** ** **. Управление непосредственно было уведомлено о ее назначении на должность , не могло не знать об этом факте. 20.05.2013г. проводилась проверка прохождения стажировки при участии представителей Нотариальной Палаты РК и главного Управления, по итогам которой составлена справка. Таким образом, Управлению было известно о ее стажировке на всех этапах ее прохождения. Уведомление Нотариальной Палаты РК о заключении с ней трудового договора было направлено в Управление 08.04.2013г. Представление о рассмотрении вопроса соблюдения ею ограничений, установленных законодательством в сфере противодействия коррупции, было направлено ... Д.С. в Комиссию только 10 июля 2013г. ** ** **. состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления, где было рассмотрено представление начальника Управления. Комиссией было принято решение о несоблюдению ею ограничений. Она занимала должность в отделе по контролю за нотариусами (ОКНАНЗ), а трудовой договор с ней заключен Нотариальной Палатой РК – некоммерческой организацией, контроль за деятельностью которой осуществляет иной отдел Управления – отдел НКО. В ее случае работодателем выступала некоммерческая организация Нотариальная Палата РК, а не нотариус. В соответствии с ее должностным регламентом, а также положением об отделе ОКНАНЗ ею осуществлялись действия и подготавливались проекты решений в отношении нотариусов Республики Коми. Принятие обязательных решений, в частности, в отношении Нотариальной Палаты РК, входит в полномочия сотрудников НКО. Нотариальная Палата РК не отвечает по обязательствам своих членов, члены Нотариальной Палаты не отвечают по обязательствам Нотариальной Палаты. Нотариальная Палата и нотариусы выступают как самостоятельные единицы. Таким образом, в должностные обязанности Управления отдела по контролю за нотариатом не входили и не могли входить функции по государственному управлению некоммерческой организацией. Считает, что в период замещения государственной службы в Управлении Минюста РФ не принимались решения и не составлялись проекты решений в отношении НКО Нотариальная Палата РК. В связи с чем, согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на замещение должности в НКО Нотариальная Палата РК в данном случае не требовалось.
В последующем истец представила заявление, в котором дополнила свои доводы в обоснование своих требований. На момент сдачи экзамена на право прохождения стажировки у нотариуса (20.12.2012г.) и впоследствии никакое служебное положение, позволяющее привести к злоупотреблению, она не занимала. Кроме того, пп. «в» п.12 Порядка вообще не мог являться основанием для рассмотрения Комиссией представления начальника Управления в отношении несоблюдения ограничений бывшим государственным гражданским служащим. Прохождение стажировки еще не говорит о получении лицензии, а лишь позволяет допустить до экзамена и не более того.
Определением суда от ** ** **. в качестве третьего лица привлечена Нотариальная Палата РК.
Истец в судебном заседании поддержала свои требования в полном объеме.
Представители ответчика в судебном заседании не согласились с требованиями истца, поддержав доводы, изложенные в отзыве.
Представители третьего лица в судебном заседании не согласились с требованиями, истца, поддержав доводы, изложенные в отзыве.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и материалы надзорного производства Прокуратуры РК по обращению ФИО1, суд приходит к следующему.
В части 1 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в пункте 3.1 статьи 17 содержит аналогичные положения, в силу которых гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
При этом указанная комиссия, оценив конкретные обстоятельства, может дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой организации либо отказать в получении такого согласия (пункты 16, 24 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821).
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).
Проверка соблюдения гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" в пункте 1 установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы:
а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821;
б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557.
Указанный перечень включает в себя 3 раздела: должности федеральной государственной гражданской службы, должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов, другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Установление таких ограничений согласуется с положением подп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции ООН против коррупции (о данном документе см. комментарий к ст. 4 Закона), предусматривающим, что меры, направленные на достижение этих целей, могут включать, среди прочего, предупреждение возникновения коллизии интересов путем установления ограничений, в надлежащих случаях и на разумный срок, в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Кроме того, в пункте 2 Указа от 18.05.2009 N 557 Президентом РФ поручено руководителям федеральных государственных органов утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Во исполнение указанной нормы Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24 августа 2009 г. N 262 утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Минюста России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Таким образом, исходя из положений вышеназванных нормативных правовых актов, согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство государственного гражданского служащего необходимо при наличии двух условий: упоминание должности служащего в перечне, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и выполнение служащим функций государственного управления организацией, в которую он планирует трудоустраиваться.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 06.09.2008г. являлась государственным гражданским служащим Управления Министерства юстиции РФ по Республике Коми и замещала должность , с 01.02.2010г. по 29.10.2012г. замещала должность
Указанные должности включены в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Минюста России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденных Минюстом России от 24.08.2009 № 262.
20 декабря 2012г. ФИО1 успешно сдала экзамен на прохождение стажировки у нотариуса, что подтверждается протоколом заседания комиссии для проведения экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности.
Совместным решением Управления Минюста России по РК и Нотариальной Палаты РК от ** ** **. № ... утвержден список руководителей стажировки, в том числе для ФИО1 Пунктом 2.2 указанного решения определено Нотариальной Палате РК заключить трудовой договор до 09.01.2013г.
09 января 2013 года между Нотариальной Палатой РК и ФИО1 был заключен трудовой договор, в соответствии с которым ФИО1 принята на должность , занимающего частной практикой сроком с 09.01.2013г. по 08.01.2014г. При этом подчиняется непосредственно руководителю стажировки – нотариусу ... Г.М.
08 апреля 2013 года Нотариальная Палата РК уведомила Управление Минюста России по РК о заключении 09.01.2013г. с ФИО1, замещавшей должность отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста России по РК, срочного трудового договора.
10 июля 2013 года начальник Управления Минюста России по РК направил в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления Минюста России по РК и урегулированию конфликта интересов Представление о рассмотрении вопроса соблюдения ФИО1, ранее замещавшей должность федеральной государственной гражданской службы в Управлении Минюста России по РК, ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.
15 июля 2013 года состоялось заседание Комиссии, на котором было принято решение о том, что ФИО1, ранее замещавшей должность федеральной государственной гражданской службы в Управлении Минюста России по РК, нарушены требования статьи 64.1 Трудового кодекса РФ, части 3.1 ст.17 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части запрета замещать на условиях трудового договора должности в Нотариальной Палате Республики Коми без согласия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления Минюста России по РК и урегулированию конфликта интересов. Рекомендовано начальнику Управления Минюста России по РК уведомить прокуратуру Республики Коми о факте нарушения законодательства о противодействии коррупции со стороны ФИО1, ранее замещавшей должность федеральной государственной гражданской службы в Управлении, для принятия мер реагирования в порядке ст.10 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; Нотариальную Палату РК о принятом на заседании Комиссии решении.
О результатах заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления Минюста России по РК и урегулированию конфликта интересов от ** ** **. Нотариальная Палата РК была уведомлена 26.07.2013г. письмом от ** ** **. № ...
Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что функции государственного (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Согласно подпункту 5 пункта 3 Положения об Управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147, одной из задач Управления является осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
В целях реализации данной задачи Управлением осуществляется ряд полномочий, предусмотренных подпунктами 49,51, 52, 54, 55 пункта 6 Положения об Управлении, в частности, выдача лицензии на право нотариальной деятельности; объявление конкурса и совместно с Нотариальной палатой образование конкурсной комиссии на замещение вакантной должности нотариуса; организация совместно с Нотариальной палатой прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса; наделение совместно с Нотариальной палатой полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой; образование совместно с Нотариальной палатой квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности.
В соответствии с Положением от отделе по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста РФ по Республике Коми, утвержденным приказом от 17.02.2011г. № 20, к полномочиям отдела в том числе относится: внесение предложений об открытии и упразднении в установленном порядке государственных нотариальных контор в Республике Коми; осуществление в установленном порядке контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей; организация работы по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности; ведение реестра выданных лицензий на право нотариальной деятельности; подготовка решения об объявлении конкурса и совместно с Нотариальной палатой Республики Коми обеспечивает образование конкурсной комиссии на замещение вакантной должности нотариуса; совместно с нотариальной палатой организует прохождение стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса: совместно с нотариальной палатой в установленном порядке подготавливает: решение о наделении нотариусов, занимающихся частной практикой, полномочиями по совершению нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство и принятии мер к охране наследственного имущества при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы, решение о наделении полномочиями, замещающего временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой, решение об образовании квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности; решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу; предложения об изменении территории деятельности нотариуса; предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе; решение об учреждении (ликвидации) должности нотариуса в Республике Коми.
Должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления предусматривает перечень обязанностей, характеризующих конкретные организационные и практические мероприятия по реализации служащим контрольных полномочий территориального органа Минюста России в сфере нотариата (пункт 10). Так, осуществляет деятельность, связанную с проведением конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, экзамены для лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса, и экзамены для лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, в том числе готовит проекты соответствующих распорядительных документов, протоколов (подпункт 8); участвует совместно с Нотариальной палатой в организации прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, в осуществлении контроля за прохождением стажировки и освоением программы стажировки (подпункт 9); готовит проекты решений, принимаемых совместно с Нотариальной палатой (подпункт 10); участвует в осуществлении контроля за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, правил нотариального делопроизводства, в том числе при проведении проверок (подпункт 11).
Таким образом, непосредственное участие государственного гражданского служащего, замещающего должность отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния в реализации Управлением полномочий с учетом их взаимосвязи с пунктом 10 должностного регламента служащего является его прямой обязанностью и подтверждает выполнение истцом в период нахождения в указанной должности функции государственного (административного) управления как в отношении Нотариальной палаты Республики Коми, так и в отношении нотариусов.
Тот факт, что, по мнению ФИО1, ее должностные обязанности в Нотариальной Палате РК и по ранее занимаемой должности в Управлении Минюста России по РК не являются идентичными, не может быть признан существенным, так как спектр вопросов разрешаемых при даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации не может ограничиваться лишь сравнением должностных обязанностей.
Доводы истца о том, что непосредственно ею не осуществлялись никакие контрольные и надзорные мероприятия в отношении Нотариальной палаты РК, суд не может принять во внимание, поскольку согласие комиссии требуется не только при непосредственном осуществлении служащим контрольных и надзорных мероприятий, но и тогда, когда осуществление таких мероприятий входило в должностные обязанности служащего.
Реализация нотариальной палатой своего публично-правового предназначения предполагает обязательность членства в ней нотариусов, занимающихся частной практикой (ч.4 ст.2, ч.1 ст.24 Основ законодательства РФ о нотариате). Последнее выступает в качестве установленного законодателем условия их профессиональной деятельности. С момента наделения в определенном законом порядке полномочиями по осуществлению частной нотариальной деятельности нотариус в силу закона становится членом соответствующей нотариальной палаты как профессионального объединения. Высшим органом нотариальной палаты является собрание ее членов. Поскольку при голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса – правом совещательного голоса (ч.1 ст.26 Основ законодательства РФ нотариате), то очевиден факт участия членов нотариальной палаты в принятии его высшим органом решений, направленных на достижение уставных целей организации. Нотариальные палаты выполняют специфические публично значимые задачи, такие как, оказание содействия в развитии частной нотариальной деятельности, в организации стажировки претендентов на должность нотариуса и т.д. (ч.2 ст.25 Основ законодательства РФ о нотариате). Основы содержат значительный перечень вопросов, разрешаемых органами юстиции и нотариальными палатами совместно, в том числе об учреждении и ликвидации должности нотариуса, определении количества должностей в нотариальном округе (ч.1 и 2 ст.12). Органы юстиции осуществляют контроль за исполнение нотариусами, занимающимися частной практикой, правил нотариального делопроизводства (ч.2 ст.9).
Как было установлено судом, перед заключением трудового договора с Нотариальной палатой Республики Коми ФИО1 согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления не получала.
Учитывая, что в должностные обязанности истца в период прохождения государственной гражданской службы входили функции государственного (административного) управления как в отношении Нотариальной палаты РК, так и в отношении нотариусов, которые составляют единую нотариальную систему, на истца распространяется ограничение, предусмотренное статье 12 Федерального закона № 273-ФЗ, в связи с чем, перед заключением трудового договора с Нотариальной палатой Республики Коми надлежало в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ обратиться в комиссию Управления по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов за согласием на замещение на условиях трудового договора в должности стажера нотариуса, чего истцом не было сделано.
Ссылка заявителя на то, что заседание Комиссии состоялось в отсутствие установленного законодательством правового основания, поскольку она уже не являлась государственным гражданским служащим, судом не может принята в силу следующего.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 12 Порядка формирования и деятельности комиссии территориального органа Минюста России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденных приказом Минюста РФ от 27.01.2011г. № 25, основанием для проведения заседания комиссии является представление начальника территориального органа Минюста России или любого члена Комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта либо осуществления в территориальном органе Минюста России мер по предупреждению коррупции. Аналогичная норма содержится в п.п. «в» п.16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010г. № 821.
Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (подпункты "а", "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ).
Согласно п.6 ст.3 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Следовательно, профилактика коррупционных рисков, осуществляемая в государственных органах (их территориальных органах), включает в себя в том числе и работу этих органов по установлению фактов соблюдения (несоблюдения) лицами, занимавшими должности государственной гражданской службы, ограничений, предусмотренных законодательством в сфере противодействия коррупции.
Федеральным законом № 273-ФЗ к числу субъектов, на которых распространяются ограничения и запреты, связанные с предотвращением возникновения коррупционных рисков, отнесены лица, замещавшие должность государственной гражданской службы (статья 12 Закона).
Как пояснил ответчик в ходе рассмотрения дела, основанием для заседания Комиссии послужило представление начальника Управления, касающееся осуществления в территориальном органе Минюста России мер по предупреждению коррупции, а не обеспечение соблюдения государственным гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, как утверждает истец.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения заседании Комиссии, явилось представление начальника Управления от 10.07.2013г., в котором он просил рассмотреть имеющиеся материалы и дать правовую оценку действиям (бездействию) ФИО1, ранее замещавшей должность федеральной государственной гражданской службы, на предмет соблюдения ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.
Учитывая, что ФИО1 после увольнения с гражданской службы относится к числу лиц, на которых распространяются ограничения и запреты, связанные с предотвращением возникновения коррупционных рисков, а начальник Управления Минюста РФ по Республике Коми в рамках полномочий инициировал мероприятие по предупреждению коррупционных рисков в территориальном органе Минюста России, что предусмотрено п.п. «в» а.12 Порядка, у Комиссии были все основания для проведения заседания.
При этом согласно 14 Порядка заседание Комиссии проводится в присутствии государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
Таким образом, при рассмотрении заявления лица ранее замещавшего в государственном органе должность государственной службы о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, его обязательное участие не предусматривается.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Управления от ** ** ** года о нарушении ФИО1, ранее замещавшей должность федеральной государственной гражданской службы в Управлении Минюста России по РК, требований статьи 64.1 Трудового кодекса РФ, части 3.1 ст.17 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части запрета замещать на условиях трудового договора должности в Нотариальной Палате Республики Коми без согласия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления Минюста России по РК и урегулированию конфликта интересов, является законным и оснований для отмены указанного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Министерства юстиции РФ по Республике Коми о признании незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления от ** ** ** года о несоблюдении ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в сфере противодействия коррупции оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решение суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.А.Батова