ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-89/20 от 03.02.2020 Промышленного районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2-89/20

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

3 февраля 2020 года г. Владикавказ

Промышленный районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания в составе:

Председательствующего судьи Дзусова А.К.,

при секретаре Хузмиевой Н.А.,

с участием: истца ФИО3,

представителя истца ФИО1, действующего по доверенности № <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания ФИО2, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания об оспаривании заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания об оспаривании заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда.

В судебном заседании истец ФИО3 поддержал исковые требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель истца ФИО1 также поддержал исковые требования и пояснил, что с 1991 года по 2019 год ФИО3 проходил службу в органах внутренних дел, с ноября 2015 года состоял в должности младшего специалиста (по вооружению) группы тылового обеспечения ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания. На основании пункта 7 заключения служебной проверки, утверждённой ДД.ММ.ГГГГ начальником ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания, согласно пункту 4 приказа ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ л/с на ФИО3 наложено дисциплинарное взыскание выговор за нарушение требований пункта 14 должностной инструкции, выразившееся в отсутствии контроля за ведением книги выдачии приема вооружения и боеприпасов формы , и за нарушение пункта 111 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в не произведении первичной записи в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов формы и последующих записей при изменениях в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов.Согласно пункту 14 должностной инструкции, ответчик возложил на ФИО3 обязанность контролировать приём-выдачу оружия, боеприпасов, средств, СИБ и САО дежурной частью и ведение документации (Ф-5). Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел РФ. Согласно пункту 3 Инструкции, в целях обеспечения надежной сохранности вооружения и боеприпасов руководитель органа внутренних дел, подразделения обязан осуществлять контроль за организацией охраны, учета, хранения, выдачи и использования, исключающий возможность утраты, хищения или порчи вооружения и боеприпасов. Следовательно, контроль за организацией учёта вооружения и боеприпасов обязан осуществлять руководитель органа внутренних дел, а не специалист по вооружению.

Согласно пункту 111 Инструкции, учет вооружения и боеприпасов, находящихся в комнате для хранения оружия дежурной части органа внутренних дел, учреждения, подразделения, ведется в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов согласно части II формы (приложение Инструкции), в которой первичная запись и последующие изменения, включая описи шкафов, должны производиться специалистом по вооружению и заверяться его подписью. Книга выдачи и приема вооружения и боеприпасов согласно форме (приложение к Инструкции) предназначена для ведения учета выдачи вооружения и боеприпасов во временное пользование и осуществления контроля за их возвращением. При выдаче оружия и боеприпасов сотруднику для несения службы, выполнения оперативно-служебных задач и занятий оперативный дежурный записывает в часть I книги выдачи (приема) звание, фамилию и инициалы сотрудника, серию, номер оружия, наименования и количество боеприпасов и расписывается за их прием. Сотрудник, получивший оружие и боеприпасы для несения службы, выполнения служебно-боевых задач и занятий в части I книги выдачи (приема) удостоверяет его получение путем проставления подписи напротив своих звания, фамилии и инициалов. Согласно пункту 115 Инструкции, ежедневно при докладе оперативными дежурными о приеме (сдаче) дежурства руководству органа внутренних дел, учреждения, подразделения представляется книга выдачи и приема вооружения и боеприпасов с целью осуществления контроля за правильностью ведения учета вооружения и боеприпасов оперативными дежурными. Правильность ведения книги выдачи (приема) удостоверяется руководителем органа внутренних дел, учреждения, подразделения путем проставления в разделе 22 части II книги выдачи (приема) своей подписи. Следовательно, по мнению представителя истца, на специалиста по вооружению возлагается лишь обязанность внесения первичной записи и последующих изменений в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов согласно части II формы N 5, а не обязанность контролировать ведение указанной книги.

При этом, книга выдачи и приёма вооружения и боеприпасов формы является служебным документом ежедневного пользования в дежурной части ОМВД России по <адрес> РСО-Алания, обязанность ведения которой возложена на оперативного дежурного дежурной части, непосредственным начальником которого является начальник дежурной части органа внутренних дел, что также подтвердили в суде свидетели – начальник дежурной части ФИО4 и оперативный дежурный ФИО5, а ежедневный контроль за ведением данной книги возложен на руководителя органа внутренних дел, а не на специалиста по вооружению.По мнению представителя истца, в нарушение пункта 115 Инструкции, утверждённой приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик возложил одну и ту же обязанность (контроль ведения книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов формы N5) на двух должностных лиц (начальника дежурной части ФИО4 и младшего инспектора по вооружению ФИО3), несмотря на то, что согласно пункту 115 Инструкции, утверждённой приказом МВД России от 12 января 2009 года N 13, эта обязанность возложена на руководителя органа внутренних дел, а указанная книга находится в ежедневном пользовании дежурной части.В рамках исполнения обязанности руководителя органа внутренних дел по осуществлению контроля за организацией охраны, учета, хранения, выдачи и использования, исключающий возможность утраты, хищения или порчи вооружения и боеприпасов, предусмотренной пунктом 3 Инструкции, начальником ОМВД России по <адрес> РСО-АланияФИО6 утверждены:ДД.ММ.ГГГГ– должностная инструкция (должностной регламент) младшего специалиста (по вооружению) группы тылового обеспечения Тыла ОМВД России по <адрес> РСО-АланияФИО3, согласно пункту 14 которой младший специалист по вооружению обязан контролировать приём-выдачу оружия, боеприпасов, средств СИБ и САО дежурной частью и ведение документации (Ф-5), о выявленных нарушениях рапортом докладывать начальнику ОМВД; ДД.ММ.ГГГГ– должностная инструкция (должностной регламент) начальника дежурной части ОМВД России по <адрес> РСО-Алания ФИО4, согласно пункту 19 которой начальник дежурной части обязан в соответствии с требованиями приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГдсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации» осуществлять контроль за правильностью ведения журналов и другой служебной документации, в том числе вэлектроном виде.По мнению представителя истца, из смысла пункта 14 должностной инструкции младшего специалиста по вооружению группы тылового обеспечения ОМВД России по <адрес> РСО-АланияФИО3 следует, что он обязан был контролировать приём-выдачу оружия, боеприпасов, средств, СИБ и САО дежурной частью и ведение документации (Ф-5) лишь при закреплении оружия за принятым на службу сотрудником либо переведённым из другого органа внутренних дел.Тогда как ежедневный контроль за ведением книги учёта вооружения должны осуществлять начальник ОМВД и начальник дежурной части при смене дежурных нарядов полиции. Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Для ФИО3 была установлена пятидневная служебная неделя с предоставлением двух выходных дней – в субботу и воскресенье. Данное обстоятельство, по мнению представителя истца, также не позволяло ФИО3,в отличие от начальника ОМВД, осуществлять ежедневный контроль за ведением книги, находящейся в ежедневном пользовании оперативного дежурного и начальника дежурной части ОМВД.

Согласно заключению служебной проверки и приказу о наказании, ответчик вменил ФИО3 в вину нарушение пункта 111 Инструкции, утверждённой приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в не произведении первичной записи в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов формы и последующих записей при изменениях книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов.В обоснование этого ответчик сослался на объяснение начальника дежурной части ОМВД России по <адрес> РСО-Алания ФИО4 о том, что он завёл новую книгу выдачи и приема вооружения и боеприпасов и передал её для ведения оперативным дежурным. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, якобы, дал указание оперативному дежурному ФИО5 поставить в известность ФИО3 о заведенной книге для произведения первичной записи. Позже ФИО4 стало известно, что ФИО3, якобы, отказался произвести первичную запись, сославшись на то, что не умеет и не знает, что писать. Первичную запись вынужден был произвести оперативный дежурный ФИО7 Согласно книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов последующие изменения также вносили оперативные дежурные, ФИО3 в книге записи об изменениях не производил, его подписью не заверялись, с января 2019 г. в книге ФИО3 произвел только одну запись ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик также сослался в заключении служебной проверки на объяснение оперативного дежурного ФИО5 о том, что книгу выдачи и приема вооружения и боеприпасов формы в декабре 2018 года завел начальник дежурной части ФИО4, по указанию которого ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, якобы, предложил ФИО3 произвести первичную запись во вновь заведенной книге, на что ФИО3 ответил, что не умеет и не знает, что писать, пояснил, что они оперативные дежурные и сами умеют вести эту книгу, и чтобы произвели первичную запись. На разъяснение ФИО5 о том, что согласно приказу МВД России , первичную запись должен производить специалист по вооружению, ФИО3, якобы, опять ответил, что не умеет, никаких изменений также нет, и чтобы произвели запись сами по старым записям. Первичную запись ДД.ММ.ГГГГ вынужден был произвести ФИО7 Ответчик сослался в заключении служебной проверки на аналогичные объяснения других оперативных дежурных.Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» руководителем (начальником) в органах внутренних дел является (в том числе) руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) подразделения, организации или службы (далее - подразделение) и его заместитель, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, одним из принципов службы в органах внутренних дел является единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел.Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1377 утверждён Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации, согласно подпункту «г» пункта 5 которого, сотрудник обязан соблюдать субординацию. Согласно пункту 3 должностной инструкции ФИО3, младший специалист по вооружению находится в непосредственном подчини заместителя начальника ОМВД, и в прямом подчинении начальника ОМВД и вышестоящего руководства МВД по РСО-Алания. Согласно пункту 4 должностной инструкции ФИО4, начальник дежурной части находится в непосредственном подчинении заместителя начальника полиции, и в прямом подчинении заместителя начальника ОМВД – начальника полиции ОМВД, начальника ОМВД, а также вышестоящего руководства МВД по РСО-Алания.Таким образом, по мнению представителя истца, ФИО4 не был наделён полномочием передавать через своего подчинённого оперативного дежурного ФИО5 указание инспектору по вооружению ФИО3 вносить первичную запись в книгу выдачи и приема вооружения и боеприпасов согласно форме N 5. По мнению представителя истца, когда ФИО4 завёл новую книгу, то он, в порядке соблюдения субординации, должен был доложить о необходимости внести первичную запись в книгу своему непосредственному руководителю – заместителю начальника полиции, который в свою очередь, должен доложить об этом заместителю начальника ОМВД, в чьём непосредственном подчинении находился младший специалист по вооружению ФИО3 На вопрос представителя истца к свидетелям ФИО4 и ФИО5, чем подтверждаются их доводы, свидетель ФИО4 ответил, что он устно поручил ФИО5, а ФИО5 ответил, что он устно сообщил о поручении ФИО4 ФИО3 Однако, в судебном заседании ФИО3 опроверг доводы свидетелей ФИО4 и ФИО5 о том, что ФИО5 устно сообщил ему о необходимости внесения первичной записи в книгу учёта вооружения. Представитель истца полагал, что в ходе служебной проверки ФИО4 и ФИО7 дали пояснения в этой части с целью избежать дисциплинарной ответственности за самовольное внесение первичной записи в книгу учёта вооружения, либо уменьшить тяжесть совершённого проступка, возложив, тем самым, часть своей вины на специалиста по вооружению, а ФИО5 дал в ходе служебной проверки пояснение в этой части в угоду своему непосредственному руководителю ФИО4 Поэтому, полагал, что показания в суде свидетелей ФИО4 и ФИО5 в этой части следует оценивать критически. Нет вины ФИО3 в том, что первичную запись в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов формы №5 внёс оперативный дежурный ФИО7, не имевший на то полномочий, т.к. ФИО3 никто не уведомлял о том, что в дежурной части заведена новая книга, а начальник ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания ФИО6 входе ежедневных докладов ему оперативными дежурными и представлении ему книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов с целью осуществления контроля за правильностью ведения учета вооружения и боеприпасов оперативными дежурными, не обратил внимания на необходимость заведения новой книги и внесении первичной записи, о чём руководство не дало ФИО3 никаких указаний. ФИО3 не совершал вменённый ему ответчиком в вину дисциплинарный проступок, поэтому ответчик незаконно наложил на него дисциплинарное взыскание. Своими неправомерными действиями ответчик причинил ФИО3 моральный вред в виде нравственных страданий от того, что незаконно наложили на него дисциплинарное взыскание. Просил суд удовлетворить исковые требования ФИО3

Представитель ответчика ОМВД России по <адрес> РСО-Алания ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО3 не признала и пояснила, что Отделом проведена служебная проверка по рапорту старшего инспектора ООВ ООТО Тыла МВД по РСО-Алания ФИО10, в ходе которой было установлено, что младший специалист (по вооружению) группы тылового обеспечения Отдела ФИО3, в нарушение пункта 14 должностного регламента, не проконтролировал ведение книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов (формы ), а также пункта 111 Инструкции по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, не произвел первичную запись в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов (формы ) и последующие записи при изменениях. Служебная проверка в отношении истца проведена в полном соответствии со статьей 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ и Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках служебной проверки у ФИО3 были отобраны объяснения, в которых он пояснил, что ему сообщили, что заведена новая книга по вооружению и предлагали произвести первичную запись в ней, что им не было сделано, назвать причину не смог, в связи с тяжелым морально-психологическим состоянием в период с декабря 2018года по январь 2019года. Пояснил, что в дальнейшем он также не контролировал ведение книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов, в связи со сложным физическим и морально-психологическим состоянием. О том, что оперативные дежурные ДЧ ОМВД производили ошибочные записи в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов он не выявил и не доложил начальнику ОМВД. Также, при изменении количества вооружения не производил запись в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов и не заверял своей подписью, в связи со сложным физическим и морально-психологическим состоянием. Указала, что приказы и инструкции, регламентирующие деятельность младшего специалиста по вооружению, им не усваиваются с 2015 года по настоящее время, что является не возможным исполнение своих должностных обязанностей. Объяснения, данные ФИО3 в ходе служебной проверки были подтверждены оперативными дежурными ДЧ Отдела и начальником ДЧ ОМВД. Согласно пунктам 13-14 должностной инструкции младшего специалиста по вооружению ГТО Отдела ФИО3 обязан был: вести учет оружия, боеприпасов, средств СИБ и САО, заполнять отчетную документацию в соответствии с действующим законодательством, контролировать эти вопросы в ОМВД; контролировать прием-выдачу оружия, боеприпасов, средств СИБ и САО дежурной частью и ведение документации (Ф-5), о выявленных нарушениях рапортом докладывать начальнику ОМВД.Согласно пункту 32.3 должностной инструкции ФИО3 должен был контролировать осмотр и просчет вооружения и боеприпасов при смене оперативных дежурных, при приеме материально ответственных лиц.С должностной инструкцией младшего специалиста по вооружению ГТО ФИО3 был ознакомлен под роспись.В соответствии с пунктом 69 Инструкции учет вооружения и боеприпасов должен отражать их наличие, обеспеченность, движение, качественное (техническое) состояние и местонахождение на каждый день, обеспечение контроля за их сохранностью, законностью расходования (использования), а также своевременное представление установленной отчетности в ОУМТС МВД России.

Согласно пункту 73.1 Инструкции сотрудники, непосредственно ведущие учет, отвечают за законность и правильность оформления всех учетных документов.

Согласно пункту 111 Инструкции учет вооружения и боеприпасов, находящихся в комнате для хранения оружия подразделения центрального аппарата МВД России, ОПБ МВД России, БСТМ МВД России, дежурной части территориального органа, учреждения, подразделения, ведется в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов согласно части II формы N 5 (приложение N 12 к настоящей Инструкции), в которой первичная запись и последующие изменения, включая описи шкафов, должны производиться специалистом повооружению (ответственным за хранение вооружения и боеприпасов) и заверяться его подписью.Книга выдачи и приема вооружения и боеприпасов согласно форме N 5 предназначена для ведения учета выдачи вооружения и боеприпасов во временное пользование и осуществления контроля за их возвращением.

Из системного понимания вышеприведенных норм закона следует, что ФИО3 как сотрудник, на которого возложены обязанности по учету вооружения и боеприпасов должен был контролировать ведение книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов согласно форме N 5, т.к. она предназначена для ведения учета выдачи вооружения и боеприпасов и ФИО3 отвечал за законность и правильность ее оформления. Таким образом, по мнению представителя ответчика, доводы истца в исковом заявлении относительно незаконности возложения на него обязанности по контролю за ведением книги Ф-5, не предложения ему произвести первичную запись в книге приема-выдачи формы Ф-5, не соответствуют действительности и несостоятельны.Истец был привлечен к дисциплинарной ответственности на законных основаниях и с соблюдением установленной процедуры.В заключении служебной проверки подробно изложены обстоятельства совершенного истцом дисциплинарного проступка, выводы служебной проверки основаны на собранных в процессе ее проведения доказательствах. Доказательств, опровергающих выводы служебной проверки, истцом в ходе рассмотрения дела суду не представлено. Просила суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Выслушав стороны, представителей, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требований ФИО3 частично подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону.

В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ «О полиции», сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией).

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику.

В соответствии пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», одним из принципов службы в органах внутренних дел является единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении следующих положений:

- сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по специальному званию (пункт 2);

- обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону (пункт 3);

- сотрудник органов внутренних дел не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел (далее - контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности (пункт 5).

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, за нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 - 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения, предусмотренных пунктами 1 - 6 и 9 части 1, частями 2 и 3 статьи 48 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1377 утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 которой служебная дисциплина в органах внутренних дел - соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, настоящим Уставом, контрактом, а также приказами и распоряжениями Министра внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных сотруднику прав.

В соответствии с пунктом 4 Дисциплинарного устава, служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается в том числе:

- личной ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей (подпункт «а»);

- соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел (подразделения), условий заключенного с сотрудником контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, правил ношения форменной одежды (подпункт «б»);

- неукоснительным исполнением сотрудником приказов и распоряжений руководителя (начальника), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральным законам (подпункт «в»);

- воспитанием сотрудников, формированием у них высоких личных и деловых качеств, сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей (подпункт «е»);

- ответственностью руководителя (начальника) за состояние служебной дисциплины среди подчиненных (подпункт «ж»;

- осуществлением повседневного контроля со стороны прямых и непосредственных руководителей (начальников) за выполнением подчиненными служебных обязанностей (подпункт «з»;

- обоснованным применением руководителями (начальниками) в отношении подчиненных мер поощрения и дисциплинарных взысканий (подпункт «и»);

В соответствии с пунктом 5 Дисциплинарного устава, сотрудник обязан:

- знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав (подпункт «а»);

- выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам (подпункт «б»);

- соблюдать субординацию (подпункт «г»);

- содействовать руководителю (начальнику) в поддержании служебной дисциплины (подпункт «е»);

В соответствии с пунктом 6 Дисциплинарного устава, сотрудники, старшие по подчиненности, во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими служебной дисциплины, требований, предъявляемых к служебному поведению, правил ношения форменной одежды.

В соответствии с пунктом 7 Дисциплинарного устава, в целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан:

- обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины (подпункт «а»);

- четко отдавать приказы и распоряжения подчиненным, проверять точность и своевременность их исполнения (подпункт «б»);

- подавать личный пример дисциплинированности, образцового выполнения служебных обязанностей (подпункт «к»);

- принимать меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также причин и условий их совершения (подпункт «л»).

В соответствии с пунктом 9 Дисциплинарного устава, руководитель (начальник) несет персональную ответственность за поддержание служебной дисциплины во вверенном ему органе внутренних дел (подразделении).

В соответствии с пунктом 10 Дисциплинарного устава, приказ руководителя (начальника) - служебное требование руководителя (начальника), обращенное к подчиненным сотрудникам, об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения.

В соответствии с пунктом 13 Дисциплинарного устава, приказ может быть отдан в письменной или устной форме, в том числе посредством использования технических средств связи, одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым руководителем (начальником) на правах единоначалия.

В соответствии с пунктом 14 Дисциплинарного устава, прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником).

В соответствии с пунктом 15 Дисциплинарного устава, отдавая приказ, руководитель (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

В соответствии с пунктом 17 Дисциплинарного устава, руководитель (начальник), перед тем как отдать приказ, обязан всесторонне оценить обстановку и принять меры по обеспечению его исполнения.

В соответствии с пунктом 18 Дисциплинарного устава, приказы отдаются в порядке подчиненности. При необходимости прямой руководитель (начальник) может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного руководителя (начальника). В таком случае прямой руководитель (начальник) сообщает об этом непосредственному руководителю (начальнику) подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении этого приказа своему непосредственному руководителю (начальнику).

В соответствии с пунктом 37 Дисциплинарного устава, основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является нарушение им служебной дисциплины, если иное не предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 39 Дисциплинарного устава, сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина.

В соответствии с пунктом 45 Дисциплинарного устава, при совместном нарушении служебной дисциплины несколькими сотрудниками дисциплинарные взыскания налагаются на каждого сотрудника в отдельности и только за совершенное им нарушение.

Судом установлено, что с 1991 года по 2019 год ФИО3 проходил службу в органах внутренних дел РСО-Алания, в том числе с ноября 2015 года состоял в должности младшего специалиста (по вооружению) группы тылового обеспечения ОМВД России по <адрес> РСО-Алания.

ДД.ММ.ГГГГ начальником ОМВД России по <адрес> РСО-Алания утверждено заключение служебной проверки, согласно пункту 7 которого младшему специалисту (по вооружению) группы тылового обеспечения ОМВД России по <адрес> РСО-Алания ФИО3 вменено в вину нарушение служебной дисциплины – нарушение требований пункта 14 должностной инструкции, выразившееся в отсутствии контроля за ведением книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов формы , а также нарушение пункта 111 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в не произведении первичной записи в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов формы и последующих записей при изменениях в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов. Пунктом «а»приказа ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания от 20 апреля 2019 года № 82 л/с на ФИО3 наложено дисциплинарное взыскание выговор.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Инструкции, в целях обеспечения надежной сохранности вооружения и боеприпасов руководитель органа внутренних дел, подразделения обязан осуществлять контроль за организацией охраны, учета, хранения, выдачи и использования, исключающий возможность утраты, хищения или порчи вооружения и боеприпасов.

В соответствии с пунктом 6 Инструкции, начальник дежурной части органа внутренних дел,учреждения, подразделения, заместитель начальника образовательногоучреждения по служебно-боевой подготовке при организациисохранности вооружения и боеприпасов, находящихся в комнатах дляхранения оружия на ответственном хранении оперативных дежурных органов внутренних дел, учреждений, подразделений руководствуются нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.

В соответствии с пунктом 67 Инструкции, прием вооружения и боеприпасов, сданного на временное хранение, отражается оперативным дежурным органа внутренних дел, учреждения, подразделения в разделе "Б" части I книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов согласно форме (приложение к Инструкции).

В пункте87Инструкции перечислены формы учетных документов, всоответствии с которыми осуществляется учет вооружения и боеприпасов, в соответствии подпунктом 87.3.2. пункта 87.3. которого у оперативного дежурного пооргану внутренних дел, учреждению, подразделению ведётся книга выдачи и приема вооружения и боеприпасов - согласно форме (приложение к Инструкции).

В соответствии с первым абзацем пункта 109 Инструкции, вооружение и боеприпасы, находящиеся в органе внутреннихдел, подразделении, должны учитываться по книге учета изакрепления вооружения и боеприпасов подразделения согласноформе (приложение к Инструкции).

В соответствии с первым абзацем пункта 110 Инструкции, впервые назначенным надолжности в органе внутренних дел, учреждении, подразделении сотрудникам вооружение и боеприпасыдолжны выдаваться в подразделениях специалистом по вооружению подрасписку в книге учета и закрепления вооружения и боеприпасовсогласно части II формы (приложение к Инструкции) сдальнейшим выставлением в комнате для хранения оружия дежурной части органа внутренних дел, учреждения, подразделения.

В соответствии со вторым абзацем пункта 110 Инструкции, одновременно с оружиемличному составу выдается карточка-заместитель согласно форме (приложение к Инструкции).

В соответствии с третьим абзацем пункта 110 Инструкции, при увольнении (перемещении по службе в другой органвнутренних дел, учреждение, подразделение) прием оружия от уволенного (перемещенного) сотрудника должен производитьсяспециалистом по вооружению и заверяться его подписью в книге учета и закрепления вооружения и боеприпасов согласно части II формы (приложение к Инструкции).

В соответствии с первым абзацем пункта111 Инструкции,учет вооружения и боеприпасов, находящихся в комнате дляхранения оружия дежурной части органа внутренних дел, учреждения, подразделения, ведется в книге выдачи и приема вооружения ибоеприпасов согласно части II формы (приложение к Инструкции), в которой первичная запись и последующиеизменения, включая описи шкафов, должны производиться специалистомпо вооружению и заверяться его подписью.

В соответствии со втором абзацем пункта 111 Инструкции, книга выдачи и приема вооружения и боеприпасов согласноформе (приложение к Инструкции)предназначена для ведения учета выдачи вооружения и боеприпасов вовременное пользование и осуществления контроля за их возвращением.

В соответствии с третьим абзацем пункта 111 Инструкции, при выдаче оружия и боеприпасов сотруднику для несенияслужбы, выполнения оперативно-служебных задач и занятийоперативный дежурный записывает в часть I книги выдачи (приема) звание, фамилиюи инициалы сотрудника, серию, номер оружия,наименования и количество боеприпасов и расписывается за их прием.

В соответствии с четвёртым абзацем пункта 111 Инструкции, сотрудник, получивший оружие и боеприпасы для несения службы, выполнения служебно-боевых задач и занятий в части I книги выдачи (приема) удостоверяет его получение путем проставления подписинапротив своих звания, фамилии и инициалов.

В соответствии с первым абзацем пункта 114 Инструкции, прием (сдача) вооружения и боеприпасов при смене оперативных дежурных органа внутренних дел, учреждения, подразделения производится поштучно, с проверкой его технического состояния, номеров и комплектности. При этом количество оружия и боеприпасов проверяется на соответствие описям вооружения ибоеприпасов, хранящегося в металлических шкафах, пирамидах, аполученные количественные данные сверяются с частью II книги выдачи (приема).

В соответствии со вторым абзацем пункта 114 Инструкции, количество вооружения и боеприпасов указывается в части II книги выдачи (приема). При этом оперативные дежурные органа внутренних дел, учреждения, подразделения напротив проверенного и сверенного с учетными документами количества вооружения и боеприпасов расписываются об их приеме (сдаче).

В соответствии с первым абзацем пункта115 Инструкции, ежедневно при докладе оперативными дежурными о приеме (сдаче) дежурства руководству органа внутренних дел, учреждения, подразделения представляется книга выдачи и приема вооружения и боеприпасов с целью осуществления контроля за правильностью ведения учета вооружения и боеприпасов оперативными дежурными.

В соответствии со вторым абзацем пункта 115 Инструкции, правильность ведения книги выдачи (приема) удостоверяется руководителем органа внутренних дел, учреждения, подразделения путем проставления в разделе 22 части II книги выдачи (приема) своей подписи.

В соответствии с пунктом 236 Инструкции, оперативные дежурные и специалисты по вооружению, атакже соответствующие должностные лица органов внутренних дел, учреждений и подразделений, в которых предусматриваются обязанности этих лиц (материально ответственных лиц) по приему, выдаче, обеспечению сохранности вооружения и боеприпасов, должны иметь инструкции, разработанные начальниками дежурных частей и подразделений вооружения, утвержденные руководителем органавнутренних дел, учреждения, подразделения, в которых должны быть предусмотрены действия, в том числе по ведению книги выдачи и приема вооружения и боеприпасовсогласно форме N 5 (приложение к Инструкции) (подпункт 236.3.).

Таким образом, Инструкцией предусмотрены отдельные книги:

- книга учета и закрепления вооружения и боеприпасов подразделения согласноформе (приложение к Инструкции), в которой учитываться вооружение и боеприпасы, находящиеся в органе внутреннихдел, выданное специалистом по вооружению сотрудникам, впервые назначенным надолжности в органе внутренних дел, учреждении, подразделении, а также вооружение и боеприпасы полученные специалистом по вооружению от уволенного (перемещенного) сотрудника;

- книга выдачи и приема вооружения и боеприпасов согласно форме (приложение к Инструкции), предназначенная для ведения учета выдачи вооружения и боеприпасов вовременное пользование и осуществления контроля за их возвращением, в которой отражается прием вооружения и боеприпасов, сданного на временное хранениев комнате для храненияоружия дежурной части, и которая ведётся оперативным дежурным пооргану внутренних дел, учреждению, подразделению (далее –«книга выдачи (приема)»).

ДД.ММ.ГГГГ начальником ОМВД России по <адрес> РСО-А ФИО6 утверждён должностной регламент (должностная инструкция) младшего специалиста (по вооружению) группы тылового обеспечения Тыла ОМВД России по <адрес> РСО-Алания ФИО3, в соответствии с которым:

- ему был установлен нормированный рабочий день (пункт 4);

-обязан был контролировать приём-выдачу оружия, боеприпасов, средств СИБ и САО дежурной частью и ведение документации (Ф-5), о выявленных нарушениях рапортом докладывать начальнику ОМВД (пункт14).

ДД.ММ.ГГГГ начальником ОМВД России по <адрес> РСО-А ФИО6 утверждёндолжностной регламент (должностная инструкция) начальника дежурной части ОМВД России по <адрес> РСО-Алания ФИО4, в соответствии с которым:

- ему установлен ненормированный служебный день (пункт 3),

- обязан принимать в установленном пороке меры для надлежащего обеспечения дежурной части служебной документацией вооружением и боеприпасами, специальными средствами, оперативной и криминалистической техникой, средствами связи, автотранспортом и другим имуществом согласно штатной и табельной положенности, контролировать правильность и целесообразность их использования, а также порядок хранения (пункт 18);

- обязан в соответствии с требованиями приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГдсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации» осуществлять контроль за правильностью ведения журналов и другой служебной документации, в том числе в электроном виде (пункт 19);

- осуществляет контроль за деятельностью дежурной части и несёт персональную ответственность за успешное решение задач, возложенных на дежурную часть.

Из анализа норм Инструкции, утверждённой приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 13, должностных регламентов (должностных инструкций) начальника дежурной части К.М.МБ., младшего специалиста (по вооружению) ФИО3, следует, что обязанности поведению книги выдачи и приема вооружения и боеприпасовсогласно форме N 5и контролю за правильностью его ведения в ОМВД России по <адрес> РСО-Алания разграничены между должностными лицами в зависимости от их компетенции:

- книга выдачи (приема) ведётся у оперативного дежурного (подпункт 87.3.2. пункта 87.3. пункта87 Инструкции);

- оперативный дежурныйотражает прием вооружения и боеприпасов, сданного на временное хранение, в разделе "Б" части I книги выдачи (приема)(пункт 67 Инструкции);

- оперативный дежурный, при выдаче оружия и боеприпасов сотруднику для несенияслужбы, выполнения оперативно-служебных задач и занятий, записывает в часть I книги выдачи (приема) звание, фамилиюи инициалы сотрудника, серию, номер оружия,наименования и количество боеприпасов и расписывается за их прием (третий абзац пункта 111 Инструкции);

- сотрудник, получивший оружие и боеприпасы для несения службы, выполнения служебно-боевых задач и занятий в части I книги выдачи(приема) удостоверяет его получение путем проставления подписинапротив своих звания, фамилии и инициалов (четвёртый абзац пункта 111 Инструкции);

- при сменеоперативных дежурных прием (сдача) вооружения и боеприпасов производится поштучно, с проверкой его техническогосостояния, номеров и комплектности; при этом количество оружия ибоеприпасов проверяется на соответствие описям вооружения и боеприпасов, хранящегося в металлических шкафах, пирамидах, а полученные количественные данные сверяются с частью IIкнигивыдачи (приема) (первый абзаце пункта 114 Инструкции);

-количество вооружения и боеприпасов указывается в части IIкниги выдачи (приема); при этом оперативныедежурные напротив проверенного и сверенного с учетными документами количества вооружения ибоеприпасов расписываются об их приеме (сдаче) (второй абзац пункта 114 Инструкции);

- оперативными дежурными ежедневно при докладе руководству о приеме (сдаче) дежурства представляется книга выдачи (приема) с целью осуществления контроля за правильностью ведения учета вооружения и боеприпасов оперативными дежурными (первый абзац пункта 115 Инструкции);

- руководитель органа внутренних дел удостоверяетправильность ведения книги выдачи (приема) путем проставления в разделе 22 части II книги выдачи (приема) своей подписи (второй абзац пункта 115 Инструкции);

- специалистомпо вооружению в книге выдачи (приема) должны производитьсяпервичная запись и последующиеизменения, включая описи шкафов, и заверяться его подписью (первый абзац пункта 111 Инструкции);

- оперативные дежурные и специалисты по вооружению, атакже соответствующие должностные лица органов внутренних дел, учреждений иподразделений, в которых предусматриваютсяобязанности этих лиц (материально ответственных лиц) по приему,выдаче, обеспечению сохранности вооружения и боеприпасов, должныиметь инструкции, разработанные начальниками дежурных частей и подразделений вооружения, утвержденные руководителем органавнутренних дел, учреждения, подразделения, в которых должны быть предусмотрены действия, в том числе по ведению книги выдачи (приема)(пункт 236.3. пункта 236 Инструкции).

Поэтому, суд полагает необоснованным довод истца и его представителя о том, что в нарушение пункта 115 Инструкции, утверждённой приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик возложил одну и ту же обязанность (контроль ведения книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов формы N5) на двух должностных лиц (начальника дежурной части ФИО4 и младшего инспектора по вооружению ФИО3).

Вместе с тем суд полагает необоснованным довод представителя ответчика о том, что контроль за правильностью ведения книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов формы № обязан был осуществлять исключительно младший специалист (по вооружению) ФИО3 Вопреки доводу представителя ответчика, на специалиста по вооружению возлагается лишь обязанность внесения первичной записи и последующих изменений в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов согласно части II формы .

Обязанность ежедневного контроля за правильностью ведения книги выдачи и приёма вооружения и боеприпасов формы , являющейся служебным документом ежедневного пользования в дежурной части ОМВД России по <адрес> РСО-Алания, возложена на начальника ОМВД России по <адрес> РСО-Алания ФИО6 (пункт 115 Инструкции, утверждённой приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 13), а также на начальника дежурной части ОМВД России по <адрес> РСО-Алания ФИО4 (пункт 19 должностной инструкции (должностного регламента)утверждённой ДД.ММ.ГГГГ).

Из смысла пункта 14 должностного регламента (должностной инструкции) младшего специалиста по вооружению группы тылового обеспечения ОМВД России по <адрес> РСО-А, с учётом требований первого абзаца пункта 111 Инструкции, утверждённой приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 13, следует, что младший специалист (по вооружению)ФИО3 обязан был контролировать ведение документации (Ф-5), т.е.книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов формы N5, в части произведения первичной записи и последующих изменений, включая описи шкафов, и заверяться его подписью.

Инспектор по вооружению не осуществляет выдачу вооружения и боеприпасов во временное пользование, не ведёт учет такой выдачи и не осуществляетконтроль за возвращениемна хранение в дежурной частивооружения и боеприпасов, выданных во временное пользование. Указанные обязанности выполняются оперативными дежурными дежурных частей органов внутренних дел.Тогда как ежедневный контроль за ведением указанной книги,при докладе оперативными дежурными о приеме (сдаче) дежурства,обязаны осуществлять начальник ОМВД России по <адрес> РСО-Алания ФИО6 в соответствии с пунктом 115 Инструкции, утверждённой приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 13, а также начальник дежурной частиОМВД России по <адрес> РСО-Алания ФИО4 в соответствии с пунктом 19 должностного регламента (должностной инструкции).

В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

Суд также учитывает, что, в отличие от должностей начальника ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания ФИО6 и начальника дежурной части ОМВД России по Дигорскомурайону РСО-Алания ФИО4, которым установлен ненормированный служебный день, младшему специалисту (по вооружению) группы тылового обеспечения Тыла ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания ФИО3 был установлен нормированный рабочий день, что исключало возможность возложения на него обязанности ежедневного контроля за ведением книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов формы , хранящееся в дежурной части ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания.

Следовательно, вывод заключения служебной проверки о нарушении ФИО3 требований пункта 14 должностной инструкции, выразившееся в отсутствии контроля за ведением книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов формы , суд считает необоснованным.

В части вывода заключения служебной проверки о виновности ФИО3 в нарушении пункта 111 Инструкции, утверждённой приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в не произведении первичной записи в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов формы и последующих записей при изменениях книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов, суд учитывает следующие обстоятельства.

Из объяснения начальника дежурной части ОМВД России по <адрес> РСО-А ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, данного в ходе служебной проверки,следует, что он завёл новую книгу выдачи и приема вооружения и боеприпасов и передал её для ведения оперативным дежурным. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 дал указание оперативному дежурному ФИО5 поставить в известностьФИО3 о заведенной книге для произведения первичной записи. Позже ФИО4 стало известно, что ФИО3 якобы, отказался произвести первичную запись, сославшись на то, что не умеет и не знает, что писать. Первичную запись вынужден был произвести оперативный дежурный ФИО7 Согласно книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов последующие изменения также вносили оперативные дежурные, Д.А.ЮБ. в книге записи об изменениях не производил, его подписью не заверялись, с января 2019 г. в книге ФИО3 произвел только одну запись ДД.ММ.ГГГГ.

Из объяснения оперативного дежурного ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, данного в ходе служебной проверки, следует, что книгу выдачи и приема вооружения и боеприпасов формы в декабре 2018 года завел начальник дежурной части ФИО4, по указанию которого ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 предложил ФИО3 произвести первичную запись во вновь заведенной книге. ФИО3 якобы, ответил, что не умеет и не знает, что писать, пояснил, что они оперативные дежурные и сами умеют вести эту книгу, и чтобы произвели первичную запись. На разъяснение ФИО5 о том, что согласно приказу МВД России , первичную запись должен производить специалист по вооружению, ФИО3, опять ответил, что не умеет, никаких изменений также нет, и чтобы произвели запись сами по старым записям. Первичную запись ДД.ММ.ГГГГ вынужден был произвести ФИО7

В заключении служебной проверки имеются на аналогичные объяснения других оперативных дежурных.

Из объяснения младшего специалиста (по вооружению) ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оперативный дежурный ФИО11 сказал ему, что начальник дежурной части ФИО4 завел книгу выдачи и приема вооружения и боеприпасов в декабре 2018 года, точную дату не помнит. ФИО11 предложилему произвести первичную запись в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов. Первичную запись в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов ФИО3 не произвел, назвать причину не смог, в связи с тяжелым морально-психологическом состоянием. В связи с тем, что находился в сложном физическом и морально-психологическом состоянии, он обратился в Дигорскую ЦРБ ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем ФИО3 не контролировал ведение книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов, которое вели оперативные дежурные дежурной части. О том, что оперативные дежурные дежурной части Отдела производили ошибочные записи в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов он не выявил и не докладывал начальнику ОМВД России по Дигорскому району. Также при изменении не производил запись в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов и не заверял своей подписью, как ранее говорил в связи с сложным физическим и морально-психологическим состоянием, следствием которых являются многочисленные служебные проверки и дисциплинарные взыскания. Приказы и инструкции, регламентирующие деятельность младшего специалиста по вооружению, им не усваиваются с 2015 года, что является не возможным исполнение своих должностных обязанностей.

В соответствии с пунктом 3 должностного регламента (должностной инструкции), младший специалист по вооружению ФИО3 находился в непосредственном подчини заместителя начальника ОМВД, и в прямом подчинении начальника ОМВД и вышестоящего руководства МВД по РСО-А

В соответствии с пунктом 4 должностного регламента (должностной инструкции), начальник дежурной части ФИО4 находится в непосредственном подчинении заместителя начальника полиции, и в прямом подчинении заместителя начальника ОМВД – начальника полиции ОМВД, начальника ОМВД, а также вышестоящего руководства МВД по РСО-А.

Следовательно, ФИО4 не был наделён полномочием передавать через своего подчинённого – оперативного дежурного ФИО5 указание инспектору по вооружению ФИО3 вносить первичную запись в книгу выдачи и приема вооружения и боеприпасов согласно форме № 5. После того, как ФИО4 завёл новую книгу выдачи (приёма), то он, в порядке соблюдения субординации, должен был доложить о необходимости внести первичную запись в книгу своему непосредственному руководителю – заместителю начальника полиции, который в свою очередь, должен доложить заместителю начальника ОМВД, в чьём непосредственном подчинении находился младший специалист по вооружению ФИО3

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО4 и ФИО5 показали, что ФИО4 устно поручил ФИО5, а ФИО5 устно сообщил о поручении ФИО4 ФИО3 Каких-либо рапортов либо иных документов о необходимости внесения первичной записи в новую книгу выдачи (приёма) не составлено. В то же время, в ходе служебной проверки установлено, и в суде не оспаривалось сторонами, что первичную запись в книге выдачи (приёма) произвёл оперативный дежурный ФИО7, не имевший на то полномочий.

Вместе с тем, в судебном заседании ФИО3 опроверг доводы свидетелей ФИО4 и ФИО5 о том, что ФИО5 устно сообщил ему о необходимости внесения первичной записи в книгу учёта вооружения.

В связи с изложенным, в этой части показания свидетели ФИО4 и ФИО5 суд оценивает критически.

Суд приходит к выводу о необоснованности вывода служебной проверки о нарушении Д.А.ЮВ. пункта 111 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду отсутствия его вины.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;2) вины сотрудника;3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

В нарушение требований закона, ответчик не принял мер по объективному и всестороннему установлению фактов и обстоятельств, ставших предметом служебной проверки в отношении ФИО3, а вывод ответчика о его виновности в совершении дисциплинарного проступка, не соответствует фактическим обстоятельствам. В связи с чем, суд приходит к выводу в несоответствии требованиям закона об объективности и всесторонности проведённой ответчиком служебной проверки в отношении истца.

Следовательно, наложенное на ФИО3 ответчиком дисциплинарное взыскание незаконно.

Разрешая заявленные истцом требования о взыскании с ответчика в счет компенсации морального вреда денежной суммы в размере 15 000 рублей суд учитывает следующее.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Вместе с тем, суд полагает недоказанным довод истца о причинении ему морального вреда.

Так истцом не представлено доказательств совершения ответчиком действий, нарушающих личные неимущественные права истца либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, в связи с чем в части взыскания компенсации морального вреда в сумме 15 000 рублей в иске следует отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания об оспаривании заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда, - удовлетворить в части.

Признать незаконным п. 7 Заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной начальником ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания.

Признать незаконным и отменить п. 4 Приказа ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ л/с.

В остальной части исковые требования ФИО3 к ОМВД России по Дигорскому району РСО-Алания оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания.

Председательствующий А.К. Дзусов