Дело № 2-89/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Большереченский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Андреевой Н.Ю. при секретаре судебного заседания Гавриловой А.Ш., при участии в подготовке судебного процесса помощника судьи Непомнящих Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье Омской области 28 февраля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Большереченском районе Омской области (межрайонное) о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Большереченском районе Омской области (межрайонное) о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, указав, что с сентября 2017 года он является пенсионером досрочно, по старости ввиду того, что им выработан льготный стаж (электросварщик ручной дуговой сварки), при этом получает минимальную пенсию. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, представив справку о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ№/с, справку о переименовании предприятия от ДД.ММ.ГГГГ и справку от ДД.ММ.ГГГГ о том, что он работал в ЗАО «ОМУ-2 «Сантехмонтаж». В перерасчете пенсии ему было отказано по причине непоступления документов подлинности выдачи справки о заработной плате №/с от ДД.ММ.ГГГГ от ЗАО «ОМУ-2 «Сантехмонтаж» <адрес> и окончания срока приостановления, с чем он не согласен, полагая, что нарушены его права. Просил признать решение ответчика об отказе в перерасчете пенсии от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, обязать ГУ-УПФ РФ в Большереченском районе Омской области (межрайонное) произвести перерасчет пенсии за период с сентября 2017 года по настоящее время.
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ГУ - УПФ РФ в Большереченском районе Омской области (межрайонное) ФИО2 заявленные требования не признал, пояснив, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный фонд ФИО1 были представлены 3 справки от 2014 года. В адрес предприятия, выдавшего справки, был направлен запрос на предмет проверки их подлинности. Поскольку ответ не поступил, в перерасчете пенсии было отказано. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7, 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), различающий два вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение: это страховой стаж (статьи 3, 8) и стаж на соответствующих видах работ, дающий определенным категориям граждан право на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона N 400-ФЗ.
В целях определения права на страховую пенсию Закон N 400-ФЗ предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу положений ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ с 01.01.2015 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок застрахованного лица устанавливается по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из оснований для перерасчета размера страховой пенсии является увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года (ч. 2 ст. 18).
На основании пп. 1 п. 1 ст. 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, приобретенный до 1 января 2002 года, который не был учтен при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
В силу п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда РФ N 16, Пенсионного фонда РФ N 19па от 27.02.2002, действовавшим до 01.01.2015, среднемесячный заработок застрахованного лица за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» назначена страховая пенсия по старости ранее достижения пенсионного возраста в связи с наличием льготного трудового стажа.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ – УПФ РФ в Большереченском районе Омской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года, предоставив справку о заработной плате №/с от ДД.ММ.ГГГГ, справку о переименовании предприятия от ДД.ММ.ГГГГ и справку о периоде трудовой деятельности на предприятии от ДД.ММ.ГГГГ.
Перерасчет размера страховой пенсии в силу ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ производится на основании заявления пенсионера при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Пунктом 48 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н, установлено, что перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявление о перерасчете размера пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми для перерасчета размера пенсии документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые заявитель представил по собственной инициативе (п. 52 Правил).
В силу п.п. 63, 65 названных Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
На основании ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ и п. 34 указанных Правил, в случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления по запросу территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для перерасчета пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
По завершении проверки, поступлении всех документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациях, истечении трех месяцев со дня приостановления срока рассмотрения заявления течение срока рассмотрения соответствующего заявления восстанавливается.
ДД.ММ.ГГГГ УПФР в Большереченском районе Омской области (межрайонное) было принято решение о проведении проверки факта выдачи и достоверности сведений справки о заработной плате №/с от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ЗАО «ОМУ-2 «Сантехмонтаж», необходимой для перерасчета размера пенсии, в связи с чем рассмотрение заявления ФИО1 о перерасчете размера пенсии было приостановлено на срок до ДД.ММ.ГГГГ (решение № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из представленной истцом справки ЗАО «ОМУ-2 «Сантехмонтаж» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ЗАО «ОМУ-2 «Сантехмонтаж» электросварщиком ручной сварки 4 разряда.
Согласно справке ЗАО «ОМУ-2 Сантехмонтаж» о переименовании от ДД.ММ.ГГГГ, ОСМУ-2 треста «Иртышсантехмонтаж» на основании приказа Минмонтажспецстроя СССР № от ДД.ММ.ГГГГ переименовано в ОСМУ-2 треста «Объсантехмантаж», которое с ДД.ММ.ГГГГ преобразовано в ТОО ОМУ-2 «Сантехмонтаж», затем с ДД.ММ.ГГГГ - в ЗАО ОМУ-2 «Сантехмонтаж», которое с ДД.ММ.ГГГГ изменило юридический адрес на <адрес>.
В справке ЗАО «ОМУ-2 Сантехмонтаж» №/с от ДД.ММ.ГГГГ, выданной за подписью руководителя предприятия С.-ФИО6, приведены сведения о размере заработной платы ФИО1 за период работы 1985 -1989 г.г. с разбивкой по месяцам.
В целях подтверждения факта выдачи и достоверности сведений указанной справки ответчиком были направлены запросы в ЗАО ОМУ-2 «Сантехмонтаж», однако ответы получены не были, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ УПФР в Большереченском районе Омской области (межрайонное) срок рассмотрения заявления ФИО1 восстановлен.
По результат рассмотрения заявления ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ УПФР в Большереченском районе Омской области (межрайонное) было принято решение от отказе ФИО1 в перерасчете пенсии по причине непоступления документов подлинности выдачи справки о заработной плате №/с от ДД.ММ.ГГГГ от ЗАО «ОМУ-2 Сантехмонтаж» г. Грозный и окончания срока приостановления.
Как следует из пояснений истца в судебном заседании, вышеуказанные справки были им получены в г. Омске по месту прежнего нахождения их организации ЗАО «ОМУ-2 «Сантехмонтаж», по <адрес>, в 2019 году перед обращением в пенсионный фонд.
Из ответа, представленного ИП ФИО6, бывшим директором ЗАО «ОМУ-2 «Сантехмонтаж», на запрос суда, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ «ОМУ-2 «Сантехмонтаж» изменило адрес на Чеченская республика, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ предприятие прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией. Все справки о заработной плате, о начислении и стаже работы выдавались бухгалтерией до ДД.ММ.ГГГГ на основании приказов, табелей, и расчетных ведомостей. В мае 2014 года документы были перевезены в г. Грозный. В настоящее время никаких документов о работниках и их заработной плате в г. Омске нет.
Судебный запрос, направленный в ЗАО «ОМУ-2 «Сантехмонтаж» по адресу: Чеченская республика, <адрес>, возвращен в адрес суда по причине отсутствия адресата.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ№ ЗАО «ОМУ-2 «Сантехмонтаж» прекратило свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Из ответа Архивного управления Правительства Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что в архивных документах, сохранившихся после боевых действий на территории Чеченской Республики в 1994-1996 г.г., 1999-2000 г.г., сведений о ЗАО «ОМУ-2 «Сантехмонтаж» не имеется, в связи с чем подтвердить факт работы и заработную плату ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не представляется возможным.
Исходя из вышеизложенного, а также пояснений истца ФИО1 о фактическом получении им спорных справок от ДД.ММ.ГГГГ в 2019 году, принимая во внимание то, что иными документами размер заработной платы истца в спорные периоды его работы не подтвержден, отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Большереченском районе Омской области (межрайонное) в перерасчете пенсии истца является обоснованным.
Предпринятыми в ходе рассмотрения дела судом мерами установить размер заработной платы истца в спорные периоды также не представилось возможным.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Большереченском районе Омской области (межрайонное) отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Большереченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Андреева
Решение в окончательной форме изготовлено 06 марта 2020 года.