Дело № 2-89/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 февраля 2013 года г. Фокино
Фокинский городской суд Приморского края в составе: председательствующего судьи - Тымченко А.М., при секретаре судебного заседания – Битяй О.С.,
с участием помощника прокурора ЗАТО г. Фокино – Ковтонюк М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Фокинского городского суда, гражданское дело по заявлению Избирательного объединения Местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» городского округа ЗАТО город Фокино, о признании незаконным решения избирательной комиссии городского округа ЗАТО город Фокино № 136/19 от 10 декабря 2012 года, и возложении обязанности по перераспределению депутатских мандатов,
УСТАНОВИЛ:
Избирательное объединение Местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» городского округа ЗАТО город Фокино (далее избирательное объединение) обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, в обосновании которого указывают, что 09.12.2012 состоялись выборы депутатов Думы городского округа ЗАТО город Фокино. При этом выборы проводились по партийным спискам с применением пропорциональной системы распределения мандатов по единому избирательному округу. По итогам выборов избирательные объединения получили следующие результаты: местное отделение Политической партии Справедливая Россия в ЗАТО город Фокино Приморского края 807 голосов избирателей, или 10,03%; местное отделение городского округа ЗАТО город Фокино Общероссийской политической партии «Народная партия» за женщин России» 252 голоса избирателя, или 3,13%; Приморское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» 671 голос избирателей, или 8,34%; местное отделение «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» городского округа ЗАТО город Фокино 4983 голоса избирателей, или 61,93%; и их избирательное объединение 1150 голосов избирателей, или 14,29%. К распределению депутатских мандатов были допущены 4 избирательных объединения. Избирательная комиссия городского округа ЗАТО город Фокино распределила мандаты депутатов следующим образом: местное отделение «Всероссийской политической партии «Единая Россия» ГО ЗАТО город Фокино – 16 мандатов; их избирательному объединению 2 мандата, остальным двум партиям по одному мандату. Распределение мандатов утверждено решением Избирательной комиссии городского округа ЗАТО город Фокино № 136/19 от 10.12.2012.
Считают, что вышеуказанное решение незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям. Так пункт 3.1 ст. 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 18 ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержат общие и единые требования к порядку распределения мандатов между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, пропорциональность числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Так распределение мандатов Избирательной комиссией не соответствует принципу пропорциональности. Исходя из результатов распределения мандатов следует, что один депутатский мандат местного отделения «Всероссийской политической партии «Единая Россия» ГО ЗАТО город Фокино равен 311 голосам избирателей; их избирательного объединения соответственно 575 голосов избирателей. Приморского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» соответственно 671 голос избирателей, и местного отделения Политической партии «Справедливая Россия» в ЗАТО город Фокино соответственно 807 голосов избирателей.
Кроме этого нарушен сам принцип избирательной системы обеспечивающий равенство голосов избирателей и принцип, что один избиратель это один голос. По итогам выборов получается, что голос избирателя, проголосовавшего за партию «Единая Россия» в 2-3 раза весомее, чем голос избирателя, проголосовавшего за какую либо другую партию. Также Избирательная комиссия неправильно толкует и порядок распределения депутатских мандатов изложенный в ст. 83 (1) Избирательного кодекса Приморского края. Полагают, что Избирательная комиссия должна была сначала распределить по одному депутатскому мандату всем избирательным объединениям, прошедшим 5% барьер, а затем распределить оставшиеся 16 депутатских мандатов. При указанном положении их избирательное объединение получило бы 3 мандата. Приморское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» соответственно 2 мандата, Справедливая Россия 2 мандата, и местное отделение «Всероссийской политической партии «Единая Россия» ГО ЗАТО г. Фокино соответственно 13 мандатов. Полагают, что такой принцип закреплен в Избирательном кодексе Приморского края. Считают, что один депутатский мандат равен 380 голосов (7611 голосов всего : на 20 депутатских мандатов). Указанным, нарушены права их избирательного объединения на получение количества депутатских мандатов в соответствии с пропорционально полученным количеством голосов избирателей.
Просят признать решение избирательной комиссии городского округа ЗАТО город Фокино № 136/19 от 10.12.2012 незаконным и отменить его. Обязать избирательную комиссию городского округа ЗАТО город Фокино перераспределить депутатские мандаты между избирательными объединениями согласно принципа пропорциональности числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, установленных федеральным законодательством.
В судебном заседании секретарь избирательного объединения Бочаров Е.В. доводы изложенные в заявлении поддержал полностью, дал пояснения по обстоятельствам дела, как указано выше. Настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Председатель избирательной комиссии городского округа ЗАТО г. Фокино – Емельянов И.А. в суде не согласился с заявлением в виду его необоснованности. Пояснил, что по результатам досрочных выборов депутатов Думы городского округа ЗАТО город Фокино проведенных 09.12.2012 определено, что в соответствии со ст. 83 (1) Избирательного кодекса Приморского края к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому избирательному округу за каждый список кандидатов, допущенных к участию в распределении депутатских мандатов. Число полученных каждым списков кандидатов голосов избирателей делится последовательно на число из возрастающего ряда натуральный чисел (делителей) от 2 числа, которое равно числу депутатских мандатов, подлежащих распределению. Полученные в результате деления по всем спискам кандидатов частные, определенные с точностью до шестого знака включительно после запятой, располагаются в порядке убывания. Частное, порядковый номер которого равен числу распределяемых депутатских мандатов является избирательной квотой, а число равных ей или превышающих её частных, которое имеет каждый список кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, есть число депутатских мандатов, получаемых соответствующим списком кандидатов. При этом частные, расположенные после избирательной квоты, при распределении депутатских мандатов не учитываются. В связи с указанным, распределение депутатских мандатов произведено законно. Просит отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, заключение помощника прокурора ЗАТО г. Фокино Ковтонюк М.А., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из решения избирательной комиссии городского округа ЗАТО город Фокино № 450 от 29 сентября 2012 года следует, что назначены досрочные выборы депутатов Думы городского округа ЗАТО город Фокино на 9 декабря 2012 года.
09.12.2012 состоялись выборы депутатов Думы городского округа ЗАТО город Фокино, по партийным спискам с применением пропорциональной системы распределения мандатов.
Из протокола избирательной комиссии городского округа ЗАТО город Фокино о результатах досрочных выборов депутатов Думы ГО ЗАТО город Фокино от 09 декабря 2012 года утвержденного Решением Избирательной комиссии ГО ЗАТО город Фокино № 136/19 от 10.12.2012 следует, что по итогам выборов избирательные объединения получили результаты: местное отделение Политической партии Справедливая Россия в ЗАТО город Фокино Приморского края 807 голосов избирателей, или 10,03%; местное отделение городского округа ЗАТО город Фокино Общероссийской политической партии «Народная партия» "За женщин России" 252 голоса избирателя, или 3,13%; Приморское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» 671 голос избирателей, или 8,34%; местное отделение «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» городского округа ЗАТО город Фокино 4983 голоса избирателей, или 61,93%; и Местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» городского округа ЗАТО город Фокино 1150 голосов избирателей, или 14,29%. Таким образом к распределению депутатских мандатов были допущены 4 избирательных объединения.
Статья 23 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. (пункт 1). Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств (пункт 3.1).
Из статьи 35 ФЗ № 167-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что если установленный законом субъекта Российской Федерации необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации минимальный процент голосов избирателей превышает 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, этим законом должна предусматриваться передача депутатских мандатов спискам кандидатов, получившим менее установленного минимального процента, но не менее 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации каждому такому списку кандидатов передается один депутатский мандат. Данное положение не применяется, если установленный законом субъекта Российской Федерации указанный минимальный процент составляет 5 и менее процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании (пункт 17). Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании (пункт 18).
Статья 83(1) Избирательного кодекса Приморского края № 62-КС устанавливает, что к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если 5 и более процентов голосов избирателей получил только один список кандидатов, то к распределению депутатских мандатов допускается следующий список кандидатов, получивший наибольшее количество голосов избирателей. Если за списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, отдано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то к распределению депутатских мандатов последовательно в порядке убывания допускаются следующие списки кандидатов до того, как общее число голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, не превысит 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании (часть 1).
Избирательная комиссия муниципального образования подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому избирательному округу за каждый список кандидатов, допущенный к участию в распределении депутатских мандатов. В соответствии с Федеральным законом каждому списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов в соответствии с частью 1 настоящей статьи, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата. Число полученных каждым списком кандидатов голосов избирателей делится последовательно на числа из возрастающего ряда натуральных чисел (делителей) от 2 до числа, которое равно числу депутатских мандатов, подлежащих распределению. Полученные в результате деления по всем спискам кандидатов частные, определенные с точностью до шестого знака включительно после запятой, располагаются в порядке убывания. В случае равенства числовых значений нескольких частных первым становится частное списка кандидатов, получившего большее число голосов избирателей. Частное, порядковый номер которого равен числу распределяемых депутатских мандатов, является избирательной квотой, а число равных ей или превышающих ее частных, которое имеет каждый список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, есть число депутатских мандатов, получаемых соответствующим списком кандидатов. Частные, расположенные после избирательной квоты, при распределении депутатских мандатов не учитываются (часть 2).
После распределения депутатских мандатов в соответствии с частью 2 настоящей статьи производится распределение депутатских мандатов внутри каждого списка кандидатов. До распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов из него исключаются кандидаты, избранные по одномандатным избирательным округам (часть 3).
Сопоставляя указанные нормы права и пояснения председателя избирательной комиссии городского округа ЗАТО г. Фокино – Емельянова И.А., суд находит, что распределение депутатских мандатов произведено верно и законно, как это отражено в ручном распределение мандатов и зафиксировано в протоколе № 19 заседания избирательной комиссии ГО ЗАТО город Фокино от 10.12.2012, где указано, что местное отделение «Всероссийской политической партии «Единая Россия» ГО ЗАТО город Фокино получила 16 мандатов; заявитель получил 2 мандата, а остальным двум партиям распределено по одному мандату.
В соответствии с ч. 2 ст. 261 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Руководствуясь ст. ст. 197, 198, 199, 259-261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Избирательного объединения Местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» городского округа ЗАТО город Фокино о признании незаконным решения избирательной комиссии городского округа ЗАТО город Фокино № 136/19 от 10 декабря 2012 года, и возложении обязанности по перераспределению депутатских мандатов, - отказать.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в апелляционном порядке в течение месяца в Приморский краевой суд, через Фокинский городской суд, со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.М. Тымченко