ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-89/2013 от 25.07.2013 Благовещенского гарнизонного военного суда (Амурская область)

     РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 25 июля 2013 года                                                                     город Благовещенск

 Благовещенский гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Ждановича Д.В.,

 при секретаре судебного заседания Фроловой Е.А.,

 с участием заявителя ФИО5,

 представителя начальника Пограничного управления ФСБ России по Амурской области (далее - Управление) и председателя комиссии по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее - комиссия) Управления ФИО1,

 представителя УФСБ России по Амурской области (руководителя пенсионного органа) ФИО2,

 в открытом судебном заседании, в расположении военного суда,

 рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего Управления <данные изъяты> ФИО5 ФИО об оспаривании действий начальника Управления, связанных с отказом в выдаче удостоверения ветерана боевых действий,

 установил:

 ФИО5 обратился в суд с заявлением, в котором указал, что с 6 мая по 6 августа 1996 года проходил боевую стажировку на административной границе Чеченской Республики в условиях вооруженного конфликта, приобретя тем самым право на получение льгот, гарантий и компенсаций как ветеран боевых действий. Будучи осведомлённым о том, что некоторым военнослужащим, проходившим боевую стажировку в то же время, в том же месте и в составе той же мото-маневренной группы присвоено звание ветерана боевых действий, в 2012 году он обратился к начальнику Управления с рапортом о признании его ветераном боевых действий. Однако в июне 2013 года он получил письмо, согласно которому в выдаче удостоверения ветерана боевых действий ему отказано.

 Полагая действия начальника Управления незаконными, ФИО5 просил суд обязать указанное должностное лицо оформить и выдать удостоверение ветерана боевых действий и взыскать положенные ветеранам боевых действий ежемесячные денежные выплаты, начиная с июля 2011 года.

 В обоснование заявленных требований ФИО5 пояснил, что с мая по август 1996 года проходил боевую стажировку на границе Чеченской Республики и Республики Дагестан. Комиссией необоснованно отказано ему в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку соответствующим правом обладают и те военнослужащие, которые проходили военную службу не только в зонах вооруженных конфликтов, но и на территории, где введено чрезвычайное положение. Согласно выданной ему справке боевую стажировку он проходил в зоне чрезвычайного положения, в связи с чем ему были предоставлены определённые льготы и компенсации. При рассмотрении его заявления о выдаче удостоверения ветерана боевых действий комиссией был нарушен предусмотренный нормативными правовыми актами порядок, поскольку окончательное решение по его заявлению должна принимать Служба организационно-кадровой работы ФСБ России.

 Представитель начальника Управления и председателя комиссии ФИО1 заявленные требования не признал и пояснил, что основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий военнослужащему является, в частности, его участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. Заявитель же проходил боевую стажировку на административной границе Чеченской Республики в Республике Дагестан, выполняя задачи в зоне чрезвычайного положения. Последнее же не является основанием для признания ФИО5 ветераном боевых действий. Все обращения ФИО5 рассмотрены должностными лицами Управления в установленном Законом порядке. Документы, послужившие основанием выдачи удостоверений ветерана боевых действий другим военнослужащим, на которых указывает заявитель, в Управлении отсутствуют. Кроме того, эти обстоятельства к принятому комиссией решению по заявлению ФИО5 не относятся, поскольку решение принимается индивидуально в отношении каждого военнослужащего.

 Представитель начальника УФСБ России по Амурской области ФИО2 согласился с доводами представителя ФИО1 и дополнил, что предоставление ФИО5 льгот и компенсаций в связи прохождением боевой стажировки в 1996 году, а именно то, что исчисление его выслуги лет за время боевой стажировки произведено из расчёта один день за три дня, не порождает у него право быть признанным ветераном боевых действий.

 Руководитель Службы организационно-кадровой работы ФСБ России, привлечённый к участию в деле в качестве заинтересованного лица, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, своего представителя не направил. В связи с этим, на основании части 2 статьи 257 ГПК РФ, дело рассмотрено в его отсутствие.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии с пунктом 1 части 1, частью 3 статьи 3 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий, в частности, относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.

 Согласно названному Перечню к участию в боевых действиях отнесено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

 Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее - Закон о дополнительных гарантиях) установлены социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

 Постановлением от 31 марта 1994 г. № 280 Правительство РФ установило, что дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные вышеуказанным законом, предоставляются военнослужащим воинских частей, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи:

 по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение;

 в местностях, отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

 Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1995 года № 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» (действовавшим во время направления ФИО5 в командировку) установлено, что к зоне, на которую распространяется действие Закона о дополнительных гарантиях, относится территория Чеченской Республики. При этом Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации с учетом предложений других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, предоставлено право относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении в этих местностях вооруженных конфликтов.

 Вместе с тем, предоставленное названным Постановлением силовым ведомствам право относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, осталось нереализованным.

 Согласно постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2001 года № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта отнесено выполнение задач военнослужащими на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. Кроме того, данным постановлением признано утратившими силу постановление Правительства РФ от 11 декабря 1995 года № 1210.

 Из копии ответа ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ на его заявление следует, что решением комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

 Как видно из копии мотивированного заключения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения ветерана боевых действий, заявителю отказано в выдаче названного удостоверения, поскольку он выполнял задачи в Республике Дагестан, не отнесённой к зоне вооружённого конфликта.

 Из копии справки от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданной командиром войсковой части <данные изъяты>, заявитель в период с 6 мая по 6 августа 1996 года проходил боевую стажировку на административной границе Чеченской Республики в зоне чрезвычайного положения, в связи с чем имеет право на предусмотренные законодательством Российской Федерации льготы и компенсации.

 Из копии архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что согласно приказу командира войсковой части <данные изъяты> ФИО5 ФИО в период с 6 мая по 6 августа 1996 года был прикомандирован к войсковой части <данные изъяты>, <адрес>. Имеет право на зачёт в выслугу лет на пенсию на льготных условиях: один месяц службы за три месяца, получение денежного содержания в размере двух окладов и дополнительного отпуска в количестве 10 суток за каждые три месяца нахождения в районе чрезвычайного положения. В документальных материалах войсковой части <данные изъяты> сведений об участии ФИО5 в выполнении боевых задач на территории Чеченской Республики не имеется.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что поскольку заявитель проходил боевую стажировку в указанный выше период в Республике Дагестан, территория которой совместными решениями силовых ведомств к зоне вооруженного конфликта отнесена не была, правовых оснований, указанных в ФЗ «О ветеранах», для отнесения ФИО5 к ветеранам боевых действий не имеется.

 В свою очередь начальник Управления и комиссия действовали в пределах предоставленных им полномочий и прав заявителя не нарушили, в связи с чем требование последнего о возложении на начальника Управления обязанности оформить и выдать удостоверение ветерана боевых действий, а также производное от него - о взыскании положенных ветеранам боевых действий ежемесячных денежных выплат, удовлетворению не подлежат.

 Тот же факт, что за время проведения боевой стажировки заявителю были предоставлены предусмотренные Законом о дополнительных гарантиях компенсации и льготы, основанием для признания его ветераном боевых действий являться не может, поскольку распространение на ФИО5 за период стажировки отдельных положений данного Закона было обусловлено выполнением им задач в условиях чрезвычайного положения, о чём прямо указано в выданной ему справке, и не является доказательством участия заявителя в боевых действиях либо выполнения им иных задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике или на прилегающих к ней территориях, отнесенных в установленном Законом порядке к зоне вооруженного конфликта.

 В свою очередь военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения, Федеральный закон «О ветеранах» к ветеранам боевых не относит.

 Ссылка заявителя на изданные в 1994 году приказы Главнокомандующего Пограничными войсками РФ, которыми были определены зоны вооруженных конфликтов, является несостоятельной, поскольку Главнокомандующий Пограничными войсками РФ правом объявления таких зон не обладал.

 Кроме того, данные приказы не соответствуют имеющему большую юридическую силу и действовавшему во время направления ФИО5 в командировку постановлению Правительства РФ от 11 декабря 1995 года № 1210, в связи с чем, на основании части 2 статьи 11 ГПК РФ, применению не подлежат.

 Доводы ФИО5 относительно присвоения звания ветерана боевых действий другим военнослужащим (<данные изъяты> ФИО4 и <данные изъяты> ФИО3) являются беспредметными, поскольку вопрос о порядке выдачи указанным лицам удостоверений ветерана боевых действий предметом судебного разбирательства по данному делу не является.

 Доводы заявителя о допущенных должностными лицами Управления нарушениях порядка оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий являются надуманными, поскольку тех нарушений, на которые указывает заявитель, по делу не установлено.

 Кроме того, суд считает необходимым отметить, что обстоятельствам рассмотрения в Управлении обращений ФИО5 уже была дана оценка Благовещенским гарнизонным военным судом, который вступившим в законную силу решением от 1 марта 2013 года каких-либо нарушений прав заявителя не установил, в связи с чем в удовлетворении его заявления отказал.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 и 258 ГПК РФ,

 решил:

 В удовлетворении заявления бывшего военнослужащего Пограничного управления ФСБ России по Амурской области <данные изъяты> ФИО5 ФИО - отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Благовещенский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий по делу        Д.В. Жданович