ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-89/2014 от 11.04.2014 Нижнеингашского районного суда (Красноярский край)

 Решение

 Именем Российской Федерации

 11 апреля 2014 года п. Нижняя Пойма

 Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующей судьи Симаковой И. А., при секретаре Кириенковой Е.В., с участием помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Шабусовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону, не действующими и не подлежащими применению ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, ч. 4 ст. 20, ч. 8 ст. 27, п. 2 ст. 61.1 Устава МО Тиличетский сельсовет Нижнеингашского района Красноярского края,

 установил:

 прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о защите прав граждан в сфере местного самоуправления в соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», требуя признать противоречащими закону, не действующими и не подлежащими применению ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, ч. 4 ст. 20, ч. 8 ст. 27, п. 2 ст. 61.1 Устава МО Тиличетский сельсовет Нижнеингашского района Красноярского края.

 Требования мотивированы тем, что в ходе общенадзорной прокурорской проверки данного Устава на предмет соответствия его действующему федеральному законодательству установлено, что указанный устав с последними изменениями и дополнениями зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и официально опубликован в «Информационном вестнике» администрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Перечисленные положения устава противоречат требованиям ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 14.1, ч. 1 ст. 48, ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем должны быть признаны не действующими и не подлежащими применению со дня вступления в законную силу Федеральных законов, вносящих изменения в вышеуказанный Федеральный закон № 131-ФЗ. Оспариваемое решение, являющееся нормативным правовым актом, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере местного самоуправления – граждан, проживающих на территории МО, круг которых не определен и может постоянно изменяться.

 В ходе судебного разбирательства прокурор свои требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

 Представитель администрации МО в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства администрация МО извещена, письменных возражений не представлено, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявлено; согласно письму главы администрации ФИО4, возражений по существу заявленного требования не имеется, дело просит рассмотреть в свое отсутствие. Проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Тиличетского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края» разработан и направлен на проверку в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ года.

 Дело рассмотрено согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя заинтересованного лица.

 Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Материалами дела установлено, что Тиличетский сельсовет Нижнеингашского района Красноярского края осуществляет местное самоуправление, исполнительным и распорядительным органом сельсовета является администрация; правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативно правовые акты Российской Федерации, Устав, решения, принятые на местных референдумах, иные муниципальные правовые акты. В соответствии с информацией главы сельсовета проект Решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Тиличетского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края» опубликован в «Информационном Вестнике» Тиличетского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № 11. Публичные слушания по проекту Решения проведены ДД.ММ.ГГГГ года, резолюция публичных слушаний опубликована в «Информационном Вестнике» от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ года. Состоялось 31-е заседание сессии Тиличетского сельского Совета депутатов, на котором было принято Решение № «О внесении изменений и дополнений в Устав Тиличетского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края», опубликованное в «Информационном Вестнике» от ДД.ММ.ГГГГ № и поручено главе Тиличетского сельсовета направить данное Решение на регистрацию в Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> для государственной регистрации. Необходимый для регистрации пакет документов направлен почтой ДД.ММ.ГГГГ исх. №. Зарегистрированное Решение получено почтой ДД.ММ.ГГГГ и опубликовано в «Информационном Вестнике» от ДД.ММ.ГГГГ № Данный «Информационный вестник» направлен в Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> почтой ДД.ММ.ГГГГ года.

 При этом ч. 1 ст. 7 Устава, содержащая исчерпывающий перечень вопросов местного значения сельсовета, противоречит ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в редакции ФЗ № 55-ФЗ, № 284 ФЗ, № 361-ФЗ, № 416-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения поселения относится:

 - создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов (п. 7.2);

 - осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (п. 20);

 - организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.23).

 Кроме того, п. 34 ч. 1 ст. 7 Устава, относящий к вопросам местного значения поселения осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, противоречит ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона в редакции ФЗ № 416 от 28.12.2013 года, согласно которой из вопросов местного значения поселений исключен таковой контроль (п. 35 утратил силу с 30.01.2014 года).

 Ч. 1 ст. 8 Устава, содержащая исчерпывающий перечень прав местного самоуправления сельсовета на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения сельсовета, противоречит ч. 1 ст. 14.1 вышеуказанного Федерального закона в редакции ФЗ № 271 от 25.12.2012 года, согласно которой органы местного самоуправления не имеют права на осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находящихся в муниципальной собственности.

 Ч. 4 ст. 20 и ч. 8 ст. 27 Устава, устанавливающие основания и порядок отмены или приостановления действия муниципальных актов, противоречат ч. 1 ст. 48 вышеуказанного Федерального закона в редакции ФЗ № 281 от 02.11.2013 года, согласно которой действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в 3-дневный срок, а представительные органы местного самоуправления – не позднее 3 дней со дня принятия ими решения.

 Ч. 2 ст. 61.1 Устава, устанавливающая исчерпывающий перечень оснований для удаления главы сельсовета в отставку, противоречит ч. 2 ст. 74.1 вышеуказанного Федерального закона в реакции ФЗ № 284 от 22.10.2013 года, согласно которой основанием для удаления главы муниципального образования в отставку также является допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.

 Таким образом, принятие Тиличетским сельсоветом Нижнеингашского района Красноярского края Устава с изменениями и дополнениями, официально опубликованного в Информационном вестнике» № от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося нормативным правовым актом, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере местного самоуправления - граждан, проживающих на территории муниципального образования круг которых не определен и может изменяться, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

 Суд полагает возможным согласиться с требованием прокурора при признании Устава недействующим и не подлежащим применению в части оспариваемых положений со дня вступления в законную силу Федеральных законов, вносящих изменения в Федеральный закон № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Кроме того, в резолютивной части решения должно быть указано на обязанность печатного издания, официально опубликовавшего признанный недействительным нормативный правовой акт, опубликовать решение полностью или только сообщение о принятом решении. В случае если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 заявленные прокурором требования удовлетворить; признать противоречащими закону, не действующими и не подлежащими применению ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, ч. 4 ст. 20, ч. 8 ст. 27, п. 2 ст. 61.1 Устава Тиличетского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края, со дня вступления в законную силу Федеральных законов, вносящих изменения в Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - № 55-ФЗ от 05.04.2013 года – с 30.01.2014 года, № 284-ФЗ от 22.10.2013 года – с 22.10.2013 года, № 361-ФЗ от 30.11.2011 года (в ред. ФЗ № 162 от 02.07.2013 года) – с 14.07.2013 года, № 416-ФЗ от 28.12.2013 года – с 30.01.2014 года, № 271-ФЗ от 25.12.2012 года – с 26.12.2012 года, № 294-ФЗ от 02.11.2013 года – с 03.11.2013 года.

 Обязать администрацию Тиличетского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края опубликовать сообщение о решении после вступления его в законную силу в "Информационном вестнике» указанного муниципального образования.

 Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок после его изготовления в окончательной форме через Нижнеингашский районный суд.

 Председательствующая