ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-89/2016 от 11.02.2016 Котельниковского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-89/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Котельниковский районный суд

Волгоградской области

В составе:

Председательствующего судьи Павликова С.Н.

При секретаре Павловой Т.В.,

рассмотрев 11 февраля 2016 года в открытом судебном заседании в городе Котельниково гражданское дело по исковому заявлению Поповой Е.В. к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной программы «Жилще»; понуждении администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Поповой Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ является участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище». На период постановки на учёт семья её состояла из четырёх человек: сын П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ из администрации Котельниковского муниципального района <адрес> истица получила уведомление о том, что её семья включена в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, поэтому ей необходимо представить документы, подтверждающие платёжеспособность для получения социальной выплаты на приобретение жилья. В связи с этим, в администрацию ею был представлен предварительный договор купли – продажи земельного участка площадью 255 кв.м. и расположенного на нём жилого дома общей площадью 42,5 кв.м. по <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ней и супругами Борисовыми. Сумма сделки по договору определена сторонами в два миллиона двести тысяч рублей, из которых один миллион сто тысяч руб. истица оплатила продавцам, остальную сумму обязалась выплатить при заключении основного договора. Прежде чем заключить предварительный договор купли – продажи, сотрудники органов местного самоуправления, ответственные за предоставление субсидии по программе «Жилище», пояснили ей, что данным предварительным договором она подтвердит платёжеспособность своей семьи на право получение субсидии в 2010 году. Однако ДД.ММ.ГГГГ администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области вынесла заключение, согласно которому молодая семья Поповой Е.В. не признана имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты рыночной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты для участия в Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы. С данным заключением истица не согласна по тем основаниям, что она подтвердила платёжеспособность своей семьи для участия в указанной Программе, так как представила предварительный договор купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому оплатила продавцам половину стоимости приобретаемого жилья на сумму один миллион сто тысяч рублей. По этим основаниям истица просила признать незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной программы «Жилище», и обязать администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области выдать ей свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании Попова Е.В., а также представитель Краскина С.А. настаивали на удовлетворении искового заявления.

Представитель администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области Попова Д.П. просила отказать в иске по тем основаниям, что согласно имеющейся документации молодая семья Поповой Е.В. не признана имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты рыночной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, так как Поповой Е.В. не представлены документы, подтверждающие признание молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в связи с чем истице на законных основаниях было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Представленный истицей предварительный договор купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она оплатила продавцам половину стоимости приобретаемого жилья на сумму один миллион сто тысяч рублей, не является документом, подтверждающим признание молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Выслушав истицу, представителей истицы и ответчика, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленного иска, по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище.

В силу пп. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой также включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы.

Основными целями и задачами подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ-п (в ред. постановления Администрации Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ N 202-п)утверждён Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, в состав которой также включена

Подпунктами 3, 4, 5 указанного Порядка предоставления социальных выплат предусмотрено предоставление социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

3.Документами, подтверждающими достаточные доходы, являются документы, выданные не более чем за два месяца до дня предоставления и заверенные подписью руководителя или иного должностного лица и печатью выдавшей организации:

выписка из банковского счета супругов либо родителя в неполной семье и (или) другой документ (извещение, уведомление и иной документ) о размере денежных средств, содержащихся на счете (при наличии);

копия государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (при наличии);

справка о состоянии финансового лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки (при наличии государственного сертификата на материнский (семейный) капитал);

сведения банка о максимально возможной сумме кредита для молодой семьи. 4.Орган местного самоуправления:

в 10-дневный срок с даты представления заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящих Порядка и условий, оценивает наличие у молодой семьи достаточных доходов и оформляет заключение о признании (непризнании) молодой семьи имеющей достаточные доходы;

в 5-дневный срок с даты оформления заключения о признании (непризнании) молодой семьи имеющей достаточные доходы уведомляет молодую семью о принятом решении и направляет ей копию заключения.

5. Оценка наличия у молодой семьи достаточных доходов производится следующим образом:

1) определяется расчетная (средняя) стоимость жилья по формуле:

СтЖ = Н x РЖ, где:

СтЖ - расчетная (средняя) стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты;

Н - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, установленный органом местного самоуправления. Применяется норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, действующий на момент осуществления расчета;

РЖ - размер общей площади жилого помещения:

для семьи численностью два человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) - 42 кв. метра;

для семьи численностью три и более человек, включающей помимо супругов одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и более детей), - по 18 кв. метров на каждого члена семьи;

2) определяется размер социальной выплаты:

для молодых семей, не имеющих детей, - 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;

для молодых семей, имеющих одного и более детей, - 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;

3) определяется часть расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер социальной выплаты, по следующей формуле:

ЧСтЖ = СтЖ - С, где:

ЧСтЖ - часть расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер социальной выплаты;

С - размер социальной выплаты;

4) сравниваются общая сумма средств молодой семьи в соответствии с представленными документами, указанными в пункте 3 настоящих Порядка и условий, и часть расчетной (средней) стоимости жилья, превышающая размер социальной выплаты. Если общая сумма средств молодой семьи в соответствии с представленными документами равна или больше части расчётной (средней) стоимости жилья, превышающей размер социальной выплаты, то молодая семья признается имеющей достаточные доходы.

Материалами гражданского дела подтверждается, что Поповой Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ является участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище». На период постановки на учёт семья её состояла из четырёх человек, а именно сына П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери Поповой Я.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области в адрес истицы было направлено уведомление о том, что её семья включена в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, в связи с чем ей необходимо в течение месяца со дня получения настоящего уведомления, представить документы, подтверждающие признание молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, которое получено истицей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией уведомления.

ДД.ММ.ГГГГ специалистом администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области вынесено заключение, согласно которому молодая семья Поповой Е.В. не признана имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты рыночной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты для участия в Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, которое утверждено и.о. главы администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, что подтверждается копией заключения.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области направлено Поповой Е.А. уведомление о том, что Поповой Е.В. не представлены документы, подтверждающие признание молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в связи с чем ей отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, что подтверждается копией уведомления.

В судебном заседании свидетель Б показал, что ДД.ММ.ГГГГ с Поповой Е.А. был заключен предварительный договор купли – продажи жилого дома по <адрес>, по которому Попова Е.А. оплатила половину стоимости дома в сумме один миллион сто тысяч руб., остальную сумму обязалась выплатить при заключении основного договора.

Свидетель К показала, что является участником программы «Жилище» с 2008 года. В 2009 году специалист администрации Васенёва В.И., которая занималась сбором документов в рамках указанной программы, порекомендовала ей найти подходящее жилое помещение, заключить с собственником предварительный договор купли – продажи и оплатить его стоимость из средств материнского капитала, что и делали все участники программы. В 2015 году из администрации района ей пришло уведомление о том, что в связи с изменениями в программе необходимо представить новый пакет документов, в том числе подтверждающие её платёжеспособность. Поповой Е.А. было представлено специалисту администрации Васенёвой В.И. предварительный договор купли – продажи и расписки о получении продавцом денег от Поповой Е.А.

Деркачёва Е.А. показала, что работает главным специалистом отдела культуры, спорта и молодёжной политики администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ. В адрес истицы администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление о том, что её семья включена в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, в связи с чем ей необходимо в течение месяца со дня получения настоящего уведомления, представить документы, в том числе подтверждающие признание молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ по представленным ею документам было вынесено заключение, согласно которому молодая семья Поповой Е.В. не признана имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты рыночной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты для участия в Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области направлено Поповой Е.А. уведомление о том, что Поповой Е.В. не представлены документы, подтверждающие признание молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в связи с чем ей отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Анализируя представленные суду доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства, установленные по делу, суд приходит к выводу, что администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области на законных основаниях было отказано Поповой Е.В. в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», поскольку Поповой Е.В. в установленный срок не представлены документы, подтверждающие признание её молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Поповой Е.В. к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной программы «Жилище»; понуждении администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, отказать.

Решение принято в окончательной форме 16.02.2016 года и может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд Волгоградской области в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Н. Павликов