№ 2-89/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2016 года пос. Первомайский
Первомайский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Галегузовой С.Ю.,
при секретаре Белой В.В.,
с участием ст. помощника прокурора Первомайского района Брылева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования <данные изъяты> район к Сельскохозйственному производственному кооперативу <данные изъяты> о возложении обязанности по перечислению налогов на доходы физических лиц,
установил:
Прокурор Первомайского района в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования <данные изъяты> район обратился в Первомайский районный суд с вышеуказанным иском в СПК <данные изъяты> указав следующее.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о налогах и сборах в СПК <данные изъяты>
В ходе проверки установлен факт неисполнения ответчиком положений законодательства о налогах и сборах, повлекших неполучение бюджетом налоговых платежей в значительной сумме.
В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Согласно информации МИНФС России № <данные изъяты> по Оренбургской области по состоянию на <данные изъяты> задолженность СПК <данные изъяты> по перечислению в бюджет НДФЛ, удержанного с работников общества за <данные изъяты> г.г., составляет <данные изъяты> рублей.
Из объяснений председателя СПК <данные изъяты> следует, что <данные изъяты> СПК <данные изъяты> погасило часть задолженности по НДФЛ за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рублей, а также за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рублей.
Таким образом, в настоящее время СПК <данные изъяты> имеет задолженность по перечислению в бюджетную систему РФ, удержанного с доходов работников общества НДФЛ за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рублей, за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении ответчиком возложенных на него, как на налогового агента обязанностей, в связи с чем, его бездействие в виде не перечисления в бюджетную систему РФ удержанного с доходов работников общества НДФЛ за <данные изъяты> годы, является незаконным.
Исходя из положений статьи 13 Налогового кодекса РФ, налог на доходы физических лиц отнесен к федеральным налогам.
В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и бюджетным законодательством РФ налог на доходы физических лиц подлежит взысканию в федеральный бюджет.
Таким образом, вышеуказанными бездействием СПК <данные изъяты> бюджетной системе, казне Российской Федерации, а, следовательно, Российской Федерации, причинен ущерб, повлекший не поступление удержанного с доходов работников кооператива налога на доходы физических лиц за <данные изъяты> годы в размере <данные изъяты> рублей.
Просит суд обязать СПК <данные изъяты> исполнить установленную Налоговым кодексом РФ обязанность налогового агента перечислить в бюджетную систему Российской Федерации исчисленный и удержанный в <данные изъяты> г.г. с доходов работников СПК <данные изъяты> налог на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела ст. помощник прокурора Первомайского района Брылев А.А. заявленные требования уточнил, указав, что ответчик уплатил НДФД за <данные изъяты> г, поэтому просит суд обязать СПК <данные изъяты> исполнить установленную Налоговым кодексом РФ обязанность налогового агента перечислить в бюджетную систему Российской Федерации исчисленный и удержанный в <данные изъяты> г. с доходов работников СПК <данные изъяты> налог на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей. С доводами ответчика о пропуске срока исковой давности по НДФЛ за <данные изъяты> год не согласился, просил его отклонить.
Представитель ответчика СПК <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном отзыве на иск просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, дополнительно указав, что по недоимке по НДФЛ за <данные изъяты> г просит применить пропуск срока исковой давности. По НДФЛ за <данные изъяты> г указал, что сумма в размере <данные изъяты> руб была перечислена <данные изъяты>
Представитель третьего лица МИФНС России №<данные изъяты> по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежавшим образом. В представленном отзыве на иск просил рассмотреть иск в отсутствие представителя инспекции, указав, что иск прокурора поддерживает в полном объеме.
Суд, заслушав ст. пом. прокурора Первомайского района, ознакомившись с доводами ответчика и третьего лица, изучив письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 19 Налогового кодекса РФ гласит налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу пункта 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статья 24 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (подпункт 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ).
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком (пункт 4 статьи 24 Налогового кодекса РФ).
В силу п. п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с требованиями ст.ст. 207, 210, 216 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Налоговым периодом признается календарный год.
Согласно пункту 2 ст. 223 Налогового кодекса РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
В соответствии с пунктом 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 3 статьи 226 Налогового кодекса РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (пункт 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе (пункт 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ).
Согласно информации МИНФС России № <данные изъяты> по Оренбургской области по состоянию на <данные изъяты> задолженность СПК <данные изъяты> по перечислению в бюджет НДФЛ, удержанного с работников общества за <данные изъяты> г.г. составляет <данные изъяты> рублей.
Из объяснений председателя СПК <данные изъяты> следует, что <данные изъяты> СПК <данные изъяты> погасило часть задолженности по НДФЛ за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рублей, а также за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рублей. Согласно платежному поручению №<данные изъяты> от <данные изъяты> СПК <данные изъяты> уплатил НДФЛ за <данные изъяты> год в сумме <данные изъяты> руб.
Таким образом, в настоящее время СПК <данные изъяты> имеет задолженность по перечислению в бюджетную систему РФ, удержанного с доходов работников общества НДФЛ за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рублей.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении ответчиком в полном объеме возложенных на него, как на налогового агента обязанностей, в связи с чем, его бездействие в виде не перечисления в бюджетную систему РФ удержанного с доходов работников общества НДФЛ за <данные изъяты> г является незаконным.
Как следует из положений части 1 статьи 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Исходя из положений статьи 13 Налогового кодекса РФ, налог на доходы физических лиц отнесен к федеральным налогам.
В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и бюджетным законодательством РФ налог на доходы физических лиц подлежит взысканию в федеральный бюджет.
Таким образом, вышеуказанными бездействием СПК <данные изъяты> бюджетной системе, казне Российской Федерации, а, следовательно, Российской Федерации, причинен ущерб, повлекший не поступление удержанного с доходов работников кооператива налога на доходы физических лиц за <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей.
Кроме того, в силу ст. 56, 61, 61.1 Бюджетного кодекса РФ доходы от налога на доходы физических лиц являются налоговыми доходами бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов) и подлежит зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ по нормативам, установленным бюджетным законодательством РФ.
Таким образом, невыполнение ответчиком установленной обязанности отрицательно сказывается на функционировании бюджетной системы РФ, поскольку не позволяет осуществить планирование и своевременно использовать денежные средства бюджетом Оренбургской области и муниципальным образованием Первомайский район.
В статьях 6, 14, 15, 85, 86 Бюджетного кодекса РФ указано, что бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; бюджетная система Российской Федерации - совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, а бюджет субъекта РФ предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации для решения общезначимых вопросов, отнесенных к ведению органов местного самоуправления и государственных органов субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание, что зачисление налога производится в бюджеты муниципальных образований в зависимости от места, по которому зарегистрирован налогоплательщик, то не поступление от ответчика как от налогового агента удержанного налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований, бюджет субъекта Российской Федерации нарушает их интересы, лишает возможности исполнить расходные обязательства для финансирования мероприятий по решению общезначимых вопросов социально-экономического характера, исходя из интересов населения.
Деятельность прокуроров в рассматриваемой сфере продиктована отсутствием законодательного механизма, предоставляющего полномочия налоговым органам осуществлять принудительное взыскание задолженности по НДФЛ с налоговых агентов.
Таким образом, исковые требования прокурора Первомайского района основаны на законе.
Довод ответчика о пропуске срока исковой давности по перечислению НДФЛ за <данные изъяты> г суд находит не состоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Статьей 1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Спорные правоотношения о взыскании налога и пени вытекают из налогового законодательства, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, неприменимы к указанным правоотношениям.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований
Положения статей 8 и 333.18 и подпункта 36 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий.
Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей;
В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК Российской Федерации) в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 БК Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 и пунктом 2 статьи 61.2 БК Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд
решил:
Исковые требования прокурора Первомайского района удовлетворить полностью.
Обязать Сельскохозяйственный производственный кооператив <данные изъяты> исполнить установленную Налоговым кодексом РФ обязанность налогового агента перечислить в бюджетную систему Российской Федерации исчисленный и удержанный в <данные изъяты> году с доходов работников СПК <данные изъяты> налог на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>
Взыскать с СПК <данные изъяты> в доход местного бюджета- муниципального образования <данные изъяты> район государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Первомайский районный суд в течение месяца через Первомайский районный суд.
Председательствующий: