ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-89/2018 от 01.03.2018 Клепиковского районного суда (Рязанская область)

Дело № 2-89/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 марта 2018 года г.Спас-Клепики Рязанской области

Клепиковский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Ваганова А.Б., при секретаре Осокиной М.В., с участием старшего помощника прокурора Клепиковского района Калинина Д.Г., представителей ответчиков ФИО1, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Клепиковского района Рязанской области в защиту прав неопределенного круга лиц к МОУ «Екшурская средняя общеобразовательная школа» и Администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий по установлению системы контроля и организации охраны в образовательном учреждении,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Клепиковского района Рязанской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Екшурская средняя общеобразовательная школа» и Администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области, в котором просит обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Екшурская средняя общеобразовательная школа» и администрацию муниципального образования – Клепиковский муниципальный район оборудовать здание МОУ «Екшурская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <...> системой контроля и управления доступом, и организовать в указанном здании охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что непринятие мер по обеспечению безопасности обучающихся и работников указанного образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества. Администрация МО – Клепиковский муниципальный район, осуществляя полномочия учредителя МОУ «Екшурская средняя общеобразовательная школа» и являясь собственником здания данного учреждения, в силу закона обязана нести бремя содержания имущества и, соответственно, обязана осуществлять финансирование мероприятий по безопасности людей, находящихся в здании.

В судебном заседании старший помощник прокурора Калинин Д.Г. поддержал исковые требования, ссылаясь на изложенное выше, уточнив заявленные требования в части организации охраны в здании данной школы силами служб безопасности, отделения вневедомственной охраны по Клепиковскому району – филиала Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации» на договорной основе, частного охранного предприятия, считает нецелесообразным продлевать срок исполнения решения суда, поскольку следует незамедлительно принять меры, направленные на усиление пропускного режима в образовательном учреждении для предупреждения угрозы жизни и здоровью несовершеннолетних детей.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО – Клепиковский муниципальный район Рязанской области – ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования признала, возражений не представила.

В судебном заседании представитель ответчика МОУ «Екшурская средняя общеобразовательная школа» ФИО1, действующая на основании Устава, исковые требования признала частично, пояснила, что в данное время охрану школы осуществляет техперсонал, денежных средств на оплату услуг охраны и ставки охранника не имеется, в связи, с чем полагает отказать в удовлетворении иска по организации охраны, а кроме этого просила продлить срок исполнения решения суда до 1 июля 2018 года.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей ответчиков и прокурора, полагавшего об удовлетворении иска, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплены основные принципы противодействия терроризму, одними из которых являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина (п.1), приоритет мер предупреждения терроризма (п.7), минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма (п.12).

В силу ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в частности, организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Пунктом 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно ч.ч.1, 2 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Кроме того, п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. п. 1, 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона РФ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Здания и сооружения должны быть обеспечены системой контроля и управления доступом, а также охраной силами служб безопасности, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с требованиями Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2011 года № МК-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение пожарной безопасности» руководителям образовательных организаций в целях предупреждения террористических актов и недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций следует незамедлительно принять меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности, ужесточению пропускного режима на объекты, организации ежедневной проверки объектов и прилегающих к ним территорий, принятию мер по недопущению несанкционированной парковки автотранспорта вблизи образовательных организаций, что непосредственно может повлечь возникновение угрозы жизни и здоровью несовершеннолетних детей, посещающих образовательные организации.

Судом установлено, что в здании, расположенном по адресу: <...>, используемом МОУ «Екшурская средняя общеобразовательная школа», система контроля и управления доступом, а также охрана силами служб безопасности не установлена, что подтверждается справкой о результатах обследования помещений образовательных учреждений на предмет наличия системы контроля и управления доступом в помещения образовательный учреждений (л.д.6), и не оспаривалось в суде ответчиками.

Круг лиц, посещающих МОУ «Екшурская средняя общеобразовательная школа» меняется, доступ в них не ограничен, указанное учреждение посещают и несовершеннолетние. Таким образом, определить круг лиц, в том числе несовершеннолетних, чья жизнь и здоровье подвергаются опасности, не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие системы контроля и управления доступом, а также охраны служб безопасности в здании, расположенном по адресу: <...>, используемом МОУ «Екшурская средняя общеобразовательная школа», способствует проникновению в указанное здание посторонних лиц, в том числе в целях совершения противоправных действий, террористических актов и, как следствие, создает угрозу жизни и здоровью обучающихся, работников и персонала.

Пунктами 3, 11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором

В соответствии с п.1.2 Устава МОУ «Екшурская средняя общеобразовательная школа» учредителем и собственником имущества данного образовательного учреждения является муниципальное образование – Клепиковский муниципальный район.

Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования – Клепиковский муниципальный район осуществляет администрация муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области (л.д.13-27).

Таким образом, администрация муниципального образования – Клепиковский муниципальный район, осуществляя полномочия учредителя МОУ «Екшурская средняя общеобразовательная школа» и являясь собственником здания данного учреждения, в силу закона обязана нести бремя содержания имущества и, соответственно, обязана осуществлять финансирование необходимых мероприятий.

Суд считает нецелесообразным продлевать срок исполнения решения суда, поскольку следует незамедлительно принять меры, направленные на усиление пропускного режима в образовательном учреждении для предупреждения угрозы жизни и здоровью несовершеннолетних детей.

Доводы представителя ответчика ФИО1 о том, что в данное время охрану школы осуществляет техперсонал, денежных средств на оплату услуг охраны и ставки охранника не имеется, не являются безусловным обстоятельством для отказа в удовлетворении иска по организации должной охраны данной школы, а кроме этого не принятие незамедлительных мер создает угрозу жизни и здоровью обучающихся, работников и персонала.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Екшурская средняя общеобразовательная школа» и администрацию муниципального образования – Клепиковский муниципальный район оборудовать здание МОУ «Екшурская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <...> системой контроля и управления доступом в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Екшурская средняя общеобразовательная школа» и администрацию муниципального образования – Клепиковский муниципальный район организовать в здании МОУ «Екшурская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: <...> охрану силами служб безопасности, отделения вневедомственной охраны по Клепиковскому району – филиала Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации» на договорной основе, частного охранного предприятия в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в суд апелляционной инстанции - Рязанский областной суд - с подачей апелляционной жалобы через Клепиковский районный суд.

Судья: А.Б.Ваганов