ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-89/2021 от 03.06.2021 Гайнского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-89/2021

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Гайны 03 июня 2021 г.

Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего Зубовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителей истца - администрации Гайнского муниципального округа Пермского края ФИО3, ФИО4,

ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гайнского районного суда Пермского края гражданское дело по иску администрации Гайнского муниципального округа Пермского края к ФИО1 о взыскании средств бюджета,

у с т а н о в и л:

В Гайнский районный суд поступило исковое заявление администрации Гайнского муниципального округа Пермского края к ФИО1 о взыскании средств бюджета. В обосновании заявленных требований указано, что 25 августа 2014 г. между Министерством сельского хозяйства и продовольствия <адрес>, администрацией Гайнского муниципального района и главой КФХ ФИО1 было заключено соглашение «О предоставлении гранта главе крестьянского (фермерского) хозяйства на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского хозяйства в 2014 году» -СФ. Предметом Соглашения является предоставление главе КФХ гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с планом расходов, утвержденным приложением к Соглашению. Размер гранта, согласно условиям Соглашения составляет 1200000 рублей, в том числе: за счет средств федерльного бюджета 385000 рублей; за счет средств бюджета Пермского края 615000 рублей; за счет средств бюджета Гайнского муниципального района 200000 рублей. В соответствии с пунктом 2.2.2 Соглашения Орган местного самоуправления предоставляет главе КФХ грант в сумме 815000 рублей, в том числе за счет средств бюджета Пермского края 615000 рублей, бюджета Гайнского муниципального района 200000 рублей. Согласно Акту проверки администрации Гайнского муниципального района от 05 декабря 2019 года правового, целевого и эффективного использования средств местного, краевого и федерального бюджетов, и соблюдения условий, установленных при их предоставлении Правилами (проверяемый период 2018 год) выявлено нарушение условий п. 2.3.5, 2.3.6, 2.3.77-2.3.13, 2.3.1, 2.3.3, 2.3.15 Соглашения и п. 2.20.3 Правил, а именно:

- грант не был освоен в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы КФХ; не было создано минимальное количество рабочих мест; не были представлены ежеквартальные и ежегодные формы отчетности, а именно о целевом расходовании гранта, о выполнении целевых показателей, статистические формы отчетности № 1,2,3-фермер; целевое исполнение гранта не обеспечено; целевые показатели не выполнены в полном объеме; запрашиваемая информация администрации Гайнского муниципального округа не предоставлялась в период с 2017 по 2019 годы. Кроме того, глава КФХ всячески уклонялась от встреч с представителями администрации. Таким образом, взятые по Соглашению обязательства Ответчиком не исполнены. 21.04.2020 Администрация направила Ответчику требование о возврате бюджетных средств. Указанное требование Ответчиком получено лично 27.04.2020 г. На основании п. 5.3.2 Правил субсидии в сумме 815000 рублей подлежат возврату в бюджет Пермского края в срок не позднее 1 месяца после получения требования о возврате. Просят взыскать с ответчика средства бюджета Пермского края, а также средства бюджета Гайнского муниципального района, предоставленные в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 815000 рублей.

В судебном заседании представители истца - администрации Гайнского муниципального округа Пермского края ФИО3, ФИО4 на исковых требованиях настаивали в полном объеме, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик ФИО1 исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование возражений указала на то, что при подписании Соглашения она не знала об всех условиях выдачи гранта. Считает, что все условия она выполнила в сил своих возможностей. Действительно, в 2017 году она перестала подавать отчетность из-за смены работников Отдела администрации Гайнского района. Показатели, указанные в бизнес-плане и в приложении к Соглашению ею не были выполнены по вине администрации района, которая не обеспечила ей сбыт продукции. Все средства гранта она потратила по назначению, а также вложили в строительство фермы свои собственные средства. В 2020 году она прекратила свою деятельность КФХ.

Заслушав стороны, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 3 части 2 статьи 78 БК РФ).

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными актами бюджетного законодательства РФ к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство РФ, если иное не предусмотрено БК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 БК РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Судом установлено, что 25.08.2014 г. между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, администрацией Гайнского муниципального района (правопреемником которой является администрация Гайнского муниципального округа - Истец) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключено Соглашение -СФ о предоставлении гранта главе крестьянского (фермерского) хозяйства на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства в 2014 году. Согласно разделу 1 Соглашения, предметом Соглашения является предоставление главе КФХ гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с планом расходов для строительства фермы; приобретения автомобиля УАЗ-фермер; приобретение трактора; приобретение КРС. Согласно разделу 2.2 Соглашения органа местного самоуправления предоставляет Главе КФХ грант в сумме 815000 рублей. Выполнение администрацией Гайнского муниципального района своих обязательств по перечислению денежных средств в размере 815000 рублей подтверждается платёжным поручением и не оспаривается ответчиком.

Согласно п. 2.3 Соглашения Глава КФХ обеспечивает целевое использование гранта: приобретение автомобиля УАЗ-фермер; приобретение трактора; приобретение КРС. Помимо этого глава КФХ обеспечивает выполнение целевых показателей деятельности семейной животноводческой фермы, установленных в приложении № 3 (п. 2.3.3); оплачивает не менее 40 % стоимости каждого наименования приобретений на развитие семейной фермы, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 % от стоимости каждого наименования приобретений (п. 2.3.4); использует грант на развитие семейной фермы в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы КФХ и использовать имущество, закупаемое за счет гранта на развитие семейной фермы, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы (п. 2.3.5); создает дополнительно не менее трех постоянных рабочих мест (п. 2.3.6); осуществляет деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта (п. 2.3.7); обязуется вступить в сельскохозяйственный производственный кооператив, либо заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки продукции, производимой семейной животноводческой фермой (п. 2.3.8); не совершает сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества, приобретенного за счет средств гранта на развитие семейной фермы в течение пяти лет (п. 2.3.9); представляет ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в орган местного самоуправления отчет о целевом расходовании средств гранта по форме согласно приложению 2 к настоящему Соглашению (п. 2.3.11); представляет ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в орган местного самоуправления отчет по формам, утвержденным приказом Министерства (п. 2.3.12); обеспечивает возврат грант в случае его нецелевого использования или нарушения условий, установленных при предоставлении, в порядке, установленном пунктом 5.3 Правил расходования субсидий бюджетам муниципальных районов Пермского края, из бюджета Пермского края, утверждённых постановлением Правительства Пермского края № 980-п от 15 июля 2013 (п. 2.3.17).

Согласно приложению № 3 к Соглашению целевые показатели развития семейной животноводческой фермы ФИО1 по выручке по реализации сельскохозяйственной продукции, производимой КФХ в 2014 г. должны составлять 125,25 т.р.; в 2015 г. - 165,5 т.р., в 2016 г. - 661,6 т.р., в 2017 г. – 1401 т.р., в 2018 г. – 2401,96 т.р. По реализации мяса в 2014 – 230 т.р.; в 2015 г. – 0 руб.; в 2016 г. – 460 т.р.; в 2017 г. – 1150 т.р.; в 2018 г. – 1150 т.р. По реализации молока в 2014 г. – 3150 т.р.; в 2015 г. – 6300 т.р.; в 2016 г. – 22800 т.р.; в 2017 г. – 472800 т.р.; в 2018 г. – 618600 т.р. Поголовье КРС в 2014 г. в 2014 г. должно составлять 3; в 2015 г. – 13; в 2016 г. – 21; в 2017 г. – 27; в 2018 г. – 40. Количество вновь созданных рабочих мест в 2015 г. – 1, в 2016 – 1, в 2017 – 1 (л.д. 36).

Согласно отчету о целевом расходовании средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы общая сумма затрат на развитие семейной фермы составляет 2 млн. рублей, из них собственные (заемные) средства 800 тыс.руб.; размер гранта 1200,0 тыс.руб. (л.д. 39).

07.09.2016 г. гл. специалистом по развитию предпринимательства и вопросам с/х администрации Гайнского муниципального района ФИО5 и ОУР ЭБиПК ОМВД России по Гайнскому району ФИО6 проведена проверка правового, целевого и эффективного использования средств местного, краевого и федерального бюджетов и соблюдения условий, установленных при их предоставлении. Согласно Акта хозяйственная деятельность ФИО1 на момент проверки не ведется, животноводческое помещение (ферма) в эксплуатацию не введено, поголовье имеется только в личном подворном хозяйстве. На огороженной территории имеется залитый фундамент, дощаной гараж, трактор Беларусь – 320.4-ТД, постройка, состоящая из двух срубов. По результатам проверки строительство фермы осуществляется с нарушением сроков; расходы произведены не в полном объеме, нарушены сроки расходования гранта, не выполняются целевые показатели развития семейной животноводческой фермы (л.д. 13-16).

05.12.2019 г. администрацией Гайнского муниципального района вновь проведена проверка целевого и эффективного использования главой КФХ ФИО1 средств гранта. Согласно Акту проверки, которая в связи с уклонением ФИО1 от участия в проверке, проведена на основании документов, ФИО1 были приобретены трактор на сумму 450000 рублей, УАЗ-330365 на сумму 489950 рублей, доп. оборудование к УАЗ 9100 рублей, пиломатериал и строительные материалы на сумму 190266 рублей, всего на сумму 1139316 рублей. Выручка от реализации сельскохозяйственной деятельности в 2016 году составила 165,5 тыс. рублей, реализации продукции 250 кг и 6500 л., рабочие места не созданы. Отчетная информация за 2018 год не представлялась (л.д. 17-22).

В силу ст. 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 года N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

В целях реализации указанной Программы Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 года N 1320-п утверждена Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае" (в редакции, действовавшей в спорный период), целями и задачами которой являются обеспечение продовольственной безопасности Пермского края по основным продуктам питания, ускоренное импортозамещение в отношении мяса и молока, повышение инвестиционной привлекательности отрасли, повышение финансовой устойчивости предприятий АПК, воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, а также устойчивое развитие сельских территорий.

В целях софинансирования отдельных мероприятий муниципальных программ развития сельского хозяйства Постановлением Правительства Пермского края от 25.07.2013 года N 980-п утвержден Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края из бюджета Пермского края. Условия и порядок предоставления мер поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - получатели мер поддержки), критерии отбора для получения указанных мер поддержки, перечень документов, необходимых для получения указанных мер поддержки, сроки их рассмотрения закреплены в Правилах расходования субсидий бюджетами муниципальных районов (городских округов) Пермского края из бюджета Пермского края в рамках реализации отдельных мероприятий муниципальных программ развития сельского хозяйства, утвержденных вышеуказанным постановлением.

Обязанность по контролю за целевым использованием субсидий пунктом 5.1 Порядка возложена на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.

Постановлением администрации Гайнского муниципального района от 18.04.2014 года утверждено Положение N 208 "О порядке расходования субсидий в рамках реализации отдельных мероприятий муниципальной программы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Гайнского муниципального района на 2013-2015 годы".

Согласно п. 5.6 вышеуказанной Программы, п. 4.6 Положения администрации Гайнского муниципального района от 18.04.2014 N 208 следует, что возврату в бюджет Пермского края подлежат субсидии в случае их нецелевого использования, нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Как показали проведенные проверки, ответчиком ФИО1 при реализации средств предоставленного гранта на развитие семейной животноводческой фермы допущены нарушения условий Соглашения о предоставлении гранта. В частности, глава КФХ не обеспечила целевые показатели деятельности, установленные в Приложении 3 (п. 2.3.3), не создала дополнительно не менее трех постоянных рабочих мест (п. 2.3.6); не вступила в сельскохозяйственный производственный кооператив, не заключила договор с хозяйствующим субъектом для переработки продукции, производимой семейной животноводческой фермой (п. 2.3.8); не представляла ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в орган местного самоуправления отчет о целевом расходовании средств гранта по форме согласно приложению 2 к настоящему Соглашению (п. 2.3.11); не представляла ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в орган местного самоуправления отчет по формам, утвержденным приказом Министерства (п. 2.3.12);

Кроме этого, в судебном заседании установлено, что 27.07.2015 г. ФИО1 на основании договора купли-продажи было приобретено транспортное средство трактор «Беларусс-320.4-ТД». Согласно сведениям, полученным из Инспекции государственного технического надзора Пермского края, указанное транспортное средство было снято с регистрационного учета 29.07.2015 г., более не регистрировалось. В судебном заседании ответчик пояснила, что указанный трактор был приобретен ею за счет собственных средств и поэтому на регистрационный учет она его не поставила, в 2017 году продала.

Согласно п. 2.3.9 Соглашению Глава КФХ не совершает сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества, приобретенного за счет средств гранта на развитие семейной фермы в течение пяти лет. Доводы ответчика о том, что трактор приобретен ею на собственные средства и потому она была вправе им распоряжаться по своему усмотрению, не соответствуют материалам дела. Согласно отчету о целевом расходовании средств гранта на приобретение трактора ответчиком было затрачено 450000 рублей, из них 45000 рублей собственные средства, 13,5 тыс. рублей заемные средства и 391,5 тыс. рублей – средства гранта.

Таким образом, неисполнение обязанностей главой КФХ привело к нарушению ответчиком обязательств, установленных Соглашением.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, постановления Правительства Пермского края от 25.07.2013 года № 980-п, постановления администрации Гайнского муниципального района от 18.04.2014 года №208 определен порядок возврата субсидий в случае нарушений, установленных при их предоставлении. В частности, подлежат возврату в бюджет Пермского края субсидии в случае их нецелевого использования, нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Учитывая допущенные главой КФХ нарушения условий Соглашения, 21.04.2020 г. администрацией Гайнского муниципального округа в адрес ответчика ФИО1 было направлено требование о возврате бюджетных средств, которое было получено ответчиком лично и до настоящего времени не выполнено (л.д. 23).

На основании изложенных выше обстоятельств дела, неисполнение ответчиком обязательств, установленных Соглашением -СФ от 28.08.2014, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации Гайнского муниципального округа о взыскании с ФИО1 средств бюджета, подлежат удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 11350 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования администрации Гайнского муниципального округа Пермского края - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Гайнского муниципального округа средства бюджета <адрес>, Гайнского муниципального района, предоставленные в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 815000 (восемьсот пятнадцать тысяч) рублей.

Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета Гайнского муниципального округа государственную пошлину в размере 11350 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме.

Судья Е.Н. Зубова