ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-89/2021 от 18.05.2021 Зубцовского районного суда (Тверская область)

Дело № 2-89/2021

УИД 69RS0009-01-2021-000106-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2021 года г.Зубцов

Зубцовский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Титовой Л.Н.

с участием прокурора Трифонова А.А.

представителя ответчика МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» ФИО1

при секретаре Сергеевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зубцовского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» о возложении обязанности по регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, возложении обязанности в подаче заявления на получение лицензии по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, в понуждении заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности и договора с аварийно-спасательной службой, возложение обязанности сформировать резерв финансовых средств для локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций

установил:

Прокурор Зубцовского района Тверской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» о возложении обязанности по регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, возложении обязанности в подаче заявления на получение лицензии по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, в понуждении заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности и договора с аварийно-спасательной службой, возложение обязанности сформировать резерв финансовых средств для локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций.

В исковом заявлении прокурор указал, что МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» 24.05.2019 включен в государственный реестр юридических лиц.

С 1 июня 2019 года ответчик эксплуатирует две котельные:

котельную № 2, расположенную по адресу: <адрес>

котельную № 3, расположенную по адресу<адрес>

Данные котельные являются опасными производственными объектами - системой теплоснабжения.

Правовые, экономические, социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности.

В нарушение ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ

МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» эксплуатируемые опасные производственные объекты в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрированы, класс опасности опасным производственным объектам не присвоен.

Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта установлены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ.

Согласно данной статье, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в том числе обязана:

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Данные требования промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» не выполняются.

В нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ:

МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» лицензия на осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (котельных) не получена.

Гражданская ответственность за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте в отношении котельных не застрахована.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В нарушение требований ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ в МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» аварийно-спасательная служба отсутствует. Договор с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) не заключен. Резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, не сформирован.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрено, что опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:

I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;

класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;

4. класс опасности - опасные производственные объекты низкойопасности.

Согласно п. 5 приложения 2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности:

3.класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Котельная № 2 (ул. Набережная Вазузы г. Зубцова) предназначена для теплоснабжения жителей многоквартирных домов <...>

Котельная № 3 (пер. Рыбацкий г. Зубцова) предназначена для теплоснабжения жителей многоквартирных домов <...>, социального объекта ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Зубцовский детский дом».

В связи с осуществлением теплоснабжения населения и социально значимых категорий потребителей котельные № 2 (ул. Набережная Вазузы г. Зубцова) № 3 (пер. Рыбацкий г. Зубцова) как минимум относятся к опасным производственным объектам III класса опасности, деятельность по эксплуатации которых требует наличие лицензии по эксплуатации

взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Предоставление теплоснабжения населению с использованием котельных № 2 (ул. Набережная Вазузы г. Зубцова), котельной № 3 (пер. Рыбацкий г. Зубцова) является частью предпринимательской деятельности МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ».

Лицензия по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности у МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» отсутствует.

Приказом Ростехнадзора от 11.08.2015 N 305 утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее Административный регламент).

Согласно п. 25 Административного регламента в заявлении о предоставлении лицензии указываются:

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефонов и (в случае, если имеются) адреса электронной почты юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;

- реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, 2 и 3 классов опасности и которые свидетельствуют о соответствии

соискателя лицензии лицензионным требованиям, - в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Форма заявления о предоставлении лицензии приведена в приложении N 3 к настоящему Регламенту.

Список документов, которые прилагаются к заявлению о предоставлении лицензии, указан в п. 26 Административного регламента.

Согласно п. 26 Административного регламента к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на (в) которых размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях);

реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов -реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации);

реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа) - в случае, если наличие таких документов является обязательным в соответствии с техническими регламентами;

4) копия положения о системе управления промышленнойбезопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона"О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

5)копия положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах;

копии планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах;

копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности;

копии документов, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;

реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых статьей 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязательность разработки указанных деклараций (наименование органа, зарегистрировавшего декларацию, дата и номер регистрации декларации);

перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на объектах;

копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";

копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", сроки действия которых истекают не ранее чем через 45 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов;

опись прилагаемых документов.

Бездействие МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» по исполнению требований в сфере промышленной безопасности создаёт угрозу жизни и здоровью лиц, как работающих на котельных, так находящихся, проживающих вблизи них, круг которых определить не представляется возможным (неопределенный круг лиц).

Просит:

Возложить на МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- подать в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору документацию для регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов";

подать в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору заявлением, по форме предусмотренной приложением № 3 к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, с приложением документов, указанных в п. 26 данного Административного регламента, в целях получения лицензии на осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (котельных);

- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

заключить с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием договор на обслуживание, либо создавать собственную профессиональную аварийно-спасательную службу или профессиональное аварийно-спасательное формирование, либо нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников;

- сформировать резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании прокурор Трифонов А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и не возражал возложить обязанности на ответчика с исполнением требований прокурора в течение шесть месяцев.

Представитель ответчика МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» с исковыми требованиями прокурора согласен. Просит дать срок для устранения недостатков в течение 1 года, поскольку в настоящее время у юридического лица заблокирован счет денежных средств.

Материальный истец Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – извещалось надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит, что заявленный прокурором иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств следует, что МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» на момент подачи прокурором иска не подавало документацию для регистрации опасных производственных объектов, а также заявление в целях получения лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов; не заключало договор обязательного страхования гражданской ответственности, а также с профессионально аварийно-спасательной службой, с профессиональной аварийно-спасательным формированием на обслуживание и не сформировало резерв финансовых средств для ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ договором аренды имущества и приложением, ответом ответчика (л.д.15-28) и не оспариваются ответчиком.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» эксплуатируемые опасные производственные объекты в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрированы, класс опасности опасным производственным объектам не присвоен.

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности.

Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта установлены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ.

В нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ:

МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» лицензия на осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (котельных) не получена.

Гражданская ответственность за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте в отношении котельных не застрахована.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В нарушение требований ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ в МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» аварийно-спасательная служба отсутствует. Договор с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) не заключен. Резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, не сформирован.

Поскольку МУП "КХ "ЗУБЦОВСКОЕ" не подает документацию для регистрации опасных производственных объектов, а также для получения лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации котельных, не заключает договора обязательного страхования гражданской ответственности, а также с профессиональной аварийно-спасательной службой, не сформировывает резерв финансовых средств для ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций, то данное бездействие является незаконным и на ответчика подлежит возложению обязанность совершить определенные действия.

Изучив доводы представителя ответчика о невозможности исполнения обязанностей в течение трех месяцев, учитывая его материальное положение и невозможность исполнения требований в течение срока данного срока, принимая во внимание мнение прокурора не возражавшего предоставить срок для устранения нарушения действующего законодательства в течение шести месяцев, суд приходит к выводу о возложении обязанности на МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» в течение шести месяцев.

В соответствии со ст.98 и ст.103 ГПК РФ с МУП "КХ "ЗУБЦОВСКОЕ" следует взыскать в доход бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Зубцовского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» о возложении обязанности по регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, возложении обязанности в подаче заявления на получение лицензии по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, в понуждении заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности и договора с аварийно-спасательной службой, возложение обязанности сформировать резерв финансовых средств для локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций удовлетворить в полном объеме.

Возложить на МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- подать в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору документацию для регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов";

- подать в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору заявлением, по форме предусмотренной приложением № 3 к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, с приложением документов, указанных в п. 26 данного Административного регламента, в целях получения лицензии на осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (котельных);

- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- заключить с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием договор на обслуживание, либо создавать собственную профессиональную аварийно-спасательную службу или профессиональное аварийно-спасательное формирование, либо нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников;

- сформировать резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.

Взыскать с МУП «КХ «ЗУБЦОВСКОЕ» в доход бюджета муниципального образования «Зубцовский район» Тверской области государственную пошлину в размере 6000 (шесть) тысяч рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.Н.Титова

Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2021 года.

Председательствующий: Л.Н.Титова

Дело № 2-89/2021

УИД 69RS0009-01-2021-000106-84