Дело № 2-89/2022 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2022 года п. Добринка Липецкой области
Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Наставшевой О.А.,
при секретаре Сергиенко Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Почта России» к Комановой Анастасии Игоревны о взыскании ущерба, причиненного работодателю,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Почта России» обратилось в суд с иском к Комановой Анастасии Игоревны о взыскании ущерба, причиненного работодателю. В обоснование заявленных требований указало, что 27.12.2019 г. Команова А.И. согласно приказа №-к принята в Грязинский почтамт УФПС Липецкой области – АО «Почта России» на должность начальника отделения почтовой связи 5 класса Грязинского почтамта УФПС Липецкой области – АО «Почта России», расположенного по адресу: Липецкая область, Добринский район, с. Александровка, ул. Интернациональная, д. 22. С ответчиком также был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности от 27.12.2019 г., согласно которому, последняя принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ей имущества, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения ущерба; она должна относиться бережно к переданному ей для осуществления возложенных на нее функций (обязанностей) имуществу работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба; своевременно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ей имущества; вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного ей имущества; участвовать в проведении инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состояния вверенного ей имущества. Согласно квалификационной характеристике начальника отделения почтовой связи 5 класса Грязинского почтамта УФПС Липецкой области - АО «Почта России», выполняет следующие виды работ: организация своевременной доставки подписных тиражей печатных изданий; контроль доставки всех видов и категорий внутренних и международных почтовых отправлений; прием, обработка, отправление, вручение почтовых отправлений, операции с банковскими картами; реализация товаров (прием, разгрузка, складирование, выкладка, возврат, инвентаризация, оформление торговых мест, прием предварительных заказов, оформление товаров в кредит, расчетно-кассовые операции; организация доставки и выплаты пенсий и пособий и другое. Начальник отделения обеспечивает сохранность денежных средств, почтовых отправлений, материальных ценностей, а также учет денежных средств и товарно-материальных ценностей, контроль за ведением кассовых операций. Согласно п.п. 5.1 и 5.2 квалификационной характеристики, начальник ОПС несет ответственность за причинение материального ущерба в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством. В период с 27.12.2019 г. по 25.08.2020 г. Команова А.И. являлась материально-ответственным лицом, допустила недостачу. В результате проведенного служебного расследования были проверены документы за период с 27.12.2019 г. по 25.08.2020 г., данная недостача образовалась ввиду халатного отношения начальника к переданным денежным средствам, товарам и неисполнения должностной инструкции. Команова А.И. своими действиями причинила материальный ущерб АО «Почта России» на общую сумму 43 408,96 руб. 25.08.2020 г. на основании приказа № 820-к трудовой договор с Комановой А.И. был расторгнут. В соответствии со ст. 238 ТК РФ, сумма недостачи – 43408,96 руб. является прямым действительным ущербом, подлежащим возмещению истцу. В соответствии с ч.1 ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Согласно ч.2 ст. 248 ТК РФ, если работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом. Просит суд взыскать с ответчика в пользу истца сумму в размере 43 408,96 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины – 1502 руб.
В судебном заседании представители истица АО «Почта России» исковые требования поддержали в полном объеме, суду пояснили, что Команова А.И. работала начальником ОПС в период с 27.12.2019 г. по 25.08.2020 г. ОПС в с. Александровка Добринского района Липецкой области, с ней был заключен договор о полной материальной ответственности, при смене материально-ответственного лица на Команову А.И. была произведена ревизия, товарно- материальные ценности переданы Комановой А.И., в период отсутствия Комновой А.И. на рабочем месте также проводились ревизии при смене МОЛ. В указанный период Команова А.И. работала в ОПС одна, являлась материально-ответственным лицом, осуществляющим работу с товарно-материальными ценностями, в том числе работу с денежными средствами, по реализации товаров и услуг. После предыдущего работника, по увольнении, проводилась инвентаризация ТМЦ, недостачи выявлено не было, актом Комановой А.И. были переданы товарно-материальные ценности, которые находились в ОПС при ее поступлении на работу. Локальным документом предусмотрено, что ежемесячно начальник ОПС составляет отчет о товарно-материальных ценностях и денежных средствах в целях контроля и их учета. Команова А.И. ежемесячно, на протяжении периода своей работы, предоставляла соответствующий отчет, из которых следовало, что недостач не было. В процессе работы от Комановой А.И. не поступало каких-либо сообщений о фактах хищений из ОПС, проникновении в ОПС. В процессе работы Команова А.И. допускала уходы на больничный и по иным основаниям без предупреждения работодателя, оставляя ключи от ОПС у посторонних лиц. При увольнении Комановой А.И. была проведена инвентаризация и выявлена недостача товарно-материальных ценностей на сумму 43408,96 руб., ответчик присутствовала при производстве ревизии, ей было предложено дать письменное объяснение по факту недостачи, в котором она указала на несогласие, усмотрев вину работодателя. Размер ущерба и стоимость товара были исчислены из действительной стоимости с учетом торговой наценки на дату проведения ревизии. Также, до последней ревизии по увольнении ответчика, была проведена промежуточная ревизия, выявлена недостача, часть недостачи Команова возвратила, что следует из разницы ревизий от 31.07.2020 г. и 27.08.2020 г. Каких-либо денежных средств в счет погашения недостачи работодатель с ответчика не удерживал при окончательном расчете.
Ответчик Команова А.И. в судебное заседание не явилась; о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.
Суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Принимая во внимание объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 242 ТК РФ, полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Согласно п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 52 от 16.11.2006 г. «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», при определении суммы, подлежащей взысканию, судам следует учитывать, что в силу статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Согласно ст. 243 ТК РФ, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; 2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации – ст. 244 ТК РФ.
Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества – ст. 246 ТК РФ.
Ст. 247 ТК РФ установлено, что до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
В силу п. п. 4 и 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба, причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
Работник не может быть привлечен к материальной ответственности, если ущерб возник вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (статья 239 ТК РФ).
К нормальному хозяйственному риску могут быть отнесены действия работника, соответствующие современным знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута иначе, работник надлежащим образом выполнил возложенные на него должностные обязанности, проявил определенную степень заботливости и осмотрительности, принял меры для предотвращения ущерба, и объектом риска являлись материальные ценности, а не жизнь и здоровье людей.
Судом установлено:
Из копии приказа о приеме работника на работу №-к от 26.12.2019 г. установлено, что Команова Анастасия Игоревна с 27.12.2019 г. принята на работу начальником ОПС Александровка 399443/Грязинский почтамт на основании трудового договора с испытательным сроком 3 месяца.
Согласно представленной суду копии трудового договора от 27.12.2019 г., заключенного между АО «Почта России» и Комановой Анастасией Игоревной, в соответствии с условиями договора, работодатель принимает работника в УФПС Липецкой области, структурное подразделение – ОПС Александровка Грязинский почтамт на должность начальника. Работник обязуется: строго соблюдать трудовую, технологическую и финансовую дисциплину; незамедлительно сообщать работодателю или непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя и принимать соответствующие меры по устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы; обеспечить сохранность вверенных работнику товарно-материальный ценностей и денежных средств в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами работодателя; нести ответственность за ущерб, причиненный работодателю в результате его виновного противоправного поведения (действия или бездействия) в размерах и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами работодателя; не допускать действий, которые могут принести прямой или косвенный ущерб работодателю, его имуществу, финансам и имиджу и не выступать от имени работодателя не имея соответствующих полномочий; возвратить при прекращении трудовых отношений все документы, созданные или полученные в процессе выполнения трудовых обязанностей, а также материально-технические средства и иное имущество, переданное ему работодателем для выполнения трудовых обязанностей, в случае утери, порчи имущества работник обязуется возместить работодателю его стоимость согласно действующему законодательству РФ; при прекращении трудовых отношений сдать назначенному работодателем лицу дела, передать имеющиеся в пользовании работника материальные носители, содержащие информацию, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну и иную конфиденциальную информацию, сдать дела в порядке и в сроки, определенные работодателем, а также совершить все иные действия, необходимые для минимизации ущерба работодателю от расторжения трудового договора; нести дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ; заключать договор о полной материальной ответственности в случае, когда приступает к работе по непосредственному обслуживанию или использованию денежных, товарных ценностей, иного имущества, в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ. Работодатель имеет право на: заключение с работником в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, договора о полной материальной ответственности; требования возмещения работником в результате его виновного противоправного поведения (действия или бездействия) ущерба, причиненного работодателю, в размерах и в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ; реализацию иных прав, предусмотренных трудовым законодательством РФ, иными федеральными законами, соглашениями, коллективным договором и локальными нормативными актами работодателя.
Договор подписан ответчиком 23.01.2021 г., согласно табеля учета рабочего времени фактически приступила к трудовым обязанностям 27.12.2019 г.
Из должностной инструкции Комановой А.Н., с которой последняя ознакомилась 27.12.2019 г., следует, что: начальник отделения почтовой связи осуществляет обеспечение почтовой деятельности; начальник почтамта/ уполномоченное лицо заключает с начальником ОПС договоры о полной индивидуальной материальной ответственности и полной коллективной (бригадной) материальной ответственности; на начальника ОПС возлагаются следующие трудовые функции: управление отделением почтовой связи, в том числе выделенными зонами ОПС: центром выдачи и приемы посылок, центром обслуживания юридических лиц, банковской зоной: контроль соблюдения правил оказания услуг при приеме, обработке и выдаче почтовых отправлений; контроль доставки почтовых отправлений и печатной продукции до адресата; контроль предоставления дополнительных услуг отделением почтовой связи; контроль оказания финансовых услуг отделением почтовой связи; организация и контроль деятельности работников отделения почтовой связи, ЦВПП, ЦОЮЛ, банковской зоны; подготовка отчетности ОПС, предоставление почтовых услуг, предоставление услуг связи, предоставление непочтовых услуг, предоставление финансовых услуг, выполнение и документальное оформление кассовых операций; осуществлять организацию и контроль деятельности работников ОПС: в том числе – контролировать прием, отправку и учет почтовой тары; контроль соответствия цен на товары и цен в накладных, получаемых с марочной базы и со склада товаров народного потребления; торговую деятельность при помощи сканера посредством применения штрих-кода, исключить выбор товара в програмном обеспечении вручную; вести учет, осуществлять группировку и систематизацию документов в архиве; своевременно информировать почтамт о происшествиях и нарушениях трудовой и производственной дисциплины работниками; осуществлять подготовку отчетности ОПС: готовить отчеты по остаткам товарно-материальных ценностей, государственных знаков почтовой оплаты, прочих товаров; формировать все виды ежемесячных отчетов ОПС, в том числе по доходам, по реализации товаров и услуг…; осуществлять сверку отчетов дневника Ф.130 с первичной документацией, в случае расхождения между дневником ф.130 и отчетом «Розничный покупатель»..; принимать и вручать внутренние и международные почтовые отправления, переводы денежных средств, оказывать другие почтовые и финансовые услуги; обеспечить учет и сохранность товарно-материальных ценностей ОПС в соответствии с установленными регламентами; осуществлять реализацию товаров народного потребления, знаков почтовой оплаты, реализацию лотерей, хранящихся в местах общего доступа коллектива ОПС, и нести полную материальную ответственность на условиях, определенных договором о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности; осуществлять обслуживание и использование вверенных ему товарно-материальных ценностей, находящихся на реализации ОПС, и нести полную материальную ответственность на условиях, определенных договором о полной индивидуальной материальной ответственности; осуществлять прием и выплату денежных переводов; осуществлять выплату пенсий, пособий и других целевых выплат; принимать платежи за коммунальные и другие услуги; осуществлять отдельные операции по инкассированию денежных средств в ОПС; осуществлять учет и контроль кассовых операций при использовании контрольно-кассовой техники; выдавать денежные средства почтальонам для выплат, производимых на дому, принимать неизрасходованные суммы; выдавать денежные средства на операционные кассы ОПС; принимать от кассового работника наличные денежные средства и документы по кассовым справкам, проверять правильность составления справки в соответствии с первичными документами; вести журнал учета движения наличных денежных средств и МОК в основной операционной кассе ОПС; составлять сводно-денежный отчет за операционный день с использованием прикладных программ или вручную; осуществлять перерасчет денежной наличности в конце рабочего дня и сверку фактического остатка наличных денежных средств в кассе ОПС с расчетным остатком отчета дневника Ф.130, составлять акт при обнаружении расхождения; опечатывать сейф с денежной наличностью; определять суммы денежной выручки и сравнивать ее с фактическим наличием денег в кассе на основании показаний контрольных счетчиков совместно с кассовым работником и др. Начальник ОПС имеет право: обращаться к начальнику почтамта за содействием в выполнении производственных заданий и консультациями, по вопросам деятельности ОПС и др. Начальник ОПС несет ответственность за: сохранность денежных средств, полученных работником для выплаты почтовых переводов денежных средств, пенсий, социальных пособий из главной распорядительной кассы/банка, а также полученных, в том числе, от пользователей услугами почтовой связи; государственных знаков почтовой оплаты, лотерейных билетов, товаров народного потребления, периодических печатных изданий, полученных им для реализации в рамках заключенного договора о полной индивидуальной материальной ответственности; за несанкуионированный доступ третьих лиц без прав доступа на объект почтовой связи; за необеспечение: полноты, достоверности и своевременности информации, предоставляемой в филиал, сохранности товарно-материальных ценностей ОПС, их учета в соответствии с установленными регламентами, сохранности почтовых отправлений и денежных переводов. В соответствии с п. 5.3.16 – независимо от материальной ответственности в случае, когда в действиях начальника ОПС есть признаки уголовно наказуемого деяния, материал передается в следственные органы для возбуждения дела о привлечении виновного к уголовной ответственности.
Согласно договору о полной индивидуальной материальной ответственности № от 27.12.2019 г., заключенного между истцом и ответчиком: работник принимает на себя полную индивидуальную материальную ответственность за недостачу вверенного ему работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и в связи с изложенным обязуется: принимать меры к предотвращению ущерба, в том числе обеспечивать сохранность вверенных работнику товарно-материальных ценностей и денежных средств; своевременно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества; вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного ему имущества; участвовать в проведении инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состояния вверенного ему имущества/денежных средств и других ценностей; работодатель вверяет, а работник принимает ответственность за недостачу материальных ценностей, находящихся в фактическом наличии по результатам инвентаризации товарно-материальных ценностей. Работодатель обязуется проводить в установленном порядке инвентаризацию, ревизии и другие проверки сохранности и состояния имущества; работник не несет материальной ответственности, если ущерб причинен не по его вине.
Договор о полной индивидуальной материальной ответственности подписан работником 23.01.2020 г.
27.08.2020 г. работодателем составлен АКТ инвентаризации ТМЦ по состоянию на 27.08.2020 г., недостача ТМЦ составила на сумму 43 408,96 руб.
Из объяснения Комановой А.И., изложенного в АКТе, следует, что с результатами ревизии не согласна, материальную ответственность нести отказывается в связи с невыполнением руководством обязательств, предусмотренных ст. 239 ТК РФ.
Как установлено из АКТа инвентаризации, фактически инвентаризация в подразделении ОПС проводилась двумя членами комиссии: Стукалиной и Митрохиной, председатель комиссии не присутствовал. АКТ не подписан председателем комиссии. Данное обстоятельство не оспаривалось и подтверждено в судебном заседании представителями истца.
04.09.2020 г. утвержден АКТ служебного расследования по факту недостачи товарно-материальных ценностей в ОПС Александровка. Согласно служебного расследования, выявленная сумма недостачи составила 43 408,96 руб. в розничных ценах, и образовалась в результате не оприходования денежных средств за реализованные товарно-материальные ценности; кассовым работником ОПС Александровка является Команова А.И.; проверка проведена в присутствии Комановой А.И. АКТ служебного расследования подписан председателем комиссии и двумя членами комиссии.
В подтверждение данных результатов ревизии истцом суду представлен отчет о движении ТМЦ (товарно-материальных ценностей). Указанный отчет не имеет указаний данных его составителя, не подписан.
В последующем, как следует из представленных суду копий документов: уведомления № от 17.05.2021 г., истец обратился в ОМВД по Добринскому району Липецкой области в связи с выявлением недостачи ТМЦ при проведении ревизии.
В соответствии с Инструкцией по проведению проверок производственной и финансовой деятельности объектов почтовой связи, основанием для проведения внеплановых документальных проверок является увольнение начальника ОПС (4.4). Проведение документарной проверки и проверки, связанной со сменой МОЛ, осуществляется комиссией, состоящей из нечетного количества (но не менее трех человек), из числа указанных в распоряжении. Отсутствие одного члена комиссии при проведении инвентаризации денежных средств, ЗОП и ТМЦ в ОПС служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п.6.9).
Согласно раздела 3 указанной Инструкции, проверка остатков кассы, ЗОП, ТМЦ и других материальных ценностей, связанных с их передачей при смене МОЛ (проверка, связанная со сменой МОЛ)- форма последующего контроля соответствия учетным данным денежных средств и товарно- материальных ценностей, находящихся под отчетом у МОЛ ОПС, при его временной нетрудоспособности, при уходе и выходе из отпуска.
П. 11.4 – цель инвентаризации заключается в выявлении фактического наличия проверяемого имущества путем его сопоставления с данными бухгалтерского учета.
П. 11.8- члены комиссии оформляют документы, которые должны быть подписаны начальником/заместителем проверяемого ОПС и всеми членами комиссии: при инвентаризации остатков наличных денежных средств и других материальных ценностей: «АКТ инвентаризации наличных денежных средств в основной операционной кассе ОПС», «АКТ контрольной проверки наличных денежных средств в отделениях почтовой связи», «Инвентаризационная опись товарно- материальных ценностей», АКТ документальной проверки производственно- финансовой деятельности и проверки состояния кассы и других материальных ценностей ОПС..
Фактическое наличие денежных средств и других материальных ценностей при проведении инвентаризации определяются путем обязательного полистного, поштучного подсчета, присутствие МОЛ при просчете предъявленных им наличных денежных средств и других материальных ценностей обязательно – п. 11.11
Основанием для проведении проверки также является приказ об уходе в отпуск начальника объекта почтовой связи в отпуск или его временная нетрудоспособность (больничный лист) – п.12.1.
П. 12.3- проверка проводится в последний рабочий день перед отпуском (по факту получения информации об уходе работника на больничный) и в первый рабочий день возвращения из отпуска/больничного, на основании распорядительного документа – 12.3 Инструкции.
Из представленной суду копии АКТа инвентаризации наличных денежных средств в основной операционной кассе ОПС от 31.07.2020 г., следует, что последняя подписана только двумя членами комиссии. Как пояснили представители истца, председатель комиссии не участвовал при фактическом пересчете ТМЦ при производстве инвентаризации.
Согласно указанного АКТа выявлена недостача в сумме 23 784,80 руб., выдано товаров в кредит населению- 68 664,70 руб.
Согласно копии приказа № от 27.08.2020 г. комиссия определена в составе трех человек, в том числе председатель ревизионной комиссии.
Согласно приказа № от 31.07.2020 г. комиссия определена в составе трех членов комиссии, в том числе и председателя комиссии.
Из представленной копии объяснения от 06.08.2020 г. Комановой А.И. следует, что указанная недостача 23 784,80 руб. образовалась в результате ненадлежащего контроля и выдачи населению товара в кредит.
В доказательство фактического размера ущерба (стоимости недостающего товара без учета товарной наценки), суду представлен справка, согласно которой сумма в оптовых ценах товара – 31 411,59 руб. (указанная справка не содержит указаний на конкретное наименования товара, его количество).
Исследованными в судебном заседании табелями рабочего времени Комановой А.И. за период работы в ОПС установлено, что последняя отсутствовала на работе с 11 марта 20 марта 2020 (нахождение на больничном).
Из представленных суду копии приказа № от 11.03.2020 г., следует, что с 11.03.2020 г. Митрофанова Т.Г. на время отпуска основного работника будет выполнять функции ОН ОПС Александровка.
Из АКТа инвентаризации от 27.12.2019 г., произведенной при смене МОЛ при заступлении в должность Комановой А.И. следует, что последняя проведена не в составе комиссии, а единолично предшествующим МОЛ, АКТ приема-передачи также не содержит указания на членов комиссии. Истцом не представлено доказательств производства инвентаризации в составе комиссии.
Согласно уведомления от 11.03.2020 г. Команова А.И. извещалась о проведении инвентаризации 12.03.2020 г. почтовым извещением.
12.03.2020 г. издан приказ № о проведении инвентаризации, согласно АКТА недостачи не выявлено, АКТ подписан членами комиссии. 21.03.2020 г. издан приказ № о проведении инвентаризации в составе комиссии. Согласно АКТа, подписанного членами комиссии, недостачи не выявлено.
Исследованным в судебном заседании материалом проверки № установлено, что проверка проведена по сообщению о выявлении недостачи ТМЦ при проведении ревизии в период с 27 по 29.08.2020 г.
01.12.2021 г. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях Комановой А.И. состава преступления.
Как следует из справки по результатам экономического исследования документов в отношении отделения почтовой связи Александровка 399443/Грязинский почтамт УФПС Липецкой области АО «Почта России» от 12.08.2021 г., для экономического исследования представлены следующие документы: копия приказа УФПС Липецкой области АО «Почта России» №-к от 26.12.2019 г., копия трудового договора № от 27.12.2019 г., копия договора о полной индивидуальной материальной ответственности № от 27.12.2019 г.; копия акта приема-передачи остатков кассы, государственных знаков почтовой оплаты, бланков строй отчетности, коммерческих товаров, прочих материальных ценностей в ОПС Александровка от 27.12.2019 г., копия инвентаризационной описи на конец дня 27.12.2019 г.; копия акта инвентаризации наличных денежных средств в основной операционной кассе ОПС Александровка от 27.08.2020 г., копия инвентаризационной описи на конец дня 26.08.2020 г.; отчет о движении ТМЦ за период с 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г.; накладные на поступление товара, периодических печатных изданий, лотерейных билетов в ОПС Александровка за период с 08.10.2020 г. по 25.08.2020 г.; накладные на возврат товара, периодических печатных изданий, лотерейных билетов со склада ОПС Александровка за период с 31.12.2019 г. по 04.08.2020 г. По заключению экономического исследования, представленные на исследование первичные документы бухучета не отвечают требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. и не содержат достоверных сведений о финансово-хозяйственных отношениях хозяйствующего субъекта, а равно о результатах проведенной инвентаризации в ОПС Александровка как по состоянию на 27.12.2019 г. так и по состоянию на 27.08.2020 г., установить суммарное расхождение между документальными документами и фактическим наличием ценностей в ОПС Александровка по состоянию на 27.08.2020 г. на основании представленных документов не представляется возможным.
Данная справка содержит описательную часть исследования представленных документов с отражением выявленных несоответствий.
Исследованными в судебном заседании документами, представленными на исследование, подтверждаются выявленные несоответствия.
Согласно объяснению Комановой А.И. от 07.11.2021 г. из материалов проверки, последняя указала, что указанный в ревизии товар, не поступал в ОПС, она не расписывалась за его получение, в период ее отсутствия на рабочем месте, при смене МОЛ акты приема-передачи не составлялись. Считает, что недостача вызвана учетом в рабочей программе накладных не поступившего товара.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований поскольку истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих передачу ТМЦ в действительном наличии Комановой А.И. на 27.12.2019 г. и в период ее трудовой деятельности, учитывая при этом дату заключения договора о полной индивидуальной материальной ответственности – 23.01.2020 г. (договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора – ч.1 ст. 432 ГК РФ. Дата подписания договора второй стороной свидетельствует о достижении соглашения сторон). Также ответчиком не представлено доказательств причинения Комановой А.И. ущерба – недостачи в заявленном объеме и стоимости ТМЦ без учета торговой наценки, учитывая обстоятельства проведения инвентаризаций ТМЦ 27.12.2019 г., 31.07.2020 г., 27.08.2020 г., которые, как было установлено судом, не могут содержать достоверных сведений, учитывая, что их проведение не соответствовало Инструкции, в связи с чем их результаты не могут отвечать действительности. Установлено, что инвентаризация ТМЦ не проводилась в период отсутствия Комановой А.И. на работе при смене МОЛ. Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о передаче Комановой А.И. ТМЦ в действительном объеме, соответствующем данным истца. Также суду не предоставлены акты приема-передачи ТМЦ при смене МОЛ в период нахождения ответчика на больничном. Суд также учитывает, что Команова А.И. не присутствовала при инвентаризации 12.03.2020 г. и 21.03.2020 г., суду не представлены сведения об ее извещении о проведении инвентаризации. Извещение от 11.03.2020 г. на 12.03.2020 г., направленное почтовой связью (простое письмо) не отвечает требованиям разумности.
Предоставление Комановой А.И. ежемесячных, иных промежуточных отчетов без указания недостачи, не свидетельствует о ее приеме ТМЦ на условиях полной материальной ответственности, т.е. в соответствии с приходными документами. Сведения изложенные Комановой А.И. в объяснении от 06.08.2020 г. не могут рассматриваться судом в качестве признания иска либо в качестве доказательства действительности размера причиненного ущерба, поскольку последнее основано на данных инвентаризации не отвечающей инструкции (недействительной).
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, оснований для взыскания с ответчика судебных расходов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований АО «Почта России» к Комановой Анастасии Игоревны о взыскании денежных средств, судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Добринский районный суд Липецкой области.
Председательствующий судья Наставшева О.А.
Мотивированное решение изготовлено 05.03.2022 г.