ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-89/2022 от 24.02.2022 Пономаревского районного суда (Оренбургская область)

№ 2-89/2022

УИД 56RS0029-01-2022-000002-65

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2022 года с. Пономаревка

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Кашириной О.А.

при секретаре Юрковой Т.С.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания, указав, что она является собственником жилого помещения по адресу: .... В жилом доме проживают дочка ФИО3, ... года рождения, и внучка ФИО4, ... года рождения.

В 2016 году указанный жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания.

Постановлением администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 11 июля 2016 года № ... ФИО2 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В настоящее время она в очереди на жилье стоит под № .... С каждым годом состояние дома ухудшается и грозит обрушиться в любой момент.

Просит суд обязать администрацию муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области предоставить ФИО2 вне очереди другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта ..., равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению не менее ... кв.м и находящемуся в черте населенного пункта ..., включив в договор социального найма в качестве членов семьи ФИО3 и ФИО4

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО3 и ФИО4

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 против удовлетворения исковых требований возражал по основаним, изложенным в отзыве на исковое заявление.

ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В судебное заседание не явились третьи лица ФИО3 и ФИО4, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд определил рассмотреть дело без участия не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ФИО2 на праве собственности на основании договора купли-продажи от 20 июля 2007 года принадлежит жилой дом общей площадью ... кв.м, и земельный участок площадью ... кв.м, расположенные по адресу: ....

В указанном доме кроме ФИО2 проживают ее дочь ФИО3, ... года рождения, и внучка ФИО4, ... года рождения, что подтверждается справкой, выданной администрацией муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области.

Из экспертного заключения ООО «НПО СОЮЗ» от 10 июня 2016 года следует, что по результатам комплексного обследования жилого дома по адресу: ..., общее техническое состояние жилого дома оценивается как аварийное. Выявленные дефекты строительных конструкций свидетельствуют о снижении несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность внезапного обрушения. Дом не пригоден к эксплуатации в качестве жилья. Физический износ конструкций составляет от 60% до 90%.

Заключением межведомственной комиссии от 7 июля 2016 года, назначенной постановлением администрации Пономаревского района № ... от 15 ноября 2006 года жилой дом по адресу: ..., признан непригодным для проживания.

Из материалов дела следует, что указанный жилой дом и земельный участок являются единственными объектами недвижимости, принадлежащими ФИО2 на праве собственности.

Вместе с тем ее дочери – ФИО3 на праве совместной собственности жилое помещение, общей площадь. ... кв.м, расположенное по адресу: ....

Постановлением администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 11 июля 2016 года № ... ФИО2 прията на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно сводному районному списку отдельных категорий граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ) на 1 декабря 2021 года ФИО2 состоит под номером ..., дата принятия на учет 11 июля 2016 года.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, была поставлена на учет в 2016 году, при рассмотрении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являются: относится ли она к категории малоимущих граждан, а также объективная нуждаемость истца в жилом помещении в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований.

Так же суд учитывает, что ФИО2 дом, который признан аварийным и не пригодным для эксплуатации в качестве жилья, принадлежит на праве совместной собственности с ФИО5 жилое помещение по адресу: ....

Правоотношения по изъятию у собственников принадлежащих им жилых помещений и по предоставлению им взамен изымаемого другого жилого помещения регулируются нормами статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Как следует из пояснений представителя ответчика ФИО1 решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашения о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось.

Кроме того, Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.

Между тем, вышеуказанная процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания установленная Правительством Российской Федерации не соблюдена, распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов не принималось.

На основании вышеизложенного, учитывая, что процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов не соблюдена, решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось, соглашение между администрацией и ФИО2 об изъятии жилого помещения не заключалось, малоимущими истец и ее семья не признавались, оснований для возложения обязанности предоставить ФИО2 вне очереди жилое помещение у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.А. Каширина

Мотивированное решение изготовлено: 28 февраля 2022 года.

Судья: О.А. Каширина