ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8/14 от 16.01.2014 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2–8/2014 (2-833/2013г.)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 января 2014 года <адрес>

Бикинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Колоколовой Ю.В.

при секретаре Черменевой А.И.

с участием: <данные изъяты> Седляр ФИО8

представителя ответчика – <данные изъяты> ФИО1 ФИО10 действующего на основании доверенности; представителя соответчика <данные изъяты> – ФИО2 ФИО9 действующего на основании доверенности.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Управлению записи актов гражданского состояния <адрес>, о возложении обязанностей по установлению устройства для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, в виде стационарного пандуса,

У С Т А Н О В И Л:

Бикинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам, о возложении обязанности установить устройство для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, в виде стационарного пандуса.

В обоснование заявленного указывает, что проверкой соблюдения требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» при размещении объекта социального пользования нежилое здание – отдела <адрес> не обеспечена доступность здания для маломобильных групп населения.

Центральный вход в здание отдела <данные изъяты> являющийся одновременно выходом из него, не оборудован лестницей с поручнями и пандусом для передвижения инвалидных колясок, в результате инвалиды колясочники не имеют возможности проехать, переместиться в помещение отдела <данные изъяты>

В соответствие с требованиями ч.1 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», доступ инвалидов-колясочников к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается путем оборудования входов, выходов зданий, строений, помещений расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот колясок

Нарушение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части неисполнения условий беспрепятственного посещения инвалидами, использующими кресла-коляски, в здание <данные изъяты>, влечет нарушение их прав и законных интересов в удовлетворении своих общественных потребностей, возможности участия в жизни общества, осуществление полноценной жизни наравне с другими гражданами, то есть неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать.

Определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. в качестве соответчиков по делу привлечены <адрес>

В судебном заседании помощник <данные изъяты> Седляр ФИО11 настаивала на исковых требованиях, просила установить срок для выполнения заявленных ими требований до ДД.ММ.ГГГГ года. Так же просила при вынесении решения возложить обязанность по установке пандуса к зданию отдела <данные изъяты> в том числе и на <адрес> в части финансирования данных работ, поскольку <данные изъяты> выполняет государственные полномочия за счет субвенций, поступающих из <адрес>. Не согласна с тем, что обустройство пандуса является капитальным строительством либо реконструкцией.

В судебном заседании представитель ответчика <данные изъяты> ФИО1 ФИО12 с исковыми требованиями согласился частично. Полагая, что финансовые затраты по обустройству стационарного пандуса должны быть возложены на <адрес>) <адрес>. В обоснование чего суду пояснил, что <данные изъяты> действительно является отделом администрации, его структурным подразделением, расположен в здании, которое является собственностью администрации района. Данное здание передано в оперативное управление <данные изъяты> района выполняет государственные полномочия по предоставлению государственной услуги, никакие иные обязанности они не вправе выполнять. Финансирование государственных услуг осуществляется за счет субвенций направляемых <адрес>, согласно смете за предыдущий год. <адрес> не вправе из своего бюджета тратить денежные средства на финансирование государственных услуг, которые осуществляются отделом <адрес> Отчитывается отдел <адрес> так же перед <адрес> руководитель отдела принимается главой района но по согласованию с <адрес>

Представитель соответчика <данные изъяты>. Овчинников ФИО14. суду пояснил, что они готовы выполнить обустройство пандуса при финансировании данных работ из краевого бюджета, поскольку самостоятельно они не вправе использовать денежные средства местного бюджета на данные цели.

Представитель соответчика <адрес> в судебное заседание не явился, направили суду письменный отзыв, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласны. В отзыве указывают, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе и органы местного самоуправления <адрес>. <адрес> является органом исполнительной власти края, уполномоченным в области организации государственной регистрации актов гражданского состояния на территории <адрес>. Финансовое обеспечение полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из краевого бюджета, формируемых за счет субвенций краевому бюджету из федерального бюджета и средств краевого бюджета. Распределение субвенций между бюджетами городских округов и муниципальных районов на осуществление полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется на основании Методики расчета субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов из краевого бюджета на осуществление полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния и бюджетам муниципальных районов на осуществление полномочий по расчету и предоставлению субвенций бюджетам поселений на осуществление полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Согласно ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», затраты на новое строительство и реконструкцию, отнесены к капитальным вложениям. Ст. 4 ФЗ «Об актах гражданского состояния», определено, что средства на реализацию полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Общий объем субвенций на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния определяется с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий. Указанные затраты содержат расходы по оплате труда и начисления на оплату труда, расходы на услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, арендную плату. Оплата услуг по содержанию имущества и прочие расходы, непосредственно связанные с выполнением указанных полномочий, не относятся к категории капитальных вложений. Использование средств субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния на реконструкцию зданий, в которых расположены отделы <адрес>, не возможно. Средства <данные изъяты>, направляемые в бюджеты муниципальных районов на исполнение полномочий, так же носят целевой характер. С учетом того, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, полагают, что оборудование стационарного пандуса к отделу <адрес> следует произвести за счет средств <адрес>

Суд выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Градостроительного Кодекса РФ, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-Фз «О социальной защите инвалидов в РФ», определяют государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

В силу ст. 9 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур.

В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.

Данная норма устанавливает, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски, собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к которым относится здание отдела ЗАГС администрации района.

Необходимость обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры вытекает так же из положений ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в силу части 1 ст. 12 которого жилые здания, объекты инженерной, транспортной социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии с п.6 ст. 3 ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», настоящий федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования: доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии со ст.12 ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010г. №1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», утвержденных распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010г. №1047-р, своды правил п. 76 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: 3. обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения; 6. ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

В соответствии с п.1.4. СНиП 35-01-2001 проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий си сооружений; безопасность путей движения.

Согласно п. 3.9. СНиП 35-01-2001 для открытых лестниц на перепадах рельефа лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости- другими средствами подъема. Согласно п. 3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Согласно п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО7 51261.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, бремя содержания имущества возлагается на собственника.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с абз.2 ч.1 ст. 120 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.

В соответствии с ч.2 п. 4 ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с ч.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника.

В соответствии с ч.1 ст. 7 Устава Бикинского муниципального района, согласно федеральному закону №131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района могут быть наделены отдельными государственными полномочиями.

В соответствии с ч.3 ст. 7 Устава, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с п. 1.1 Положения об отделе записи актов гражданского состояния <данные изъяты> является структурным подразделением администрации муниципального района и органом уполномоченным в области организации и осуществления государственной регистрации актов гражданского состояния на территории муниципального района.

В соответствии с п.1.3 Положения, отдел в своей деятельности подчиняется управляющему делами администрации района, по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния <адрес>

В соответствии с п. 2.1, 2.2., основными задачами отдела являются: осуществление полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории муниципального образования, координация осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории муниципального района.

Из положения следует, что <адрес> не является юридическим лицом.

Согласно уставу муниципального казенного учреждения «<адрес> является юридическим лицом.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права выданному ДД.ММ.ГГГГ, субъектом права собственности на функциональное встроенное помещение (1 этаж), нежилое помещение, площадью <данные изъяты> является <адрес> и <адрес>.

Согласно распоряжению ДД.ММ.ГГГГ «О передаче имущества в оперативное управление», в <данные изъяты> передано в оперативное управление функциональное встроенное помещение <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес><данные изъяты>

Согласно акту о приеме-передаче здания от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>» передано функциональное встроенное помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ с участием главного специалиста отдела строительства и архитектуры <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> имеет центральный вход. Доступ к центральному входу обеспечивается посредством крыльца, которое состоит из 4 ступеней, крыльцо не имеет поручней.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об актах гражданского состояния», государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов РФ. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями РФ, которые передаются органами государственной власти субъектов РФ (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с ч.2 ст. 4 ФЗ «Об актах гражданского состояния», Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 ФЗ «Об актах гражданского состояния», средства на реализацию передаваемых полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ. В случае наделения законом субъекта РФ полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния органов местного самоуправления их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций, предусмотренных для соответствующего субъекта РФ. Субвенции зачисляются в установленном порядке на счета местных бюджетов согласно распределению, установленному органами государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с ч.6 ст. 4 ФЗ «Об актах гражданского состояния», средства на реализацию полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В соответствии с ч.7 ст. 4 ФЗ «Об актах гражданского состояния», контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и счетной палаты РФ. (ч.7.1) Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «О наделении органов местного самоуправления полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния», полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния наделяются органы местного самоуправления: муниципальных районов.

В соответствии со ст. <адрес>, органы местного самоуправления наделяются полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния на неограниченный срок.

В соответствии с ч.1 пдп.5, 6 ст. <адрес> органы местного самоуправления при осуществлении полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния вправе: использовать выделенные для осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния материальные и финансовые средства по целевому назначению; в случае прекращения осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния возвратить неиспользованные материальные и финансовые средства.

В соответствии с ч.4 ст. <адрес>, органы местного самоуправления не вправе принимать решения, приводящие к увеличению объема субвенций, передаваемых на осуществление полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния на соответствующий финансовый год.

В соответствии со ст. <адрес>, финансовое обеспечение полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из краевого бюджета, формируемых за счет субвенций местным бюджетам из краевого бюджета, формируемых за счет субвенций краевому бюджету из федерального бюджета и средства краевого бюджета. <адрес>вого бюджета предназначены для финансирования разницы в размерах районных коэффициентов, установленных федеральными и краевыми нормативными правовыми актами, выплачиваемой муниципальным служащим, выполняющим полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния. Общий объем субвенций, и ее распределение утверждаются законом о краевом бюджете.

В соответствии с ч.2 ст.12.<адрес>, при осуществлении полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления муниципальных районов вправе: дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления полномочий по расчету и предоставлению субвенций в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с ч.3 ст. 12.<адрес>, при осуществлении полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны: использовать выделенные для осуществления полномочий по расчету и предоставлению субвенций материальные и финансовые средства по целевому назначению.

В соответствии с ч.5 ст. 12.<адрес>при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных районов полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы государственной власти края обязаны: обеспечивать органы местного самоуправления муниципальных районов финансовыми средствами для осуществления полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

В соответствии с ч.ч. 8, <адрес>в случае необходимости использования органами местного самоуправления муниципальных районов материальных средств при осуществлении полномочий по расчету и предоставлению субвенций перечень материальных средств по каждому муниципальному району определяется <адрес>. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов переданных им полномочий по расчету и предоставлению субвенций предоставляются бюджетам муниципальных районов из краевого фонда компенсаций в соответствии с п.1.2 Методики расчета субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов на осуществление полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния и бюджетам муниципальных районов на осуществление полномочий по расчету и предоставлению субвенций бюджетам поселений на осуществление полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

В соответствии с Соглашением №<данные изъяты> заключенным между <данные изъяты> (Получатель), предметом соглашения является осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов <адрес>, в соответствии с п. 2.1 настоящего Соглашения, являющихся условиями предоставления Получателю межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, предусмотренных законом <адрес> «<данные изъяты> и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ Получатель обязан: соблюдать требования бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах: - не устанавливать и не исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами и законами <адрес> к полномочиям органов местного самоуправления.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что <данные изъяты> является структурным подразделением <данные изъяты> осуществляющим переданные согласно <данные изъяты> государственные полномочия, а именно полномочия Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории <данные изъяты>

Установлено, что <данные изъяты> был создан с целью осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории <адрес>

Данными государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния органы местного самоуправления, а именно администрация Бикинского муниципального района наделена на неограниченный срок.

Установлено, что <адрес> расположен в функциональном, встроенном помещении здания по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., и занимает отдел данное помещение с начала основания его работы. Ни в каких иных помещениях отдел никогда не располагался.

Создан <адрес> в целях осуществления полномочий РФ на государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории <адрес>

Финансирование полномочий, которые осуществляются <адрес>, осуществляется за счет субвенций, поступающих из бюджета субъекта РФ - <адрес>.

Функциональное встроенное помещение по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> на праве собственности принадлежит <адрес> и передано в оперативное управление в <адрес>

Установлено, что <адрес> является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, имущество, переданное ему в оперативное управление собственником имущества, основными целями и задачами является обеспечение надлежащего состояния имущества переданного казенному учреждению, его сохранность.

Установлено, что <адрес> не является юридическим лицом, и осуществляет полномочия Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния на неограниченный срок.

Управление <адрес>, является органом исполнительной власти края, уполномоченным в области организации государственной регистрации актов гражданского состояния на территории <адрес>.

Законодательно закреплено, что органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать свои собственные материальные и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния в случаях и в порядке предусмотренных уставом муниципального образования, однако Уставом <адрес> не предусмотрен данный порядок, более того соглашением от ДД.ММ.ГГГГ подписанным между <адрес> и <адрес> прямо предусмотрено, что Получатель (<адрес> должен соблюдать требования законодательства и в рамках этого соглашения не устанавливать и не исполнять расходные обязательства, несвязанные с решением вопросов отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления <адрес>.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по данному делу являются <адрес> в оперативном управлении у которого находится здание <адрес>, и <адрес>, на которые должна быть возложена обязанность по оборудованию к зданию <адрес> стационарным пандусом.

При этом суд приходит к выводу, что на соответчика <адрес> должна быть возложена обязанность по обеспечению доступности здания <адрес> в части финансирования этих работ, поскольку <адрес> осуществляет именно полномочия Российской федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Судом установлено, и не оспаривалось ответчиками, что в нарушение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» здание <адрес> не оснащено пандусом, и таким образом отсутствуют условия для беспрепятственного посещения инвалидами, использующими кресла-коляски здания <адрес>, что влечет за собой нарушение их прав и законных интересов в удовлетворении своих общественных потребностей, возможности участия в жизни общества, осуществление полноценной жизни наравне с другими гражданами, в том числе и ограничении на доступность государственной услуги на государственную регистрацию актов гражданского состояния в здании самого <адрес>

Не оспаривалась сторонами и техническая возможность установления пандуса к зданию <адрес> расположенного по адресу: <адрес>.

Системное толкование приведенного правового регулирования позволяет прийти к выводу о том, что бездействие ответчиков в части не оборудования пандуса, является незаконным и нарушает права инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в интересах которых прокурором заявлен иск.

При данных обстоятельствах, принимая во внимание, что отсутствие возможности беспрепятственного посещения инвалидами, использующими кресла-коляски <адрес> лишает возможности этих лиц удовлетворения своих потребностей, осуществление полноценной жизни наравне с другими гражданами, с учетом требований действующего законодательства, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме, и полагает необходимым возложить на <адрес> обязанность по устройству пандуса к зданию.

Срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ., который запрошен прокурором, суд считает разумным, и достаточным для решения вопроса об обустройстве пандуса для осуществления беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание.

Оценивая доводы ответчика - <адрес> о том, что в данной сложившейся ситуации необходимо руководствоваться ФЗ от 25.09.1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», что установка пандуса является новым строительством либо реконструкцией здания, на что необходимы капитальные вложения, суд приходит к следующему.

В соответствии с ФЗ от 25.02.1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства) в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

В соответствии с ч.1 ст. 3 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ…», объектами капитальных вложений в РФ являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ: объектом капитального строительства являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; реконструкция объектов капитального строительства – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии со ст. 257 Налогового Кодекса РФ, к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшение качества и изменения номенклатуры продукции.

Исходя из нормативно правового смысла вышеизложенных нормативных актов, обустройство стационарного пандуса не является новым строительством, реконструкцией либо модернизацией здания, не требует капитальных вложений, и соответственно в данных правоотношениях ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», не применим. В связи с чем суд не может принять во внимание утверждение соответчика <адрес> о том, что обустройство пандуса является новым строительством, либо реконструкцией или модернизацией.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>, о возложении обязанности установить устройство беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски в виде стационарного пандуса, удовлетворить.

Возложить на <адрес> обязанность установить устройство беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски в виде стационарного пандуса, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Возложить на <адрес>, обязанность по финансированию установления устройства беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски в виде стационарного пандуса, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме в <адрес>

Судья Бикинского городского суда подпись Колоколова Ю.В.