ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8/19 от 27.12.2018 Новокубанского районного суда (Краснодарский край)

дело № 2-8/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новокубанск 27 декабря 2018 г.

Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Кувиковой И.А.

при секретаре Пучковой К.А.,

с участием истца Дмитриевой Н.В., представителя истца Дудка Н.Н., представителя ответчика Ситниковой М.В., представителя третьего лица Сергеева А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой Н. В. к администрации муниципального образования Новокубанский район о признании права собственности на объект недвижимости,

У С Т А Н О В И Л :

Дмитриева Н.В. обратилась в суд с иском, по которому просила признать за ней право собственности на ангар, площадью 969, 5 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, <адрес> в 650 метрах на юг от центра. В обоснование свои доводов истец указывает, что администрацией МО Новокубанский район ей незаконно отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, поскольку у нее имеются все необходимые документы, подтверждающие ее право на земельный участок, имеется разрешение на строительство указанного объекта. Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрены ст. 55 Градостроительного кодекса. При этом такое основание как отсутствие градостроительного регламента, в отношении объектов индивидуального жилищного строительства не применяется.

В судебном заседании Дмитриева Н.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить, ссылаясь на то, что на момент строительства ангара срок разрешения на строительство еще не истек, данное разрешение на строительство не признавалось незаконным, выстроенный ангар соответствует всем строительным нормам и проектной документации.

Представитель истца Дудка Н.Н. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить заявление по основаниям, аналогичным, изложенным в иске.

Представитель ответчика Ситникова М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку земельный участок, находящийся в собственности истца относится к землям сельскохозяйственного назначения, а в силу п.6 ст.36 ГрК РФ для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Без градостроительных регламентов, разрешение на строительство, а соответственно на ввод объекта в эксплуатацию не может быть выдано. Разрешение на строительство истцу выдано незаконно, поскольку строительство объектов капитального строительства на землях сельхоз. назначения действующим законодательством запрещено. За изменением вида разрешенного использования Дмитриева не обращалась. Срок разрешения на строительство истек.

Представитель третьего лица – администрации Прикубанского сельского поселения Сергеев А.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку разрешение на строительство ангара на землях сельскохозяйственного назначения выдано Дмитриевой Н.В. бывшим руководством поселения незаконно. Дмитриевой принадлежит земельный участок, который изначально выделялся для сенокошения и выпаса скота. Рядом с участком Дмитриевой находятся пашни, т.е. земли сельхозназначения, принадлежащие другим людям. После строительства ангара, от жителей поселения, стали поступать жалобы. Строительство ангара производилось после истечения срока разрешения на строительство.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истцу на основании договора купли-продажи от 04.09.2014 года принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства площадью 10243 кв.м. с кадастровым номером № . . ., расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, <адрес> в 650 метрах на юг от центра (л.д.13-14).

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и пункт 1 части 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". При этом, в соответствии с ч. 6 ст.30 ГрК РФ именно градостроительный регламент устанавливает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры реконструкции. объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

В соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ вышеуказанной статьи использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Согласно требованиям пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка,

Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Кроме того, в градостроительном плане земельного участка от 22.10.2014 года, выданном истцу в соответствие со статьей 44 (действовавшей в момент выдачи разрешения на строительство), 51 Градостроительного кодекса указано, что вышеуказанный земельный участок находится в зоне сельскохозяйственного назначения, на который градостроительный регламент не распространяется (п. 2). В п. 2.2.3 градостроительного плана земельного участка «Максимальный процент застройки в границах земельного участка»- стоит прочерк, т.е. застройка на данном земельном участке запрещена.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что, несмотря на указанные ограничения законодательства, отсутствие градостроительного регламента, администрацией Прикубанского сельского поселения 22.10.2014 года незаконно выдано разрешение на строительство металлического ангара на земельном участке истца, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения сроком на 6 месяцев, т.е. до 22.04.2015 года. Кроме того, вышеуказанное разрешение на строительство не продлялось. Достоверных доказательств, подтверждающих строительство ангара в установленный срок, истцом не представлено, за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию истец обратилась только в 2017 году. 27.06.2017 года ответчиком выдан отказ в удовлетворении заявления Дмитриевой Н.В.. Данный отказ истцом в установленном порядке обжалован не был.

В соответствии со статьей 218 пунктом 1 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом, для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

С учетом изложенного, для признания права собственности истца на выстроенный ангар, необходима совокупность юридических фактов: предоставление земельного участка для строительства объекта (статья 29-32 Земельного кодекса Российской Федерации); получение разрешения на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации); соблюдение при возведении (реконструкции) объекта градостроительных, строительных, санитарных, природоохранных и других норм, установленных законодательством. Истцом же при создании ангара, как объекта недвижимого имущества не были соблюдены требования закона и иных правовых актов, поскольку в силу действующего законодательства РФ строительство на земельном участке, расположенном по адресу Краснодарский край, Прикубанское сельское поселение, <адрес>, в 650 метрах на юг от центра, кадастровый № . . ., при существующей территориальной зоне запрещено. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.

С учетом изложенного у суда отсутствуют достаточные основания, для удовлетворения заявленного иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Дмитриевой Н. В. к администрации муниципального образования Новокубанский район о признании права собственности на объект недвижимости – ангар площадью 969, 5 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, <адрес> в 650 метрах на юг от центра, отказать,

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Новокубанский районный суд.

Судья И.А. Кувикова

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2018 года.