К...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2011 года город Красноярск
КРАСНОЯРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе: председательствующего - заместителя председателя суда Фартышева А.В., при секретаре судебного заседания Кондратьевой И.А., с участием заявителя ФИО1, представителя должностного лица ФИО2, а также заместителя военного прокурора Красноярского гарнизона подполковника юстиции Волкова М.Ю., рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшей военнослужащей войсковой части ... прапорщика запаса ФИО1 об оспаривании действий командующего ... общевойсковой армией (оперативного командования), связанных с изданием приказа №... от 18 октября 2010 года о досрочном увольнении заявителя с военной службы в запас, а также действий командира войсковой части ..., связанных с изданием приказа №268 от 30 ноября того же года об исключении её из списков личного состава названной части, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в военный суд с заявлением, в котором оспаривала действия командующего ... общевойсковой армией, связанные с изданием приказа о досрочном увольнении с военной службы в запас, а также действия командира войсковой части ..., связанные с изданием приказа об исключении её из списков личного состава названной части.
В судебном заседании ФИО1 поддержала свои требования и показала, что в октябре 2010 года командованием части ей было предложено уволиться с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, на что она отказалась и была согласна проходить службу в другом регионе. При этом она какого-либо рапорта на увольнение с военной службы не писала, постоянно выражала своё несогласие с увольнением, поскольку обучалась в школе прапорщиков и заключила контракт о прохождении военной службы до окончания 2012 года.
Кроме того, ФИО1 показала, что, не смотря на её несогласие с увольнением, она была уволена с военной службы и исключена из списков личного состава части, что считает незаконным, в связи с чем просила восстановить её на военной службе.
Командующий ... общевойсковой армией, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание не прибыл и его представитель ФИО3 просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель командира войсковой части ... ФИО2 просил отказать в удовлетворении требований заявителя, поскольку последняя в связи с проведением в части организационно-штатных мероприятий на законных основаниях была уволена с военной службы и исключена из списков личного состава части.
Прокурор Волков М.Ю. в своем заключении полагал признать приказы об увольнении заявителя с военной службы и исключении из списков личного состава части незаконными, поскольку ФИО1 своего письменного согласия на увольнение с военной службы не давала и желала в дальнейшем проходить военную службу.
Выслушав объяснения ФИО1 и ФИО2, а также, допросив свидетеля К.Л.В., и, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Из контракта о прохождении военной службы и приказа командира войсковой части ... о зачислении в списки части следует, что ФИО1 в июне 2007 года, обучаясь в школе прапорщиков, добровольно заключила с Министерством Обороны РФ данный контракт на срок обучения и 5 лет службы после её окончания, которую должна была проходить до ноября 2012 года.
Как усматривается из аттестационного листа, утвержденного командиром данной части 21 апреля 2009 года, ФИО1 за время прохождения военной службы в должности начальника склада зарекомендовала себя с положительной стороны и в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями подлежала назначению на равную воинскую должность.
Из выписки из приказа командующего ... общевойсковой армией №... от 29 октября 2009 года следует, что прапорщик ФИО1 в связи с вышеназванными мероприятиями с её согласия была освобождена от занимаемой должности и назначена старшим телефонистом аппаратной батареи управления.
Как следует из данного приказа, новая должность ФИО1 предусматривала замещению её военнослужащим, имеющим воинское звание ефрейтор, и относится к 3-му тарифному разряду.
Как видно из листа беседы, проведенной командиром войсковой части ... с ФИО1 4 октября 2010 года, последняя выразила своё несогласие с увольнением в связи с организационно-штатными мероприятиями и просила продолжить военную службу в Вооруженных Силах.
Из выписки из приказа командующего ... общевойсковой армией №... от 18 октября 2010 года следует, что ФИО1 в связи с организационно-штатными мероприятиями была досрочно уволена с военной службы в запас.
Как следует из данного приказа, основанием для увольнения заявителя с военной службы явился её рапорт от 04 октября 2010 года.
Из выписки из приказа командира войсковой части ... №268 от 30 ноября 2010 года следует, что ФИО1 со 02 декабря того же года была исключена из списков личного состава данной части.
При этом основанием для издания указанного документа явился вышеуказанный приказ командующего армией.
Свидетель К.Л.В. - начальник отделения кадров войсковой части ... - показал, что ФИО1 была представлена к досрочному увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, поскольку на должности, которую занимала заявитель, должен находиться военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а не по контракту. О проведении в воинской части данных мероприятий он сделал вывод из телеграмм, поступивших из ... общевойсковой армии, согласно которым в воинской части надлежало сократить число военнослужащих по контракту, при этом сама должность ФИО1 не сокращалась.
Кроме того, К.Л.В. показал, что заявитель рапортов, связанных с увольнением с военной службы, не подавала.
Согласно подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии со ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ №1237 от 16 сентября 1999 года (далее Положение), увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных ст.51 вышеназванного Закона.
При этом как следует из подпункта «а» пункта 4 ст.34 Положения, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения.
Как следует из этого же подпункта данной статьи увольнение по указанному основанию возможно, в том числе при сокращении занимаемой военнослужащим воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.
Такое условие данного основания увольнения, как отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность, по смыслу закона, предполагает определенные действия кадровых органов и командования, выраженные в официальном предложении военнослужащему при проведении таких мероприятий возможность занять высшую или низшую должность, а лишь после его письменного отказапринять окончательное решение о досрочном его увольнении по данному основанию.
Принимая решение об удовлетворении вышеназванных требований ФИО1, суд исходит из того, что заявитель не могла быть уволена с военной службы в связи организационно-штатными мероприятиями, поскольку ранее при их проведении с её согласия она была назначена на низшую воинскую должность, которая не была сокращена и оставлена в штатах части.
При этом суд учитывает, что ФИО1 закончила военную школу прапорщиков и является молодым специалистом, которого подготовило военное ведомство и затратило на это федеральные средства.
Вместе с тем заявитель добровольно заключила контракт о прохождении военной службы до окончания 2012 года, который добросовестно ею исполнялся, и желала проходить военную службу в любом регионе страны, в том числе на территории других государств, где имеются воинские формирования России.
Кроме того, ФИО1 рапортов, связанных с согласием на своё увольнение с военной службы не писала и постоянно выражала несогласие с данным увольнением.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, согласующиеся с конституционным правом гражданина на труд посредством прохождения военной службы, регламентированным ст.37 и ст.59 Конституции РФ, при которых государство гарантирует военнослужащим занятие воинских должностей, перемещение по службе в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и их собственного выбора, досрочное увольнение с военной службы ФИО1 является неправильным по существу, а значит действия должностных лиц части, подготовивших документы для увольнения и действия командующего армией, издавшего об этом приказ, признать правомерными не возможно.
На основании изложенного, приказ командующего ... общевойсковой армией об увольнении заявителя с военной службы является незаконным и должен быть отменен, в связи с чем подлежит и отмене приказ командира войсковой части ... об исключении ФИО1 из списков личного состава части.
В связи с тем, что требования заявителя подлежат удовлетворению, суд полагает необходимым компенсировать ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
Заявление бывшей военнослужащей войсковой части ... прапорщика запаса ФИО1 об оспаривании действий командующего ... общевойсковой армией (оперативного командования), связанных с изданием приказа №... от 18 октября 2010 года о досрочном увольнении заявителя с военной службы в запас, а также действий командира войсковой части ..., связанных с изданием приказа №268 от 30 ноября того же года об исключении её из списков личного состава названной части, признать обоснованным.
Признать приказ №... командующего ... общевойсковой армией (оперативного командования) от 18 октября 2010 года о досрочном увольнении ФИО1 с военной службы в запас, а также приказ №268 командира войсковой части ... от 30 ноября того же года об исключении ФИО1 из списков личного состава части незаконными и недействующими с момента их издания.
Обязать командующего ... общевойсковой армией (оперативного командования) и командира войсковой части ... отменить вышеназванные приказы, обеспечив ФИО1 положенными видами довольствия.
В возмещение средств, затраченных заявителем на уплату государственной пошлины, взыскать с ... общевойсковой армии (оперативного командования) в пользу ФИО1 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Красноярский гарнизонный военный суд в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.