ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8/2011 от 25.01.2011 Кромского районного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Тросна «25» января 2011 года

 Троснянский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Ерохина Р.В.

 с участием помощника прокурора Троснянского района Орловской области Толмачева К.А.

 При секретаре Наумкиной С.А.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Троснянского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Троснянского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Троснянского района в части неисполнения законных требований прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту

УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Троснянского района Орловской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением.

 Свои требования прокурор мотивирует тем, что, прокуратурой Троснянского района проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы деятельности органов местного самоуправления, направленной на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в ходе которой в деятельности администрации Троснянского района были выявлены нарушения закона.

 В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.01.1998 № 3 – ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

 В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится на принципах, в число которых входят:

 координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

 приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ,стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

 29.04.2010 главе Троснянского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, которым было установлено требование устранить выявленные нарушения закона.

 28.05.2010 главой Троснянского района прокурору был направлен ответ на представление, в котором указано, что приняты меры к устранению выявленных нарушений закона.

 Фактически на момент проведенной 14 января 2011 года проверки нарушения не устранены.

 На основании п. 2 Перечня поручений Президента РФ от 26.09.2005 № ПР-1564, распоряжения Коллегии Орловской области от 03.11.2006 № 270-р «О межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в Орловской области» распоряжением главы Троснянского района от 15.12.2006 №129-р создана межведомственная комиссия по профилактике правонарушений в Троснянском районе, утверждено Положение о межведомственной комиссии (Приложение №1) и ее состав (Приложение №2).

 В ходе проверки установлено, что в составе комиссии значатся должностные лица, которые фактически в указанных должностях не работают. В частности, начальник ОВД по Троснянскому району ФИО1, начальник отдела по работе с молодежью, физической культуре и спорту ФИО2, военком Кромского РВК ФИО3, начальник отдела гражданской защиты района ФИО4, старший уполномоченный Кромского МРО УФСКН РФ по Орловской области ФИО5

 Однако соответствующее распоряжение о внесении изменений в состав комиссии до настоящего времени не издано.

 Из пункта 1 Положения о межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в Троснянском районе следует, что комиссия является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие органов государственной власти, правоохранительных органов, других организаций и ведомств по осуществлению профилактики правонарушений и совершения преступных деяний.

 Согласно п. 5 вышеуказанного Положения комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, принимаемым на заседании комиссии и утвержденным ее председателем. Подготовка материалов к заседанию комиссии осуществляется представителями тех органов, к ведению которых относятся повестки дня. Протоколы заседаний комиссии подписываются председательствующим и доводятся до сведения членов комиссии. Комиссией принимаются решения.

 В ходе настоящей проверки установлено, что работа районной межведомственной комиссии в течение 2009 – 2010 гг. не планировалась, заседания не проводились, решения не принимались, подтверждением чему является отсутствие планов работы комиссии, протоколов заседаний, решений.

 Кроме того, на момент проведения проверки отсутствуют планы работы, протоколы заседаний, решения районной антинаркотической комиссии.

 Указанные факты свидетельствуют об отсутствии контроля со стороны органов местного самоуправления района за деятельностью органов, специально уполномоченных на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.

 Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.01.1998 №3–ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

 В целях повышения эффективности реализации мер, направленных на профилактику наркомании, защиту здоровья населения, создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений постановлением Правительства Орловской области от 03.03.2010 № 60 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2015 годы».

 В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются соответственно местной администрацией муниципального образования.

 Согласно ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

 Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.

 На 2010 год и последующие годы соответствующая программа, направленная на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров администрацией района не разработана и не принята, денежные средства на ее реализацию в местном бюджете не планировались.

 В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья людей.

 Согласно п. 27 ст. 4 Устава Троснянского района, принятого постановлением районного Совета народных депутатов от 23.06.2005 № 23 к вопросам местного значения района относится, в том числе, осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья людей.

 Отсутствие комплексной целевой программы, направленной на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разработанных планов работы районных антинаркотической, межведомственной комиссий, денежных средств в местном бюджете на реализацию мероприятий, направленных на профилактику наркомании, защиту здоровья населения, создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, препятствует выполнению органом местного самоуправления в полной мере, возложенной на нее законодательством функции по защите жизни и здоровья населения.

 В силу статей 1,2 Федерального закона от 06.10.2003 №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная деятельность населения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения.

 Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в силу ст. 15 Конституции РФ они обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

 Бездействие администрации Троснянского района Орловской области в части неисполнения законных требований прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, нарушает права граждан (неопределённого круга лиц) на общественную безопасность, препятствует формированию устойчивых антинаркотических ценностных ориентаций у населения и адекватного общественного мнения.

 В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ - дела по заявлениям об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления.

 Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45, 245, 254, 258 ГПК РФ, прокурор просил: признать бездействие администрации Троснянского района Орловской области в части неисполнения законных требований прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту - незаконным.

 Обязать администрацию Троснянского района Орловской области: внести изменения в Приложение № 2 к распоряжению главы района от 15.12.2006 №129-р, разработать и принять районную целевую программу, направленную на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в соответствии с которой организовать работу районных антинаркотической, межведомственной комиссий по реализации мер, направленных на профилактику наркомании, защиту здоровья населения, создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений.

 В судебном заседании помощник прокурора Толмачев К.А. поддержал требования, изложенные в заявлении и просил суд удовлетворить их в полном объеме, уточнив, что поскольку к моменту рассмотрения дела судом согласно постановлениям главы района № 7 и № 8 от 24.01.2011 года утвержден обновленный состав Координационной антинаркотической комиссии Троснянского района и Положение о Координационной антинаркотической комиссии Троснянского района, то в этой части прокурор не поддерживает резолютивные требования своего заявления.

 В судебном заседании представитель по доверенности Троснянской районной администрации Шеламова Т.Н. признала требования прокурора района и суду пояснила, что действительно указанные выше нарушения имеют место. Районная целевая программа направленная на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ администрацией района не была ранее разработана, но в настоящее время имеется ее не принятый проект, так же в целях выполнения требований прокурора были подписаны постановления главы района № 7 и № 8 от 24.01.2011 года и утвержден обновленный состав Координационной антинаркотической комиссии Троснянского района, а так же Положение о Координационной антинаркотической комиссии Троснянского района.

 Выслушав мнение помощника прокурора Троснянского района Толмачева К.А., представителя Троснянской районной администрации Шеламовой Т.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по изложенным выше основаниям, которые суд находит законными и обоснованными.

 Бездействие Троснянской районной администрации в части разработки и принятия районной целевой программы, направленной на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в соответствии с которой не была организована работа районной антинаркотической, межведомственной комиссий по реализации мер, направленных на профилактику наркомании, защиту здоровья населения, создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, нашло свое подтверждение в суде, на основании представленных прокурором и исследованных судом письменных доказательств: представления прокурора от 29.04.2010 года №, ответа на представление прокурора за подписью Главы района ФИО6 об устранении нарушений указанных в представлении прокурора от 28.05.2010года №, писем прокурора Троснянского района Столярова Главе Троснянского Района ФИО6 и заместителю главы ФИО7 о предоставлении информации о работе Координационной антинаркотической комиссии Троснянского района от 11.01.2011 года № в -10 и ответа на них от 12.01.2011 года №, а так же отсутствия планов работы данной комиссии и протоколов заседаний данной комиссии за 2009 – 2010 годы, что было подтверждено в суде представителем районной администрации - секретарем данной комиссии Шеламовой Т.Н.

Руководствуясь ст. ст. 12,56, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

   Заявление прокурора Троснянского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Троснянского района в части неисполнения законных требований прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту - удовлетворить.

 Признать бездействие администрации Троснянского района Орловской области в части неисполнения законных требований прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту - незаконным.

 Обязать администрацию Троснянского района Орловской области: разработать и принять районную целевую программу, направленную на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в соответствии с которой организовать работу районной антинаркотической, межведомственной комиссии.

 Разъяснить администрации Троснянского района Орловской области, что об исполнении данного решения суду должно быть сообщено не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд через Троснянский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий _________