Забайкальский районный суд Забайкальского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Забайкальский районный суд Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 февраля 2011г.
Забайкальский районный суд Забайкальского каря
в составе председательствующего судьи Изюмовой Е.А.
при секретаре Болдыревой Т.И.
с участием заявителя ФИО1, его представителя по доверенности ФИО2, представителя Забайкальской таможни по доверенности ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Забайкальск гражданское дело № 2-9/11 по жалобе ФИО1 на неправомерные действия должностного лица Забайкальской таможни,
У с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с жалобой на действия должностного лица таможенного органа в которой указал, что 23 мая 2010г. он следовал из КНР в РФ и перемещал в сопровождаемом багаже товары народного потребления для личных целей в количестве 43 кг. В ходе производства таможенного оформления инспектором Забайкальской таможни ФИО4 перемещаемый им багаж был подвергнут таможенному осмотру через ренгенустановку. После этого инспектор потребовала устно или письменно указать сведения о месте его работы, его семейном положении, составе семьи. Орлов отказался от дачи пояснения полагая, что это нарушает его право на неприкосновенность частной жизни. После этого инспектор подвергла перемещаемый им товар таможенному досмотру со вскрытием упаковки каждой вещи и применением фотосъемки, по результатам которого был составлен акт таможенного досмотра. Орлов считает, что данный акт не имеет юридической силы, поскольку на нем отсутствует указание того, что акт утвержден решением Комиссии таможенного союза. На основании акта инспектор вынесла решение о задержании его товара. Он не согласился с решением инспектора о задержании товара. После чего сотрудники СОБР Забайкальской таможни применив к нему физическую силу отобрали перемещаемый им товар. Полагая, что инспектор ФИО4 не имела законных оснований для проведения таможенного досмотра в отношении него, как физического лица, следующего через таможенную границу РФ, производила таможенный досмотр перемещаемого им товара во внеслужебное время, что является незаконным. В связи с этим он просил признать действия главного государственного таможенного инспектора Забайкальской таможни ФИО4 неправомерными, а составленные инспектором документы - акт таможенного досмотра № 10617020/230710/000782, протокол задержания товаров и документов на них от 23.07.2010г. незаконными. Также просил обязать Забайкальскую таможню возвратить ему отобранный у него товар.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.
Представитель заявителя по доверенности ФИО2 заявленные ФИО1 требования поддержала и суду пояснила, что 23 июля 2010г. Орлов, не являясь частным предпринимателем перемещал товары народного потребления для личного пользования в количестве 42 кг и стоимостью, не превышающей 1500 евро и не обязан был в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Казахстан» от 18.06.2010г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» предъявлять декларируемые товары должностному лицу таможенного органа, так как его товар не подлежал обязательному письменному декларированию и у него отсутствовала обязанность по уплате ввозных таможенных платежей в связи с тем, что инспектор при принятии Пассажирской таможенной декларации не произвела регистрацию данного документа. В ходе таможенного оформления перемещаемого ФИО1 товара инспектор таможни ФИО4 не имея соответствующих полномочий незаконно применила к ФИО1 такие формы таможенного контроля, как таможенный осмотр товара с помощью ренгенустановки, весовой контроль, устный опрос на предмет выяснения обстоятельств его личной, семейной и частной жизни, таможенный досмотр товара и помимо воли ФИО1 произвела задержание принадлежащего ФИО1 товара. В связи с этим просит заявленные ФИО1 требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Забайкальской таможни по доверенности ФИО3 заявленные требования не признала и суду пояснила, что инспектором Забайкальской таможни ФИО4 при производстве таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемого заявителем товара каких-либо нарушений закона допущено не было. Действия инспектора соответствовали положениям Таможенного кодекса таможенного союза, вступившего в силу с 1 июля 2010г., а также требованиям Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010г. № 311, утвердившей инструкцию «О порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу». Орлов, перемещая 11 мая 2010г. через таможенную границу товары народного потребления, как физическое лицо по смыслу п. 6 ст. 4, ст. 355 ТК ТС является декларантом, поскольку имел право пользования и распоряжения перемещаемого им товара. Соответственно такие формы таможенного контроля, как устный опрос, получение пояснение и таможенный досмотр согласно ст.ст. 112, 113 и 116 ТК ТС к нему были применены законно. В связи с этим просила в удовлетворении жалобы ФИО1 отказать.
Выслушав стороны, показания свидетеля, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании 23 июля 2010г. ФИО1 перемещал через таможенную границу РФ в сопровождаемом багаже товары народного потребления весом 42 кг. В таможенный орган ФИО1 была подана пассажирская таможенная декларация, в которой он указал на отсутствие у него товара, который требует обязательного письменного декларирования и перемещение которого через границу производится по разрешительным документам соответствующих компетентных органов. В ходе проведения таможенного контроля на устный опрос о перемещаемом товаре Орлов отказался давать какие-либо объяснения, что в суде подтвердил. На основании решения начальника таможенного поста МАПП Забайкальск ФИО5, оформленного поручением (л.д. 57) сотрудником таможни ФИО4 был проведен таможенный досмотр перемещаемого заявителем товара. Перед досмотром заявитель был уведомлен о проведении таможенного досмотра (л.д. 62), ему было предъявлено требование о предъявление товаров для проверки (л.д. 63). В результате таможенного досмотра должностным лицом таможни установлено, что Орлов перемещает 27 наименований товаров народного потребления, вес которых составил 42 килограмм. О проведении таможенного досмотра сотрудником таможни был составлен акт таможенного досмотра (л.д. 5-17).
В ходе проведения таможенного контроля перемещаемых заявителем товаров сотрудником таможни было выявлено несоблюдение условий выпуска товаров, так как по количественным и качественным характеристикам товара, сотрудником таможни было установлено, что товар перемещается не для личного пользования ФИО1. В связи с этим ФИО1 было выдано уведомление (л.д. 64) о необходимости в срок до 23 сентября 2010г. в целях осуществления выпуска товаров предоставить в таможенный орган документы, которыми может быть подтвержден факт приобретения и стоимость декларируемых товаров, факт перемещения товаров с целью личного пользования. Перемещаемый ФИО1 товар сотрудником таможни был на основании протокола задержания товаров № 0001 задержан и передан на ответственное хранение на склад временного хранения ЗАО «Ростэк- Забайкальск».
Согласно ч 2 ст. 150 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее ТК ТС) товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Для отдельных категорий товаров, в том, числе товаров для личного пользования, настоящим Кодексом и (или) международным договором государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.
Главой 49 ТК ТС установлены правила перемещения товаров для личного пользования.
В силу ч 1, 2 ст. 352 ТК ТС товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 ТК ТС, а в части не урегулированной настоящей главой - в соответствии с порядком установленным законодательством таможенного союза. Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с ч 1 ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу с предоставление товаров таможенному органу. Физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации ( ч 4 ст. 355 ТК ТС).
Как установлено в судебном заседании Орлов произвел декларирование перемещаемых им товаров в письменной форме, предъявив таможенному органу пассажирскую таможенную декларацию (л.д. 54-55).
Доводы представителя заявителя ФИО2 о том, что форма пассажирской таможенной декларации не соответствует форме, утвержденной решением Комиссии таможенного союза, что влечет ее недействительность, суд находит несостоятельным, как и ее довод о том, что декларация не зарегистрирована таможенным органом по следующим основаниям.
Форма предъявленной ФИО1 пассажирской таможенной декларации утверждена приказом ФТС РФ № 1150 от 19.09.2008г. В соответствии с п 3 Решения Комиссии Таможенного Союза № 287 от 18.06.2010г. «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядке заполнения пассажирской таможенной декларации» при таможенном декларировании товаров для личного пользования допускается использование до 1 января 2011г. бланков деклараций, установленных законодательствами государства - члена таможенного союза до вступления в силу Договора о Таможенном кодекса таможенного союза. Таким образом, использование ФИО1 бланка пассажирской таможенной декларации, утвержденной приказом ФТС РФ № 1150 от 19.09.2008г. решением Комиссии таможенного союза было разрешено.
Письмом ФТС РФ № 06.07.2010г. № 01-11/33275 определено, что до издания нормативно-правового акта ФТС РФ регистрация Пассажирской таможенной декларации осуществляется путем проставления на оборотной стороне оттиска личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа на дате заполнения декларантом ПТД. Таким образом факт регистрации пассажирской таможенной декларации ФИО1 таможенным органов подтверждается наличием оттиска личной номерной печати инспектора таможни, проводившей таможенное оформление заявителя.
Доводы ФИО2 о том, что к товару перемещаемому ФИО1 не могли быть применены такие формы таможенного контроля, как устный опрос, письменное пояснение, таможенный осмотр и таможенный досмотр не основаны на законе.
В соответствии с ч 5 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. По смыслу ч 5 ст. 355 ТК ТС в отношении товаров для личного пользования производится таможенный контроль в соответствии с настоящим кодексом и (или) международным договором государств - членов таможенного союза.
Согласно ч 1 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом; таможенной декларации, документов и сведений о товарах, предоставление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза ч 2 ст. 95 ТК ТС.
При проведении таможенного контроля таможенные органы в силу ч 1 ст. 94 ТК ТС исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за использованием которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками ч 2 ст. 94 ТК ТС.
Перечень форм таможенного контроля определен ст. 10 ТК ТС. Согласно данной статьи формами таможенного контроля являются, в том числе устный опрос, получение объяснений, таможенный осмотр и таможенный досмотр.
Согласно ст. 112 ТК ТС при совершении таможенных операций в соответствии с настоящим Кодексом должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.
В соответствии с п ч 1 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством рес. Беларусь и Правительством рес. Казахстан от 18.06.2010г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» далее Соглашение, отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением.
Таможенный кодекс таможенного союза п. 36 ст. 4 определяет товары для личного пользования - как товары, предназначенные для личных, семейных, домашних, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или не сопровождаемом багаже, международных почтовых отправлений либо иным способом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что инспектор ФИО4 проводила устный опрос ФИО1 правомерно, с целью необходимости проверки заявленных ФИО1 сведений о товаре, как перемещаемом им для личного пользования, и не усматривает в ее действиях какого-либо вмешательства в частную жизнь ФИО1.
Согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 115 ТК ТС таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе багажа физических лиц, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Таможенный осмотр может проводится с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристиках такого объекта.
Основываясь на данных положениях закона, инспектором таможни правомерно был проведен осмотр перемещаемого ФИО1 товара с использование специальных технических средств - досмотровой рентгеновской техникой.
Законными, по мнению суда, являются действия инспектора, которая произвела таможенный досмотр товара ФИО1 с изготовлением фотографий с целью идентификации перемещаемого заявителем товара по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 116 ТК ТС должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра вправе производить действия, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра, второй экземпляр которого вручается (направляется) лицу, обладающими полномочиями в отношении товаров.
Как следует из докладной записки от 23.07.2010г. № 43-04-15/246 (л.д. 56) в ходе осуществления таможенного оформления товаров заявителя должностным лицом таможенного органа, проводившем таможенное оформление был выявлен профиль риска № 11/1000/20062008/00266 в соответствии с которым инспектор обращаясь к вышестоящему уполномоченному лицу просила о проведении таможенного досмотра. На основании докладной записки ФИО4 было выдано поручение на досмотр товаров заявителя. В соответствии с данным поручением должностное лицо произвело таможенный досмотр. По результатам таможенного досмотра должностным лицо составлен акт таможенного досмотра по форме утвержденной Решением Комиссии таможенного союза № 260 от 20.05.2010г. «О формах таможенных документах». Вышеизложенное свидетельствует о том, что порядок проведения таможенного досмотра должностным лицом был соблюден, а составленный по результатам таможенного досмотра акт обладает всеми признаками утвержденного Решением комиссии формами документа со всеми вытекающими правовыми последствиями.
Доводы ФИО1 и ФИО2 о том, что в акте таможенного досмотра в правом верхнем углу отсутствуют данные о том, что акт утвержден Решением комиссии таможенного союза, и по этому основанию является незаконным, суд не принимает во внимание, поскольку как указано выше, составленный ФИО4 акт таможенного досмотра соответствует утвержденной форме и отсутствие на нем записей о том, что данный акт утвержден Решением Комиссии таможенного союза, само по себе не влечет недействительность либо незаконность данного документа.
Доводы ФИО2 о том, что перемещаемый ФИО1 товар не подлежит идентификации, поскольку перемещается для личного пользования, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ч 1 ст. 109 ТК ТС товары, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами. Идентификация производится путем, в том числе подробного описания товаров, изготовления фотографий. Поскольку перемещаемый ФИО1 товар находился под таможенным контролем, действия инспектора по идентификации товара являются законными и обоснованными.
Доводы ФИО1 и его представителя о том, ФИО4 незаконно возложила на заявителя обязанность представить документы, подтверждающие его семейное положение, суд находит несостоятельным.
Как следует из ст. 1 п 1 Соглашения, Соглашением определяется порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза (далее - таможенная граница) товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу определяет, в том числе критерии отнесения товаров к товарам для личного пользования.
Согласно п 1. ст. 3 Соглашения отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:
заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением;
характера и количества товаров;
частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
Исходя из смысла вышеперечисленным норм закона, определение товаров - как товаров для личного пользования, т.е. предназначенных для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физического лица, перемещаемого через таможенную границу в сопровождаемом багаже осуществляется не самим лицом, перемещающим товар, а таможенным органом на основании заявления физического лица о перемещаемых товарах; характера и количества перемещаемых товаров и частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу. При этом отсутствие у лица статуса индивидуального предпринимателя не является критерием, в соответствии с которым товар будет определен таможенным органом, как перемещающийся лицом для личных целей.
В силу ст. 356 ТК ТС на лице, перемещающем товар через таможенную границу, как на декларанте лежит обязанность представить таможенному органу документы, подтверждающие заявленные в ней сведения. К таким документам, в том числе относятся документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования, документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей и другие документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии ч 2 ст. 98 ТК ТС таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок для их предоставления, который должен быть достаточным для предоставления запрашиваемых документов и сведений.
Как следует из пассажирской таможенной декларации Орлов заявил, что он перемещает товар в количестве 3-х мест сопровождаемого багажа для личного пользования и товары подлежащие обложению таможенными платежами в его багаже отсутствуют.
Согласно перечня товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, с освобождением от уплаты таможенных пошлин утвержденных Соглашением между Правительством РФ, Правительством рес. Беларусь и Правительством рес. Казахстан от 18.06.2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» без уплаты таможенных платежей возможно ввезти на таможенную территорию таможенного союза в сопровождаемом багаже товары для личного пользования таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро и общий вес которых не превышает 50 килограммов.
Однако документов, подтверждающих факт того, что стоимость перемещаемых товаров не превышает сумму эквивалентную 1550 евро, документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей при подаче пассажирской таможенной декларации Орлов в таможенный орган не представил.
Учитывая данные обстоятельства, а также тот факт, что Орлов отказался от проведения в отношении него такой формы таможенного контроля, как устный опрос, должностным лицом таможенного органа в соответствии со ст. 98 ТК ТС у ФИО1 были запрошены документы, на основании которых таможенный орган имел бы возможность определить перемещаемый заявителем товар, как товар для личного пользования, поскольку без данных документов должностное лицо не могло завершить таможенный контроль в соответствии с заявленной ФИО1 таможенной процедурой выпуска товаров для свободного обращения.
Не основаны на законе и доводы ФИО2 о неправомерности задержания перемещаемых ФИО1 товаров по следующим основаниям.
В соответствии с ч 4 ст. 354 ТК ТС товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с ч 1. и 2 ст. 7 Соглашения таможенные операции в отношении товаров для личного пользования совершаются в зависимости от способов перемещения в местах прибытия или убытия либо в таможенном органе государства - члена таможенного союза, на территории которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров. В местах прибытия или убытия, а также в таможенном органе государства - члена таможенного союза, на территории которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров, в отношении товаров для личного пользования могут совершаться таможенные операции, связанные с декларированием, выпуском для личного пользования без помещения под таможенные процедуры (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита) в порядке, установленном настоящим Соглашением.
В силу ч 6 ст. 7 Соглашения в случае несовершения физическими лицами таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, предусмотренных настоящей статьей, либо невозможности их выпуска, указанные товары подлежат задержанию в соответствии с главой 21 ТК ТС.
Согласно ст. 145 ТК ТС при проведении таможенного контроля в случаях, установленных ст. 354 ТК ТС, должностные лица таможенных органах задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений. В случае задержания товаров и документов на них таможенным органом составляется протокол по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенным органами в течение сроков, установленных ТК ТС на складе временного хранения или в иных местах определенных таможенным органам.
Учитывая тот факт, что Орлов в ходе таможенного контроля перемещаемых им товаров отказался от прохождения формы таможенного контроля - устный опрос, не представил одновременно с подачей таможенной декларации как это предусмотрено ст. 356 ТК ТС документов, подтверждающих факт того, что стоимость перемещаемых им товаров не превышает сумму эквивалентную 1550 евро, не представил документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей, должностное лицо таможенного органа правомерно пришло к решению о невозможности выпуска для личного потребления перемещаемых заявителем товаров и обосновано задержало принадлежащий ФИО1 товар, составив по форме утвержденной Решением Комиссии от 20.05.20107г. № 260 протокол задержания (л.д. 67-69).
Поскольку основания и порядок проведения должностным лицом таможенного органа задержания перемещаемых ФИО1 товаров были соблюдены, основания для признания протокола задержания незаконным у суда не имеется.
Доводы представителя ФИО1 о том, что служащий Забайкальской таможни ФИО4 не являлась должностным лицом уполномоченным проводить таможенное оформление и таможенный контроль с использованием рентгеновской техники, не была уполномочена производить задержание товаров, суд не принимает во внимание.
В соответствии со ст. 95 ТК ТС от имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
На основании приказа Забайкальской таможни № 626 к от 14.12.2009г. с ФИО4 заключен служебный контракт № 10617000/0588/09 в соответствии с которым, та назначена на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2 таможенного поста МАПП Забайкальск Забайкальской таможни.
Должностные обязанности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2 таможенного поста МАПП Забайкальск Забайкальской таможни установлены должностным регламентом, утвержденным приказом Забайкальской таможни 15 июля 2010г. № 31-81/1429, с которым ФИО4 была под роспись ознакомлена 15 июля 2010г. Согласно п. 6 регламента главный государственный таможенный инспектор отдела относится к персоналу группы «А» допущенных к работе с досмотровой рентгеновской техникой. В соответствии с п. 22 должностного регламента главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2 таможенного поста МАПП Забайкальск Забайкальской таможни обязан осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, ручной клади и багажа физических лиц, пересекающих таможенную границу таможенного союза, посредством применения форм таможенного контроля: проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, устного опроса физических и должностных лиц, получения пояснений, таможенного наблюдения, таможенного досмотра (осмотра), включая личный досмотр, как исключительную форму таможенного контроля. Кроме того, согласно п. 30 регламента главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2 таможенного поста МАПП Забайкальск Забайкальской таможни обязан осуществлять полноту, своевременность и правильность документального оформления задерживаемых и помещаемых на склад временного хранения товаров и транспортных средств.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО4 при производстве таможенного контроля товара перемещаемого заявителем действовала в рамках утвержденного соответствующим образом должностного регламента.
Доводы ФИО2 о том, что ФИО4 была ознакомлена с должностным регламентом 12 октября 2010г. и не имела полномочий на осуществления таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемого 23 июля 2010г. ФИО1 товара суд, находит несостоятельными.
Действительно на основании ходатайства заявителя Забайкальской таможней суду был представлен должностной регламент главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2 таможенного поста МАПП Забайкальск Забайкальской таможни, утвержденный приказом и.о. начальника Забайкальской таможни № 31-81/1711 30 сентября 2010г. (л.д. 129-144), с которым ФИО4 согласно листа была ознакомлена 12 октября 2010г.
В силу п. 31 Приказа ФТС РФ № 1458 от 11 августа 2009г. «Об утверждении положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа РФ и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа РФ» должностной регламент вступают в силу с момента его утверждения уполномоченным лицом и действуют до замены его новым должностным регламентом, разработанным и утвержденным в соответствии с настоящим положением.
Согласно вышеуказанного нормативного документа первоначально представленный суду должностной регламент вступил в силу с 30 сентября 2010г. По запросу суда Забайкальская таможня предоставила должностной регламент главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2 таможенного поста МАПП Забайкальск Забайкальской таможни, утвержденный 15 июля 2010г. приказом и.о. начальника Забайкальской таможни ФИО6 № 31-81/1429, который действовал на момент осуществления таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых заявителем товаров, т.е. 23 июля 2010г. и утратил силу 30 сентября 2010г. в связи с утверждением нового должностного регламента.
Такими образом, должностной регламент ФИО4 замещающей должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2 таможенного поста МАПП Забайкальск Забайкальской таможни, действовавший на момент осуществления таможенного контроля перемещаемого заявителем товара, являлся законным и возлагал на ФИО4 соответствующие должностные обязанности по производству таможенного оформления и таможенному контролю лиц, пересекающих таможенную границу, которая та имело право и должна была исполнять.
Доводы ФИО2 о том, что должностной регламент является неотъемлемой частью служебного контракта, изменение которого влечет изменение трудовой функции должностного лица, суд также находит несостоятельными, поскольку согласно п. 1 вышеназванного приказа ФТС РФ должностной регламент - это акт, издаваемый для регулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, утверждаемый представителем нанимателя и являющейся составной частью административного регламента таможенного органа Российской Федерации, регламентирующий содержание и результаты деятельности государственного гражданского служащего таможенного органа при осуществлении им профессиональной служебной деятельности согласно занимаемой должности.
Доводы заявителя и его представителя о том, что должностное лицо исполняло свои должностные обязанности по таможенному оформлению и таможенному контролю перемещаемого заявителем товара во внеслужебное время, суд не принимает во внимание.
Как следует из имеющегося в материалах дела служебного распорядка таможенного поста МАПП Забайкальск Забайкальской таможни окончание рабочего времени в дневную смену 21: 00 часов (л.д. 73-89). Согласно графика дежурств на июль 2010 с учетом дополнений (л.д. 95) ФИО4 должна была исполнять свои должностные обязанности 23 июля 2010 в дневную смену.
Согласно имеющегося в материалах поручения на досмотр (л.д. 57) распоряжение вышестоящего должностного лица на проведение таможенного досмотра перемещаемого заявителем товара ФИО4 получила в 19 часов 25 минут, в рамках своего служебного времени. Таможенный досмотр товара заявителя, согласно акта, инспектор начала в 19 часов 30 минут, также в пределах продолжительности своей рабочей смены.
Тот факт, что в момент окончания проведения таможенного досмотра, время, в течение которого ФИО4 должна была исполнять свои обязанности истекло, не свидетельствует о незаконности применения к товару ФИО1 данной формы таможенного контроля, в том числе полученных при его проведении результатов.
Должностное лицо таможенного органа выполняло свои должностные обязанности по поручению вышестоящего руководителя, которые в силу п. 3 ч 1 ст. 15 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а также п. 3 своего должностного регламента она должна была исполнять.
Доводы заявителя о том, что в ходе таможенного оформления и таможенного контроля должностные лица Забайкальской таможни унизили его человеческое достоинство, суд не принимает во внимание, поскольку доказательств тому ФИО1 суду не представлено.
Принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что требования заявителя о признании действий должностного лица неправомерными и признании документов, составленных должностным лицом в ходе производства таможенного контроля перемещаемого ФИО1 товара незаконными, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р е ш и л:
В удовлетворении требований ФИО1 о признании действий главного государственного таможенного инспектора ОТО и ТК № 2 таможенного поста МАПП Забайкальск ФИО4 неправомерными, признании незаконными акта таможенного досмотра № 1061702/2307/000782, протокола задержания товара и документов на них от 23.07.2010г. и понуждению Забайкальской таможни возвратить изъятый у ФИО1 товар в количестве 42 кг отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение десяти дней.
Судья Забайкальского районного суда Е ФИО7