ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9 от 07.02.2014 Верещагинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-9                                                             Р Е Ш Е Н И Е                                                 именем Российской Федерации

 07 февраля 2014г.             

 Верещагинский районный суд Пермского края

 в составе:

 председательствующего судьи Анисимовой В.С.,

 с участием истицы                      Степановой З.К.,

 представителей ответчика          Бажутиной Л.Р., Попова В.Ю.,

 представителей третьих лиц      Бартова Н.В., Бизяевой Н.В., Гиляшевой Е.А., Нохриной А.Н.,

 при секретаре                               Тюриной Н.Г.,                      

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по исковому заявлению Степановой З.К. Муниципальному унитарному предприятию «Верещагинские тепловые сети» о признании действий незаконными, взыскании излишней уплаты суммы за тепловую энергию, штрафа, компенсации морального вреда и возложении определенных обязанностей и встречному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» к Степановой З.К. о взыскании убытков,

          УСТАНОВИЛ:

 Степанова З.К. обратилась в суд с иском к МУП «Верещагинские тепловые сети» о признании их действий незаконными, не соответствующими Постановлению Правительства РФ № 306 от 23.05.2006г., а предъявляемую стоимость тепловой энергии завышенной на 40%, взыскании излишне предъявленной суммы в размере <данные изъяты>, суммы инфляции в размере <данные изъяты>, штрафа в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> и возложении обязанности с (дата) предъявлять счета по нормативу, расчет который должен соответствовать Постановлению Правительства РФ №306 от 23.05.2006.

 МУП «Верещагинские тепловые сети» обратились в суд со встречным иском к Степановой З.К. о взыскании расходов в размере <данные изъяты> за проведение экспертизы обоснованности норматива потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденного решением Думы Верещагинского городского поселения № 25/165 от 20.06.2007.

 В судебном заседании Степанова З.К. показала, что 20.06.2007 Думой МО «Верещагинское городское поселение» было принято решение «о нормативах потребления коммунальных услуг», которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах по отоплению на весь отопительный период. При их утверждении не были учтены требования, установленные Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006. В других районах Пермского края и регионах России данные требования закона соблюдены, а если требования закона не соблюдаются суды, выносят решение о признании нормативных актов незаконными. Хотя решение Думы МО «Верещагинское городское поселение» №25/165 утратило силу, но продолжает применяться на территории Верещагинского района. Установленный норматив отопления нарушает её права как собственника помещения, плата за услугу по отоплению завышена, что подтверждено не только её расчетами, но и аудиторским заключением Аудиторской фирмы «Инвест-аудит». Истица в судебных заседаниях уточнила свои требования и просит признать, что норматив, установленный решением Думы городского поселения №25/165 от 20.06.2007 завышен, не соответствует методике предусмотренной Постановлением Правительства №306 и не подлежит применению с момента вступления решения в законную силу. Просит взыскать с ответчика причиненный ей ущерб, в связи с завышенным нормативом за период с (дата) с учетом индексации, штраф в соответствии с ФЗ РФ «О защите прав потребителей» и моральный вред в размере <данные изъяты> Встречные исковые требования МУП «Верещагинские тепловые сети» не признает в полном объеме. Аудиторское заключение «Арс-аудит» нельзя брать за основу решения, так как ответчик не предоставлял аудитору паспорта зданий и расчеты нормативов, формулы расчета нормативов потребления коммунальных услуг взятые за основу указаны не правильно.

 Представители ответчика МУП «Верещагинские тепловые сети» Бажутина Л.Р., Попов В.Ю. исковые требования не признали. Нормативы потребления теплоснабжения утверждены Решением Думы Верещагинского района, а расценки на коммунальную услугу по теплоснабжению утверждает региональная энергетическая комиссия. Предприятие никогда не делало расчет норматива потребления тепловой энергии, так как это не является их компетенцией. Предприятие является энергоснабжающей организацией и руководствуются установленными нормативами потребления при производстве расчетов за тепловую энергию. В (дата) Верещагинским районным судом вынесены решения по искам жителей города Верещагино к МО «Верещагинское городское поселение», МУП «Верещагинские тепловые сети», в которых суд произвел правовую оценку решения Думы «Верещагинского городского поселения» от 20.06.2007 по нормативу отопления, решения вступили в законную силу. Апелляционная инстанция при проверке решения суда указала, что расчетный метод, используемый при установлении норматива отопления в г.Верещагино применен в соответствии с действующим на момент принятия норматива положения ч.1 ст.157 ЖК РФ и не противоречил Правилам, установленным Правительством РФ №306 от 03.05.2006, органами местного самоуправления при расчете норматива учтены конструктивные и технические параметры жилищного фона не оснащенным приборами учета, расчетный метод является наиболее оптимальным вариантом для норматива потребления тепловой энергии всего городского жилищного фонда. Обращают внимание суда, что согласно заключения ООО «АРС-аудит» нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного Решением Думы Верещагинского городского поселения от 20.06.2007 №25/165 «О нормативах потребления коммунальных услуг» соответствует нормам действующего на сегодняшний день законодательства. Просит взыскать с истицы расходы на проведение экспертизы <данные изъяты>» в размере <данные изъяты> (Л.Д.45-46,171 Т.1).

 Представитель третьего лица администрации МО «Верещагинское городское поселение» Гиляшева Е.А., Бартов Н.В., Бизяева Н.В., исковые требования не признали. В начале (дата) вступили в силу решения Верещагинского районного суда по иску А., В.., Н.., К. к МО «Верещагинское городское поселение», МУП «Верещагинские тепловые сети», при вынесении решений суд производил правовую оценку решения Думы «Верещагинского городского поселения» от 20.06.2007 №15/165 по нормативу отопления. Норматив потребления коммунальных услуг в настоящее время утверждается органом власти субъекта РФ. Законность норматива применяемого в настоящее время, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края №869-П от 14.09.2012, проверенна Пермским краевым суда 06.08.2013. На территории поселения имеются дома разной этажности и года постройки, для предотвращения демографического взрыва депутатами при принятии решения по нормативу на отопление было определено, утвердить усредненный норматив на отопление. В малоэтажных и старых домах проживают малообеспеченные граждане. Пересмотр норматива на отопление приведет к существенному повышению размера коммунальной платы по отоплению жителей одноэтажных, двухэтажных жилых домов до 1999 года постройки, это приведет к нарушению принципа равенства установленного ст.19 Конституции РФ.

 Представитель третьего лица Думы Верещагинского городского поселения Нохрина А.Н. исковые требования не признала, решение Думы Верещагинского городского поселения от 20.06.2007 №25/165 в части норматива отопления утратило силу, так как срок действия норматива отопления был установлен до 01.01.2013. Депутаты поселения при принятии норматива на отопление без учета требований п.10 и п.11 Правил предоставления коммунальных услуг №306 руководствовались ст.55 Конституции РФ, которая гласит, что не должно быть нарушено право граждан на достойную жизнь.

 Представитель третьего лица Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без их участия, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Истицей не представлено доказательств нарушения её прав и законных интересов, аудиторское заключение представленное истицей нельзя брать во внимание. Правительством Пермского края принято постановление №869-П от 14.09.2012, которым установлено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие по состоянию на 30.06.2012. Законность постановления проверена, решением Пермского краевого суда от 06.08.2013 в удовлетворении требований П. о признании постановления №869-П незаконным отказано. Оснований для пересмотра нормативов потребления не имеется (л.д.114-116 т.2).

 Представитель третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

 Суд, выслушав истца, представителей ответчика, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

 В соответствии с ч.2 и ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

 Частью 1 и 2 ст.157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги (в том числе отопление) рассчитывается по тарифам, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 № 354 (действуют с 01.09.2012) потребитель коммунальных услуг, вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные, услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды (п.40 Постановления в редакции до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344).

 Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее Правила №306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

 Пунктом 3 Правил №306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

 Согласно п.4 Правил №306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем. Пунктом 5 Правил №306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса. В пункте 6 Правил №306 указано, что в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Согласно п.7 Правил №306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели в отношении отопления в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома. В первоначальной редакции данного пункта было указано, что при выборе единицы измерения используются следующие показатели в отношении отопления - Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.

 Пунктом 10 Правил №306 установлено, что нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Пунктом 11 Правил №306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. В первоначальной редакции данных пунктов было указано, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (П.10), нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.11).

 В пункте 13 Правил №306 указано, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению. Пунктом 14 указанных Правил предусмотрено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3х лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Пунктом 15 данных Правил установлено, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления. 16 пунктом Правил №306 предусмотрено, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях: изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов; внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

 В первоначальной редакции Правил №306 было установлено, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (П.12). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (П.13). Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению (П.14). Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (П.16).

 Согласно пункта 44 Правил №306 температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений принимается к расчету согласно значениям, установленным правилами предоставления коммунальных услуг. Среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. Расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.

 В первоначальной редакции Правил №306 было определено, что температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта (П.45).

 В судебном заседании было установлено, что решением Думы МО «Верещагинского городского поселения» от 20.06.2007 №25/165 «О нормативах потребления коммунальных услуг» на территории МО "Верещагинское городское поселение" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах по отоплению при продолжительности отопительного периода 233 суток в размере 0,023599 Гкал на 1 кв. м. общей площади жилых помещений в месяц, 0,283188 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилых помещений в год (п.1.1), установлено, что срок действия данных нормативов отопления коммунальных услуг 3 года (п.4) (л.д.13,17-19 т.1, л.д.1-12 т.2).

 В судебном заседании было установлено, что (дата) главе администрации Верещагинского района прокуратурой Верещагинского района было вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которым зам.прокурора требовал принять решение о применении одного из методов либо их сочетания, установленных Правилами установления и определения нормативов. Привести расчет нормативов в соответствии с установленными в Правилах методах (л.д.14-15 т.1).

 В ответ на представление и.о. главой администрации поселения было сообщено, что администрацией поселения определены нормативы в соответствии с Правилами установления и определения норматива коммунальных услуг, подготовлен проект решения Думы поселения о нормативах потребления коммунальных услуг (Л.Д.13-15 Т.2).

 На заседании депутатов Думы Верещагинского городского поселения (дата) рассматривался вопрос «О нормативах отопления» и было решено отклонить предложенный проект решения Думы Верещагинского городского поселения «О нормативах отопления» (л.д.

 ). Указание прокуратуры о необходимости приведения норм потребления коммунальной услуги по отоплению в соответствии с требованиями закона не выполнено. Прокуратура Верещагинского района в установленном законом порядке в суд не обращалась.

 На заседании депутатов Думы Верещагинского городского поселения второго созыва (дата) вновь рассматривался вопрос «О нормативах отопления» и было решено отклонить предложенный проект решения Думы Верещагинского городского поселения «О нормативах отопления» (л.д.16-28 т.2). Решением Думы Верещагинкого городского поселения от 21.07.2010 №24/175 «О внесении изменений в решение Думы Верещагинского городского поселения от 20.06.2007 №25/165 «О нормативах потребления коммунальных услуг» внесены изменения в п.4 и установлен срок действия норматива отопления до 01 января 2013г. (л.д.16 т.1).

 (дата) Правительством Пермского края принято постановление №869-П «О порядке расчета платы за коммунальные услуги по отоплению», которым установлено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению на территории Пермского края применяется порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие по состоянию на 30.06.2012. Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению применяются со дня вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.06.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» до принятия Правительством Пермского края решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг (л.д.         ).

 (дата) производство по исковому заявлению П. к <данные изъяты> о признании незаконным решения городской Думы об установлении нормативов отопления в жилых домах, в части признания незаконным п.1.1 решения городской Думы МО «Верещагинского городского населения» от 20.06.2007 №25/165 «О нормативах потребления коммунальных услуг» - прекращено, в связи тем, что дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства.

 Решением Пермского краевого суда от (дата) П.. в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Правительства Пермского края от 14.09.2012 №869-П «О порядке расчета размере платы за коммунальные услуги по отоплению» отказано (л.д.л.д.47-50 т.1,         ).

 В соответствии с п.11Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

 В судебном заседании было установлено, что истица является собственником жилого помещения расположенного в <адрес> (Л.Д.9 т.1) и потребителем коммунальной услуги - отопления, между ней и ответчиком заключен договор на отпуск тепловой энергии по отоплению (дата) (Л.Д.7-8 Т.1). Истица занимает квартиру площадью <данные изъяты> и одна стоит на регистрационном учете (Л.Д.10 Т.1). Квартира истицы и дом, в котором она проживает, не оборудован приборами учета.

 Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению является расчетной величиной для определения коммунальных платежей, что влечет обязанность по оплате коммунальной услуги по отоплению в соответствии с нормативом и поэтому решения Думы МО «Верещагинского городского поселения» от 20.06.2007 №25/165 и от 21.07.2010 №24/17 затрагивает права истицы.

 Правилами №306 прямо регламентированы критерии установления нормативов потребления коммунальных услуг и исчерпывающий перечень условий, при которых данные нормативы дифференцируются. В судебном заседании было установлено, что дома на территории поселения имеют разную этажность, построены в различные года, имеют различные технические и конструктивные характеристики, соответственно фактически норматив потребления тепловой энергии не может быть единым.

 Суд соглашается с доводами истицы, что на территории поселения норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен единым для всех многоквартирных жилых домов, вынесен без учета всех необходимых критериев (различий конструктивных и технических параметров, степени благоустройства) и дифференциация по этажности не производилась. Судом установлено, что норматив потребления рассчитан усреднено для всего населения, проживающего в многоквартирных и жилых домах и не был приведен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 Доводы ответчика и третьих лиц, что установление единого норматива вызвано необходимостью предотвращения демографического взрыва не могут являться основанием для отказа истице в рассмотрении её требований. Кроме того, для малообеспеченных слоев граждан РФ предусмотрены различные меры социальной поддержки, в том числе при оплате коммунальных услуг, установление норм потребления коммунальных услуг в зависимости от уровня дохода населения закон не предусматривает.

 Действующие правила не предусматривают возможность установления норматива потребления коммунальной услуги на отопление, исходя из среднего показателя по фактически сложившемуся потреблению. В связи с чем, норматив должен дифференцироваться, как это требует пункт 10 и 11 Правил №306.

 В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч.1 ст.13 ГК РФ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 В судебном заседании истицей были представлены доказательств, что норматив потребления отопления по г.Верещагино по пятиэтажным домам завышен, решение Думы МО «Верещагинское городское поселение» от 20.06.2007 №25/165 применялся ответчиком для расчетов коммунальных платежей и на основании данного нормативного акта реализовывались права и обязанности Степановой З.К.

 Доказательства экономической обоснованности применения установленного норматива, ответчиком не представлено. Аудиторское заключение <данные изъяты> при рассмотрении и разрешении дела не может быть принято за основу. В заключении не изложено на чем основаны выводы эксперта, какие документы были взяты за основу анализа, отсутствуют расчеты необходимые для решения вопроса о обоснованности норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, действующему на момент принятия Правилам №306. От явки в судебное заседание специалисты <данные изъяты> уклонились.

 Решения Верещагинского районного суда по делам (номер) от (дата), (номер) от (дата), (номер) от (дата), (номер) от (дата), не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Степановой З.К., так как нарушение прав истицы ответчиком не были предметом рассмотрения по указанным делам. В решениях суда имеется суждение, что расчетный метод, используемый при установлении норматива отопления в г.Верещагино применен в соответствии с действующим на момент принятия норматива положения ч.1 ст.157 ЖК РФ и не противоречил Правилам, установленным Правительством РФ №306 от 03.05.2006. Судом был дан анализ методов установления норматива на территории поселения, на соответствие норматива отопления другим требованиям Правил №306 суд не проводил.

 В силу ч.1 ст. 12 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Положения ст. 56 ГПК РФ о том что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом сторонам разъяснялась.

 В результате применения ответчиком норматива потребления тепла, утвержденного решения Думы МО «Верещагинского городского поселения» от 20.06.2007 №25/165 в размере 0,023599 Гкал на 1 кв. м. общей площади жилых помещений в месяц нарушаются права и законные интересы Степановой З.К. В результате того, что установленный норматив на отопление не является экономически обоснованным, не соответствует количеству фактически потребленной тепловой энергии истица вынуждена переплачивать и ее права в результате применения ответчиком установленного норматива отопления нарушаются, что в свою очередь приводит к завышению суммы оплаты.

 В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

 Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения.

 В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

 Статьей 1103 ГК РФ определено, что поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: о возврате исполненного по недействительной сделке; об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

 Администрацией Верещагинского городского поселения по запросу суда произведен расчет норматив отопления для пятиэтажных домов, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006, с учетом года постройки и средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период за предыдущие 5 отопительных периодов. Согласно расчету норматив отопления на 1 кв.м общей площади жилых помещений в год составляет - 0,220068 ГКАЛ, в месяц - 0,018339 ГКАЛ за 1 кв.м. общей площади жилых помещений (л.д.      ).

 Суд не может согласиться с доводами истицы, что расчет специалистом Администрации поселения произведен неправильно. Определение часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии не может быть произведен по формуле: qmax=qуд х S, так как по указанной формуле он производится лишь в случае отсутствие проектных и паспортных данных. Доводы истицы, что паспорта на здания отсутствуют, и площади жилых домов определены не правильно, являются заблуждением истицы (Л.Д. ). Представительный орган местного самоуправления вправе дифференцировать жилые дома только в зависимости от этажности и года постройки, без учета конструктивных и технических параметров и степени благоустройства (ст.3 Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"). «Методика определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения", утвержденная Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105 является действующей.Оснований усомнится в правильности расчета Администрации городского поселения у суда нет, составленный расчет является экономически обоснованным, произведен верно и сомнения не вызывает. Расчет произведен органом, который до 2013г. подготавливал проекты, для утверждения норматива потребления коммунальной услуги - отопления.

 В Постановлении Росстата от 30.12.2005 N 110 "Об утверждении "Методологических положений по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен" дается понятие инфляции. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25 марта 2002 года N 23, утверждены "Основные положения о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен", пунктом II.1 которых установлено, что показателем, характеризующим инфляционные процессы в стране, является индекс потребительских цен..

 С учетом норматива отопления, определенного Администрацией городского поселения (фактически потребленная истицей тепловая энергия за 1 кв.м.) суд производит расчет ущерба причиненного истице за период с (дата) и определяет сумму неосновательно приобретенных ответчиком денежных средств с учетом индексации (взят индекс инфляции по Пермскому краю).

 (дата) г. подлежало к уплате <данные изъяты> истицей начислено - <данные изъяты> (оплата произведена в (дата)), разница составляет <данные изъяты> с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 За (дата) г. подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплачено в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата) г. подлежало к уплате <данные изъяты> истице начислено - <данные изъяты> (оплачено в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> разница составляет <данные изъяты> с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата) г. подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплачено в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации переплачено <данные изъяты>

 за (дата) подлежало к уплате <данные изъяты> истице начислено - <данные изъяты> (оплачено в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплачено в (дата)), разница составляет <данные изъяты> с учетом индексации переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплачено в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплачено в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплачено в (дата) разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплачено в (дата)), разница составляет <данные изъяты> с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено- <данные изъяты> (оплачено в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплачено в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено- <данные изъяты> (оплачено в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплачено в (дата) разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено <данные изъяты> (оплачено в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено <данные изъяты> (оплачено в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты> с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты> с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты> <данные изъяты>)., истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты> с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты> (<данные изъяты> истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты> с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате (дата) истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты> с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты> с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты> (<данные изъяты> истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты> с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата)), разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 за (дата). подлежало к уплате <данные изъяты>, истице начислено - <данные изъяты> (оплата в (дата) разница составляет <данные изъяты>, с учетом индексации истицей переплачено <данные изъяты>

 Суд пришел к выводу, что в пользу истицы подлежит взысканию с ответчика в качестве неосновательного обогащения (дата).

 Суд также принимает решение о возложении на ответчика обязанности производить с (дата) начисление за предоставляемую услугу по теплоснабжению жилого помещения по адресу: (дата), принадлежащем истице, исходя из норматива 0,018339 ГКАЛ за 1 кв.м. общей площади до утверждение Правительством Пермского края правового акта, устанавливающего нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях по отоплению на территории Верещагинского городского поселения.

 Согласно ст.1 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

 Суд пришел к выводу, что указанный закон при рассмотрении данного спора не применим, в связи с чем, требование истицы о взыскании с ответчика штрафа, в соответствии с п.6 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» удовлетворению не подлежит.

 В соответствии с ч.1 ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 В судебном заседании установлено, что действиями ответчика физический вред истице не причинен. Нарушений ответчиком, каких либо неимущественных прав Степановой З.К. суд не установил. Требования истицы о возмещении морального вреда вытекает из нарушения её имущественных прав (переплата за услугу по отоплению). При таких обстоятельствах требования истицы о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит, кроме того, взыскание морального вреда не производится, если он причинен в связи с нарушением имущественных прав, за исключением случаев установленных действующим законодательством. Оснований для компенсации морального вреда у суда не имеется.

 В судебном заседании было установлено, что ответчик (дата) заключил договор с аудиторской фирмой «<данные изъяты> для проведения экспертизы обоснованности норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденной решением Думы Верещагинского городского поселения от 20.06.2007 «о нормативах потребления коммунальных услуг» по вопросу соответствия норматива потребления коммунальной услуги по отоплению действующему законодательству (л.д.172-173 т.1), расходы МУП «Верещагинские тепловые сети» составили <данные изъяты> (Л.Д.175-176 Т.1).

 Частью 1 статьи 98 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

 В судебном заседании было установлено, что норматив потребления коммунальных услуги для пятиэтажных домов завышен, с ответчика в пользу истицы взыскана сумма неосновательного обогащения. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований МУП «Верещагинские тепловые сети» не имеется.

 Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

 В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере - <данные изъяты>.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197,199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» в пользу Степановой З.К. 15815 рублей 74 копейки - в качестве неосновательного обогащения.

 Возложить на Муниципальное унитарное предприятие Верещагинские тепловые сети» обязанность производить с (дата) начисление Степановой ФИО27 за предоставляемую услугу по теплоснабжению жилого помещения по адресу: <адрес> исходя из норматива 0,018339 ГКАЛ за 1 кв.м. общей площади жилого помещения до утверждение Правительством Пермского края правового акта, устанавливающего нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях по отоплению на территории Верещагинского городского поселения.

 В удовлетворении остальных исковых требований Степановой ФИО27 - отказать.

 В удовлетворении исковых требований Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» к Степановой ФИО27 - отказать.

 Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» <данные изъяты> госпошлину за рассмотрения дела в доход районного бюджета.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский райсуд в течение одного месяца со дня изготовлении мотивированного решения, начиная с 13.02.2014.

 Судья Верещагинского райсуда       подпись                                            В.С.Анисимова

 ВЕРНО:

 Судья Верещагинского райсуда                                                                       В.С.Анисимова

 12.02.2014