дело № 2-900(2010г.)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 февраля 2010 г. г. Волгодонск
Волгодонский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего: Мотченко И.В.
с участием прокурора Лаврешиной М.А.
при секретаре: Афониной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене постановления территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска Ростовской области № 58-13 от 04.02.2010г.
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска Ростовской области № 58 - 13 от 04.02.2010 года об отказе ему в регистрации кандидатом на должность Волгодонской городской Думы по одномандатному избирательному округу №21.
В обосновании своих требований ФИО1 в заявлении указал следующее.
При проверке поданных им в территориальную избирательную комиссию г. Волгодонска документов и собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей необходимых для регистрации в качестве кандидата территориальной избирательной комиссией г. Волгодонска были допущены серьезные нарушения норм избирательного процесса, предусмотренных законом. В результате этого были нарушены его избирательные права и отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 21.
В соответствии с п.1.1 статьи 38 закона ФЗ № 67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Аналогичная норма предусмотрена и пунктом 1.1статьи 27 областного закона Ростовской области № 414-ЗС. Заявитель ссылается на то, что такого извещения он не получал, и этим нарушены его права.
В соответствии с п.6 ст.38 ФЗ № 67-ФЗ и п.5 ст.26 № 414-ЗС областного закона Ростовской области при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат. Уведомление от избирательной комиссии о проведении проверки предоставленных им подписей избирателей он не получал. Поэтому при проведении проверки присутствовать не мог. Тем самым был нарушен закон и его права.
В соответствии с п. 7 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом «д» пункта 24 или подпунктом «г» пункта 25 указанной статьи, кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Названные документы - копию протокола, заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, а также копии официальных документов на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и недействительными в предусмотренные законом сроки он не получал.
Решение об отказе ему в регистрации кандидатом на должность депутата Волгодонской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 21 было принято территориальной избирательной комиссией г. Волгодонска с нарушением указанных выше требований, а также предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и части 7 статьи 27 Областного закона № 414-ЗС.
В соответствии со ст. 75 ФЗ № 67-ФЗ и п.6 ст. 76 № 67-ФЗ, просит суд отменить постановление территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска № 58-13 от 04.02.2010г. об отказе в регистрации его кандидатом на должность депутата Волгодонской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 21.
Заявитель в судебном заседании требования поддержал, пояснил, что основным нарушением своих прав он считает то, что он не был извещен о проверке представленных им подписных листов. Он считает, что на эксперта оказывалось давление. Если бы он знал, что выявлены подписи, которые могут признаны недостоверными или недествительными, он бы привел в избирательную комиссию этих граждан, чтобы подтвердить подлинность подписей. Он не просит суд допросить лиц, поставивших свои подписи в подписных листах, так как считает невозможным обеспечить их явку в судебное заседание, и не заявляет суду каких-бы то ни было ходатайств. Заявление свое поддерживает.
Представители территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска Ростовской области заявление не признали, суду пояснили, что избирательная комиссия действует в рамках тех полномочий, которыми ее наделил закон. Комиссия не может выслушивать граждан, которых желал бы привести в комиссию заявитель, а только работает с документами и привлеченными в установленном порядке органами и экспертом. Заявитель не может ставить вопрос о вызове свидетелей, поскольку закон в рамках данного процесса проверяет законность принятого решения. Так, экспертным заключением были выявлены недостоверные подписи избирателей. Ошибочно было указано в итоговом протоколе проверки и в постановлении об отказе в регистрации, что таких подписей 9. На самом деле их 11. А если руководствоваться ч. 8 ст. 26 Областного закона, то это 6 недействительных подписей. Кроме того, по данным УФМС было выявлено еще 5 недействительных подписей. Избирательная комиссия не признала недействительными те подписи, которые, как указано в справке УФМС «не читаются». При самом благоприятном для заявителя подсчете, выявлено 11 порочных подписей. Заявитель представил для регистрации 112 подписей. Для регистрации необходимо 102 подписи. То есть, в любом случае заявитель представил недостаточное количество достоверных и действительных для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы подписей избирателей. В регистрации отказано правильно, на основании п. «д», п.24 ст. 38 Базового закона, ч. 5 ч. 7 ст. 27 Областного закона. Комиссия обязана была принять решение о регистрации или об отказе в регистрации в течение 10 дней со дня приятия подписных листов. Заявитель представил подписные листы 25 января 2010г. Ответ из УФМС поступил 4.02.2010г. Поэтому итоговый протокол составлялся 04.02.2010г. Поэтому комиссия не могла известить заявителя о проверке заблаговременно. 4.02.2010г. ему дозвониться не смогли. Однако, заявитель знал, о том, что законом для принятия решения о его регистрации установлен десятидневный срок, а потому не мог не знать, что проверка будет проводиться не позже 4.02.2010г. То, что заявителю не направлено уведомление о проверке, комиссия считает не существенным нарушением, поскольку ни на результаты проверки, ни на решение комиссии, при том, что было выявлено недостаточное для регистрации количество подписей избирателей, его явка повлиять не могла. Процедура проверки прописана в законе, и она комиссией соблюдена.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, пришел к следующему.
ФИО1 оспаривает постановление Территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска Ростовской области № 58-13 от 04.02.2010г. об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Волгодонской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 21.
Как следует из оспариваемого постановления, в регистрации отказано потому, что при проверке рабочей группой комиссии подписных листов, представленных ФИО1 были выявлены - 9 недостоверных подписей и 5 недействительных подписей избирателей.
Не согласившись с данным постановлением ФИО1 обратился в суд с заявлением о его отмене.
При рассмотрении заявления ФИО1 суд руководствовался:
Федеральным законом № 67-ФЗ от 12.06.2002г. «Об основах избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Базовый Закон);
Областным законом Ростовской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» № 414-ЗС от 19.12.2005г. (Далее - Областной закон).
ФИО1 ссылается на то, что оспариваемое решение принято в нарушение следующих правовых норм:
п.1.1 статьи 38 Базового закона, ч.1.1 статьи 27 Областного закона - заявитель не был извещен за три дня до дня заседания избирательной комиссии о выявленной неполноте сведений о кандидате и несоблюдении требований закона к оформлению документов.
п.6 ст.38 Базового закона, ч.5 ст.26 Областного закона - заявитель не был извещен о проведении проверки подписей избирателей.
п. 7 ст. 38 Базового закона, ч.13 ст. 26 Областного закона - заявитель не получил протокол об итогах проверки подписей избирателей,
п. «д», п.24 ст. 38 Базового закона, п. 5 ч. 7 ст. 27 Областного закона - заявитель представил достаточное для регистрации действительных и достоверных подписей избирателей.
Рассматривая требования заявителя, суд установил следующие обстоятельства.
1.) 15.01.2010г. ФИО1 представил в территориальную избирательную комиссию г. Волгодонска Волгодонской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 1 - уведомление о самовыдвижении кандидата в депутаты, заявление о согласии баллотироваться, копии паспорта, диплома, трудовой книжки, сведения о размере и источниках доходов.
В соответствии с ч. 8 ст. 21 Областного закона, территориальная комиссия выдала заявителю письменное подтверждение № 3 в получении всех документов.
В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 33 Базового закона и ч.2 - 4 ст. 21 Областного закона, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Так же, должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
В соответствии с п.1.1 статьи 38 Базового закона, и ч.1.1 статьи 27 Областного закона, в силу которых, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
В указанных выше (предусмотренных ст. 33 Базового закона и ст. 21 Областного закона) сведениях о кандидате (документах) неполноты выявлено не было, все документы были оформлены в соответствии с требованиями закона, поэтому, необходимости направлять заявителю извещение, предусмотренное п.1.1 статьи 38 Базового закона, и п.1.1 статьи 27 Областного закона, у избирательной комиссии не было.
Следовательно, доводы заявителя о том, что избирательной комиссией были нарушены положения п.1.1 статьи 38 Базового закона, и п.1.1 статьи 27 Областного закона являются необоснованными.
2.) Избирательной комиссией не оспаривается, что в нарушение п.6 ст.38 Базового закона, ч.5 ст.26 Областного закона, заявитель не был извещен о проведении проверки подписей избирателей, а также, что в нарушение п. 7 ст. 38 Базового закона, ч.13 ст. 26 Областного закона - ему не был в установленный законом срок выдан итоговый протокол проверки подписей избирателей.
Однако, избирательная комиссия считает данные нарушения не существенными, поскольку они не повлияли и не могли повлиять на решение избирательной комиссии, а следовательно, не ущемляют права заявителя.
Избирательная комиссия ссылается на то, что в регистрации кандидатом в депутаты заявителю было отказано законно, на основании п. «д», п.24 ст. 38 Базового закона, п. 5 ч. 7 ст. 27 Областного закона, в силу которых, основаниями отказа в регистрации кандидата являются,
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата,
либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
По мнению представителей избирательной комиссии, права заявителя нарушены не были, поскольку при проверке подписей избирателей, представленных заявителем были выявлены 9 недостоверных и 5 недействительных подписей, то есть - 14 подписей. Оставшееся количество подписей было не достаточно для регистрации заявителя кандидатом в депутаты.
Проверяя доводы представителей избирательной комиссии, суд исходил из следующего.
Пунктом 1 ст. 37 Базового закона и ч.1 ст. 24 Областного закона предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей, в порядке, который определяется законом.
В соответствии с ч.1 ст. 24 Областного закона, количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, составляет 2 процента от указанного в опубликованной в соответствии со статьей 8 настоящего Областного закона схеме избирательных округов числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей.
Окружная комиссия выдает письменное извещение о необходимом для регистрации кандидата количестве подписей избирателей, а также о предельном количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, которое определяется в соответствии с частью 4 статьи 25 настоящего Областного закона. Указанное извещение выдается одновременно с подтверждением, указанным в части 8 статьи 21 настоящего Областного закона.
В судебном заседании установлено, что 15.01.2010г. ФИО1 получил в избирательной комиссии письменное извещение о том, что для регистрации кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы по 21 округу необходимое количество подписей избирателей - 102, предельное количество подписей избирателей - 112.
25.01.2010 г. ФИО1 сдал в территориальную избирательную комиссию 39 подписных листов со 112 подписями избирателей и протокол об итогах сбора подписей избирателей в свою поддержку, о чем комиссией ему было выдано письменное подтверждение № 3.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Базового закона, процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными, должна предусматриваться законом.
Порядок проведения проверки, соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах предусмотрен в ст. 26 Областного закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Областного закона, если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в этих подписных листах.
Соответствующая окружная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, в соответствующие органы, которые обязаны в течение пяти дней сообщить комиссии о результатах проверки (ч.2 ст. 26 Областного закона).
Соответствующая окружная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в этих подписных листах, своим решением создает рабочие группы из числа членов комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов (ч.3 ст. 26 Областного закона).
К такой проверке привлекаются эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также могут привлекаться члены нижестоящих комиссий с правом решающего голоса, эксперты из числа специалистов органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов. Письменные заключения указанных в настоящей части экспертов могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах.
В заключении эксперта указываются: дата, время и место производства экспертизы, основание производства экспертизы, фамилия, имя, отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследования и материалы, представленные для производства экспертизы, данные о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы, содержание и результаты исследований с указанием примененных методик, выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование.
Проверке подлежат 20 процентов от установленного настоящим Областным законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших подписи. В случае, когда для регистрации кандидата требуется представить менее 200 подписей, проверке подлежат 50 процентов от установленного настоящим Областным законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Подписи для указанной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки (ч.4 ст. 26 Областного закона).
При случайной выборке (жеребьевке) подписей для проверки заявитель присутствовал, претензий к ее проведению не имеет.
В соответствии с ч.6 ст. 26 Областного закона, по результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
Проверке подверглись 50 % подписей от 102 необходимых для регистрации кандидата, то есть 51 подпись.
Требования к оформлению подписных листов, критерии определения достоверности и действительности подписей избирателей, приведены в ст. 37 Базового закона, ст. ст. 24, 26 Областного закона.
В соответствии с частью 7 ст. 24 Областного закона, в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место основной работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), место жительства кандидата, а также наименование и номер избирательного округа, в котором выдвигается кандидат.
В силу п. 8 ст. 37 Базового закона и ч.10 ст. 24 Областного закона, избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
При указании данных документа, заменяющего паспорт гражданина, указывается также его наименование.
Допускается проставление избирателем даты внесения своей подписи цифрами, с отсутствием первых двух цифр в числе соответствующего года.
Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата.
Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Допускаются сокращения наименований видов населенных пунктов, установленные Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, общепринятые сокращения слов "дом", "квартира", "корпус", "улица", "проспект", "переулок" и тому подобных.
Допускаются сокращения наименований документов, заменяющих паспорт, которые позволяют однозначно установить полное наименование документа.
Избиратели вправе ставить подпись в поддержку нескольких кандидатов по своему избирательному округу, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.
Подписной лист, в силу ч. 11 ст. 24 Областного закона, заверяется непосредственно лицом, проводившим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество полностью, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа, ставит свою подпись и дату ее внесения в подписной лист. Заверение подписных листов лицом, не собиравшим подписи в указанных подписных листах, не допускается. При указании данных заменяющего паспорт документа указывается также его наименование. Допускаются сокращения наименований видов населенных пунктов, установленные Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, общепринятые сокращения слов "дом", "квартира", "корпус", "улица", "проспект", "переулок" и тому подобных. Допускаются сокращения наименований документов, заменяющих паспорт, которые позволяют однозначно установить полное наименование документа.
Подписной лист также заверяется кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения в подписной лист. Проставление указанных в настоящей части дат осуществляется в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Заявитель 25.01.2010г. сдал в избирательную комиссию 3 папки подписных листов, со 112 подписями избирателей, в поддержку своего выдвижения.
папка № 1 состоит из 11 подписных листов, содержащих 30 подписей избирателей;
папка № 2 состоит из 14 подписных листов, содержащих 40 подписей избирателей;
папка № 3 состоит из 14 подписных листов, содержащих 42 подписи избирателей.
30.01.2010г. экспертом Волгодонского отдела ЭКЦ ГУВД по Ростовской области старшим лейтенантом милиции ФИО2 на основании представления от 30.01.2010г. № 12/437 председателя территориальной избирательной комиссии произведено почерковедческое исследование подписных листов, собранных в поддержку кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы ФИО1
Эксперт выявил следующее:
в папке № 1:
в подписном листе № 3 строки 1,2 вероятно выполнены одним лицом;
в папке № 2
в подписном листе № 9 строки 1,2 вероятно выполнены одним лицом;
в подписном листе № 7 строки 1,2,3 вероятно выполнены одним лицом;
в подписном листе № 13 строки 1,2 вероятно выполнены одним лицом;
в подписном листе № 11 строки 2,3 вероятно выполнены одним лицом.
В соответствии с ч. 8 ст. 26 Областного закона, если при проверке обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
В соответствии с ч. 9 ст. 26 Областного закона, недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
То есть, согласно экспертному заключению, вероятно выполнены:
Папка № 1:
одним лицом подписи от имени ФИО3 и ФИО4 (подписной лист № 3 строки 1,2);
Папка № 2:
одним лицом подписи от имени ФИО5 и ФИО6 (подписной лист № 9 строки 1,2);
одним лицом подписи от имени ФИО7, ФИО8 и ФИО9 (подписной лист № 7 строки 1,2,3);
одним лицом подписи от имени ФИО10 и ФИО11.(подписной лист № 13 строки 1,2)
одним лицом подписи от имени ФИО12 и ФИО13 (подписной лист № 11 строки 2,3).
Всего 11 подписей.
Недействительными считались бы подписи одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, и достоверной в этом случае, считалась бы одна подпись этого лица (ч. 8 ст. 26 Областного закона).
Даже если (по правилам ч. 8 ст. 26 Областного закона) признать действительной подпись одного лица в каждом из указанных выше пяти подписных листов, действительными могли быть признаны только подписи этих лиц (то есть - 5 подписей). 6 подписей в этом случае являлись бы недействительными.
Однако, комиссия, действуя в рамках полномочий, предоставленных ей законом, не могла достоверно установить, кем именно выполнены эти подписи.
По мнению суда, поскольку подписи в каждом из указанных выше подписных листов были выполнены от имени одного лица другим лицом и это установлено экспертным заключением, все 11 подписей должны быть признаны недостоверными, в соответствии с ч. 9 ст. 26 Областного закона.
Избирательной комиссией недостоверными признаны 9 подписей избирателей.(Со слов представителя комиссии - допущена ошибка в пользу заявителя).
Как следует из сообщения отдела по г. Волгодонску УФМС России № 889 от 04.02.2010г., при проверке достоверности сведений об избирателях, указанных подписных листах, представленных в избирательную ФИО1, выявлено:
Папка № 1
Лист № 11 строка № 2 неверно указан адрес (не совпадает с данными УФНС)
Лист № 10 строка № 1 неверно указаны данные паспорта (не совпадают с данными УФНС)
Папка № 3
Лист № 7 строка № 1 неверно указаны данные паспорта (не совпадают с данными УФНС)
Лист № 10 строка № 1 неверно указаны данные паспорта и дата рождения (не совпадают с данными УФНС).
Всего 5 подписей.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 26 Областного закона, недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Действуя в рамках своих полномочий, избирательная комиссия правильно признала недействительными 5 указанных выше подписей избирателей.
В соответствии с ч. 13 ст. 26 Областного закона, по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей в поддержку кандидата, количество представленных подписей избирателей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Избирательной комиссией по итогам проверки подписных листов, представленных заявителем 04.02.2010г. составлен итоговый протокол, из которого следует, что при проверке выявлено:
5 недействительных подписей, признанных таковыми на основании п.2 ч. 10 ст. 26 Областного закона;
9 недостоверных подписей, в соответствии с ч.9 ст. 26 областного закона.
04.02.2010г. Территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска Ростовской области издано постановление № 58-13 об отказе ФИО1 в регистрации его кандидатом в депутаты Волгодонской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 21, в связи с тем, что при проверке представленных им подписных листов, были выявлены - 9 недостоверных подписей и 5 недействительных подписей избирателей.
В соответствии с п.1 ст. 38 Базового закона и ч. 1 ст. 27 Областного закона, регистрация кандидата, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В силу п.п. «д» п. 24 ст. 38 Базового закона и п. 5 ч.7 ст. 27 Областного закона, основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В соответствии с п. 27 ст. 38 Базового закона, перечень оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24 - 26 настоящей статьи, являются исчерпывающими.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Областного закона, количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, составляет 2 процента от указанного в опубликованной в соответствии со статьей 8 настоящего Областного закона схеме избирательных округов числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей.
Окружная комиссия выдает письменное извещение о необходимом для регистрации кандидата количестве подписей избирателей, а также о предельном количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, которое определяется в соответствии с частью 4 статьи 25 настоящего Областного закона.
В соответствии с частью 4 статьи 25 Областного закона, количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на десять процентов.
Заявитель получил от избирательной комиссии письменное извещение о том, что для регистрации кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы по 21 округу необходимое количество подписей избирателей - 102, предельное количество подписей избирателей - 112.
За вычетом 14 (9+5) подписей (112- 14), остается 98 подписей, которые признаны действительными и достоверными.
Поскольку для регистрации кандидата в депутаты Волгодонской городской Думы по 21 округу необходимое количество подписей избирателей - 102, решение избирательной комиссии об отказе ФИО1 в регистрации является законным.
Судом рассмотрены доводы заявителя о том, что он не был извещен избирательной комиссией о проведении проверки, представленных им подписей избирателей, и. что ему, в установленный законом срок не были вручены материалы проверки.
Суд пришел к следующему.
В соответствии с п.6 ст.38 Базового закона, ч.5 ст.26 Областного закона - заявитель должен был быть извещен о проведении проверки подписей избирателей.
В соответствии с п. 7 ст. 38 Базового закона, ч.13 ст. 26 Областного закона - заявитель должен был получить протокол об итогах проверки подписей избирателей за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Требования указанных правовых норм избирательной комиссией выполнены не были.
В соответствии с ч. 5 ст. 75 Базового закона и ст. 63 Областного закона, суд может отменить решение соответствующей комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Основания отмены решения комиссии об отказе в регистрации кандидата предусмотрены ст. 76 Базового закона и ст. 63 Областного закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 76 Базового закона и ч.5 ст. 63 Областного закона, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Базового закона ( ч.7 ст. 27 Областного закона), иных требований, предусмотренных Базовым, Областным и иным законом.
То есть, решение об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом в том случае, если избирательной комиссией нарушены п.п. 24 - 26 статьи 38 Базового закона и ч.7 ст. 27 Областного закона.
В п.п. 24 - 26 статьи 38 Базового закона и ч.7 ст. 27 Областного закона приведен перечень оснований для отказа в регистрации кандидата.
Одним из оснований отказа в регистрации, в силу п. «д», п.24 ст. 38 Базового закона, п. 5 ч. 7 ст. 27 Областного закона является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Таких оснований для отмены решения об отказе в регистрации кандидата, на которые ссылается заявитель (не извещение о проведении проверки подписей или невручение в срок материалов проверки) закон не содержит.
Кроме того, в соответствии с ч. 18 ст. 38 Базового закона и п. 2 ст. 27 Областного закона, избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана принять решение о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации.
Как было указано выше, заявитель сдал в избирательную комиссию подписные листы 25.01.2010г.
Следовательно, решение о регистрации кандидата, или об отказе в регистрации должно было быть принято в срок до 04.02.2010г. включительно.
Постановление Территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска Ростовской области № 58-13 об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Волгодонской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 21 было вынесено 04.02.2010г.
Заявитель не мог не знать о том, что до этой даты проводится проверка представленных им подписных листов, и мог сам прибыть в избирательную комиссию для уточнения времени проверки и получения необходимых ему документов.
В соответствии со ст. 62 Областного закона, обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст. 75 Базового закона, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Производство по гражданским делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируется нормами Главы 26 (ст.ст.259 - 261) ГПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 269 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность доказать законность оспариваемого решения лежит на избирательной комиссии, однако, по общему правилу, доказать факт нарушения его прав должен заявитель.
В судебном заседании установлено, что избирательная комиссия, при принятии решения об отказе в регистрации заявителю, действовала в рамках предусмотренной законом процедуры и приняла решение, основанное на представленных ей документах.
Заявитель не только не представил суду доказательств, подтверждающих, что допущенные избирательной комиссией формальные нарушения (не извещение заявителя о проверке подписных листов и не вручение ему в срок материалов проверки) могли повлиять, или повлияли на принятие решения об отказе в регистрации, но и не ссылался на такие доказательства, ограничившись лишь доводами о том, что указанные нарушения ущемили его права.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется законных оснований для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии.
В соответствии с ч. 2 ст. 261 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении его заявления об отмене постановления территориальной избирательной комиссии г. Волгодонска Ростовской области № 58 - 13 от 04.02.2010 года «Об отказе в регистрации кандидату на должность депутата Волгодонской городской Думы по одномандатному избирательному округу №21 ФИО1» отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 5 дней со дня его принятия через Волгодонской районный суд.
Решение в окончательной форме составлено 10 февраля 2010г.
Судья: