Дело №2-9007/19 23 декабря 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Быханова А.В.
при секретаре Тухарян А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ТСЖ «Наш Дом» о раскрытии информации и предоставлении копии документов, подтверждающих информацию, возмещении морального вреда, суд
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в Приморский суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к ТСЖ «Наш Дом» о раскрытии информации и предоставлении копии документов, подтверждающих информацию, возмещении морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником квартиры <адрес> в многоквартирном доме <адрес><адрес>. Ответчик является управляющей компанией в указанном доме и в соответствии с законодательством обязан предоставлять информацию, связанную с деятельностью в сфере управления многоквартирными домами. Ответчик по различным причинам отказывается представлять необходимую истцу информацию, чем нарушает его права.
В ходе рассмотрения исковых требований истец уточнила свои требования, просила обязать ответчика предоставить копию договора с приложениями с компанией «Система С-300»;дать письменные пояснения, какие конкретно нагрузки подключены к приборам учета № №,к какому оборудованию они подключены,к каким приборам учета электроэнергии подключены помещения <адрес>; предоставить копии документов (акты, отчеты) о количестве фактического ежемесячного потребления холодного водоснабжения за период с 01.01.2017 по дату предоставления документа, копии ежемесячно выставленных счетов-фактур за объемы отпущенного ХВС за период с 01.01.2017 по дату предоставления документа, копии ежемесячных отчётов о теплопотреблении по ГВС и ЦО за период с 01.01.2017 по дату предоставления документа, копии ежемесячных актов о количестве потребленной тепловой энергии и объемах потребленного теплоносителя по ГВС и ЦО за период с 01.01.2017 по дату предоставления документа, копии ежемесячных счетов-фактур за отпущенную тепловую энергию и объемы потребления теплоносителя по ГВС и ЦО за период с 01.01.2017 по дату предоставления документа, копии документов (акты, отчеты) о количестве ежемесячного фактического потребления электроэнергии на общедомовые нужды МКД, в том числе по нежилым помещениямза период с 01.01.2017 по дату предоставления документа, копии выставленных ежемесячных счетов-фактур за электроэнергию на общедомовые нужды МКД, в том числе по нежилым помещениям за период с 01.01.2017 года по дату предоставления документа; копию договора о выполнении работ по модернизации ПЗУ в МКД;копию функциональных (должностных) обязанностей консьержа с указанием меры ответственности перед собственниками МКД.Также просила за нарушение прав потребителя взыскать компенсацию морального вреда 1 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.
В судебном заседании истец просила требования удовлетворить, последние уточнения исковых требований связаны с тем, что по другому рассматриваемому в суде делу, суд уже обязал ответчика предоставить запрашиваемые ею документы по этому делу, поэтому в истребовании всех документов отпала необходимость.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Выслушав истца, исследовав материаля дела, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>
Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> осуществляет ТСЖ «Наш Дом».
В связи с имеющейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг и несогласием с проведенными расчетами по начислению размера этих платежей, истец в период с 03.04.2019 периодически (03.04.2019, 05.06.2019, 19.06.2019, 14.08.2019) обращалась к председателю ТСЖ «Наш Дом» о предоставлении копий различных документов, для последующего оспаривания произведенных начислений.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с п. 18 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
В соответствии с п. 17 Стандарта, в случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Согласно п. 21 Стандарта предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
Исходя из безусловной обязанности ответчика предоставить информацию по письменному запросу истца, самостоятельное определение ответчиком содержания ответа на запрос истца, объема информации, подлежащей предоставлению истцу, в том числе и соответствия объему ее раскрытия на сайте, является прерогативой управляющей компании.
Право истца на получение информации от ответчика в указанном ею объеме подлежит защите в случае отказа ответчиком в удовлетворении ее письменного запроса в установленной форме.
Из материалов дела усматривается, что ответ на обращения от 03.04.2019 и 05.06.2019 в адрес истца ТСЖ «Наш Дом» не направлялся. В ответах на обращения истца от 19.06.2019 и 14.08.2019 председателем правлением ТСЖ «Наш Дом» истцу сообщено о возможности получения запрошенной информации в полном объеме на интернет-сайте, однако адрес сайта ответчиком не указан, при таких обстоятельствах, оснований полагать, что с учетом положений п. 17 Стандарта, ответчиком исполнена обязанность по раскрытию истцу информации, не имеется.
Более того, истец просила в обращении от 14.08.2019 прописать путь до конечных файлов в ГИС ЖКХ, поскольку не могла сама разобраться в интернете. На данном обращении имеется резолюция без подписи, где указано, что «если не умеете работать с ГИС ЖКХ, то существует единая справочная система по данному сайту».
Согласно пункту 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731 жилищный кооператив путем размещения информации на официальном сайте в сети Интернет, на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее - информационные стенды); предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде обязано раскрывать следующую информацию:
а) общую информацию об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Приведенный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В силу ч. 3 ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества; реестр членов товарищества; бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнение таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок); заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы; иные предусмотренные Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
Как усматривается из приведенных положений, запрашиваемые истцом копии договора с приложениями с компанией «Система С-300»; дача письменных пояснений, какие конкретно нагрузки подключены к приборам учета №, к какому оборудованию они подключены, к каким приборам учета электроэнергии подключены помещения 5-Н и 6-Н; копии договора о выполнении работ по модернизации ПЗУ в МКД; копии функциональных (должностных) обязанностей консьержа с указанием меры ответственности перед собственниками МКД к перечню информации, подлежащей раскрытию, не отнесены.
Истец не смог пояснить, в каких правоотношениях находятся ТСЖ «Наш Дом» и компания «Система С-300», связано ли это с выполнением работ или оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Дача письменных пояснений по каким либо вопросам и внесение должностных обязанностей консьержа не предусмотрена Стандартом раскрытия информации. Из ответа председателя ТСЖ «Наш Дом» от 17.07.2019 в адрес истца следует, что модернизацией системы ПЗУ ТСЖ не занималось, в договорных отношениях не состояло.
Требования истца в остальной части предоставления информации подлежат удовлетворению. Суд полагает, что на ответчика необходимо возложить обязанность, с учетом возраста истца, навыков владения компьютером, предоставить истцу копии документов.
Поскольку требования связаны с получением информации при оказании услуг, то на данные правоотношения распространяется Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с п.45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Поскольку ненадлежащим выполнением обязательств нарушены права истца как потребителя, в соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 1 руб.
Согласно п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с п.46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 50 коп.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При подаче иска истцом была оплачена государственная пошлина 300 руб., как требования неимущественного характера, что подтверждается платежным поручением.
Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ТСЖ «Наш Дом» предоставить Горелик Светлане Александровне копии документов (акты, отчеты) о количестве фактического ежемесячного потребления холодного водоснабжения за период с 01.01.2017 по дату предоставления документа, копии ежемесячно выставленных счетов-фактур за объемы отпущенного ХВС за период с 01.01.2017 по дату предоставления документа, копии ежемесячных отчётов о теплопотреблении по ГВС и ЦО за период с 01.01.2017 по дату предоставления документа, копии ежемесячных актов о количестве потребленной тепловой энергии и объемах потребленного теплоносителя по ГВС и ЦО за период с 01.01.2017 по дату предоставления документа, копии ежемесячных счетов-фактур за отпущенную тепловую энергию и объемы потребления теплоносителя по ГВС и ЦО за период с 01.01.2017 по дату предоставления документа, копии документов (акты, отчеты) о количестве ежемесячного фактического потребления электроэнергии на общедомовые нужды МКД, в том числе по нежилым помещениям за период с 01.01.2017 по дату предоставления документа, копии выставленных ежемесячных счетов-фактур за электроэнергию на общедомовые нужды МКД, в том числе по нежилым помещениям за период с 01.01.2017 года по дату предоставления документа.
Взыскать с ТСЖ «Наш Дом» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 руб., штраф в размере 50 коп., расходы на госпошлину в размере 300 руб., а всего 301 руб. 50 коп.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд.
Судья А.В. Быханов
Мотивированное решение суда изготовлено 26 декабря 2019 года.