ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-900/17 от 05.05.2017 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-900/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 мая 2017 года г. Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Мельникова И.В.

при секретаре Лариной О.С.

с участием ответчика Лисина ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуадминистрации города Нефтеюганска к Лисину ФИО7 о

понуждении передать комнату в состав казны муниципального образования «город окружного значения Нефтеюганск», прекращении права собственности за Лисиным ФИО8 на комнату и признании права муниципальной собственности на жилое помещение

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с учетом уточненных требований к ответчику о понуждении передать комнату площадью 15 м2, расположенную в (адрес), прекращении за Лисиным ФИО9 прав на данное жилое помещение и признании права на данное жилое помещение за МО «Город окружного значения Нефтеюганск» ссылаясь на то, что в рамках областной целевой программы «Сотрудничество» на 2014г. Лисину ФИО10 на состав семьи 1 человек была предоставлена жилищная субсидия в размере (иные данные) руб. из средств окружного бюджета, которую он реализовал путем приобретения по договору участия в долевом строительстве № 03/01/МК/Д-205 от 26.09.2014 жилого помещения по адресу: (адрес).

В соответствии с актом приема-передачи от 19.02.2016 Лисину ФИО11 было передано застройщиком ООО «Меридиан Констракшн» жилое помещение, общей площадью 25,2 м2, расположенное по адресу: (адрес).

При этом, как утверждает истец 19.06.2014 между Лисиным ФИО12 и главой органа местного самоуправлениягорода Нефтеюганска было подписано обязательство о передаче жилого помещения по адресу: (адрес), комната 15 м2 в собственность муниципального образования город Нефтеюганск, в 2-месячный срок с даты приобретения им жилого помещения в г.Тюмени.

27.02.2017г. Лисину ФИО13 было направлено письменное уведомление о необходимости в кратчайшие сроки освободить занимаемое жилое помещение сняться с регистрационного учета и передать в муниципальную собственность жилое помещение по адресу: г.(адрес), площадью 15 м2,однако до настоящего момента Лисиным ФИО14 обязательство по передаче жилого помещения не исполнены, последний уклоняется от передачи жилого помещения по адресуг.(адрес), площадью 15 м2 в собственность муниципального образования город Нефтеюганск.

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем признания права, присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 309,310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность по передаче принадлежащей ему комнаты в состав казны муниципального образования город Нефтеюганск, право собственности на данное имущество после такой передачи за Лисиным ФИО15 должно быть прекращено.

В судебное заседание представитель истца не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в его отсутствие, на иске настаивал.

Ответчик в судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что на момент его обращения для участия в программе по переселению в 2010 году, отсутствовала норма закона обязывающая передавать квартиры после приобретения другого жилья. На 2014 год, когда разрешался вопрос о предоставлении ему субсидии Постановление Правительства ХМАО-Югры №108-п было отменено №408 Постановлением правительства ХМАО-Югры, поэтому после приобретения жилья он отозвал нотариально удостоверенное обязательство по передачи квартиры. Будучи в Тюмени, получив квалифицированный ответ о незаконности действий администрации, отказался передавать жилье.

Выслушав ответчика, исследовав представленные суду доказательства, суд пришел к следующему

В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Так Постановлением Правительства Российской Федерации от 17сентября 2001 г № 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище» на 2002-2010 годы, Постановлением Правительства Российской Федерацииот 17 декабря 2010 г. № 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа), включающая в себя ряд подпрограмм, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Механизмом реализации Программы на уровне субъектов Российской Федерации служила разработка и реализация региональных программ. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливались федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений вХанты-Мансийском автономном округе - Югре" к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области жилищных отношений отнесены разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа.

Так в ХМАО –Югре был принят Закон от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015 годы». В последующем

При этом 5 апреля 2011 г. за № 108-п было принято Постановление Правительства ХМАО-Югры « О порядке реализации целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года ".

9 октября 2013 г. № 408-п Правительством ХМАО-Югры было принято Постановление «О государственной программе ХМАО-Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО-Югры в 2016-2020 годах»

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в 2014 году Лисину ФИО16 на состав семьи 1 человек была предоставлена жилищная субсидия в размере (иные данные) руб. из средств окружного бюджета.

Указанная субсидия выделена в рамках в рамках мероприятия «Предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, признанным до 31 декабря2013 года участниками подпрограммы» государственной программы Хаиты - Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в 2014-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 408-п, за счет средств областной целевой программы «Сотрудничество» для приобретения жилого помещения вгороде Тюмени.

Данную субсидию Лисин ФИО17 реализовал путем приобретения по договору участия в долевом строительстве № 03/01/МК/Д-205 от 26.09.2014 жилого помещения по адресу: г. Тюмень(адрес).

В соответствии с от 19.02.2016 Лисин ФИО18 по акту приема-передачи принял от застройщика ООО «Меридиан Констракшн» жилое помещение, общей площадью 25,2 м2, расположенное в г. (адрес).

Одним из условий участия в названной Программе являетсяпередача предоставленного жилого помещения в муниципальную собственность.

Лисин ФИО19 является собственником комнаты размером 15 м2 в двух комнатной квартире, расположенной в г.(адрес)

Учитывая наличие вышеуказанного требования Программы 19.06.2014 между Лисиным ФИО20 и главой органа местного самоуправлениягорода Нефтеюганска было подписано обязательство о передаче вышеуказанного жилого помещения в г.Нефтеюганскев собственность муниципального образования город Нефтеюганск, в 2-месячный срок с даты приобретения им жилого помещения в г.Тюмени.

Однако принятые на себя обязательства предусмотренные условиями Программы Лисин ФИО21 не выполнил, спорное жилое помещение не освободил и не передала истцу.

В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.

Ответчик самостоятельно определил судьбу своих прав в отношении спорного жилья, приняв на себя обязательство освободить его с целью получения субсидии для приобретения жилого помещения в г. Тюмени в рамках Программы.

Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В силу ст.310 Кодекса односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

С учётом изложенного после приобретения ответчиком жилого помещения с участием выделенной субсидии спорное жилое помещение должно было быть не только освобождено ответчиком, но и передано истцу на основании взятого на себя обязательства.

Обязанность по передаче жилого помещения в собственность иного лица влечет за собой прекращение права собственности на данный объект за прежним собственником с утратой всех принадлежащих прав, предусмотренных ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что на момент обращения для участия в программе переселения в 2010 г. не существовало нормы закона обязывающей при использовании субсидии передавать ранее занимаемое жилье в собственность муниципальных органов власти, суд признает не состоятельными, при этом учитывает, что в соответствии с подпрограммой «Жилищные субсидии на строительство и (или) приобретение жилых помещений гражданам, выезжающим из ХМАО-Югры в субъекты Российской Федерации, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравнённым к ним местностям» Закона ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015 годы» (далее – Закон 103-оз) действовавшей до 31.12.2010 г., одним из условий участия в подпрограмме «Жилищные субсидии на строительство и (или) приобретение жилых помещений гражданам, выезжающим из ХМАО-Югры в субъекты Российской Федерации, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравнённым к ним местностям» (Подпрограмма 5) являлась безвозмездная передача в собственность муниципального образования занимаемого гражданином жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности.

При этом в соответствии с Законом ХМАО-Югры от 21 сентября 2010 года № 148-оз «О внесении изменений в закон ХМАО –Югры "Об изменениях территориального устройства ХМАО-Югры и о внесении изменений в отдельные законы ХМАР-Югры и о признании утратившими силу некоторых законов ХМАО-Югры», вступившего в действие с 1 января 2011 года. в соответствии со ст.4 названного закона граждане, подавшие заявления на получение государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений до вступления настоящего Закона в силу, обеспечиваются государственной поддержкой в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы".

При этом принятым Правительством ХМАО-Югры Постановлениеот 5 апреля 2011 г. № 108-пО порядке реализации целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года "действовавшей до 01.01.2014 г.в связи с изданием постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 408-п в соответствии с которым Лисин и получил субсидию, так же был утвержден порядок реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" в соответствии с которым так же было установлено, что в соответствии со статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 сентября 2010 года N 148-оз "О внесении изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Об изменениях административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и о внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и о признании утратившими силу некоторых законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" граждане, подавшие заявления на получение государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений до 1 января 2011 года, обеспечиваются государственной поддержкой в порядке и на условиях, предусмотренных ЗакономХанты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 № 103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы";

Таким образом, во всех случаях принятия соответствующих программ обязательным условием участия в программе являлось добровольное согласие претендента на участие в программе на безвозмездную передачу принадлежащего ему помещения в собственность муниципального образования.

Указанный вывод согласуется и с положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Так в силу ст. 6 указанного Закона условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат (ст.6).

Участие в Подпрограмме 5 является добровольным (п. п.2.1 Положения), что предполагает безусловное согласие лица, изъявившего в ней участвовать, с её условиями и необходимость исполнения данных условий.

Учитывая, что при подаче иска истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, поэтому государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, подлежат взыскиванию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в соответствии с пп.3 п.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ в размере 6 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. руководствуясь ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 209,309,310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ПостановлениеПравительства ХМАО-Югры от 9 октября 2013 г. № 408-п «О государственной программе ХМАО-Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО-Югры в 2016-2020 годах», ст. 56, 194, 195, 196, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Лисина ФИО23 передать жилое помещение по адресу: г.(адрес), комната 15 м2 в собственность муниципального образования город Нефтеюганск.

Прекратить право собственности Лисина ФИО24 на комната 15 м2 в (адрес).

Признать за МО «город окружного значения Нефтеюганск» право собственности на комнату 15 м2 в (адрес).

Взыскать с Лисина ФИО25 госпошлину в размере 6 000 руб. в бюджет МО «город окружного значения Нефтеюганск».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.

Председательствующий: подпись

Верно: судья И.В Мельников

Секретарь: О.С. Ларина

Подлинник находится вНефтеюганском районном суде в деле №2-900/2017

Решение в законную силу не вступило.

Решение изготовлено 10.05.2017г.