Дело № 2-900/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
посёлок Яр УР 21 мая 2014 года
Глазовский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Кротовой Е. В., при секретаре Веретенниковой Н. В.,
с участием представителя истца – прокурора Ярского района УР Гаптрахманова И. М.,
представителя ответчика – сельскохозяйственного потребительского кооператива «Ярский» - Евсеева А. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора к сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Ярский» о возложении обязанности провести инвентаризацию источников выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
установил:
Прокурор Ярского района УР обратился к сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Ярский» (далее по тексту – СПК «Ярский») о возложении обязанности провести инвентаризацию источников выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать предельно допустимые выбросы вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает на то, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что СПК «Ярский» зарегистрирован в качестве юридического лица – ОГРН <данные изъяты> ИНН <данные изъяты> основным видом экономической деятельности которого, является производство пиломатериалов.
Производственная деятельность осуществляется по адресу: УР, <адрес>. Согласно объяснений председателя СПК «Ярский» Евсеева А. М. по указанному адресу расположены бытовое задание, гараж, козловой кран, пилоцех (пилорама) - рамная пилорама Р-63, столярный цех(установлены 4 деревообрабатывающих станка -винторезный станок), материальные склады. Транспортный парк СПК «Ярский» : 1 лесовоз «Урал», 2 гусеничных тягача, 1 колесный трактор, автомобиль УАЗ. Стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих ) веществ являются действующими, используются в процессе производственной деятельности по деревообработке и находятся в собственности СПК «Ярский». Согласно расчету платы за НВОС за 4 квартал 2013 года СПК «Ярский» в процессе производственной деятельности осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами таких как: железа оксиды, марганец, фтора газообразные, пыль древесная, передвижными объектами и такими как: бензин неэтилированный, дизельное топливо.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 указанного закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно п. п. 5 и 8 Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 579 (ред. от 18.07.2013) источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности). Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников и разработка проектной документации осуществляются в установленном законодательством порядке. При внесении Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации дополнений (изменений) в Перечень загрязняющих веществ, а также в случае выявления неучтенных (вредных) загрязняющих веществ в перечне вредных (загрязняющих) веществ, установленных по результатам проведенной инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности), ранее установленные нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подлежат пересмотру в установленном законодательством порядке.
Исходя из ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333 стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от 05.06.2013) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований законодательства СПК «Ярский» осуществляет эксплуатацию стационарных источников выбросов вредных(загрязняющих)веществ в атмосферный воздух с нарушение требований законодательства: не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками осуществляется без разрешения, полученного в установленном законом порядке. В связи с чем прокурор просит обязать СПК «Ярский» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать предельно допустимые выбросы вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании прокурор Ярского района УР Гаптрахманов И. М. исковые требования поддержал по основаниям указанным в нём, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Евсеев А. М. исковые требования признал. Пояснил, что по адресу: <адрес> УР, <адрес> расположены бытовое задание, гараж, козловой кран, пилоцех (пилорама) - рамная пилорама Р-63, столярный цех(установлены 4 деревообрабатывающих станка -винторезный станок), материальные склады. Транспортный парк СПК «Ярский» : 1 лесовоз «Урал», 2 гусеничных тягача, 1 колесный трактор, автомобиль УАЗ. Стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих ) веществ являются действующими, используются в процессе производственной деятельности по деревообработке и находятся в собственности СПК «Ярский».
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства суд принимает решение об удовлетворении заявленных исковые требований по следующим основаниям.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что согласно п. 1 ст. 2 Устава СПК «Ярский» является юридическим лицом.
Согласно п. 1 ст. 3 Устава основным видом деятельности кооператива является переработка древесины, полученной от хозяйственной деятельности и рубок главного пользования.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № 1571 от 21 июня 2013 года СПК «Ярский» зарегистрировано в качестве юридического лица 01 июля 20002 года за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты> Тем самым в соответствии со ст. ст. 48, 49 ГК РФ в ходе судебного заседания был установлен правовой статус СПК «Ярский» и возможность нести обязанности.
Согласно письма от 13 мая 2014 года руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской республике, направленного прокурору Ярского района УР СПК «Ярский» сведения о проведении инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а так же проект предельно допустимых выбросов на данный момент в Управление не представляли. Перечень объектов, в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов в рамках работы по нормированию выбросов вредных загрязняющих веществ не ведется.
Из информации предоставленной Министерством природных ресурсов Удмуртской Республики лот 16 мая 2014 года, направленной прокурору Ярского района УР, следует, что СПК «Ярский» не обращались за выдачей разрешения на выброс загрязняющих веществ.
В судебном заседании установлено, данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается. доказательств обратного представителем ответчика не представлено, что по адресу: <адрес> УР, <адрес> расположены бытовое задание, гараж, козловой кран, пилоцех (пилорама) - рамная пилорама Р-63, столярный цех(установлены 4 деревообрабатывающих станка -винторезный станок), материальные склады. Транспортный парк СПК «Ярский» : 1 лесовоз «Урал», 2 гусеничных тягача, 1 колесный трактор, автомобиль УАЗ. Стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ являются действующими, используются в процессе производственной деятельности по деревообработке и находятся в собственности СПК «Ярский».
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 указанного закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно п. п. 5 и 8 Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 579 (ред. от 18.07.2013) источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности). Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников и разработка проектной документации осуществляются в установленном законодательством порядке. При внесении Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации дополнений (изменений) в Перечень загрязняющих веществ, а также в случае выявления неучтенных (вредных) загрязняющих веществ в перечне вредных (загрязняющих) веществ, установленных по результатам проведенной инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности), ранее установленные нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подлежат пересмотру в установленном законодательством порядке.
Исходя из ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от 05.06.2013) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что СПК «Ярский» основным видом деятельности которого согласно Устава является переработка древесины, полученной от хозяйственной деятельности и рубок главного пользования, осуществляет указанную деятельность без инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Срок, указанный прокурором, до которого он просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения, а именно в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является, по мнению суда, объективно достаточным и не оспаривался в судебном заседании представителем ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Ярского района к сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Ярский» о возложении обязанности провести инвентаризацию источников выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать предельно допустимые выбросы вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух удовлетворить.
Обязать сельскохозяйственный потребительский кооператив «Ярский» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух..
Взыскать с сельскохозяйственного потребительского кооператива «Ярский»в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2014 года
Судья Е. В. Кротова