ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-900/2016 от 25.10.2016 Аскизского районного суда (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2016 года Дело №2-900/2016

с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия

В составе: председательствующего судьи Булавиной Т.Э.,

при секретаре Загатиной Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО13 к Администрации Аскизского района Республики Хакасия о восстановлении срока на включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, о включении в данный список и об обеспечении жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО13 обратился в суд с иском к администрации Аскизского района РХ в котором просил обязать ответчика включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить ему на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение на территории Аскизского сельсовета, требования мотивировал тем, что он (истец) относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец ФИО1 умер <дата>, мать ФИО2 решением суда была признана ограниченной дееспособной. Постановлением от <дата> администрации Аскизского сельсовета его попечителем был назначен ФИО3, в котором допущена ошибка в его имени, указано «ФИО», вместо «В.». <дата> он поступил в ГБПОУ РХ «<Образовательное учреждение1> на полное государственное обеспечение. Однако по неизвестным причинам ни при установлении ему (истцу) статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, ни опекуном, ни после окончания образовательного учреждения, он не был включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В то время как за ним жилье не закреплялось при назначении опеки, собственного жилья он не имеет, в связи с чем, должен быть включен в указанный список и обеспечен жилым помещением.

Определением суда от <дата> к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Аскизского сельсовета Аскизского района РХ, администрация Верх-Аскизского сельсовета Аскизского района РХ.

Истец ФИО13 в судебное заседание не явился, направив своего представителя. В судебном заседании от <дата> пояснил, что после окончания в <дата> г. ГБПОУ РХ <Образовательное учреждение1> он поступил в ГБПОУ РХ <Образовательное учреждение2>, которое окончил в <дата> г. В <дата>. он обращался в Управление образования Аскизского района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, зная о своем праве на это. На которое ему в устной форме специалист Управления образования отказала, сославшись, что за ним имеется закрепленное жилое помещение по <адрес>, где он проживал с родителями. В <дата> г. он повторно был намерен обратиться но вопросу предоставления жилья в Управление образования, но специалистов отвечающих за учет детей, оставшихся без попечения родителей, на месте в день обращения не было. Более до <дата> с заявлением о предоставлении жилого помещения к ответчику не обращался. В суд обратился только в возврате года, в виду юридической неграмотности. Он (истец) проживает с супругой ФИО6 и детьми в арендуемой квартире по адресу: <адрес>. В период брака на средства материнского капитала была приобретена квартира в п.<адрес>, где необходимо проведение ремонта. На наследственное имущество своего отца ФИО1, в частности жилой дом по <адрес> он не претендует, хотя частично принял наследство отца, обратившись к нотариусу.

Представитель истца ФИО14, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования уточнила, просила суд восстановить срок на включение истца в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, включить ФИО13 в данный список и обеспечить ФИО13 жилым помещением на территории муниципального образования Аскизский сельсовет Аскизского района РХ, соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленной учетной нормы, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, указывая, что ФИО13, будучи лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте лет остался без внимания органов опеки, проживая по <адрес>, в том числе с ограниченно дееспосбной матерью. Лишь по исполнении лет ФИО13, постановлением Администрации муниципального образования Аскизского сельского совета от <дата> была назначена опека, тогда как в список нуждающихся в жилье ФИО13 включен не был. Образовательные учреждения ни в <дата>., ни в <дата> г. также действий направленных на включение истца в указанный список не предприняли. При обращении истца в <дата> г., по достижении им лет, в органы опеки с письменным заявлением, ему пояснили, что за ним (ФИО13) закреплено жилье по адресу: <адрес>, в связи с чем, он не имеет право на обеспечение жильем. Тогда как данное жилое помещение было закреплено только за его братьями и сестрами. Учитывая, что компетентные органы своевременно не включили ФИО13 в список детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, а по своей юридической неграмотности ФИО13 своевременно самостоятельно не обратился в компетентный орган с соответствующим заявлением, полагала, что срок для включения истца в указанный список подлежит восстановлению и в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец подлежит обеспечению жилым помещением.

Представитель ответчика администрации Аскизского района РХ ФИО15, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требование не признал, пояснив, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственными полномочиями, исполняемыми за счет средств бюджета субъекта РФ. Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом, названное право носит заявительный характер. По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства, которые в судебное заседание не предоставлены. На момент подачи заявления ФИО13 <дата> о включении в список, его возраст составлял года. Следовательно, он утратил право на включение в список, в связи с тем, что перестал относиться к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Представитель Муниципального казенного учреждения «Управление образования администрации Аскизского района» ФИО16, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца, указывая, что ФИО13 по не известным ей (представителю) причинам не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями до достижения им 18 лет, как и после окончания <дата> г. образовательного учреждения. Однако до достижения им 23 летнего возраста, после которого он утрачивает статус лица, имеющего право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, истец свое право не реализовал самостоятельно. Сведениями о том, что ФИО13 обращался с заявлением о включении его в названный список до <дата> г. учреждение не обладает.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Аскизского сельсовета Аскизского района РХ в судебное заседание своего представителя не направило, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и.о. главы администрация Верх-Аскизского сельсовета Аскизского района РХ ФИО17 в судебное заседание не явилась, направив письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.

Суд, в соответствии со ст.ст. 48, 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствии истца, представителей третьих лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу положений п. 1 ст. 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, законодатель распространил действие Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.1 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По смыслу приведенных выше положений, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений либо должны быть поставлены на такой учет.

Как установлено ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, и постоянно проживающие на территории Республики Хакасия, включаются органом, созданным в муниципальном образовании Республики Хакасия и осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано (далее - уполномоченный орган муниципального района (городского округа) Республики Хакасия), в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В ч. 1 ст. 4 названного Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются согласно очередности, в которой граждане, указанные в ст. 1 настоящего Закона, состоят в едином списке, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абз. вторым и третьим п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Гражданам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно по месту постоянного проживания в соответствующем населенном пункте Республики Хакасия.

Пунктом 2 ст. 9 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" установлено, что действие положений настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.

В силу вышеприведённых норм дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению жильем возложена на органы местного самоуправления

Юридически значимым при разрешении спора о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа является выяснение обстоятельств о том, относится ли заявитель к названной категории лиц, заявил ли он (заявлено ли в его интересах) о предоставлении жилья на льготных основаниях до достижения 23 летнего возраста, закреплялось ли за ним жилое помещение, и является ли он нуждающимся в получении жилья.

Родителями истца являются ФИО1, ФИО2, что усматривается из выписки записи акта о рождении от <дата>.

ФИО1 умер <дата>, что следует из выписки записи акта о смерти от <дата>.

Решением Аскизского районного суда РХ от <дата>, ФИО2 признана ограниченно дееспособной.

Согласно постановлению главы муниципального образования Аскизского сельского Совета от <дата>, над несовершеннолетним ФИО13, <дата> года рождения, назначена опека.

На заявление истца от <дата> о внесении изменения в вышеуказанном постановлении в его имени, администрация Аскизского сельсовета Аскизского района РХ в сообщении от <дата> указывает на возможность внесения исправления в порядке ст. 264 ГПК РФ.

На основании Постановления от <дата>, ФИО3 производились денежные выплаты на опекаемого ФИО13.

Отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними Управления образования администрации Аскизского района в сообщении от <дата>, указывает, что в настольный реестр подопечных и усыновленных несовершеннолетних Аскизского района Хакасской автономной области за период <дата> г. по <дата> г. , внесены сведения на ФИО13, <дата> года рождения, за , в графе «Сведения об опекуне, полечит., усыновит.», его опекуном (попечителем) был назначен ФИО3, проживающий по адресу: <адрес>

Таким образом, установлено, что истец с <дата> по <дата> относился к категории детей оставшихся без попечения родителей, затем лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, их заменяющих.

Согласно п. 2 ст. 155.2 СК РФ детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

Согласно п. 4 ст. 155.1 СК РФ по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Из информации Администрации Аскизского района от <дата>, следует, что ФИО13 состоял на учете в органе опеки и попечительства Аскизского района с <дата> по <дата>, находился под попечительством ФИО3. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 N 15-ФЗ) Администрация района в течение <дата> г. приняла от сельпоссоветов учетные дела состоящих на учете детей-сирот, и сформировала список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Аскизского района. ФИО13 в списке не состоит.

По каким причинам ФИО13 не был включен в указанный список не смогли указать ни администрации Верх-Аскизского сельсовета Аскизского района РХ по месту выявления истца, ни ГБПОУ РХ <Образовательное учреждение1>, ГБПОУ РХ <Образовательное учреждение2>, где истец обучался в период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> соответственно, находясь после окончания попечения на полном государственном обеспечении (информация ГБПОУ РХ <Образовательное учреждение1> от <дата> и информация ГБПОУ РХ <Образовательное учреждение2> от <дата>).

Таким образом, в нарушение приведенных выше положений ни попечитель ФИО3, ни администрации образовательных учреждений, как законные представители ФИО13, ни органы опеки и попечительства, ни орган местного самоуправления не обеспечили защиту прав и законных интересов истца и не разрешили вопрос о включении истца в список нуждающихся в получении жилых помещений, либо закреплении за ним жилого помещения как до достижения им 18 лет, так и на момент окончания ГБПОУ РХ «<Образовательное учреждение2><дата>.

В силу пункта 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными названной нормой, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет - до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа названной выше категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

ФИО13, <дата> года рождения, достиг совершеннолетия <дата>, после чего вправе был самостоятельно ставить вопрос о предоставлении ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, и нуждающемуся в жилье.

О таком праве, как следует из пояснений истца, ему было известно на <дата>., следовательно, довод стороны истца о юридической неграмотности истца, как препятствие для реализации своего права суд не может принять во внимание.

Суд допускает, что возможно до достижения истцом возраста полной дееспособности он не мог самостоятельно реализовать свое право, вместе с тем по достижении такого возраста ничто не ограничивало его в этом.

<дата> ФИО13 обратился к ответчику с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставлении жилого помещения.

В ответ на которое, <дата> администрацией Аскизского района РХ отказано в предоставлении муниципальной услуги о признании ФИО13 нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот на основании «Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по признанию граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в жилых помещениях, ведение учета с целью обеспечения их жильем», утвержденного постановлением Администрации Аскизского района Республики Хакасия от <дата>, по причине достижения возраста года на момент подачи заявления.

Тогда как доказательств раннего времени обращения с указанным заявлением ФИО13 не представлено, равно как и допустимых доказательств письменного обращения с заявлением о включении в список в письменной форме.

Таким образом, установлено, что ФИО13 с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, как не имеющего в собственности либо закрепленного за ним жилого помещения, и являющегося лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей к ответчику до <дата> не обращался, уважительных причин своего бездействия не привел.

Очевидно, что закон, предоставляющий право лицам от 18 до 23 лет воспользоваться правом на дополнительные гарантии по социальной поддержке, гарантировал указанным лицам им воспользоваться в ситуации, когда до достижения 18 лет они не могли самостоятельно его реализовать, а уполномоченные на то законные представители таких мер не предприняли, как в данном случае.

Вышеприведенные нормативные акты ограничивают срок реализации права и не предполагают наличие неограниченного срока на его реализацию.

Отсутствие волеизъявления истца на реализацию своего права вплоть до лет свидетельствует о том, что истец безразлично относился к реализации своего права, в силу чего его право осталось не реализованным и утрачено в силу закона.

Из справок администрации Верх-Аскизского сельсовета от <дата>, <дата> усматривается, что ФИО13 на момент утраты родительского попечения собственного жилья на территории данного сельсовета не имел, был зарегистрирован по адресу: <адрес>

Собственником дома, расположенного по адресу: <адрес> является отец истца ФИО1, совместно с которым на момент его смерти проживали супруга ФИО2 и дети ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО4, ФИО4, ФИО7, ФИО13 и истец ФИО13, что усматривается из справок администрации Верх-Аскизского сельсовета от <дата>, <дата>.

Указанный жилой дом постановлением главы Верх-Аскизского сельсовета от <дата> был закреплен за ФИО4, ФИО7, ФИО8, ФИО12.

Данное постановление было отменено постановлением главы Верх-Аскизского сельсовета от <дата>.

Материалами дела по выдаче свидетельства о праве на наследство по закону (завещанию) на имущество ФИО1, подтверждается, что единственным наследником, принявшим наследство последнего является истец ФИО13, которому выдано свидетельство о праве на наследство, состоящее из земельной доли, находящейся по адресу: <адрес>». Кроме того, наследодатель на основании свидетельства о праве собственности на землю от <дата> на момент смерти являлся собственником земельного участка по адресу: <адрес> (Постановление администрации Верх-Аскизского сельсовета от <дата>).

ФИО13 <дата> вступил в брак с ФИО18, на иждивении имеет несовершеннолетних детей: ФИО9, <дата> года рождения, ФИО10, <дата> года рождения, что следует из свидетельств о заключении брака, об их рождении.

В настоящее время ФИО13 фактически проживает в квартире по адресу: <адрес>, предоставленной его супруге ФИО6 по договору субаренды жилого помещения от <дата>, что подтверждается справкой администрации Кызласского сельсовета Аскизского района РХ от <дата>, договором субаренды жилого помещения от <дата>, заключенным между Администрацией Кызласского сельсовета и ФИО6, в котором истец указан в качестве члена семьи.

Также, из свидетельства о государственной регистрации от <дата> следует, что на основании договора купли-продажи от <дата>ФИО6, ФИО10, ФИО9, ФИО11 являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

При таких обстоятельствах, в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт нуждаемости ФИО13 в жилье.

Учитывая вышеизложенное, проанализировав фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО13, поскольку у истца в настоящее время отсутствует право на получение жилого помещения вне очереди по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО13 к Администрации Аскизского района Республики Хакасия о восстановлении срока на включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, о включении в данный список и об обеспечении жилым помещением, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд РХ.

Председательствующий Т.Э. Булавина

Мотивированное решение составлено <дата>.

Судья Т.Э. Булавина